Как селлеру выиграть суд у Wildberries: советы юриста
Привет, меня зовут Васильев Алексей. Я бизнес юрист на рынке e-commerce, основатель и директор Ассоциации участников развития рынка электронного ритейла, автор телеграм-канала «Терки с Wildberries». В этом материале я покажу, почему не нужно бояться судебных споров с Wildberries, и расскажу, как защитить свой бизнес.
Из-за чего продавцы судятся с Wildberries
Количество споров с участием маркетплейса в последние годы растёт: в 2019 году в суды подано 37 исков, в 2022 году — 732. По состоянию на май 2023 года подано 561 исковое заявление на общую сумму 10 692 583 960 рублей.
Правда стоит отметить, что такая рекордная сумма состоит в том числе из-за иска Никаса Сафронова. Сумма его требований составляет 10 000 000 000 рублей. На сегодняшний день заявление Н. Сафронова возвращено ему обратно. Поэтому будем считать, что общая сумма требований к маркетплейсу 692 млн. рублей.
Все судебные споры с участием Вайлдберриз можно разделить на две большие категории:
- взыскание убытков (утеря товара, штрафы, и тд.);
- нарушения, связанные с интеллектуальными правами.
Отчет о продажах
Как только Отчет о продажах размещен на Портале, Вам необходимо его детально изучить на наличие штрафов, удержаний и иных санкций. В случае наличия штрафов необходимо через Портал подать мотивированные возражения, иначе Отчет о продажах будет считаться автоматически принят обеими сторонами и в дальнейшем будет практически невозможно его оспорить. Как следствие – суд откажет в удовлетворении искового заявления о взыскании необоснованно начисленных штрафов (неустоек), если с маркетплейсом не получится решить вопрос «полюбовно».
Офертой не предусмотрено, что должно содержаться в мотивированных замечаниях. Как известно Вайлдберриз не предоставляет дополнительные документы без отдельного запроса. Соответственно не во всех случаях свою точку зрения получится отстоять без документов.
В таком случае советую запросить недостающую информацию у Вайлдберриз в течении 7 календарных дней с момента размещения соответствующего Отчета. В запросе указать, что мотивированные замечания будут предоставлены после получения всех документов и информации по штрафам.
Пример запроса можно посмотреть по ссылке.
Мотивированные возражения
После того как Вы составили и направили в техническую поддержку Wildberries обращение с требованием предоставить документы, на основании которых происходит удержание денежных средств, скорее всего диалог будет развиваться по двум вариантам:
Вариант первый. Вам предоставят документы и/или сторнируют (полностью или частично) штрафы.
Вам предоставили документы – хорошо. Изучите их и составьте мотивированные возражения направив их через Портал. Не забывайте про сроки – 7 календарных дней с момента публикации отчета о продажах или получения документов после соответствующего обращения.
Вам частично сторнировали штраф – отлично. Но может быть лучше, штраф сторнируют полностью. Напишите еще одно обращение, обоснуйте несправедливость штрафа.
Вариант второй. Вы получите стандартную отписку: «Добрый день … удержание в отчете за период 06.2023 года за занижение габаритов упаковки, по артикулам указанным в обращении, может быть будут сторнированы в отчете за период 05.2123 года. Подробности по сумме компенсации, направлены в уведомлении на Портале.»
Как правильно общаться с техподдержкой Wildberries
Не забывайте, что с другой стороны экрана с Вами ведет переписку такой же человек, и он не всегда мотивирован начислить Вам как можно больше штрафов или удержать с вас как можно больше денег.
Во-первых, до работника техподдержки необходимо донести основную суть вопроса, так чтобы он смог разобраться в ситуации. Свою позицию необходимо обосновывать не только в суде, но и в работе со своими контрагентами.
Чем подробней Вы объясните суть обращения, чем детальней изложите свою проблему, тем быстрее и проще работнику техподдержки будет разобраться вопросе и помочь Вам.
Во-вторых, самообладание и выдержка. Никогда не переходите на личности и не грубите в диалоге. Уважайте оппонента.
Пишем претензию
Когда Вы поняли, что техподдержка никак не сможет Вам помочь, пришло время написать претензию. Претензия пишется в свободной форме, законодательство не устанавливает требования к ее форме, но есть некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание. В тексте необходимо четко сформулировать предмет требования. Если претензия носит информационный характер, то суд может признать претензионный порядок не соблюдённым.
Требования в претензии должны соответствовать исковым требованиям. Например, если в претензии вы просите сторнировать штраф за «негабарит», а в иске просите вернуть незаконно удержанные денежные средства за отсутствие КИЗ, то претензионный порядок по исковым требованиям считается несоблюденным.
Однако, если указанные суммы требований в претензии и в исковом заявлении не совпадают, то это не свидетельствует о несоблюдении порядка досудебного урегулирования спора. Суммы в претензии и в иске могут отличаться, например, в связи с арифметической ошибкой.
Куда и как отправить претензию
Претензию отправляем через Портал в разделе Поддержка, категория «Претензии» - «Досудебная претензия».
При подачи искового заявления Вам необходимо приложить доказательства направления претензии ответчику. В случае направления претензии по средствам Портала, доказательством будет являться скриншот, на котором есть точное время и дата, полный адрес страницы в сети интернет, а также информация, по которой можно идентифицировать личный кабинет, например, указание на его владельца.
Если Ваша претензия не удовлетворена в течении 30 календарных дней с момента ее направления Вайлдберриз, то на 31 календарный день Вы можете обратиться в суд. Бывают случаи когда маркетплейс ответил на претензию до истечения 30 календарных дней. Тогда иск можно подавать на следующий день после получения ответа.
Реально ли отсудить деньги у маркетплейса
Как показывает практика, суды чаще всего занимают сторону продавцов, однако бывают и исключения. Чтобы выиграть спор, важно не допустить ошибок при сборе доказательств.
Почему селлеры проигрывают споры с Wildberries
Wildberries работает с селлерами исключительно через свой сайт — об этом сказано в Оферте маркетплейса. Привычного для многих бумажного документооборота нет — все доказательства для суда нужно собирать в личном кабинете продавца. На этом этапе у многих возникают проблемы.
Первая ошибка — неправильно сделанный скриншот. На снимке экрана обязательно должны быть:
- полная ссылка на страницу;
- дата и время скриншота;
- информация, по которой можно идентифицировать личный кабинет, например, указание на его владельца.
Если вы не уверены в том, как правильно сделать скриншот, обратитесь к любому нотариусу. Это платная услуга, но будьте готовы к тому, что денег за неё вам не вернут. Иногда суд трактует нотариально заверенный снимок экрана как преждевременное доказательство. Для вынесения решения часто достаточно обычного скриншота из личного кабинета.
Вторая ошибка — собраны не все документы, которые можно использовать в качестве доказательств. В оферте Вайлдберриз нет оговорок о штрафах, например, за занижение фактических габаритов упаковки. Никаких дополнительных соглашений на этот счёт маркетплейс с селлерами не заключает. Так что к иску нужно приложить:
- все отчёты о реализации товара;
- уведомления о выкупе товара;
- платёжные поручения о поступлении денег на расчётный счёт;
- детализацию поступлений из личного кабинета.
Платёжные поручения нужны, чтобы в споре подтвердить размер штрафа. Суд определяет его как разницу между суммой начислений в отчётах о реализации и суммой поступлений на расчётный счёт. Детализация требуется, чтобы показать, что штраф был основанием для удержания части средств.
Третья ошибка — несоблюдение срока подачи иска. В оферте Вайлдберриз сказано, что все споры между селлерами и маркетплейсом подлежат досудебному урегулированию. На это отводится 30 календарных дней. Обращаться в суд можно на 31-й день. Например, если вы сегодня, 28 марта, напишите письменную претензию, и Wildberries сегодня же её получит, то в суд вы сможете подать после 28 апреля.
Один селлер без разрешения использовал товарный знак другого. Можно ли привлечь маркетплейс к ответственности?
Вторая большая категория дел — это нарушение исключительных прав, когда продавцы незаконно используют товарный знак или фото для продвижение своего товара. Закон даёт правообладателю возможность взыскать компенсацию с недобросовестного селлера. В таких спорах Вайлдберриз обычно привлекают в качестве третьего лица, реже — как соответчика.
Из примеров видно, что претензии по нарушениям исключительных прав лучше предъявлять солидарно к двум ответчикам: непосредственно к селлеру и Wildberries — иначе маркетплейс не привлечь к ответственности.
Как правильно сделать Wildberries соответчиком в споре о нарушении авторских прав
Чтобы доказать факт нарушения авторских прав, нужно:
- подтвердить исключительные права на товарный знак, бренд или фото;
- зафиксировать факт нарушения;
- обосновать размер компенсации.
Согласно статьям 1229 и 1233 Гражданского кодекса РФ, авторские права можно передавать или по договору на отчуждение исключительного права, или, например, по лицензии. Факт принадлежности прав также можно подтвердить трудовым договором, должностной инструкцией, заданием на создание произведения и актом о его передаче.
Важно! В договоре о передаче авторских прав должны быть указаны дата создания произведения (фото, товарного знака или бренда), его содержание, сведения об авторах и источниках происхождения. Эта информация позволит достоверно определить, что речь идёт именно о спорной интеллектуальной собственности.
В спорах о краже исключительных прав Вайлдберриз, если привлекается в качестве ответчика, настаивает на том, что он — информационный посредник (см. пример № 4), то есть лишь предоставляет площадку селлерам и никак не влияет на то, что они публикуют.
На такой случай есть разъяснения Пленума Верховного суда РФ. Для того, чтобы разрешить спор, надо выяснить, какую роль Вайлдберриз играл при создании конкретного материала и получал ли маркетплейс доход от произведения, опубликованного с нарушение авторских прав. Если факт заработка удалось подтвердить, Wildberries автоматически становится лицом, которое использовало украденную интеллектуальную собственность.
Резюмируем:
- количество исков к Вайлдберриз и сумма требований растёт: продавцы всё чаще оспаривают несправедливые штрафы;
- спорить с маркетплейсом можно и нужно — в девяти случаях из десяти суды встают на сторону селлеров;
- иски отклоняют, как правило, из-за ошибок в сборе доказательств, а не потому, что претензии к маркетплейсу не обоснованы.
Если интересно читать больше о правовых вопросах работы с маркетплейсами подписывайтесь на мой телеграмм-канал Терки с Wildberries.
Если остались вопросы – пишите мне.
Вайлдберрис просто охренели от безнаказанности.
По непроверенной информации ВБ только в прошлом году заработал на штрафах 8,4 млрд.
И никто даже не думает их штрафовать или наказывать за это
Каждый раз после очередного крупного скандала с Wildberries рынок маркетплейсов пытался приспособиться. Так появилась Комиссия при МинПромТорге по разрешению споров в сфере e-commerce. Через год уже Корпорация МСП готова принимать участие в рассмотрении спорных ситуаций предпринимателей с маркетплейсами. Были разработаны Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров. ФАС постоянно проводит с представителями ВБ совещания. Но по факту ничего не происходит.
А как обстоят дела в ситуации, когда покупатели судятся с Вайлдберис?
Такие споры не частые. Так как ВБ выступает агентом, то конечные покупатели судится с селлерами.
ясно
Давно пора вводить отдельный закон в области Эл. коммерции и маркетплецсов.
Безнаказанно себя чувствуют
В данный момент межфракционная группа депутатов собирает предложения от всех участников рынка e-com. Уже есть и проект Федерального закона «Об основах дистанционной торговли товарами с использованием цифровых платформ (маркетплейсов)».
Думаю в этом году или начале следующего у нас будет закон о маркетплейсах. Вопрос в эффективности данного закона. Пока я очень скептически отношусь к нему.
В любом случае будет основа. Практически все законы не совершенны, но есть основа за которую можно цепляться.
Я порой сильно удивляюсь от некоторых интернет магазинов и от того факта, что им даже плевать на действующие законы в обычной торговле.
Согласен. Пока это только законопроект, который даже не внесли в ГД РФ. Но остается открытым вопрос, что лучше: саморегулирование или законодательный контроль.
В техподдержку писать бесполезно, они отвечают "штраф назначен согласно такому-то пункту оферты" и закрывают обращение. Твои доводы почему штраф назначен некорректно они просто игнорируют, никак не учитывая их в своем ответе. А чаще всего они даже не читают претензию, так как просят, например, приложить отчет о котором идет речь, хотя у тебя указан и номер отчета, и приложен сам отчет.
Ты 1.5 месяца ждешь ответ, где тебя просят приложить отчет, который уже там есть, и затем ты еще 1.5 месяца ждешь следующий ответ с выдержкой из справки. Проще сразу досудебку писать.
На досудебные обращения ВБ отвечает быстрее и качественнее. Зачем писать сначала в техподдержку - в будущем показать суду, что пытался договориться с ВБ полюбовно, но не получилось. Судьи любят такие истории.
Да судье как бы тоже это не интересно, у него 5 минут на слушание дела. 90% успеха в суде - это составить иск так, чтобы судья прямо из него скопипастил готовое решение) Часто он даже вникать в написанное не станет - видит, что написано его языком и его это устраивает, а если что не так, в апелляции разберутся)
В ваших словах есть правда) Многое зависит от того как составлен иск и какие документы приложены к нему.
Насколько понимаю, после суда ВБ блокирует ЛК продавца и продажи встают. Ну или на время суда. В итоге, продавец теряет намного больше денег.
Это миф. Начал собирать материал, чтобы это опровергнуть. Пока есть два варианта развития событий:
1) селлер получает обратно деньги и спокойно работает дальше.
2) из-за штрафа у селлера пропадает оборотка и дальше бизнес затухает. Вернуть деньги через суд не быстро.
Никому из-за судов ВБ не блокировал ЛК.
ну 2 вариант все равно что блокировка
штраф из-за которого селлер не может дальше работать и блокировка ЛК это две разные вещи. У многих продавцом суд является последним шансом вернуть свои деньги.
Буду ждать. Мы судились с ВБ по авторским правам, проиграли, нам блокировали ЛК на время суда.
Ставлю лайк и жду канал про тёрки с Озоном 😈
П.с. Иск Никаса до сих пор угораю, хайпанул дядя
Человек одним днем решил свои проблемы на долгую перспективу и не заплатил ни копейки за суд. Теперь вся страна знает, что если будет продавать, что-то с надписью НИКАС, то ему прилетит требование с огромным количеством нулей)
У нас всей стране пофиг в большинстве своём. Так что это такое. Сомнительное заявление.
В любом случае результат был достигнут максимально эффективно.
Картинки от Midjourney надоели не на шутку. :)
Удивлю вас, но я пользуюсь не midjourney)
Большинство предпринимателей не хотят подавать заявления в суд на компанию Валдбериз.
Для них придумали профсоюз "Вайлдберриз. Правда сотрудников".
(Не благодарите)
Вы говорите про взаимоотношения работников (физлиц) и ВБ. Я пишу про селлеров (юридические лица) и ВБ.
В оригинале сообщения о забастовках были владельцы пунктов выдачи, которые ВСЕ - юридические лица.
(по оферте компании Валдбериз)
Мы с вами говорим о разном.
Блин, кликнул только потому, что в заголовке привиделось «советы юмориста» :(
Будте внимательней
Наши адвокаты и юристы по WB и иным маркетплейсам выражают Вам признательность за данную прекрасную публикацию, которая позволяет многим партнёрам маркетплейсов осознать, что если есть штрафы вб и удержания от Wildberries (габариты, ИМИЗР, КИЗ, ТН ВЭД, логистика и т.д.), то суд с Вайлдбрриз, это не страшно, а также напоминает всем лишний раз про равенство и добросовестность участников гражданских правоотношений (ст. 1, 10 ГК РФ). Коллеги, спасибо Вам за информацию, продолжаем дальше совместную борьбу за равенство, добросовестность и справедливость!