{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как увеличить количество и лояльность клиентов, используя концепцию Jobs To Be Done

Кратко о Jobs To Be Done (работа, которую важно выполнить)

Концепция Jobs To Be Done предлагает смотреть на продукты/услуги глазами клиента

JTBD исследование – изучение желаний потребителя, катализаторов и ограничений, которые привели к покупке. Помогает понять, как люди выбирают, почему и для чего покупают наш продукт или услугу.

Выявляет инсайты для улучшения продукта или изменения позиционирования, показывает неочевидных конкурентов из других сфер бизнеса, которые борются за нашу целевую аудиторию.

Помогает описать, в чём ценность продукта для клиентов и как её правильно транслировать, почему выбрали или не выбрали нас, чего не хватает сейчас в коммуникации и что нужно изменить в продукте.

Согласно JTBD подходу, человек нанимает наше решение на “работу” (Job). Работа – это задача высокого уровня, которую человек стремится выполнить. Выполняя её, человек получает для себя удовлетворение, некий прогресс, успех, достижение. Можно сказать, что “работа” – закрытие какой-то потребности. Работы бывают высокого уровня (большая, долгосрочная, эмоциональная или функциональная задача, которую решает пользователь) и меньшего уровня (подзадачи, выполняя которые пользователь приходит к решению своей основной задачи).

Простой пример для понимания: когда человек приходит в магазин и покупает всеми известный шоколадный батончик с арахисом внутри, он нанимает его на работу “утолить чувство голода и поднять себе настроение”.

Цель:

Понять, в чём ценность продукта/услуги для клиентов, какие у них потребности, почему выбрали или не выбрали нас, какую ценность и как транслировать в коммуникации, в рекламных креативах и т.д., чего сейчас не хватает в коммуникации и какие барьеры в продукте/услуге мешают нам вырасти, что нужно изменить.

Задачи:

  • Понять, кто наши пользователи: пол, возраст, деятельность, их интересы;
  • На какую “работу” они нанимают наш продукт: в каком контексте при этом находятся, какие события предшествуют покупке, какую проблему пытаются решить;
  • Был ли у этих людей опыт использования схожего продукта/услуги, если был, то почему они начали искать другое решение;
  • Как подходят к покупке: осознанно или импульсивно, сравнивают ли c кем-то, на что обращают внимание;
  • Что послужило триггером для принятия решения о совершении покупки;
  • Сегментировать пользователей. (Сегмент – люди, объединённые общей “работой”);
  • и т.д.

Как провести исследование JTBD:

  1. Находим респондентов из числа наших клиентов (в данном примере не рассматриваем потенциальных клиентов);
  2. Проводим интервью (узнаём прошлый опыт взаимодействия – как формировалась потребность у клиента, как искали и принимали решение о покупке, исходя их чего выбирали, что изменилось после приобретения и т.д.);
  3. Находим повторяющиеся факторы (анализируя наиболее частые повторения и другие связанные параметры, мы можем делать выводы об имеющихся потребностях клиентов);
  4. Делаем выводы, решаем, что дальше делать с полученными данными, куда интегрировать, где применить, что приоритетнее и т.д.;
  5. Внедряем и анализируем.

Примеры вопросов для интервью с текущими клиентами:

  • Почему вы выбрали именно наш продукт/услугу?
  • Какие были у вас ожидания от приобретения продукта?
  • Что должно быть в продукте, чтобы вы порекомендовали его?
  • Что можно улучшить в продукте по вашему мнению?

Какие могут быть вопросы в интервью с потенциальными клиентами:

  • Для чего ему наш продукт/услуга (какие задачи хочет закрыть);
  • С какими сложностями сталкивался при решении своей задачи;
  • Что способствовало к появлению задачи;
  • Какие ещё варианты решения своей задачи рассматривал;
  • Что ему даст решение задачи;
  • Что будет, если он не решит задачу в ближайшее время.

Несколько полезных советов при проведении интервью:

  1. Эмпатия – важная составляющая хорошего интервью. Нужно расположить человека к себе, выстроить эмоциональную связь, чтобы вести более открытый диалог;
  2. После услышанных историй из жизни пользователя, дальше наша задача задавать только уточняющие вопросы;
  3. Когда пользователь рассказывает о проблеме с которой он столкнулся, используем подход – “ПОЧЕМУ”. Задаём вопрос “почему?” столько раз, пока не дойдём до глубинной мотивации человека, которую он выдаст в своих ответах;
  4. Когда человек рассказывает о своей эмоции, просим оценить её, например по 10 бальной шкале;
  5. Задаём открытые вопросы, для того, чтобы получить развёрнутые ответы и ценные данные;
  6. Спрашиваем о прошлом, а не о будущем;
  7. Меньше говорим, больше слушаем.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда