{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как сделать сайт?

На этот вопрос я отвечаю себе уже примерно 23 года и каждый раз за это время ответ был разный. Делал сайты на: голом html, простых html движках, Битрикс, Magento, Drupal, Joomla, Netcat, самопис, огромная куча сайтов на Wordpress, Elementor, конструкторы типа Tilda, LPgenerator, Платформа LP и наверное ещё что-то. К чему я пришёл?

На VC.RU много программистов, которых эта тема задевает и беспокоит. Несколько соображений:

  • Не видел практически ни одного удобного, красивого и функционального сайта, который сделал программист. Обычно они страшные, кривые и с технологиями которые программист обожает.
  • Сайт это про контент и про взаимодействие с пользователями, а вовсе не про платформу и технологии, что не самая сильная сторона большинства разработчиков.
  • Сложилась такая реальность, что программисты всё знают лучше всех, статус высокооплачиваемого работника делает их гуру в любых областях. Но это не так, фактически за 20+ лет ни разу не слышал от программистов чего-то дельного по юзабилити, дизайну, текстам. По техническим вопросам — да, было много ценных мыслей.

Поэтому прошу воздержатся от излюбленного:

  • Вы все дураки и ничего не умеете;
  • Конструкторы это помойка и фигня;
  • Лучше самописа в блокноте ничего не существует!

В статье получилось очень много списков, не знаю как так вышло, простите.

Как развивается сайтостроение и куда оно идёт?

  • Сначала это было дело одного человека и он был дизайнером, верстальщиком и программистом.
  • Потом появились компании создающие сайты.
  • А сегодня рынок стремительно захватывают конструкторы и маркетплейсы.

Не вижу смысла рассказывать про эволюцию — написано уже миллион статей на тему. Давайте просто глянем — может ли конструктор или маркетплейс работать для крупной организации?

И да, может без проблем, например:

Это не ошибка выжившего, даже крупные компании частенько делают лэндинги и разделы в конструкторах, а вот недавно увидел как крупный магазин закрылся со словами «мы теперь на маркетплейсе, а сайт не нужен».

Почему конструкторы и маркетплейсы отжирают кусок рынка? В чём их преимущество? Да практически во всём:

  • Простота — сайт может делать низкоквалифицированный сотрудник или собственник.
  • Скорость — сайт делается раз в 10 быстрее.
  • Легче обслуживать — платформы берут технические вопросы на себя.
  • Цена — дешевле.
  • Контроль всех нюансов — не надо поэтапно выяснять каждую мелочь, всё прозрачно.

У маркетплейсов есть ещё один жирнющий плюс:

  • Аудитория — трафик идёт сразу после создания площадки.

Конечно должны быть и минусы, и они есть:

  • Ограничения кастомизации — не всё можно сделать, только стандартные и предварительно заложенные функции.
  • Ограничения дизайна — не любая красота доступна, только в рамках.

Чтобы понять насколько эти ограничения существенны — давайте посмотрим на стандартные задачи бизнеса в интернете. Зачем ему вообще нужен сайт и сразу же прокомментируем насколько конструкторы/маркетплейсы справляются с задачами:

  • Место где можно подробно рассказать о товаре/услуге — тут никаких проблем у конструкторов и маркетплейсов нет, тексты и фотки без проблем, предустановленный дизайн не позволит сделать жутко (помните сайты 90-х?).
  • Место куда можно приземлять рекламу. Тоже ограничений нет.
  • Магазин. Вот тут у маркетплейсов огромнейший плюс — стартовать там намного легче даже без рекламы и не нужно обслуживать инфраструктуру. И ещё, для пользователя привычный дизайн это минус один барьер, куда проще привычно тыкнуть в Amazon или AliExpress, чем разбираться где кнопочка у авторского сайта.

А фактически всё, нет больше задач у большинства бизнесов: приземлили, рассказали, продали. Ничего больше не требуется.

Сайты, несомненно, необходимы интернет-сервисам, туда пытаются идти конструкторы типа Bubble, но пока возможности ограничены. А остальным самописы, или даже движки, не нужны.

Всё идёт к тому, что доля движков будет неуклонно сокращаться, а конструкторов и особенно маркетплейсов — расти. Может мы даже доживём до того времени когда слова «Сделал себе сайт» будут вызывать недоумение и вопрос «А зачем?»

Когда-то сайты были такими, к счастью те времена прошли. http://elthon.narod.ru/ 

Так как же делать сайт?

За последние 5 лет я сделал 5–6 сайтов для знакомых, всё это мелкие бизнесы, в основном делал на Wordpress. Могу сказать что это достаточно просто для меня, но для них совершенно неподъёмная задача. Все эти хостинги, домены, MX записи — не тянет народ от слова «совсем».

Делал что-то и для себя, вот последнее Wordpress + Elementor — вроде как достаточно гибко, красиво. Взял верстальщика, отдал что-то типа €800 и что? Растянулось на несколько месяцев, проверял каждую мелочь, а после окончания работ находил неожиданные сюрпризы, типа «А тут мы решили использовать цвет не из палитры! Почему? Да хрен его знает!»

Ой, а от давнишнего опыта с Мадженто и Битриксом до сих пор глаз дёргается — Мадженто жрало память и тормозило без конца и без края (программисты на форумах рассказывали — «да ты просто не умеешь», я им платил чтобы они «умело» исправили, но тоже особо не получалось), а Битрикс вообще жрал бабло, бюджет раздулся раз в 10.

Что с этим делать, как облегчить себе жизнь и не мучаться? Я разработал для себя несколько подходов, которые отлично работают и проверены на практике:

  • Используйте максимально популярные решения. Даже если они вам не очень удобны — лучше подстроиться и приспособиться, чем выбрать малоизвестное или кастомизированное. Малоизвестное сдохнет, а кастомизированное надо будет регулярно обслуживать, вы этого не хотите.

    Я писал персональные плагины под задачи, брал малоизвестные движки, лез в небольшие сервисы — всегда плохо кончалось.

    Запомните — берите всё самое популярное, не ошибётесь. Оно не пропадёт, у него больше бабла, и оно будет развиваться. Место для поиска популярных сервисов: https://alternativeto.net/.
  • Забейте на крутой эксклюзивный дизайн. Это говорит вам человек, который был руководителем дизайн-студии, обожает типографику и всякое искусство. Тем не менее — не стоит овчинка выделки. Основной смысл дизайна это утилитарность, удобство использования, а как только вы начинаете делать эксклюзивный сайт ради красоты, то утилитарность в разработке и эксплуатации стремительно летит к нулю. Получается украшателство.

    Возьмите дизайнера или иллюстратора на работу в рамках конструктора. Например я всегда нанимаю людей на цветовые гаммы, логотипы, иллюстрации, декоративные элементы. Поверьте, даже в рамках готовой темы можно отлично выразить визуальный образ. Не такие уж узкие эти рамки.

    И ещё — 99% посетителей плевать на дизайн. Вообще.
  • Если ваша задача решается с помощью маркетплейса — даже не думайте о собственном сайте. Не окупается никогда. Можно в дальнейшем собственный сайт сделать в дополнение, если денег очень много заработаете и захочется развлечений (или мучений?). В конце концов мы с вами сейчас на текстовом маркетплейсе про бизнес, если подумать.
  • Всегда думайте про многоканальность. Современный бизнес идёт к пользователю, а не завлекает его к себе. Придите туда где он сидит: в Twitter, Facebook, Instagram, TikTok, VC.RU, Телеграм и т.д. Хорошая статья на тему: Иван Колпаков, Meduza: Все ли платформы хороши (её захейтили, потому что все ненавидят Колпакова, но я, всё же, рекомендую её прочесть, она отлично передаёт смысл тренда мультиканальности).

Так что же конкретно использовать? Я в данный момент в восторге от Wordpress.com — это адаптированный движок Wordpress с обслуживанием, возможности можно расширять по мере необходимости. Недавно сделал там милый сайтик за 4 дня. Вот прямо с нуля и до готовности. Это просто фантастика. Через некоторое время обстоятельства изменились и я его закрыл и не было мучительных сожалений, потому, что это не 3–6 месяцев и $3000, а 4 дня и $100.

На этом короткая заметка на тему изготовления сайтов заканчивается, жду обвинений в комментариях.

Как всегда можно подписаться на мой блог в Телеграм или добавиться в чатик: Печенькочат.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Шевцов

У Вас в названии движка Jumla ошибка, корректно Joomla.

По статье согласен на 100%, что использовать кастомные и непопулярные решения - это бывает контрпродуктивно в ближайшей переспективе и иногда приводит к деградации проекта из-за увеличения стоимости его доработок.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Спасибо, исправил.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

я тоже согласна, что для всех бюджетов малого бизнеса надо использовать конструкторы. только крутые сервисы, приложения - пусть кодят. потому что потом недозвониться, виджет не передвинуть без лишних 10 000 рублей. и ещё и ты виноват, что не понимаешь "искусства".

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда