{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Рынок недвижимости глазами профессионалов

Строительный рынок – как его видят профессионалы рынка. Разберем статистику Росстат и аналитику Дом.РФ. Обcудим структуру рынка, цены, и даже доберемся до денег на счетах эскроу. И самое интересное – сколько непроданных новостроек в России?

картинка - Дом.рф

Вчера мы отлично пошумели в комментариях про доступность жилья. Основа для обсуждения – мой расчет на вводных от одной строительной компании. А давайте теперь посмотрим на строительный рынок глазами профессиональных участников! - И не придумать участника лучше, чем Дом.РФ

Дом.РФ – это мама большинства строек в России в качестве кредитора. В целом, банк на этом и специализируется: проектное финансирование жилой стройки, целевые кредиты, участие в качестве инвестора. А также, это третий по величине ипотечный портфель.

Рынок as is

В своем большинстве, Россия застраивается многоэтажками: 65% всей стройки это 10 этажей и больше.

Ни для кого не будет секретом, что самые ходовые квартиры – однушки. И статистика с этим утверждением согласится, но уточнит, что самые популярные площади от 25 до 70 м2. На них приходится 76% строящихся квартир.

В типовом строительстве лидирует ПИК и Самолет. Но на этот сегмент приходится менее 30% всех обектов. Самый популярный формат – комфорт класс (55%). Здесь больше объем и выше конкуренция. Лидеры сегмента – DOGMA, Setl, ЛСР. Но доля каждого незначительная. Интересно, что несмотря на то, что доля того же ПИКа на всем строительном рынке всего 5-7%, все крупные города завалены их баннерами.

Цены

Забавно, но Росстат впервые зафиксировал снижение цен год к году только сейчас. До этого было снижение темпов роста :)

Кое-что про деньги

Объем открытых кредитных линий вызывает изумление

12 900 000 000 000
рублей открытых кредитных линий

Всего за пару лет цифра выросла с 3,4 трлн. до почти 13. И пока нет намека на стабилизацию. Обратите внимание и на другие графики. До середины прошлого года кредиты застройщиков полностью покрывались эскроу деньгами. Т.е. фактически, банки выдавали строителям их же деньги. А вот с середины прошлого года приходится рисковать своим рублем.

Именно потому и растет средневзвешенная ставка по кредитам.

Но не думайте, что банки действительно кредитуют под 2-3-5%. На самом деле, когда квартира продана, эти деньги идут банку на счета эскроу и строительная компания не может ими воспользоваться. Зато банки под залог этих денег – дают кредитные деньги. И поскольку строитель берет свои же деньги, ставка – лишь маржа банка. А как мы увидели выше, с середины прошлого года приходится давать кредиты сверх остатков эскроу.

Сколько квартир не продано?

Самый интересный слайд я припас к концу – объем строящегося жилья в разрезе проданности:

Уделите пару минут этому слайду, всмотритесь в него: в среднем в 2020-2021 гг. продано было 41% строящегося дома. Остальные 59% делились на то, что выставлено в продажу и не продано (33%) и соответственно невыставленные 26%. Почему весь дом не продают сразу? – тогда не получится управлять себестоимостью. Ведь сразу не купить бетон, дерево, окна, пластик впрок.

На конкретном примере: в строящемся доме 10 этажей, первые 4 уже проданы, 5-7 этажи в свободной продаже. А видовые 8-10 этажи выйдут в продажу ближе к окончанию строительства.

В 2022 году на фоне роста объема квадратных метров в строительстве (с 95,2 млн. до 98,7), доля непроданного но выставленного в продажу жилья выросла до 41%. А по итогам I квартала 2023 года стала рекордной – 43%.

Этот слайд полностью открывает глаза на рынок жилья, и пузырь, который вокруг него: больше 70% строящегося жилья не продано. 43% выставленных в продажу новостроек так и не обрели своих владельцев. А 28% строительные компании еще держат в закромах, чтобы не обрушить рынок огромным предложением.

Кликабельная ссылка на полную версию обзора в моем канале.

-----

Кот.Финанс.: все о недвижимости и финансах.

0
162 комментария
Написать комментарий...
Ankozik

Очень спорный график по объемам проданности.
Объясню почему:
У квартир из 20-21 года было 2-3 года на реализацию, у квартир 22 года постройки было 1.5 года. А у первого квартала 23 всего 6 месяцев.
Эти графики правильно сравнивать с одинаковым хвостом. Типа квартиры построенные в 21 году и доля через год, 22 год и доля через год.
А так выглядит, что метрика просто не вызрела и через 1.5 года догонит 21-22 год по объемаи.
Для подобных сравнений в нормальной аналитике когорты рисуют.

Ответить
Развернуть ветку
Кот.Финанс
Автор

Есть примеры таких графиков?

Ответить
Развернуть ветку
Ankozik

Применительно к недвижимости нет. Но вот хороший пример на картинке. Фиксируется группа по временному признаку - когорта. И далее за этой группой производят наблюдения.
Например, на этом графике можно показать кол-во новичков, пришедших к нам в бизнес. И как часто в будущем они делают повторные заказы. Если мы работаем над улучшением бизнеса, то с течением времени процент перетекания из n в n+1 период должен расти. А на примере картинки мы видим обратную ситуацию, что из 1 во 2 период конверсия падает с ростом когорты, а значит мы что-то делаем не так.

Если такой подход рассмотреть применительно к недвижимости, то можно было бы брать за когорту дату начала продаж, а за периоды месяца. И мы бы увидели падение со 100% в первый месяц (квартиры толь-только выкинули на рынок) до 33% за 2 года(опираясь на график из статьи). И так по каждому периоду. Это если делать все по крастоке. А если забить, то просто период наблюдения фиксируется. Типа через год было продано столько-то.

Ответить
Развернуть ветку
159 комментариев
Раскрывать всегда