Получил обращение правообладателя на Wildberries. Что делать и к чему готовиться?
Не так давно Wildberries запустил новый сервис, который позволяет правообладателям направить жалобу на нарушение авторских прав, путем размещение продавцом каких-либо карточек товаров, которые по мнению правообладателя, размещены незаконно и нарушают его авторские права.
Сервис размещен по ссылке: https://seller. wildberries. ru/appeal-copyright/
Продавец, получивший такое обращение, обязан в течении 10-ти дней предоставить ответ, в котором обосновать законность продажи спорного товара. Если ответ не будет предоставлен в срок, карточка товара блокируется. В итоге мы получаем такое:
Что делать, если пришло обращение правообладателя?
И так, вам в личный кабинет продавца Вайлдберис пришло обращение правообладателя, который сообщает, что вы нарушаете его права на товарный знак, просит прекратить продажу и скорее всего сразу попросит выплатить определенную сумму компенсации.
Если вы считаете, что спорный товар продаете законно, а требования продавца необоснованны, то необходимо предоставить ответ на обращение.
К ответу на обращение приложить документы, подтверждающие законность продажи товара. Это могут быть товарные накладные о приобретения товара, договоры, иные подтверждения официальной покупки товара.
Так, если вы продаете оригинальный товар, приобретенный у другого продавца, то тут действует принцип исчерпания права, а именно если правообладатель сам ввел товары в оборот на территории России либо дал на это согласие, то другие лица могут использовать его товарный знак в отношении этих товаров и это не будет нарушением исключительного права.
Однако, если у вас нет возможности предоставить документы, то необходимо хотя бы предоставить письменные пояснения на заявленные требования, где с точки зрения закона изложить свою позицию и указать на отсутствие нарушения.
В ответе необходимо грамотно и осторожно подбирать слова, потому как можно указать лишнее, что потом и будет использовано в суде против вас.
Таким образом, при получении обращения в Цифровой Арбитраж стоит грамотно изучить требования правообладателя, установить есть ли у него права на товарный знак, совершили ли вы нарушение его прав, как и в чем оно выражается и решить, что вам следует предпринять, чтобы не попасть на выплату компенсации в полном объеме.
Также стоит заметить, что не следует игнорировать обращения и претензии правообладателей, поскольку своевременная досудебная работа спасет вас от взыскания судом завышенной компенсации.
Правообладатель требует огромную компенсацию. Что делать и как снизить?
В силу статьи 1252 ГК РФ компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. Таким образом, если исходя из полученного правообладателем обращения или претензии вы пришли к выводу о возможности реального взыскания им компенсации в суде, следует предпринять попытку досудебного урегулирования.
Что же является нарушением?
Предложение к продаже, то есть сам факт размещения карточки товара. Независимо от того были реальные продажи или нет.
Таким образом, если товар фактически не продавался, а карточка размещена, то это уже считается нарушением в силу закона и сложившейся судебной практики.
Следовательно, если вы получили обращение с претензией о выплате компенсации и оценив представленные правообладателем доказательства и имеющиеся у вас документы, фактически обстоятельства, пришли к выводу о невозможности доказать законность продажи товара, то следует договариваться с правообладателем о досудебном снижении.
Однако, предварительно проверяем документы, представленные правообладелем
Если претензия подана по доверенности от лица Правообладателя, то первым делом нужно проверить доверенность представителя, а именно срок действия доверенности, имеет ли представитель правообладателя право на предъявление таких претензий.
Если доверенность была выдана нотариусом, то ее действительность можно проверить на сайте: https://www. reestr-dover. ru/
Не все доверенности выдаются нотариусом, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе выдавать доверенности на своем бланке без обращения к нотариусу. Такая доверенность должна быть подписана генеральным директором или самим индивидуальным предпринимателем и скреплена печатью.
Затем, нужно проверить каким образом Правообладатель подтверждает факт нарушения.
Согласно пункту 43.2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения.
Как мы уже писали раньше, нарушением может считаться не только факт продажи, но и факт выставления товара на продажу для неограниченного круга лиц.
В этом случае Правообладатель подтверждает нарушением скриншотом.
Судебная практика предъявляет несколько требований к таким скриншотом, чтобы они были приняты в качестве надлежащего доказательства.
Согласно пункту 55 Постановления N 10, при рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе полученные с использованием информационно -телекоммуникационных сетей, в частности сети «Интернет». Допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами , участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно — телекоммуникационной сети ( скриншот) , с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами права, суды в последнее время начали принимать как доказательство не заверенные нотариусом скриншоты. Однако, в зависимости от ситуации и самого содержания скриншота, такой скриншот может быть признан в качестве ненотариального доказательства.
Досудебное соглашение:
Если вы правильно произвели оценку предъявленной вам Претензии и доказательств правонарушения и пришли к выводу, что Правообладатель действительно готов обратиться в суд и с документами у него все в порядке, то стоит предложить заключить досудебное соглашение.
Как же договориться? Вы можете им написать на электронную почту или позвонить по телефону и жалобно спросить готовы ли они скинуть какую-либо сумму?
Однако не стоит принимать поспешных решений. Лучший подход в досудебном урегулировании это направить официальный ответ на досудебную претензию, где в соответствии с действующими нормами права, разъяснениями Пленумов ВС РФ, а в особенности судебной практикой разъяснить им, что предложенная вами сумма является выгодной для обеих сторон, а их обращение в суд выгоды им не принесет.
Как оспорить размер компенсации?
Правообладателя подают претензии и иски в суды с завышенными суммами взыскания, которые ничем не подтверждают. В таких случаях следует предпринимать попытки досудебного урегулирования и обосновывать завершенность их требований.
Что же нам говорит закон?
Таким образом, видим, что размер компенсации должен быть обоснован, чего Правообладатели по этим делам не делают.
Какие могут быть основания для снижения? Ниже представлены обстоятельтсва, на которые обращают внимания суда при снижении. На эти обстоятельства следует акцентировать внимание при направлении ответа на претензию. Данные основания выработаны из нашей работы, а также анализа более сотни дел в данной категории:
1. Правонарушение совершено ответчиком впервые.
2. Истец не ставил ответчика в известность о том, что он является правообладателем, не предупреждал о необходимости прекратить реализацию контрафактного товара.
3. Истец не представил суду сведения о ценах на оригинальные услуги, продаваемые самим правообладателем.
4. Ответчик являлся предпринимателем с незначительным оборотом и небольшой прибылью.
5. Истец обязан, в случае заявления ответчиком возражений, представить доказательства осуществления аналогичной предпринимательской деятельности на территории.
6. Материальное положение Ответчика.
7. Одним действием Ответчика произошло нарушение исключительных прав на несколько объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих одному правообладателю.
8. Нарушения были допущены ответчиком по неосторожности.
9. Торговля контрафактным товаром не являются основной.
10. Ответчик относился к субъектам малого предпринимательства, а именно к категории «Микропредприятие».
11. Убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано Ответчиком.
12. Использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью деятельности ответчика и не носило грубый характер (например, если продавцу не было заведомо известно о контрафактном характере реализуемой им продукции).
Вопрос на засыпку.
Озон требует договор поставки от правообладателя, как документ подтверждающий право на продажу товаров под данным товарным знаком. Договоры поставки как правило срочные, заключаются на определнный срок.
Ситуация следующая. Договор поставки действуют до 31 декабря 2022 года, товар был закуплен и поставлен в течение срока действия этого договора. Озону были предоставлены сам договор и товарные накладные. В 2022 году все в порядке. Но наступает 01 января 2023 года и Озон блокирует продажи. На вопрос - а почему? - отвечают - у вас ведь договор закончился, предоставьте новый договор, тогад и разблокируем.
НО! Товар ведь был закуплен в период действия договора, и товар еще есть у нас на остатках, мы его же еще продаем. Так почему вдруг Озон теперь считает, что мы нарушаем право на товарный знак?
Озону через их так называемую "службу поддержки" мы направили запрос для разъяснений, указали им на ГК РФ Статья 1487. Но прошел месяц и Озон до сих пор ничего не ответил.
Добрый день. Озон не прав. Нужно писать претензию в озон на разблокировку, где описывать обстоятельства и еще раз прилагать документы. Можете написать мне в группу, детальнее изучу ситуацию
Ну это понятно, что Озон не прав. Только на претензию они не отвечают уже месяц. Права это скорее обращение в служюу поддержки, а не претензия.
@Ozon вы не правы. поняли?
Сергей, привет! Подскажите, пожалуйста, номер обращения — посмотрим
Обращение #23197835
Всё подскажем в обращении
там уже подсказали. Но как обычно в своем репертуаре. Там сообщили, что мол это мы сами становили срок истечения прав до 31.12.2022 года. Но дело в том, что если бы мы поставили дрйго более поздний срок истечения, то ваши же коллеги из "службы поддрежки" завернули такой срок и написали в комментарии указать срок истечкния прав = сроку истечения договора
Видим, что уже общаетесь по этому поводу с коллегами. Просим дождаться финального решения в обращении.
Ну конечно, подождем ваш ответ еще месяц, два, три. Куда торопится, это ведь просто бизнес. Время, как говорится, НЕ деньги.
Интересная статья. Но у меня возник вопрос. Я приобрела товар, есть товарная накладная, но договор не заключался. Сегодня позвонил поставщик и потребовал, чтобы я удалила этот товар с Озон. Я им сказала, что согласно ст. 1487 ГК я имею право продавать товар где угодно, т.к. они сами же мне продали этот товар, значит самолично ввели товар в товарооборот. Но они на это не знают, что сказать, а просто потребовали удалить хотя бы обозначение товарного знака. Они ведь не правы? Но если нет договора, то как мне доказать законность приобретения? Это уже какое-то превышение прав получается. Как бороться с такими поставщиками, ведь сейчас они все как под копирку так действуют.
А поставщик товар сам легально производит или закупает? Вопрос еще в этом
Именно сам производит. В этом то и дело. Я вообще так понимаю, что тема интелектуального права довольно новая в нашей стране, сырая, никто ничего не знает. Вот такие производители услышали, что у них есть право и пытаются везде его использовать, где надо и где не надо
Раз они безосновательно требуют, то такие требования незаконны, можете продавать
Но как можно бороться с такой позицией поставщиков и производителей? Мы - продавцы, совершенно не защищены от таких действий. Могу ли я например, если эти товары заблокировали, обратиться в суд, с требованием разблокировки и обязать производителя не выставлять никаких требований, где я могу продавать или нет? И компенсацию какую-то потребовать? Иначе так и будет, что производитель и мне продает свои товары, и сам продает на маркетплейсах, и еще не дает мне же их товар продавать, то есть я несу убытки из-за их действий!
здравствуйте. пришла претензия с вб. что делать поможите.
Как у вас решился вопрос?
Я вот такой вопрос. У ВБ штраф 25000 за каждое нарушение так называемой интеллектуальной собственности. Вопрос: ВБ выписывает эти штрафы на основании решения суда, или как? Опыт вообще есть у кого-то?
Мне тоже интересно, узнали что нибудь об этом ?
Нет, видать, никто не получал)
Добрый вечер, по своей глухости создали карточку добавили бренд , на валдберис , пришло обращение , карточку удалили. Не знаем что делать дальше
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален автором поста