{"id":14288,"url":"\/distributions\/14288\/click?bit=1&hash=7892f9ec59fbe57cbbf7dc08e942a15777e95f336ce498c73b1574f3c858cf79","title":"\u041c\u043e\u0434\u0435\u043b\u044c \u00ab\u041a\u0443\u043f\u0438 \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441, \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u00bb \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы помогли выжить бизнесу за счет маркетинговой стратегии

Всем привет, на связи Илья из Orlov Agency. Сегодня я поделюсь кейсом, как мы показали точки роста бизнеса через маркетинговую стратегию. Будет много букв.

В силу соглашения, название компании, бюджеты и данные, составляющие коммерческую тайну, будут скрыты. Но это не повлияет на суть статьи, так как вся соль в другом.

И так, к истории. К нам обратилась одна компания, которая к лету 2022 потеряла 70% выручки, трафик просел на 90%, а большая часть заказов были просто повторной покупкой от старых клиентов и составляли всего лишь 20% от имеющейся клиентской базы.

Нам было необходимо разработать план-капкан - как же вытащить компанию как минимум на обороты 2021 года, а лучше - увеличить их.

Нестандартный кейс, с учетом того, что это стык IT и Fashion индустрий, а средний чек был 35 т.р. Но мы взялись за разработку маркетинговой стратегии.

Срок реализации - 3 недели (больше нам не дали, но нам хватило и дальше вы поймете, почему).

И так, к истории.

Так как сроки сжатые, мы решили не делать большую и подробную стратегию, а сконцентрироваться на тех аспектах, которые могут дать наибольший толчок в продажах.

Маркетинговая стратегия - начинка

Анализ рынка

Для анализа рынка мы воспользовались 2 методами:

  • Аналитические отчеты Nielsen, GFK, IPSOS, Росстат;
  • Отчеты компаний конкурентов и смежных конкурентов.

Из этих отчетов мы выяснили, что сам рынок просел на 60%, но ожидается рост во втором полугодии и Y2Y (год к году) показатель просядет всего на 20%. Таково было мнение участников рынка. Мнение потребителей было немного другим, как вы знаете, народ был настроен пессимистично и не верил, что будет что-то светлое и прекрасное.

Рынок, действительно, жестко просел весь. Но в кризис выживает тот, кто либо делает хлеб (товары первой необходимости, минимальная корзина и т.д.), либо убеждает клиента, что ему очень срочно необходим его товар и лишняя буханка хлеба точно не нужна. Наш вариант был второй.

Пример аналитического отчета

Анализ конкурентов

Так как рынок был совсем молодой и новый, то и конкурентов тут было столько, что хватило пальцев одной руки + 2 пальца.

Основатель компании нашего клиента уже провел интервью со своими конкурентами и выдал нам эти данные. Нам осталось только проверить через покупку, насколько их “мы делаем теперь так” соответствует тому, что они действительно делают.

Выводы были такими: конкуренты срезали от 40% до 70% услуг, снизили клиентский сервис примерно в 2 раза и урезали ассортимент примерно на 40%.

Неутешительная картина складывается… Но тут нам на помощь пришел анализ маркетинга конкурентов и все встало на свои места.

Как я уже писал выше, рынок очень молодой для России и следовательно, рос органически - никаких маркетинговых кампаний, никакого УТП и отстройки от конкурентов. Просто “приходите и купите у нас, а если не нравится, то у конкурентов”. Денег хватало всем и все были счастливы.

Целевая аудитория

Тут все было максимально просто. Целевая аудитория была разбита на возрастные сегменты, у каждого сегмента была своя боль, которую закрывал наш клиент. Мы провели несколько десятков интервью, убедились, что все так и просто “причесали” портреты аудитории до более точных и красивых.

Целевая аудитория проекта

Маркетинговые инструменты

Здесь началось самое интересное. Выше я отмечал, что рынок рос органически и потребности в маркетинге особо не было. Поэтому и простор был огромный. Мы разбили инструменты на 3 группы.

Для каких каналов мы прописывали инструменты

Новые клиенты

Тут все максимально просто - Яндекс.Директ, Google.Adwors, ВК + контент-маркетинг в других социальных сетях. Проработка креативов, отталкиваясь от болей ЦА, реклама по смежным конкурентам с нажимом на преимущества клиента + разработка разных посадочных страниц под разные запросы.

Дополнительным блоком предложили рассмотреть offline-маркетинг - рекламу в местах скопления аудитории (бизнес-центры, фитнес-залы, кросс-промо с магазинами одежды).

Разделение активностей на онлайн и оффлайн

Старые клиенты

Тут уже простора гораздо больше. Так как это Fashion индустрия, а бизнес работает в России (Москва и Питер), то у нас есть как минимум 4 повода в год для совершения покупки. Как вы могли догадаться - это сезоны. Наша аудитория - это девушки, следовательно нет-нет, да и купить что-то новенькое себе под новый сезон. С этим надо поработать.

Мы выделили 6 ключевых инструмента работы с ними:

  • CRM - сегментация клиентов по следующим данным: дата покупки, сезонность покупки, чек, кол-во отказов от общего заказ;
  • E-mail - сезонные рассылки по типу “скоро осень, пора обновить свой гардероб” (это очень сильно упрощенный посыл);
  • Программа лояльности - давать скидку за тотальный чек (как на Lamoda или WB);
  • Персональные предложения и закрытые распродажи - тут важно про них рассказывать и указывать, что допускаются только люди с “таким-то общим чеком”.

Отдельным блоком выделили тех, кто сделал 1 покупку и не вернулся никогда:

  • Интервью за бонус (скидку или промо-код) - чтобы выяснить, почему ушли;
  • Специальные предложения - реактивация базы.
Коммуникация и акции для старых клиентов

Имиджевая реклама

Здесь выделили все то, что может дать клиентов, но скорее повысит узнаваемость и приведет клиентов чуть-чуть позже:

  • Инфлюенс-маркетинг - работа с релевантными блогерами;
  • Контент-маркетинг - вести социальные сети, писать блоги, писать в СМИ;
  • PR - выстроить PR-кампанию, начать кричать о вас из каждого утюга.

Итоги

В целом, перспективы туманные - рынок падает, покупатели грустные, кажется, что все пропало. Но если цель более стратегическая и есть возможность продержаться какое-то время на минималках и вложиться в маркетинг, то эти шаги должны помочь компании выстрелить, когда настроение людей отыграет и спрос на Fashion начнет расти.

Наша работа заключался только в разработке стратегии. Далее заказчик сказал, что будет реализовывать все сотрудниками in-house.

P.S.

Как я понимаю, рынок восстановился уже к осени и сейчас чувствует себя +- хорошо и на нем можно расти и развиваться.

P.S.S.

Как научил нас всех Паша Молянов, вот ссылка на мой TG-канал, где я делюсь полезными штуками для бизнеса и маркетинга:)

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Петр Костюков

А где стратегия? Или вы называете "подбор маркетинговых каналов" + "проведение поверхностного бенчмарка конкурентов" + "описание портретов и их мотивов" маркетинговой стратегией?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Orlov
Автор

Если вы внимательно читали статью, то там в самом начале написано, что у нас были очень сжатые сроки и нашей главной задачей было как раз оперативно подобрать инструменты, чтобы выстроить маркетинг, что мы успешно и сделали.

Конечно, при большем кол-ве времени, мы бы сделали более глубокую работу: провели глубинные интервью и разработали JTBQ, составили QFD-матрицы, дополнили конкурентный анализ SWOT-анализом, разобрали бы конкурентов и компанию на EST-модели, добавили бы RDB-модель и OST-модель.

Кстати, пользовательский путь у нас был, просто я забыл вставить скрин, исправляю эту ошибку и ставлю здесь))

Ответить
Развернуть ветку
Иванов Иван Иванович

Скажите, а вот эта тема — завалить потенциального клиента кучей модных аббревиатур фреймворков, большинство из которых на 90% выполняют одну и ту же функцию — реально работает? Ведутся?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Эти агентства все как на подбор, отдаешь за "стратегию" 200-300к получаешь на выходе все это убожество. Причем как правило меняется только визуальная составляющая, все поверхностные смыслы как под копирку. Ценности в таких работах процентов 15, не более. Пару раз заказывали с промежутком два года, разницы не увидели, рассматривая топовые агентства и с более дорогими чеками разницы тоже не видим уже на этапе КП, просто под копирку у них все и да, вы абсолютно правы, видать кому-то нравится, раз это так модно заваливать кучей фреймворков с разных сторон обмусоливая одну мысль. Мы пришли к тому, что выращиваем свой маркетинговый департамент внутри компании, профит уже на старте больше, чем от этих сторонних агентств с "модными" графиками.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Orlov
Автор

Очень жаль, что вам попались такие исполнители. Отвечать за их стратегии, тем более не видя их, я не могу. Про себя могу сказать, что кроме оформления и самих фреймворков большую роль играют выводы и применение. Просто сказать, что мужчины 35-40 лет любят кожаные ремни, потому что они долговечны - это фигня. Необходимо понять принцип выбора ремня, что важно, а что нет, и построить маркетинг так, чтобы учитывать это все.

Стратегия должна быть такой, что по итогу мы получаем прям пошаговый план действий - от оформления сайта до работы с дилерами и точками продаж - для увеличения объемов продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Orlov
Автор

Можете, пожалуйста, подробнее про одну функцию рассказать среди тех фреймворков и моделей, которые я перечисли?
Они просто вообще про разные сегменты даже))

Но да, работает, так как при правильном применении это дает очень сильный буст в маркетинге и продажах, потому что клиент перестает поливать всех и вся бюджетом и целится точно в ту аудиторию, которая ему нужна.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Костюков

Илья, в середине 20 века в США были изданы материалы чётко описывающие что такое "маркетинговая стратегия" и до сих пор в плане терминов ничего не поменялось. Сратегия это плане действий и контрдействий на тот случай, если основной сценарий на рынке не случается. В вашем материале нет плана, вы просто глубоко оцифровали базу знаний о маркетинге клиента "подобрали вероятные инструменты", так как сам клиент так глубоко не задротствовал.

Заметьте, я не пытаюсь оценить ту деятельность, которую вы провели. Я прочитал заголовок, посмотрел на стуркуту материала, и не нашел ничего похожего на соответствие заголовку.

ЗЫ: другие комментаторы пишут вам о том же.

Ответить
Развернуть ветку
gkorkots
Как мы помогли выжить бизнесу за счет маркетинговой стратегии

Как?

В целом, перспективы туманные - рынок падает, покупатели грустные, кажется, что все пропало.

А помогли как?

Как я понимаю, рынок восстановился уже к осени и сейчас чувствует себя

А вы тут причем? Своей стратегией его оживили?

Мы помогли

Чем?

Далее заказчик сказал, что будет реализовывать все сотрудниками in-house.

Понятно

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда