{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Отдел продаж будущего: как искусственный интеллект заменяет менеджеров по продажам

Часто слышим, что сотрудники обходятся дорого и не приносят результат. В этой статье расскажем, какие есть решения для отдела продаж, если вы не ТОП компания с многомиллионным бюджетом на внедрение ИИ.

В условиях дефицита кадров на рынке труда и растущих ожиданий по заработной плате, бизнесу все сложнее найти подходящих кандидатов на вакансии менеджеров по продажам, ассистентов или специалистов поддержки.

Поэтому приходится привлекать людей без опыта и компетенций в сфере продаж, что является поистине проблемой. Особенно это заметно в сегменте массовых продаж в SMB, где юнит-экономика продукта и средний чек не позволяют предложить высокую заработную плату менеджеру по продажам. Здесь логично рассмотреть возможность замены живых менеджеров на искусственный интеллект.

Поиск решения

  • ИИ для звонков

Мы провели ряд экспериментов и поняли, что с голосовыми роботами, основанными на ИИ, гораздо больше проблем - например, отсутствие единой нейросети для обработки запросов клиентов и генерации ответов приводит к сбоям, задержкам в обработке и паузам. Плюс качество связи, которое не всегда позволяет правильно “услышать” и расшифровать запрос клиента.

Крупные компании успешно внедряют полноценных ИИ голосовых роботов, но для малого бизнеса без пары миллионов на интеграцию больше подходит вариант с предзаписанными аудиороликами, которые озвучиваются после распознавания запроса клиента. В общем, мне кажется, что в части голоса ИИ пока не настолько крут, но уже есть огромный выбор поставщиков решений (вернее, какое-то огромное количество сервисов, крайний раз мы использовали leadozvon).

  • ИИ для мессенджеров и соцсетей

Есть классические решения:

  1. Чат-боты в CRM-системах (например, salesbot в АМО). Позволяют отправлять сообщения с вложениями при наступлении определенных событий (классная штука, часто пользуемся).
  2. Конструкторы чат-ботов - например, bothelp.io, Chatforma и тд.

Сейчас вместо них набирают обороты чат-боты, основанные на искусственном интеллекте.

ИИ-менеджер в чате сегодня может закрыть около 90% задач, которые выполняет живой менеджер. Сервисов на рынке уже несколько (например, Athena AI или AskAbot) и под капотом каждого, конечно, chat GPT. Самое главное - правильно их настроить и обучить под ваши задачи.

Что сегодня умеет ИИ-менеджер по продажам

  • работать 24/7 без больничных и отпусков

  • эффективно закрывать сделку без всяких “мне неудобно” или “я забыл”

  • делать допродажи

  • задавать правильные вопросы (например, для выявления потребностей по технологии SPIN или для правильного расчета доставки)

  • без ошибок рассчитать стоимость в зависимости от озвученных параметров

  • отвечать на вопросы о сложных продуктах и услугах в режиме свободного диалога

  • квалифицировать лиды

  • связываться с клиентом повторно через определенный промежуток времени

Кому подойдёт

Искусственный интеллект отлично подходит для ситуаций, когда требуется быстрая обработка и квалификация большого количества запросов. Это особенно актуально для недорогих B2C продаж, например, если вы продаете товары на Avito и ежедневно получаете десятки типовых вопросов, которые не требуют привлечения сотрудника. В таких случаях использование ассистента является оптимальным решением.

Для продуктов с более сложными характеристиками квалифицирование клиентов также может быть передано онлайн - ассистенту, чтобы люди тратили время только на работу с целевыми запросами.

В случае с B2B продажами на высокий чек (например, сложные комплектующие для станков), где необходимы личные встречи и переговоры, использование ИИ-менеджера не имеет смысла (разве что в качестве личного ассистента). Здесь не набирается большая воронка квалификации и каждый лид - объект для штучной работы.

Скриншот первого тестового диалога. Вместо базы знаний написали пару вводных предложений в настройках, обучением не занимались. Неплохо, да? И никаких проблем с грамматикой, как это обычно бывает у рядового менеджера 😁

На что важно обратить внимание при настройке ИИ-менеджера

При внедрении искусственного интеллекта вместо менеджера по продажам или ассистента, одной из наиболее важных задач является настройка онлайн-сотрудника.

Важно создать правильную базу знаний и разработать алгоритм действий, который включает необходимые техники продаж и умение работать с возражениями.

  1. Сформулируйте задачи для бота и создайте базу знаний.

  2. Определите темы, о которых нельзя говорить, чтобы избежать провокационных ситуаций.

  3. Проиграйте возможные сценарии диалогов с ботом, чтобы убедиться в адекватности ответов.

  4. Установите ограничения: в каких случаях ассистент должен выключиться или когда нужно позвать человека.

  5. Подгрузите необходимые таблицы для расчета доставки/конечной стоимости.
  6. Добрый совет: ограничьте количество сообщений. Некоторые клиенты могут использовать искусственный интеллект как источник бесконечных развлечений, что может привести к неоправданным расходам на тариф.
Задавали каверзные вопросы всей нашей женской командой. Но систему сломать не удалось)))

На сладкое

Подключите виджет с ИИ к сайту и создайте цель в метрике на выполнение задачи бота (например, лид оставил контакты) или на начало диалога, чтобы оптимизировать рекламу по этой цели 😉

Вот так:

Что получается по конверсиям, расскажем в ближайшее время 

Мы уже запустили эксперименты на некоторых проектах заказчиков, в ходе которых будем обрабатывать все входящие заявки с помощью ИИ-менеджера (по каким продуктам - пока секрет).

Если вы хотите больше узнать о результатах этих экспериментов (конверсии - % успешных диалогов, стоимость лида и тд), переходите в канал, где я в 2 раза чаще пишу о фишках в продажах и маркетинге👌

0
72 комментария
Написать комментарий...
Александр Мау

Почему 4999 на обложке?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Базовая стоимость Афины: https://ru.athenachat.ai/

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Joulupukki

ИИ для мессенджеров - отличное решение, но для звонков ужасное и никогда не станет заменой живому общению.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Может, технологии еще подрастут в плане общения голосом?

Ответить
Развернуть ветку
123mailru

А как реагируют клиенты? Не замолкают, когда понимают, что говорят с ИИ? Что, если клиент просто бросит диалог?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Мы прописываем в сценарий цепочку условий а-ля "если нет ответа в течение Х времени, узнай, актуален ли еще запрос и предложи Y". Удобно, что для ИИ-менеджера, в отличие от чат бота, можно прописать условие общими словами (например, "узнай...") и он справится.

Пока количество ответов/неответов кажется одинаковым, но нужно смотреть на дистанции. Наоборот, людям интересно, потому что они понимают через какое-то время, что это за игрушка)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
MadeTask - выплаты по миру

У нас с вами один и тот же вопрос. Мы сначала подумали, что сбой какой-то произошел )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Бовин

вот хороший вопрос, не все будут хотеть разговаривать с роботом

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бизнес Сноб

Спасибо за интересную статью) Согласна, что сегодня ИИ может далеко не все. Я думаю, что проблема в человеческом ресурсе, который не может пока еще сделать тонкую настройку ИИ. Ведь во многом успех использования инноваций зависит от того, кто всем этим управляет. Как говорится, на искусственный интеллект надейся, а сам не плошай)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Согласна полностью! ИИ это просто помощник, освобождающий время и руки там, где необходимо

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
MadeTask - выплаты по миру

Всё же продажи по телефону - это очень специфическая задача и не везде ее может заменить (пока?) ИИ. Плюс играет роль психология - не любой руководитель может со спокойным сердцем передать эту важную работу роботу.

А как реагируют клиенты на беседы с ИИ?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Зависит от очень многих факторов - продукт, база, кто ЛПР и т.д. Через секретаря вы с помощью ИИ пока не пройдете, это точно. Но там, где массовый обзвон бех сложных офферов - why not.
Бизнес обычно проводит эксперимент и сравнивает косты vs продажи. Конверсия при продажах роботом ниже всегда, но косты равны практически нулю в сравнении с оплатой труда менеджеров. В конечном итоге часто такой вариант выгоднее.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Булдаков

Интересно узнать, как компании адаптируют ИИ-менеджеров под свои уникальные задачи

Ответить
Развернуть ветку
Борис Латкин

интересно то оно интересно, только зачем же прям по три сообщения писать

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Раз спросили трижды, надо показать)
Адаптация происходит за счет создания базы знаний (можно загрузить ту, которая уже у вас есть - подойдут и файлы, и таблицы). Плюс настройки конкретного сценария диалога

Ответить
Развернуть ветку
виктор миронов

Мы уже запустили эксперименты на некоторых проектах заказчиков, в ходе которых будем обрабатывать все входящие заявки с помощью ИИ-менеджера (по каким продуктам - пока секрет).
​Хочется вглянуть на результаты экспериментов ).

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Скоро будут, поделимся а канале https://t.me/clientoria

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Maks Shabr

Ооо оптимизая по метрике это действительно весчь... Если поставить целью передачу квалифицированного лида

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Да!)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Арчи Шарипов

Отличная статья! Но мне интересно узнать, как именно ИИ может эффективно закрывать сделки без лишних "нюансов".

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Смотря о каких вы нюансах. На встречу закрывает весьма бодро)) Если что, вы можете остановить ИИ-менеджера и писать в чате уже самостоятельно

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гудошников

Я уже давно думаю об использовании ИИ в продажах, статья дала полезные идеи по внедрению.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Спасибо за обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Макаров

А мне понравилась идея использования ИИ-менеджера для классификации лидов. Это, безусловно, может сэкономить много времени (и не только). Только как проверить, не накосячит ли ИИ...

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Каких-то значимых косяков пока не видели. То, что ИИ не выйдет из себя и не забудет про клиента - это точно. Остальные детали можно решить, подняв трубку телефона)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

У нас возле дома в "пятерочке" и "магните" резко сделали селф-сервис зону. До этого годами плакали, что не могут наняться. То ли терминалы для самостоятельной оплаты внезапно подешевели, то ли пришло осознание, что закрыть дырку людьми уже не получится никогда... Интересно, понаблюдаем)

Ответить
Развернуть ветку
Georgiy Medvedev

Как я понял, статистику можно через Метрику отслеживать. А через гугл аналитикс получится?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Да, можно через Гугл аналитикс

Ответить
Развернуть ветку
vesnoi

То, что, судя по скрину, обрабатывает голосовые сообщения и понимает их содержание, прикольно. Но насколько корректно, хотелось бы потестировать. Бывает, клиенты говорят чисто, а бывает бурчат нечленораздельно ).

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Хороший вопрос. Надо попробовать побурчать)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Продать вряд ли, но, например, собрать информацию для расчета КП или сметы - запросто. В реальности видела, как это работает в компании, которая производит линии для маркировки продукции. В зависимости от запроса ИИ собирает с заказчика всю инфу - нужно ли компьютерное зрение, размеры линии и тд. В результате никто ничего не забывает и менеджер обрабатывает процентов на 20 клиентов больше.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Успехов! Выше писала, что мы используем Афину, выбирали по соотношению функционал / простота настройки / стоимость
https://ru.athenachat.ai/

Ответить
Развернуть ветку
Олег Новиков
ИИ-менеджер в чате сегодня может закрыть около 90% задач, которые выполняет живой менеджер.

Ну, закрытие крупных сделок я бы ему не доверил, что если на небольшие чеки, то норм.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Всё так.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Мокрушин

Прикольные решения для обработки запросов в мессенджерах. Как вы думаете, сможет ли ИИ полностью заменить человека в будущем?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Спасибо за обратную связь! Полностью, думаю, не заменит, но точно сделает работу и жизнь более приятной и творческой

Ответить
Развернуть ветку
Nazerke Omirzak

Функциональности современных ИИ-менеджеров по продажам вызывает восхищение. Судя по всему, грядет глобальное сокращение спецов (или я просто нагнетаю )))

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

На масс-сейлз продавцов сократят, все будет на селф-сервисе. Это очевидно уже сейчас.
Те, для кого продажи действительно призвание и искусство, должны работать со сложными продуктами и большими бюджетами. А будущее b2c продаж (кроме недвижки, наверное) - полная автоматизация

Ответить
Развернуть ветку
Орбитальный Тигр

Все думают, что используют ИИ-менеджера, а это просто Юлия Лепихина без сна и отдыха отвечает, прикидываясь технологией)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Ахах)) Кстати, как вариант можно просто асессоров с Яндекс.Толоки привлекать))) Меня точно не хватит. Я даже на комменты сегодня отвечать подустала)))

Ответить
Развернуть ветку
Aki Omi

Какие еще чат боты можете посоветовать?)В идеале чтобы напоминал клиенту за день до встречи

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Афина напомнит, только пропишите это в сценарии

Ответить
Развернуть ветку
Антон Попов

Очень актуальная тема в условиях рынка труда. Понял, что чат-боты и ИИ-менеджеры могут быть настоящими спасателями для бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Согласна, вариантов нет, надо адаптироваться

Ответить
Развернуть ветку
Федор Попырин

Для полноценных служб поддержки, которые тебе одинаково качественно дадут обратную связь во всех каналах, это пока не решение. Для классификации клиентов и вопросов - отличная штука. Но дать хороший исчерпывающий ответ может только сотрудник, вооруженный отлично функционирующей системой управления знаниями. Вот такие вещи нужно внедрять в первую очередь.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Пока речь о решении простых задач. Много проектов, где таких обращений очень много и AI технологии реально помогают (чтобы не нанимать 10 человек, которые стандартно отвечают на 5 простых вопросов, потому что клиенты не читают FAQ, например)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Но стоит хотя бы попробовать!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина

Мне кажется, что многие пока очень оптимистично относятся к ИИ. Серьезные вопросы доверять ИИ - не очень хорошая идея.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Есть такое. Но в этом деле лучше быть первыми, чем последними, на мой взгляд

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Игнат

Не факт что это будет работать. Продавец- это призвание

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина
Автор

Нууу не могу согласиться. Продавец это эмпатия + умение слушать и убеждать, умноженные на дисциплину и знания о продукте. Думаю, в скором времени ИИ будет неотличим от живого человека в процессе общения

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Дмитрий

Слышу робота в телефоне - кладу трубку

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Любопытно, экономия на сотрудниках поддержки стоит того процента потенциальных покупателей, которые уйдут, получив на его запрос мая твая не понимает от бота ИИ. Вместо статеек с полотнищем словоблудия (возможно из чатагпт) лучше б привели расчеты, какая выгода или убыток стали от сокращения штата поддержки и внедрения чата ИИ.

Ответить
Развернуть ветку
Gamof Paul

В скриптовых примитивных и простых B2C продажах это быстро станет реальностью.
Но вот с B2B со всеми прохождениями секретарей, презентациями, убеждениями, тендерами и долгим циклом сделки не произойдет никогда.

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда