{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как селлеру выиграть суд у Wildberries: советы юриста

Привет, меня зовут Васильев Алексей. Я бизнес юрист на рынке e-commerce, основатель и директор Ассоциации участников развития рынка электронного ритейла, автор телеграм-канала «Терки с Wildberries». В этом материале я покажу, почему не нужно бояться судебных споров с Wildberries, и расскажу, как защитить свой бизнес.

Из-за чего продавцы судятся с Wildberries

Количество споров с участием маркетплейса в последние годы растёт: в 2019 году в суды подано 37 исков, в 2022 году — 732. По состоянию на май 2023 года подано 561 исковое заявление на общую сумму 10 692 583 960 рублей.

Правда стоит отметить, что такая рекордная сумма состоит в том числе из-за иска Никаса Сафронова. Сумма его требований составляет 10 000 000 000 рублей. На сегодняшний день заявление Н. Сафронова возвращено ему обратно. Поэтому будем считать, что общая сумма требований к маркетплейсу 692 млн. рублей.

Все судебные споры с участием Вайлдберриз можно разделить на две большие категории:

- взыскание убытков (утеря товара, штрафы, и тд.);

- нарушения, связанные с интеллектуальными правами.

Отчет о продажах

Как только Отчет о продажах размещен на Портале, Вам необходимо его детально изучить на наличие штрафов, удержаний и иных санкций. В случае наличия штрафов необходимо через Портал подать мотивированные возражения, иначе Отчет о продажах будет считаться автоматически принят обеими сторонами и в дальнейшем будет практически невозможно его оспорить. Как следствие – суд откажет в удовлетворении искового заявления о взыскании необоснованно начисленных штрафов (неустоек), если с маркетплейсом не получится решить вопрос «полюбовно».

Офертой не предусмотрено, что должно содержаться в мотивированных замечаниях. Как известно Вайлдберриз не предоставляет дополнительные документы без отдельного запроса. Соответственно не во всех случаях свою точку зрения получится отстоять без документов.

В таком случае советую запросить недостающую информацию у Вайлдберриз в течении 7 календарных дней с момента размещения соответствующего Отчета. В запросе указать, что мотивированные замечания будут предоставлены после получения всех документов и информации по штрафам.

Пример запроса можно посмотреть по ссылке.

Мотивированные возражения

После того как Вы составили и направили в техническую поддержку Wildberries обращение с требованием предоставить документы, на основании которых происходит удержание денежных средств, скорее всего диалог будет развиваться по двум вариантам:

Вариант первый. Вам предоставят документы и/или сторнируют (полностью или частично) штрафы.

Вам предоставили документы – хорошо. Изучите их и составьте мотивированные возражения направив их через Портал. Не забывайте про сроки – 7 календарных дней с момента публикации отчета о продажах или получения документов после соответствующего обращения.

Вам частично сторнировали штраф – отлично. Но может быть лучше, штраф сторнируют полностью. Напишите еще одно обращение, обоснуйте несправедливость штрафа.

Вариант второй. Вы получите стандартную отписку: «Добрый день … удержание в отчете за период 06.2023 года за занижение габаритов упаковки, по артикулам указанным в обращении, может быть будут сторнированы в отчете за период 05.2123 года. Подробности по сумме компенсации, направлены в уведомлении на Портале.»

Как правильно общаться с техподдержкой Wildberries

Не забывайте, что с другой стороны экрана с Вами ведет переписку такой же человек, и он не всегда мотивирован начислить Вам как можно больше штрафов или удержать с вас как можно больше денег.

Во-первых, до работника техподдержки необходимо донести основную суть вопроса, так чтобы он смог разобраться в ситуации. Свою позицию необходимо обосновывать не только в суде, но и в работе со своими контрагентами.

Чем подробней Вы объясните суть обращения, чем детальней изложите свою проблему, тем быстрее и проще работнику техподдержки будет разобраться вопросе и помочь Вам.

Например, селлер торгует на меркетплейсе детской обувью. Фактический размер коробки с обувью составляет 26,5х18,5х9 см. Это меньше 5 литров. Но для верности размеры были округлены в большую сторону и во всех отчетах фигурирует размер 27х19х9 см. Однако, в очередном отчете о продажах селлеру прилетает штраф «за негабариты». Вайлдберриз применил повышенные коэффициенты по логистике и хранению.


Оказывается Wildberries произвел свои замеры и коробка стала объемом 15 литров. Для примера, стандартное ведро вмещает в себя 10 литров воды. Получается, что коробка с детской обувью больше ведра.


При обращении в техническую поддержку для наглядности работнику Вайлдберриз был приведен пример с ведром. Не знаю, помогло ли ведро или нет, но штраф полностью сторнировали в следующем отчете.

Во-вторых, самообладание и выдержка. Никогда не переходите на личности и не грубите в диалоге. Уважайте оппонента.

Важное условие настоящего, хорошего и честного спора (для убеждения он или для победы и т.д. — все равно) — уважение к убеждениям и верованиям противника, если мы видим, что они искренни. Обычно люди... склонны считать человека, который держится других убеждений, или идио­том, или мерзавцем, или, во всяком случае, настоящим "вра­гом". Уважение к чужим убежде­ниям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума.

«Спор. О теории и практике спора» С.И. Поварнин.

Пишем претензию

Когда Вы поняли, что техподдержка никак не сможет Вам помочь, пришло время написать претензию. Претензия пишется в свободной форме, законодательство не устанавливает требования к ее форме, но есть некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание. В тексте необходимо четко сформулировать предмет требования. Если претензия носит информационный характер, то суд может признать претензионный порядок не соблюдённым.

Требования в претензии должны соответствовать исковым требованиям. Например, если в претензии вы просите сторнировать штраф за «негабарит», а в иске просите вернуть незаконно удержанные денежные средства за отсутствие КИЗ, то претензионный порядок по исковым требованиям считается несоблюденным.

При несоблюдении обязательного претензионного порядка суды возвращают иски или оставляют их без рассмотрения, если иск уже принят к производству. В таком случае исковое заявление можно будет подать снова, но после предъявления претензии и потери драгоценного времени.

Однако, если указанные суммы требований в претензии и в исковом заявлении не совпадают, то это не свидетельствует о несоблюдении порядка досудебного урегулирования спора. Суммы в претензии и в иске могут отличаться, например, в связи с арифметической ошибкой.

Куда и как отправить претензию

Претензию отправляем через Портал в разделе Поддержка, категория «Претензии» - «Досудебная претензия».

При подачи искового заявления Вам необходимо приложить доказательства направления претензии ответчику. В случае направления претензии по средствам Портала, доказательством будет являться скриншот, на котором есть точное время и дата, полный адрес страницы в сети интернет, а также информация, по которой можно идентифицировать личный кабинет, например, указание на его владельца.

Если Ваша претензия не удовлетворена в течении 30 календарных дней с момента ее направления Вайлдберриз, то на 31 календарный день Вы можете обратиться в суд. Бывают случаи когда маркетплейс ответил на претензию до истечения 30 календарных дней. Тогда иск можно подавать на следующий день после получения ответа.

Реально ли отсудить деньги у маркетплейса

Как показывает практика, суды чаще всего занимают сторону продавцов, однако бывают и исключения. Чтобы выиграть спор, важно не допустить ошибок при сборе доказательств.

Пример № 1: ИП Картузов М.И. против Wildberries. Июнь 2022 Предпринимателя трижды оштрафовали за занижение фактических габаритов упаковки товара. Суд несколько раз требовал от Wildberries предоставить фото, которые подтвердили бы нарушение, но маркетплейс так этого и не сделал. В пользу продавца взыскано 1,1 миллиона рублей неосновательного обогащения, 44 тысячи рублей в виде процентов за пользование чужими деньги и 25 тысяч рублей в качестве расходов на оплату госпошлины.


Пример № 2: ИП Симон А.Д. против Wildberries. Декабрь 2022 Предприниматель передал на склад в Санкт-Петербурге товар общей стоимостью 702 тысячи рублей, но Wildberries потерял его при пересылке. Маркетплейс не смог доказать, что продал или вернул посылку. В пользу селлера взыскано 705 тысяч рублей убытков, 40 тысяч рублей расходов на адвоката, 16,5 тысяч рублей расходов на нотариальные услуги и 17 тысяч рублей расходов на оплату госпошлины.

Почему селлеры проигрывают споры с Wildberries

Wildberries работает с селлерами исключительно через свой сайт — об этом сказано в Оферте маркетплейса. Привычного для многих бумажного документооборота нет — все доказательства для суда нужно собирать в личном кабинете продавца. На этом этапе у многих возникают проблемы.

Первая ошибка — неправильно сделанный скриншот. На снимке экрана обязательно должны быть:

- полная ссылка на страницу;

- дата и время скриншота;

- информация, по которой можно идентифицировать личный кабинет, например, указание на его владельца.

Если вы не уверены в том, как правильно сделать скриншот, обратитесь к любому нотариусу. Это платная услуга, но будьте готовы к тому, что денег за неё вам не вернут. Иногда суд трактует нотариально заверенный снимок экрана как преждевременное доказательство. Для вынесения решения часто достаточно обычного скриншота из личного кабинета.

Вторая ошибка — собраны не все документы, которые можно использовать в качестве доказательств. В оферте Вайлдберриз нет оговорок о штрафах, например, за занижение фактических габаритов упаковки. Никаких дополнительных соглашений на этот счёт маркетплейс с селлерами не заключает. Так что к иску нужно приложить:

- все отчёты о реализации товара;

- уведомления о выкупе товара;

- платёжные поручения о поступлении денег на расчётный счёт;

- детализацию поступлений из личного кабинета.

Платёжные поручения нужны, чтобы в споре подтвердить размер штрафа. Суд определяет его как разницу между суммой начислений в отчётах о реализации и суммой поступлений на расчётный счёт. Детализация требуется, чтобы показать, что штраф был основанием для удержания части средств.

Третья ошибка — несоблюдение срока подачи иска. В оферте Вайлдберриз сказано, что все споры между селлерами и маркетплейсом подлежат досудебному урегулированию. На это отводится 30 календарных дней. Обращаться в суд можно на 31-й день. Например, если вы сегодня, 28 марта, напишите письменную претензию, и Wildberries сегодня же её получит, то в суд вы сможете подать после 28 апреля.

Лайфхак. Чтобы наверняка соблюсти срок подачи иска, прибавьте к 30 дням, которые есть у Вайлдберриз для ответа на претензию, ещё 2–3 дня — и только после этого обращайтесь в суд.

Один селлер без разрешения использовал товарный знак другого. Можно ли привлечь маркетплейс к ответственности?

Вторая большая категория дел — это нарушение исключительных прав, когда продавцы незаконно используют товарный знак или фото для продвижение своего товара. Закон даёт правообладателю возможность взыскать компенсацию с недобросовестного селлера. В таких спорах Вайлдберриз обычно привлекают в качестве третьего лица, реже — как соответчика.

Пример № 3: ИП Гуляев К.Г. против ИП Петрова А.С. Январь 2023 года Один предприниматель потребовал взыскать с другого 500 тысяч рублей и запретить ему использовать обозначение, которое до степени смешения похоже на товарный знак, зарегистрированный на ИП Гуляева. Суд удовлетворил требование частично, так как счёл размер компенсации чрезмерным. Wildberries в этом споре выступал в качестве третьего лица, хотя при правильных действиях истца маркетплейс также можно было привлечь к ответственности.


Пример № 4: ООО «Комфорт плюс» против ООО «Стройматериалы Холдинг» и ООО «Вайлдберриз». Сентябрь 2021 года «Комфорт плюс» потребовал защиты исключительных прав на свой товарный знак и компенсации. Wildberries возражал, так как считал себя лишь информационным посредником. Суд, тем не менее, привлёк маркетплейс к ответственности, потому что:

– после получения претензии от «Комфорт плюс» не удалил спорные материалы;

– Wildberries знает, какую информацию публикуют селлеры и может её менять;

– маркетплейс получает процент за продажу и доставку товаров.


Требования удовлетворены в полном объёме. Суд обязал «Стройматериалы Холдинг» и Wildberries выплатить истцу 2 миллиона рублей.

Из примеров видно, что претензии по нарушениям исключительных прав лучше предъявлять солидарно к двум ответчикам: непосредственно к селлеру и Wildberries — иначе маркетплейс не привлечь к ответственности.

Как правильно сделать Wildberries соответчиком в споре о нарушении авторских прав

Чтобы доказать факт нарушения авторских прав, нужно:

- подтвердить исключительные права на товарный знак, бренд или фото;

- зафиксировать факт нарушения;

- обосновать размер компенсации.

Согласно статьям 1229 и 1233 Гражданского кодекса РФ, авторские права можно передавать или по договору на отчуждение исключительного права, или, например, по лицензии. Факт принадлежности прав также можно подтвердить трудовым договором, должностной инструкцией, заданием на создание произведения и актом о его передаче.

Важно! В договоре о передаче авторских прав должны быть указаны дата создания произведения (фото, товарного знака или бренда), его содержание, сведения об авторах и источниках происхождения. Эта информация позволит достоверно определить, что речь идёт именно о спорной интеллектуальной собственности.

В спорах о краже исключительных прав Вайлдберриз, если привлекается в качестве ответчика, настаивает на том, что он — информационный посредник (см. пример № 4), то есть лишь предоставляет площадку селлерам и никак не влияет на то, что они публикуют.

На такой случай есть разъяснения Пленума Верховного суда РФ. Для того, чтобы разрешить спор, надо выяснить, какую роль Вайлдберриз играл при создании конкретного материала и получал ли маркетплейс доход от произведения, опубликованного с нарушение авторских прав. Если факт заработка удалось подтвердить, Wildberries автоматически становится лицом, которое использовало украденную интеллектуальную собственность.

Резюмируем:

- количество исков к Вайлдберриз и сумма требований растёт: продавцы всё чаще оспаривают несправедливые штрафы;

- спорить с маркетплейсом можно и нужно — в девяти случаях из десяти суды встают на сторону селлеров;

- иски отклоняют, как правило, из-за ошибок в сборе доказательств, а не потому, что претензии к маркетплейсу не обоснованы.

Если интересно читать больше о правовых вопросах работы с маркетплейсами подписывайтесь на мой телеграмм-канал Терки с Wildberries.

Если остались вопросы – пишите мне.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Татьяна Никанорова

Вайлдберрис просто охренели от безнаказанности.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

По непроверенной информации ВБ только в прошлом году заработал на штрафах 8,4 млрд.

Ответить
Развернуть ветку
Julio Leiataua

И никто даже не думает их штрафовать или наказывать за это

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Каждый раз после очередного крупного скандала с Wildberries рынок маркетплейсов пытался приспособиться. Так появилась Комиссия при МинПромТорге по разрешению споров в сфере e-commerce. Через год уже Корпорация МСП готова принимать участие в рассмотрении спорных ситуаций предпринимателей с маркетплейсами. Были разработаны Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров. ФАС постоянно проводит с представителями ВБ совещания. Но по факту ничего не происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва

А как обстоят дела в ситуации, когда покупатели судятся с Вайлдберис?

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Такие споры не частые. Так как ВБ выступает агентом, то конечные покупатели судится с селлерами.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва

ясно

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

Давно пора вводить отдельный закон в области Эл. коммерции и маркетплецсов.
Безнаказанно себя чувствуют

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

В данный момент межфракционная группа депутатов собирает предложения от всех участников рынка e-com. Уже есть и проект Федерального закона «Об основах дистанционной торговли товарами с использованием цифровых платформ (маркетплейсов)».

Думаю в этом году или начале следующего у нас будет закон о маркетплейсах. Вопрос в эффективности данного закона. Пока я очень скептически отношусь к нему.

Ответить
Развернуть ветку
Луиджи Вампа

В любом случае будет основа. Практически все законы не совершенны, но есть основа за которую можно цепляться.
Я порой сильно удивляюсь от некоторых интернет магазинов и от того факта, что им даже плевать на действующие законы в обычной торговле.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Согласен. Пока это только законопроект, который даже не внесли в ГД РФ. Но остается открытым вопрос, что лучше: саморегулирование или законодательный контроль.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

В техподдержку писать бесполезно, они отвечают "штраф назначен согласно такому-то пункту оферты" и закрывают обращение. Твои доводы почему штраф назначен некорректно они просто игнорируют, никак не учитывая их в своем ответе. А чаще всего они даже не читают претензию, так как просят, например, приложить отчет о котором идет речь, хотя у тебя указан и номер отчета, и приложен сам отчет.

Ты 1.5 месяца ждешь ответ, где тебя просят приложить отчет, который уже там есть, и затем ты еще 1.5 месяца ждешь следующий ответ с выдержкой из справки. Проще сразу досудебку писать.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

На досудебные обращения ВБ отвечает быстрее и качественнее. Зачем писать сначала в техподдержку - в будущем показать суду, что пытался договориться с ВБ полюбовно, но не получилось. Судьи любят такие истории.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Да судье как бы тоже это не интересно, у него 5 минут на слушание дела. 90% успеха в суде - это составить иск так, чтобы судья прямо из него скопипастил готовое решение) Часто он даже вникать в написанное не станет - видит, что написано его языком и его это устраивает, а если что не так, в апелляции разберутся)

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

В ваших словах есть правда) Многое зависит от того как составлен иск и какие документы приложены к нему.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Насколько понимаю, после суда ВБ блокирует ЛК продавца и продажи встают. Ну или на время суда. В итоге, продавец теряет намного больше денег.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Это миф. Начал собирать материал, чтобы это опровергнуть. Пока есть два варианта развития событий:
1) селлер получает обратно деньги и спокойно работает дальше.
2) из-за штрафа у селлера пропадает оборотка и дальше бизнес затухает. Вернуть деньги через суд не быстро.
Никому из-за судов ВБ не блокировал ЛК.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Соболева

ну 2 вариант все равно что блокировка

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

штраф из-за которого селлер не может дальше работать и блокировка ЛК это две разные вещи. У многих продавцом суд является последним шансом вернуть свои деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Буду ждать. Мы судились с ВБ по авторским правам, проиграли, нам блокировали ЛК на время суда.

Ответить
Развернуть ветку
Перламутрово-Мышиный

Ставлю лайк и жду канал про тёрки с Озоном 😈
П.с. Иск Никаса до сих пор угораю, хайпанул дядя

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Человек одним днем решил свои проблемы на долгую перспективу и не заплатил ни копейки за суд. Теперь вся страна знает, что если будет продавать, что-то с надписью НИКАС, то ему прилетит требование с огромным количеством нулей)

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

У нас всей стране пофиг в большинстве своём. Так что это такое. Сомнительное заявление.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

В любом случае результат был достигнут максимально эффективно.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Картинки от Midjourney надоели не на шутку. :)

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Удивлю вас, но я пользуюсь не midjourney)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Большинство предпринимателей не хотят подавать заявления в суд на компанию Валдбериз.
Для них придумали профсоюз "Вайлдберриз. Правда сотрудников".
(Не благодарите)

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Вы говорите про взаимоотношения работников (физлиц) и ВБ. Я пишу про селлеров (юридические лица) и ВБ.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

В оригинале сообщения о забастовках были владельцы пунктов выдачи, которые ВСЕ - юридические лица.
(по оферте компании Валдбериз)

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Мы с вами говорим о разном.

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций

Блин, кликнул только потому, что в заголовке привиделось «советы юмориста» :(

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей
Автор

Будте внимательней

Ответить
Развернуть ветку
ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

Наши адвокаты и юристы по WB и иным маркетплейсам выражают Вам признательность за данную прекрасную публикацию, которая позволяет многим партнёрам маркетплейсов осознать, что если есть штрафы вб и удержания от Wildberries (габариты, ИМИЗР, КИЗ, ТН ВЭД, логистика и т.д.), то суд с Вайлдбрриз, это не страшно, а также напоминает всем лишний раз про равенство и добросовестность участников гражданских правоотношений (ст. 1, 10 ГК РФ). Коллеги, спасибо Вам за информацию, продолжаем дальше совместную борьбу за равенство, добросовестность и справедливость!

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда