{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Вы продакт-менеджер Яндекс Go? Поговорим про справедливую цену в такси

Формирование цены на поездку в такси или курьерский заказ магический процесс. Давайте залезем под капот этого явления и попробуем разобраться, можно ли его улучшить.

Пользователи такси и курьерских заказов уже давно привыкли, что стоимость поездки известна заранее. Ну разве это не удобно? Не надо думать, вычислять, сколько займет поездка и сколько придется за нее заплатить. Поездка 20 км и 40 мин. будет стоить 600 р.

Вопрос только в том, откуда берется эта оценка? Почему поездка в 20 км займет 40 мин.? Ответом, очевидно, является один из самых точных алгоритмов в истории геосервисов, попытка рассчитать оптимальный маршрут, а именно, технологии и ноу-хау Яндекса.

Так в чем же проблема, если все так хорошо? Проблема в том, что алгоритм может ошибаться и зачастую не в лучшую сторону (лучшесть я определю чуть ниже, не переживайте).

Дело в том, что алгоритм выдает самый вероятный расчет, но не выдает информацию о втором самом вероятном пути или третьем, а он может отличаться от первого и на 50%, и даже на 100%.

Гипотеза: для всех будет лучше, если демонстрировать пользователю при выборе поездки не фиксированную стоимость, а диапазон возможных стоимостей.

Например, поездка 20 км и 40 мин. будет стоить 600--800 р. Согласны? Тогда поехали.

Не думайте, что это какая-то революционная идея. Uber на некоторых рынках и в некоторые периоды уже применял такой подход. Почему? Явно не от хорошей жизни.

пример расчета диапазона стоимости поездки в Uber

Он не мог точно рассчитать продолжительность поездки и честно об этом заявлял пользователю. Яндекс тоже не может рассчитать точно, но скрывает это.

Давайте разберем ситуацию с трех сторон, которые заинтересованы в определении цены поездки. Кто выиграет от этого и кто проиграет?

Водитель

Сразу скажу, что во многих случаях алгоритм Яндекса дает очень точную оценку продолжительности поездки, буквально с точностью до минуты. Хотя в большом городе тысячи причин могут привести к изменению продолжительности пути.

В целом указывать продолжительность пути с точностью до минуты небольшое безумие, еще и потому, что значение это вероятностное. Но только Бог судья Яндексу.

Почему я все время говорю именно про время в пути как главный ориентир в этой истории?

Потому что доход водителя напрямую зависит от продолжительности поездки. Чем больше поездок с пассажиром за час сделает водитель, тем больше составит его заработок в час.

Так вот, в часы пик алгоритм расчета времени поездки дает сильные сбои. Точнее он не учитывает вторую и последующие вероятностные продолжительности поездки.

Очевидно, что для водителя было бы более справедливо оценивать маршрут в диапазоне вероятностных значений, а реальную стоимость за поездку формировать исходя из времени, реального проведенного в пути.

Мое мнение, что водитель от такой политики ценообразования выиграет и не будет за свой счет возить пассажира или посылку на 10 минут больше. Давайте посмотрим, что произойдет с двумя другими участниками.

Пассажир

Пассажирский кейс будет сформулировать, конечно, сложнее. Будут возникать случаи, когда пассажир заплатит больше за поездку. Однако давайте подумаем, какие аргументы могут нивелировать ситуацию в пользу пассажира даже в случае повышения цены.

  • Пассажир может принять увеличение стоимости в случае, если оно будет справедливым. Речь идет не о случайном завышении цены (чем, в общем-то, Яндекс славится и без этого), а об оправданном. Оплата будет взиматься за время, проведенное в пути, правда, оно может увеличиться из-за пробок.
  • Подобный расчет стоимости поездки (назовем его диапазонным) может в конечном счете привести к росту удовлетворенности водителя, что скажется на качестве услуги для пользователя. Никто не любить ездить с недовольным водителем.
  • Фиксированная стоимость поездки была введена компаниями такси еще и для того, чтобы ограничить случаи мошенничества со стороны водителя. Иногда ему было выгоднее выбирать более длинный и неудобный маршрут, чтобы заработать побольше. Однако, я не говорю о том, что диапазонный расчет поездки стоит предлагать всем водителям без разбора. Его можно ввести как эксперимент на выбранной группе водителей и не открывать эту возможность для водителей с низким рейтингом.

Сервис такси (Яндекс)

Возможные аргументы для Яндекса, чтобы ввести диапазонное ценообразование в некоторых (это важно) случаях, не всегда.

  • Яндекс остается де-факто монополистом на рынке услуг такси в крупных городах. Это не значит, что на падающем рынке он может ломить какие угодно цены, но это может означать, что в определенных случаях оправданное повышение цены может быть принято пользователям, и он не откажется от поездки. В конце концов это тоже можно протестировать как гипотезу.
  • Заработок Яндекса от поездки составляет комиссия сервиса. Стоит ли говорить, что величина комиссии возрастает с ростом цены поездки?
  • Яндекс так или иначе борется за удовлетворенность водителей сервисом. Если данный шаг позволит поднять удовлетворенность или доход водителей, компания от этого только выиграет.
  • Любому сервису такси нужно как можно больше водителей на линии, особенно в часы пик. Из-за сложности работы в пробках и несправедливой оценки времени некоторые водители могут отказываться выходить на работу в такой период. Справедливая диапазонная оценка поможет активизировать эту группу в нужные периоды.
  • Обратил внимание также на то, что при формировании фиксированной цены поездки в каршеринге Драйв, Яндекс ее завышает. Скорее всего, Яндекс использует наименее вероятный, но более выгодный для себя маршрут и фактически закладывает риски изменения времени в пути в стоимость поездки. Поэтому я почти никогда не пользуюсь фиксированной ценой при поездке в Драйве.

Пишите в комментариях, что вы думаете про новый диапазонный способ расчета цены поездки или курьерской доставки в часы пик. Поставьте себя на место пассажира, Яндекса или водителя. Как бы вы предложили поступить всем трем участникам системы?

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Владимир А.....ч

С позиции водителя:
Фиксированные цены на поездки появились в регионах, а потом пришли в Москву и Питер.
Делалось это для того, чтобы можно было конкурировать с "ру.такси" и "максимом". При этом изначально эта новость водителям подавалась в таком виде, что если ты знаешь город, как и где можно проехать быстрее, то ты сможешь зарабатывать больше, чем конкуренты. А потом появился мониторинг движения, при котором если ты знаешь, как и где можешь проехать быстрее, ты быстрее получишь страйк.
Был момент, когда фиксированные цены позволяли действительно зарабатывать больше водителю. Условно, есть два маршрута - по объездной и городом. Городом 18 км и 40 минут, объездной 40 км и 39 минут. Стоимость поездки просчитывалась по объездной, водитель ехал по городу, а зная пути объезда - мог проехать быстрее. Сейчас этот алгоритм откорректирован. При чем откорректирован традиционно для Яндекса криво в расчёте на провокацию водителя и пассажира. Пассажир вызывает такси, приложение рассчитывает поездку через город, но рисует маршрут по объездной. Соответственно, навигатор водителю в первую очередь предлагает данный маршрут. Если приезжает мигрант/новичок/подработчик, то он едет по указанию навигатора, и почти все счастливы. Если приезжает местный более-менее опытный водитель, то он понимает, что ехать 40 километров за 440 абсолютно абсурдно, едет городом и выслушивает негатив от пассажира.

Что касается мотивации тех, кто не работает в пробки - мотивировать эту группу сможет не только таксометр, а адекватный тариф. Когда минута в пути стоит 2-3 рубля - уже ничего не поможет.

Кстати, в гетт был реализован механизм, когда пассажир сам выбирал тип оплаты - по счётчику или в виде фиксы. Но, во-первых, у водителя была возможность пропускать заказы, а во-вторых в гетт неадекватный или неплатежеспособный пассажир, даже в тарифе "стандарт", был редкостью и моментально блокировался техподдержкой. Сейчас же создаётся впечатление, что в тарифе "эконом" в Яндексе адекватный платежеспособный пассажир стал редкостью.

С позиции Яндекса:

Если считать, что с повышением доходов водителей за счёт пробок вырастет доход агрегатора - это работает не совсем так. Если агрегатор захочет поднять свои доходы, то он просто поднимет комиссии, сделает платным выход на линию или придумает миллион других способов, как залезть в карман к водителю, но повышение тарифа для клиента будет рассматривать как крайнюю непопулярную меру. В данном случае лояльность пассажира выше лояльности водителя. Это же не в техподдержке отвечать или деньги за подписки приклеивать.

С точки зрения пассажира.
Так получилось, что до прихода Яндекса в моем городе было 2 крупных диспетчерских службы. Одна с фиксированными поездками, другая с таксометром. И я всегда предпочитал ту, где поездки были по таксометру. Помимо этого у них был тариф комфорт, а у конкурентов он появился гораздо позже, и на Мондео или Эпике было ехать гораздо приятнее, чем на ланосе. И нисколько не парило, что цена поездки в пробке вырастет, тем более я обычно всегда округлял поездку в пользу водителя. Были моменты, когда я пользовался услугами городских таксопарков. И там тоже были счётчики. И тоже не парило, я понимал, что будет дорого, но было так надо или просто оно того стоило.
Конкретно я не сталкивался с каким-либо обманом ни в одном из этих случаев. Но слышал несколько историй, что иногда случались проблемы. Либо водитель ехал кругами, либо использовалось стороннее ПО с подменой местоположения/изменением трека. Проблемы решались всегда. Звонок в техподдержку, потом проблема уходит на контроль к менеджеру. В случае с таксопарком деньги возвращаются просто через офис, в случае с диспетчерской - водитель и автомобиль блокируется в системе, и пока пользователь не получит свои деньги, водитель на линию не выйдет.
Сейчас же с тем бардаком, что происходит в Яндексе, поездки по таксометру станут катастрофой. Водители на подменных аккаунтах, боты в техподдержке, полное отсутствие контроля за водителями-мошенниками. Просто в телеграм-каналах разовьётся бизнес на продаже телефонов со скрытым "мок-локейшен", а Яндекс будет делать вид, что и не спит.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Спасибо, Владимир, спорить ни с чем не буду, ваш комментарий фактически просто дополняет статью.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Tretiakov

Фактически вам доказали, что ваша статья не имеет никакого смысла :)

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Спасибо за замечания, я этого не понял.

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда