{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как открыть доставку еды, взять успешную модель и закрыться через 8 месяцев с 5 000 000 долгов. Гайд-как не надо

Название, кстати, было классное

Привет, меня зовут Антон Лебедев. Я маркетолог со своим агентством. Совокупная чистая прибыль клиентов агентства составляет порядка 200 000 000 рублей в год.Мы привлекаем клиентов, а так же помогаем выстраивать и улучшать отделы маркетинга для малого и среднего бизнеса. Так было не всегда и сейчас я хочу рассказать историю, которую прожил я лично и тем самым, возможно, уберегу вас от совершения ошибок. Поехали.

На дворе был 2018 год. Я работаю штатным маркетологом. Волею судеб я познакомился с человеком, который был директором компании, которая работала в смежной сфере. После одного из мероприятий, где он и я были спикерами, он отметил мою экспертизу в нише и мы попрощались. Через неделю он приехал к нам в офис и у нас состоялся приватный разговор, где он предложил мне следующее: -Придумай бизнес, я в него инвестирую. Ты будешь управлять бизнесом, а я буду участвовать в проекте, как инвестор и мы будем равноправными партнерами.

Надо ли говорить, что мне тогда показалось, что вот оно, билет в жизнь. Человек сам пришел и говорит: -На деньги, делай бизнес.

У меня была идея фикс: -Открыть народный общепит, который будет торговать качественной, но при этом недорогой едой. Такая евростоловая. С сервисом, отсутствием запаха еды на одежде после ее посещения и вкусной едой.

Я написал финансовую и бизнес модели, маркетинговую стратегию и упаковал все в презентацию. Человек, когда увидел ее, сказал, что я попал в точку и он тоже все время думает об общепите. А также добавил, что модель классная, но столько денег у него нет. Мы решили, что будем привлекать второго инвестора, так как у человека благодаря его сфере, много знакомых, которые ищут, куда выгодно припарковать свои деньги. И мы нашли.

Наступил 2019 год. Коронавирус. Сovid-19.

Второй инвестор сказал нам, что сейчас не самое лучшее время для инвестиций и отложил наше предложение в долгий ящик. Я тем временем уже работал маркетологом в компании человека, который предложил мне делать бизнес. Официальное обоснование моего перехода к нему в команду звучало так: Чтобы быть ближе друг к другу. Помимо работы будем думать, что нам делать с проектом. Время шло и мне не очень нравилось то, что я работаю на “дядю”, а не на себя. Об этом я сказал человеку и мы решили, что нужно как-то переупаковывать нашу идею, оптимизировать затраты на открытие и запускаться.

Тогда в регионах еще никто и не слышал о формате dark kitchen. А я слышал. В итоге мы не стали уходить от первоначальной идеи “классная домашняя еда”, а решили сделать ее в формате доставки еды. Взяли изначально разработанную айдентику и переоформили ее под доставку. Основной референс был взят с бренда “Кухня на районе”.

Какими-то неведомыми подсчетами мы поняли, что на открытие нужно порядка 2 миллионов рублей.

кек

Заходит разговор о обязательствах, обсуждаем, кто из нас будет сколько должен, при неудаче проекта. Напоминаю, я думал, что это мой билет в жизнь и риск казался мне обоснованным. В итоге, мы договорились, что делим потери 50/50.

здесь я еще счастливый, принял отшитые для нас термосумки.

Понеслась.

29 декабря 2020 года я лечу в Казань, закупать Б/Ушное технологическое оборудование. Мы снимаем супер-дорогой подвал в центре Самары и сталкиваемся с первыми трудностями. При аренде выясняется, что старый центр в Самаре мало где обеспечен сетью 380В. Возможность увеличения выделенной мощности есть, но только по линиии 220В. У нас добрая половина оборудования работает именно от 380В. Ладно, мы находим выход (подпитываемся от другого здания). Делаем минимальный, необходимый ремонт для запуска, параллельно пишем приложение для клиентов, покупаем дорогущую софтину, я собеседую поваров, курьеров, кухонных работников и тд.

Напоминаю, я взял на себя абсолютно все операционку, контроль кухни, маркетинг, затраты и тд.

Спойлер: я порвался.

Наступает день Х. Открытие. Из трех поваров, которые должны были выйти на смену, вышел только один, остальные просто не берут трубки. Я в состоянии экзистенциального шока переодеваюсь и иду на кухню. Компетенция в приготовлении блюд у меня есть, сан книжка тоже. Тогда я еще не знал, что работники в сфере общепита -- это отдельный мир, где слово человека не значит ровным счетом ничего. Но об этом потом.

Здесь я уже в шоке от происходящего, но стараюсь не подавать виду.

Каким-то чудом мне в течении месяца все-таки удается сформировать штат сотрудников. Я начинаю погружаться в показатели и седые волосы на моей голове начинают расти в геометрической прогрессии. Очень высокий фудкост, оборудование практически каждый день выходит из строя, высокий фонд оплаты труда, бешеные счета за электричество, бухающие повара, текучка курьеров, мало заказов. В общем -- в первый месяц мы просто вылетаем в трубу и понимаем, что нужны еще деньги.

К сожалению, о маркетинге я думал в самую последнюю очередь. У нас были подрядчики, которые лили нам трафик посредством тогда еще живого таргета в инстаграм. Операционка меня сожрала. Я практически жил на кухне.

Инвестор напрягся. Помимо того, что я и так в шоке от всего происходящего, с его стороны начался психологический прессинг, так как показатели были совсем уж печальные. Тут мы пустились во все тяжкие. Листовки с 50% на первый заказ, наружная реклама. Радио (лол).

Антон, который скрывает боль.

Основные ошибки, которые мы совершили.

1.Отсутствие компетенций в нише

2.Не проведенное исследование рынка

3.Закрытие всех процессов на одном человеке

4.Масштабный запуск, а не органический рост

5.Отсутствие понятных рынков сбыта

6.Раздутый штат

7.Дорогая аренда

8.Собственные курьеры.

А теперь цифры.

Конечная точка влитых инвестиций 6 237 000 рублей. Половина, эта сумма, которую я должен инвестору. Мы привязали ее к доллару и разбили мой долг на 5 лет. Получилось порядка 50 000 долларов, с ежемесячным платежом в 835$. Вот такой хэппи энд.

Если бы я открывал дарк китчен сейчас, я бы сделал так:

-Небольшая кухня с одним поваром и помощником повара.

-Первый год-работа при помощи агрегаторов.

-Масштабирование только в случае органического роста.

-Только моно-продукция. Не нужно думать, что в меню должно быть все и сразу.

-Сначала считаем фудкост, только потом вводим блюдо.

-Большое предварительное исследование ниши.

-Сначала набраться компетенций (устроиться на работу в аналогичную службу).

-Разграничение обязанностей по проекту (маркетинг и операционная деятельность).

-Не брать инвестиционный займ.

-Не покупать Б/У оборудование (ну или хотя бы не древнее)

-Не жалеть деньги на рекламу. Но тут я и тогда топил за это, но меня не слышали.

К итогам.

Много воды утекло с того времени. Я открыл маркетинговое агентство и занимаюсь тем, чем должен. На общепите можно зарабатывать только в том случае, если вы научились масштабировать этот бизнес. Даже при оптимистичном исходе, с одной точки я бы зарабатывал около 100 тысяч в месяц чистыми. Сейчас, когда я вспоминаю тот период, меня откидывает в то время и его повторения я бы точно не хотел. Я слишком дорого заплатил за свой опыт, но ничего страшного в этом нет. Ведь опыт, очень сложно переоценить.

UPD 2023: на консультациях по маркетингу в сфере общепита и продаже своих услуг , я уже заработал больше, чем потратил на «о мой борщ». Так что опыт, все-таки бесценен.

Есть только желание делиться опытом с предпринимателями, маркетологами, продюсерами и всем, кто причастен к привлечению клиентов себе и бизнес клиентов.

Если хотите следить за моим дальнейшим развитием, как предпринимателя и просто человека, добро пожаловать в мой телеграм канал.

Ссылка: https://t.me/+Bd4M04tu7R00ZTMy (vc не дает сделать кликабельной, копируйте)

Всех благ. Надеюсь, было полезно.

0
144 комментария
Написать комментарий...
Нодар Ханзулян

В 2019ом даже в самой последней дыре знали о dark kitchen, мы первый dk открывали в 2015ом в Караганде и там это уже не было новинкой, просто никто так не называл, пока яндекс не зашел в нишу, потому что яндексу не комильфо простые названия типа "цех" использовать. А по сути поста, вы, конечно, прям все возможные ошибки собрали) Общепит ужасно сложный и максимально неблагодарный бизнес, всех всегда отговариваю от таких идей. Но плохой опыт тоже опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Bashkir soda fan club

Меня тоже это предложение смутило. Занимаюсь маркетингом доставок еды ни один год. Судя по словам автора в Самаре в 2019 роллы можно было заказать только в сушишопе с фудкорта в ТЦ или из ресторана.

Ответить
Развернуть ветку
141 комментарий
Раскрывать всегда