{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Вы продакт-менеджер Яндекс Go? Поговорим про справедливую цену в такси

Формирование цены на поездку в такси или курьерский заказ магический процесс. Давайте залезем под капот этого явления и попробуем разобраться, можно ли его улучшить.

Пользователи такси и курьерских заказов уже давно привыкли, что стоимость поездки известна заранее. Ну разве это не удобно? Не надо думать, вычислять, сколько займет поездка и сколько придется за нее заплатить. Поездка 20 км и 40 мин. будет стоить 600 р.

Вопрос только в том, откуда берется эта оценка? Почему поездка в 20 км займет 40 мин.? Ответом, очевидно, является один из самых точных алгоритмов в истории геосервисов, попытка рассчитать оптимальный маршрут, а именно, технологии и ноу-хау Яндекса.

Так в чем же проблема, если все так хорошо? Проблема в том, что алгоритм может ошибаться и зачастую не в лучшую сторону (лучшесть я определю чуть ниже, не переживайте).

Дело в том, что алгоритм выдает самый вероятный расчет, но не выдает информацию о втором самом вероятном пути или третьем, а он может отличаться от первого и на 50%, и даже на 100%.

Гипотеза: для всех будет лучше, если демонстрировать пользователю при выборе поездки не фиксированную стоимость, а диапазон возможных стоимостей.

Например, поездка 20 км и 40 мин. будет стоить 600--800 р. Согласны? Тогда поехали.

Не думайте, что это какая-то революционная идея. Uber на некоторых рынках и в некоторые периоды уже применял такой подход. Почему? Явно не от хорошей жизни.

пример расчета диапазона стоимости поездки в Uber

Он не мог точно рассчитать продолжительность поездки и честно об этом заявлял пользователю. Яндекс тоже не может рассчитать точно, но скрывает это.

Давайте разберем ситуацию с трех сторон, которые заинтересованы в определении цены поездки. Кто выиграет от этого и кто проиграет?

Водитель

Сразу скажу, что во многих случаях алгоритм Яндекса дает очень точную оценку продолжительности поездки, буквально с точностью до минуты. Хотя в большом городе тысячи причин могут привести к изменению продолжительности пути.

В целом указывать продолжительность пути с точностью до минуты небольшое безумие, еще и потому, что значение это вероятностное. Но только Бог судья Яндексу.

Почему я все время говорю именно про время в пути как главный ориентир в этой истории?

Потому что доход водителя напрямую зависит от продолжительности поездки. Чем больше поездок с пассажиром за час сделает водитель, тем больше составит его заработок в час.

Так вот, в часы пик алгоритм расчета времени поездки дает сильные сбои. Точнее он не учитывает вторую и последующие вероятностные продолжительности поездки.

Очевидно, что для водителя было бы более справедливо оценивать маршрут в диапазоне вероятностных значений, а реальную стоимость за поездку формировать исходя из времени, реального проведенного в пути.

Мое мнение, что водитель от такой политики ценообразования выиграет и не будет за свой счет возить пассажира или посылку на 10 минут больше. Давайте посмотрим, что произойдет с двумя другими участниками.

Пассажир

Пассажирский кейс будет сформулировать, конечно, сложнее. Будут возникать случаи, когда пассажир заплатит больше за поездку. Однако давайте подумаем, какие аргументы могут нивелировать ситуацию в пользу пассажира даже в случае повышения цены.

  • Пассажир может принять увеличение стоимости в случае, если оно будет справедливым. Речь идет не о случайном завышении цены (чем, в общем-то, Яндекс славится и без этого), а об оправданном. Оплата будет взиматься за время, проведенное в пути, правда, оно может увеличиться из-за пробок.
  • Подобный расчет стоимости поездки (назовем его диапазонным) может в конечном счете привести к росту удовлетворенности водителя, что скажется на качестве услуги для пользователя. Никто не любить ездить с недовольным водителем.
  • Фиксированная стоимость поездки была введена компаниями такси еще и для того, чтобы ограничить случаи мошенничества со стороны водителя. Иногда ему было выгоднее выбирать более длинный и неудобный маршрут, чтобы заработать побольше. Однако, я не говорю о том, что диапазонный расчет поездки стоит предлагать всем водителям без разбора. Его можно ввести как эксперимент на выбранной группе водителей и не открывать эту возможность для водителей с низким рейтингом.

Сервис такси (Яндекс)

Возможные аргументы для Яндекса, чтобы ввести диапазонное ценообразование в некоторых (это важно) случаях, не всегда.

  • Яндекс остается де-факто монополистом на рынке услуг такси в крупных городах. Это не значит, что на падающем рынке он может ломить какие угодно цены, но это может означать, что в определенных случаях оправданное повышение цены может быть принято пользователям, и он не откажется от поездки. В конце концов это тоже можно протестировать как гипотезу.
  • Заработок Яндекса от поездки составляет комиссия сервиса. Стоит ли говорить, что величина комиссии возрастает с ростом цены поездки?
  • Яндекс так или иначе борется за удовлетворенность водителей сервисом. Если данный шаг позволит поднять удовлетворенность или доход водителей, компания от этого только выиграет.
  • Любому сервису такси нужно как можно больше водителей на линии, особенно в часы пик. Из-за сложности работы в пробках и несправедливой оценки времени некоторые водители могут отказываться выходить на работу в такой период. Справедливая диапазонная оценка поможет активизировать эту группу в нужные периоды.
  • Обратил внимание также на то, что при формировании фиксированной цены поездки в каршеринге Драйв, Яндекс ее завышает. Скорее всего, Яндекс использует наименее вероятный, но более выгодный для себя маршрут и фактически закладывает риски изменения времени в пути в стоимость поездки. Поэтому я почти никогда не пользуюсь фиксированной ценой при поездке в Драйве.

Пишите в комментариях, что вы думаете про новый диапазонный способ расчета цены поездки или курьерской доставки в часы пик. Поставьте себя на место пассажира, Яндекса или водителя. Как бы вы предложили поступить всем трем участникам системы?

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Величко

С точки зрения клиента - неопределенность в стоимости поездки это катастрофа. Никогда не знаешь, хватит ли у тебя денег на поездку. В итоге клиент выберет другую службу и Яндекс перестанет быть монополистом и из массового такси перейдёт в премиум сегмент, для клиентов, которым все равно на изменение стоимости, иногда в несколько раз. И все это ради того, чтоб таксист которому и так некуда деваться в условиях нынешней монополии чувствовал себя более довольным?

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Михаил, клиент не выберет другую службу, это один из моих аргументов. Так как этой другой службы нет. Яндекс монополист и крепкий. Потом я не говорю, что это должно происходить постоянно, везде и всегда. Это выборочный эксперимент на группе водителей и пассажиров. Станет хуже, предлагаю признать эксперимент неудачным и закрыть. И да, я считаю, что аргумент удовлетворенности имеет весомое значение. Например, наша семья перестала пользоваться экономом по причине уставших и недовольных водителей. Это дополнительный риск.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Михаил Иванович

Раньше у Яндекса так и было. Я один раз пассажиром встрял на закрытом ж/д переезде и откладывал кирпичи, наблюдая, как увеличивается цена поездки.
Счётчик — это круто, но точно не в тех странах, где иногда город колом встаёт из-за пробок.

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

То есть водитель за свой счёт должен Вас везти?

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Ученик волшебника
Автор

Бывает, что поездка рассчитывается по времени и пробегу, но в 99% цена фиксированная.

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Давно уже этот "алгоритм" и ноу-хау внедрён. Без ИИ и смузи.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Соглашусь. Но мейнстрим, что счетчик уже не в моде и уже давно. Впрочем, в некоторых ситуациях его надо вернуть. Как раз об этом пишу...

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Владимир А.....ч

С позиции водителя:
Фиксированные цены на поездки появились в регионах, а потом пришли в Москву и Питер.
Делалось это для того, чтобы можно было конкурировать с "ру.такси" и "максимом". При этом изначально эта новость водителям подавалась в таком виде, что если ты знаешь город, как и где можно проехать быстрее, то ты сможешь зарабатывать больше, чем конкуренты. А потом появился мониторинг движения, при котором если ты знаешь, как и где можешь проехать быстрее, ты быстрее получишь страйк.
Был момент, когда фиксированные цены позволяли действительно зарабатывать больше водителю. Условно, есть два маршрута - по объездной и городом. Городом 18 км и 40 минут, объездной 40 км и 39 минут. Стоимость поездки просчитывалась по объездной, водитель ехал по городу, а зная пути объезда - мог проехать быстрее. Сейчас этот алгоритм откорректирован. При чем откорректирован традиционно для Яндекса криво в расчёте на провокацию водителя и пассажира. Пассажир вызывает такси, приложение рассчитывает поездку через город, но рисует маршрут по объездной. Соответственно, навигатор водителю в первую очередь предлагает данный маршрут. Если приезжает мигрант/новичок/подработчик, то он едет по указанию навигатора, и почти все счастливы. Если приезжает местный более-менее опытный водитель, то он понимает, что ехать 40 километров за 440 абсолютно абсурдно, едет городом и выслушивает негатив от пассажира.

Что касается мотивации тех, кто не работает в пробки - мотивировать эту группу сможет не только таксометр, а адекватный тариф. Когда минута в пути стоит 2-3 рубля - уже ничего не поможет.

Кстати, в гетт был реализован механизм, когда пассажир сам выбирал тип оплаты - по счётчику или в виде фиксы. Но, во-первых, у водителя была возможность пропускать заказы, а во-вторых в гетт неадекватный или неплатежеспособный пассажир, даже в тарифе "стандарт", был редкостью и моментально блокировался техподдержкой. Сейчас же создаётся впечатление, что в тарифе "эконом" в Яндексе адекватный платежеспособный пассажир стал редкостью.

С позиции Яндекса:

Если считать, что с повышением доходов водителей за счёт пробок вырастет доход агрегатора - это работает не совсем так. Если агрегатор захочет поднять свои доходы, то он просто поднимет комиссии, сделает платным выход на линию или придумает миллион других способов, как залезть в карман к водителю, но повышение тарифа для клиента будет рассматривать как крайнюю непопулярную меру. В данном случае лояльность пассажира выше лояльности водителя. Это же не в техподдержке отвечать или деньги за подписки приклеивать.

С точки зрения пассажира.
Так получилось, что до прихода Яндекса в моем городе было 2 крупных диспетчерских службы. Одна с фиксированными поездками, другая с таксометром. И я всегда предпочитал ту, где поездки были по таксометру. Помимо этого у них был тариф комфорт, а у конкурентов он появился гораздо позже, и на Мондео или Эпике было ехать гораздо приятнее, чем на ланосе. И нисколько не парило, что цена поездки в пробке вырастет, тем более я обычно всегда округлял поездку в пользу водителя. Были моменты, когда я пользовался услугами городских таксопарков. И там тоже были счётчики. И тоже не парило, я понимал, что будет дорого, но было так надо или просто оно того стоило.
Конкретно я не сталкивался с каким-либо обманом ни в одном из этих случаев. Но слышал несколько историй, что иногда случались проблемы. Либо водитель ехал кругами, либо использовалось стороннее ПО с подменой местоположения/изменением трека. Проблемы решались всегда. Звонок в техподдержку, потом проблема уходит на контроль к менеджеру. В случае с таксопарком деньги возвращаются просто через офис, в случае с диспетчерской - водитель и автомобиль блокируется в системе, и пока пользователь не получит свои деньги, водитель на линию не выйдет.
Сейчас же с тем бардаком, что происходит в Яндексе, поездки по таксометру станут катастрофой. Водители на подменных аккаунтах, боты в техподдержке, полное отсутствие контроля за водителями-мошенниками. Просто в телеграм-каналах разовьётся бизнес на продаже телефонов со скрытым "мок-локейшен", а Яндекс будет делать вид, что и не спит.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Спасибо, Владимир, спорить ни с чем не буду, ваш комментарий фактически просто дополняет статью.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nathan Zachary

Вы конечно того...

Яндекс так или иначе борется за удовлетворенность водителей сервисом.

Яндекс абсолютно наплевать на водителей он везде это декларирует и не скрывает, что заботится только о пассажирах. Водителей пруд пруди, набрать их можно легко, мгновенно, стоит очередь, не хочешь - выметайся. ещё Карла об этом писал, называется "потогонная система"

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Это не совсем так, но частично правда в ваших словах есть.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Дмитрий Малыхин

А в чем ошибка Яндекса?
Сервис для клиентов.
Водители это исполнители, с определёнными правами и обьязаностямиб

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Почему "Яндекс" везде болдом?

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Надо в кавычках, а мне лень. Все бренды выделяю..

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Последние 2 комментария совсем не понял....

Ответить
Развернуть ветку
Ivan S.

На одном канале смотрел фильм о рынке такси в РФ. Так вот там заметили: только в Москве проезд на такси при определенных условиях дешевле, чем проезд на общественном транспорте! В аналогичных мегаполисах по всему миру (Нью Йорк, Токио, Шанхай, Париж, Лондон) поездка в разы дороже, чек за посадку в разы дороже, чем в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Ну все не так просто. Например, в Америке может просто не быть другого способа куда-то добраться, кроме машины. Цены в такси низкие, но статья немного не про это. Если интересно, могу прислать ссылку на свою статью про цены в такси.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Величко

Ну и еще вопрос - продакт менеджер должен решать проблему. "справедливая цена" это вообще не проблема. Ваше "улучшение" не удешевляет поездку, а удорожает ее. Лучше от этого клиенту не станет. Улучшение сервиса? Для этого есть бизнес тарифы. Клиент который хочет улучшить сервис и получать довольного водителя может это сделать, а повышать тариф тем, кто терпит хуже сервис ради дешевых тарифов нет смысла. Вы ничего не улучшите для клиентов, которые выбирают "качество и скорость" и ухудшите для клиентов, которые выбирают "стоимость и скорость". Ну а "дешево, быстро и качественно" как все знают не бывает. Соответственно служба и водители только потеряют заказы и как и итог - недовольны будут все.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Михаил, я выше попробовал порассуждать, почему клиенту станет лучше от повышения цены, да и Яндексу самому. Понятно, что это некая натяжка. Не говорю, что это истина в последней инстанции, надо проводить тесты, по итогам которых можно сказать, удачная эта идея или нет. Это всего лишь обоснование для проведения тестов. Однако, клиентом является в данном случае не только пассажир. У Яндекса два типа клиентов. Повышение тарифа никак не влияет на повышение удовлетворенности водителя, так как при расчете цены он может столкнуться с теми же самыми проблемами.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr

Аргументы для водителей и пассажиров не очень понятно зачем рассматривать, так как без прозрачность цены Яндекс может и для тех и для других аргументировать как угодно. Аргументы для яши очень спорные:
1. Какие угодно цены ломить не может но может заложить цену которая в 50+% случаев будет более выгодна исходя из построенного маршрута и не вызовет Пригара у тех, кого оценили затем в вашем диапазоне где то вне нижней границы.
2. См п. 1 ставишь цену чуть выше среднего диапазона и не имеешь проблем с суппортом, т.к. и пользователь и таксист согласились на предложенное сразу, а саппорт диапазона это тоже деньги.
3. Умозрительное заключение, аргумент слабый, как раз чем больше втирают маркетинговой дичи без реальных алгоритмов, тем проще выводить на смены и работать с конфликтами, т.к. пруфов о их работе не совпадающей с заявлениями нет.
4 вы не пользуетесь и что? Пользователей драйва сильно больше чем конкретно вы. Очевидно что в Яше ищут баланс бабло-загруженность и чем меньше палят алгоритмы, тем проще отвечать на неудобные вопросы.

Я здесь не на стороне яши, но ваше предложение из области радужных пони, т.к. корпорации качают бабло из конечного потребителя балансируя на грани цена-качество, и чем меньше они предлагают вариантов потребителю и светят алгоритмы тем им проще отбиваться от претензий, поэтому в сторону реальной дешифровки стоимости ни одна корпорация если ее не заставят, смотреть не будет, что бы они не втирали о счастье пользователей

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Александр, так я исхожу из того, что цена сейчас уже максимально прозрачна, но не иногда не справедлива. Вопрос: можно ли не меняя прозрачности, улучшить справедливость и при этом сохранить баланс интересов всех трех участников. С моей точки зрения, да, но это гипотеза, ее надо тестировать. Я всего лишь написал экспликацию к тестированию.

Ответить
Развернуть ветку
amg

По закону о такси стоимость поездки должна рассчитываться по таксометру, т.е по фактически затраченным времени и пробегу. Фиксированная стоимость поездки не законна. По поводу мошенничества с таксометром - в службах такси, где водители работают постоянно, такой проблемы нет, т.к. есть служба поддержки, которая сразу же снимает с линии.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Должна, но в данный момент не рассчитывается. Я предложил некое решение данной проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда