Как уменьшить обоснованный штраф от Wildberries + шаблоны писем, чтобы оспорить ИМИЗР
Штраф не должен быть чрезмерным и душить селлера. Иначе есть риск утраты возможности исполнить обязательства перед иными контрагентами. Например, селлер не сможет выплатить налоги или заработную плату работникам и тд. Маркетплейс также не должен использовать штраф как дополнительный источник дохода и средство обогащения.
И так, вы получили штраф от Wildberries. Обоснованный штраф или нет – не имеет значения. Будем исходить из того, что в будущем вы хотите его сторнировать полностью или уменьшить.
Существует несколько способов уменьшения размера штрафа:
1) Договориться с маркетплейсом об уменьшении суммы штрафа.
2) Обратиться в суд с требованием уменьшить сумму штрафа.
Какие аргументы помогут снизить штраф
Есть все основания полагать, что большинство условий оферты сформулированы в пользу Wildberries, а штрафы — исключительно для селлеров. Поэтому у последних есть хорошие шансы уменьшить сумму штрафов в суде.
Однако нужно иметь в виду, что сам по себе аргумент о высокой сумме штрафа не всегда срабатывает. Каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально.
Другими словами, Вам требуется детально проанализировать ситуацию со штрафом в финансовом плане, чтобы показать, что:
1) штраф не носит компенсационный характер, служит исключительно средством, обогащения Wildberries за счет селлера;
2) штраф необоснованно завышен и отсутствуют доказательства каких-либо существенных негативных последствий для Wildberries;
3) штраф превышает суммы возможных убытков маркетплейса, вызванных нарушением условий оферты;
4) штраф удержанный Wildberries превышает 10% стоимости товара. Поэтому он явно несоразмерен последствиям нарушения обязательств.
Например, применительно к штрафам за логистику можно использовать следующие доводы:
1) у маркетплейса отсутствуют доказательства причинения значительных убытков или наступления иных неблагоприятных последствий вследствие допущенных селлером нарушений, в том числе для безопасности перевозки товаров;
2) штраф, начисленный Wildberries, был явно несоразмерен разнице провозной платы, уплаченной селлером, и подлежащей уплате за перевозку фактической массы и габаритам груза.
Инструкцию и шаблоны писем для того, чтобы оспорить использование механик искусственного завышения рейтинга, сможете найти здесь.
Пробуем уменьшить штраф, договорившись с техподдержкой.
То есть, Wildberries сам говорит о том, что штраф может быть меньше чем предусмотрено офертой или может быть не сразу удержан в полном объеме.
Кстати, за последнее время большое количество селлеров получило штрафы в меньших размерах. Пока у меня нет информации были ли случаи, когда Wildberries удерживал оставшуюся часть штрафа в следующих торговых периодах. Но предполагаю, что такое вполне возможно.
После изучения документов готовим письменную позицию и открываем диалог на Платформе. С техподдержкой общаемся вежливо и не переходим на личности. Стараемся максимально подробно объяснить суть обращения.
После того, как Вы использовали все возможности досудебного урегулирования у Вас остается два варианта. Смириться со штрафом или обратиться в суд. Как показывает практика, суды чаще всего занимают сторону селлеров, однако бывают и исключения. В основном исключения связаны с ошибками селлеров при подготовке документов в суд.
Общение с техподдержкой, просьбы о предоставлении документов, просьбы сторнировать или снизить неустойку, важный подготовительный этап для подачи искового заявления. Собрав и приложив все документы, из которых видно, что Вы пытались урегулировать спорный вопрос с маркетплейсом мирным путем, будет воспринято судом положительно.
Судьи - это такие же люди, как и мы все. Они имеют свои привычки, убеждения, чувства и ошибки. Поэтому важно судье показать, что вы старались договориться с маркетплейсом, но не получилось. Суд будет расценивать Вас как слабую сторону договора которая, находится в условиях неравенства переговорных возможностей и вынуждена присоединиться к предложенным условиям.
О том как селлеру выиграть суд у Wildberries читайте здесь.
Еще больше юридической аналитики на моем канале в Телеграмм.
Остались вопросы, пишите мне.
Комментарий удален модератором
а к кому валить-то?
Да, особо не к кому
ну вот в том то и проблема. Хотя я сейчас стараюсь все что можно взят на озоне. а технику вообще в онлайн-трейде. По минимуму берем у этой неэтичной компании, просто от безысходности, когда нельзя купить товар в офлайне
я на ВБ никогда не покупал, но это просто исторически так сложилось)
Только проблема в том, что других вариантов не особо много
А у вас есть понимание ,в какую сторону крен судебных решений у таких дел - в пользу маркетплейса или селлера?
В моей практике до применения 333 ст. ГК РФ в спорах с маркетплейсами не доходило. Практику коллег изучаю. И на мой взгляд никто не заявлял о снижении неустойки в первой инстанции. Есть несколько определений апелляции, которая прямо говорит, что раз в первой инстанции не просили снизить неустойку, то мы уже ничем помочь не можем.
Спасибо, прекрасный обзор!
Комментарий недоступен
Да, я тоже наблюдаю и жду 3 часть)
Спасибо)
Алексей, спасибо за отличную статью!
Вам спасибо, что читаете)
Интересно, вот так живёшь, заказываешь на Wb и не знаешь,как селлерам тяжело приходиться. Хотя подруга открывала бизнес и сравнивала маркетплейсы для реализации товаров , решила в пользу озона. Но вообще руководствовалась тем, что у Wb какие то несоизмеримые требования, а выходит , что не только требования, ну ещё и драконовские какие то методы взаимодействия, начиная от штрафов и судя по всему другими поборами, которые вынуждают даже владельцев пунктов выдачи бастовать
Многие селлеры закладывают в бюджет 10-20% на штрафы ВБ.
За почти два года торговли, к счастью, с крупными штрафами не сталкивался. По крайней мере, прям существенными. Самый крупный был около 50к, но в итоге через поддержку решился вопрос в нашу пользу.
Что касаемо работы на ВБ или Озон, везде есть свои нюансы работы, плюсы и минусы. ВБ, конечно, менее системный во всем, нежели Озон, но и у последнего тоже бывают косяки.
Я конечно понимаю, автор бизнес-юрист, у самого одно из образований юридическое, но не доводить до штрафов нельзя что ли ? Просто нормально исполнять взятые на себя обязательства.
К сожалению, многим прилетает из-за халатности ВБ. Из последнего:
- товар объемом 2,3 литра после обмеров ВБ как-то стал 42 литра.
- не читается КИЗ у 47 товаров, ВБ в подтверждение присылает видео только одного нечитаемого КИЗа.
- производственная компания заказала внешнюю рекламу, продажи увеличились, а ВБ посчитал, что это самовыкупы и блокировал каждый месяц от 9 до 15 млн. р.
Можно еще долго приводить примеры
Вникать особо нет времени, будем считать, что Вы правы. Навскидку я бы не рекомендовал это все тянуть в суды все равно. Это как восстанавливаться на работе по суду, восстановить то тебя может быть и восстановят, но способ поиздеваться и потом уволить с соблюдением всех регламентов все равно найдут. Договариваться надо, через структуру типа профсоюза, только угроза ссоры со всеми продавцами сразу по мне будет иметь какое-то влияние на администрацию.
Контора кого?
Уточните, пожалуйста, вопрос