Как мы защитили владельца сайта от мошенников и до суда вернули домен владельцу, а фейковый сайт — заблокировали
Меня зовут Павел Патрикеев, я практикующий юрист и сооснователь сервиса «Патрикеев и партнеры». Расскажу, как мы защитили репутацию онлайн-магазина и не допустили оттока клиентов на сайт-подделку.
И поэтому все так произошло
Интернет-магазин больше десяти лет работал на рынке в нише товаров для дома. Все это время владелец не хотел, да и не планировал регистрировать фирменный домен в зоне. рф. В итоге через пару лет кто-то зарегистрировал идентичный домен в зоне. рф, «передрал» дизайн интернет-магазина нашего заказчика, изменил логотип и начал «продавать» там товары.
Фейковый сайт полностью имитировал по названию, содержанию и структуре сайт клиента. На деле, щелкая карточку товара на «левой» страничке, пользователь перебрасывался на Aliexpress, лендинг с рекламой, куда угодно, но только не на выбранный товар.
У компании был юрист общей практики, но владелец хотел «закрыть вопрос» максимально оперативно и давал инхаус юристу один шанс. В итоге пришли к отраслевым спецам — к нам.
Доменные инвесторы или сетевые паразиты: почему бороться с захватчиками доменов сложно?
Киберсквоттер это тот, кто покупает и регистрирует домены, созвучные с названиями крупных и известных брендов или с другим красивым именем. Цель — продать владельцу бренда.
Сложность № 1. Действия киберсквоттеров не противоречат закону.
Сложность № 2. Трудно установить нарушителя: то есть раскрыть данные физического лица
Сложность № 3. Правильно сформулировать исковые требования. Это под силу профильным отраслевым ИТ-юристам. Специалисты широкой практики часто не понимают, что от них требуется.
Битва за домен: как помогли юристы «Патрикеев и партнеры»?
- Заблокировали фейковый сайт на. рф домене с первой попытки.
- Выяснили подлинные данные ответчика-владельца домена.
- Составили досудебную претензию и получили отказ.
- Подготовили документы в суд.
- Приняли участие в судебном заседании.
- Построили грамотную модель взаимодействия с ответчиком.
- WIN!
Результат работы
Дело дошло до суда. Мы так хорошо аргументировали позицию, что администратор решил отдать домен до заседания и заключения мирового соглашения. Теперь злоумышленник не заманивает в свои сети трафик, и покупатели сразу идут на сайт нашего клиента.
В чем суперсила «Патрикеев и Партнеры»
Сила № 1. Доменные споры — это наша экспертиза и наш хлеб. Я занимаюсь этой темой больше семи лет, участвовал в рабочих группах Координационного центра доменов RU/РФ по разработке политик по регулированию российской доменной зоны, а наша команда стоит у истоков законодательной и судебной практики.
Сила № 2. Успешная практика. Эксперты «Патрикеев и Партнеры» разрулили несколько сотен доменных споров, в том числе с крупным бизнесом — мы знаем кому писать и что писать.
Шаг № 1. Останавливаем утечку трафика
Компания переживала и за трафик, и за репутацию. По трафику — доля органики уходила на левый сайт, по репутации — желающие заказать ничего заказать не могли и кроме раздражения в отношении компании ничего не испытывали.
В первую очередь мы должны были остановить переток клиентов с настоящего сайта на копию. Для этого юрист составил заявление о постановке досудебных ограничений на домен-имитатор и отправил его через специальную форму Координационного центра.
Один шанс
Сложность заключалась в том, что если бы мы не смогли заблокировать домен с первой попытки, то спугнули бы владельца. Домен сразу бы перепродали или поменяли данные администратора. И тогда блокировка могла продолжаться бесконечно: новые запросы и беготня за ускользающим владельцем.
Через три дня действия с доменом и зловредной копией сайта ограничили: их уже не могли продать или передать другим владельцам.
Шаг 2. Ищем концы
Дальше мы выяснили подлинные данные ответчика: владельца домена и сайта, копирующего сайт клиента. Для выяснения имени владельца домена составили адвокатский запрос.
После того, как мы получили контакты и данные владельца доменного имени, юрист подготовил на него досудебную претензию: «Пожалуйста, верните домен правообладателю, вот все документы».
Отказ от мировой
Администратор проигнорировал наши обращения и отказался полюбовно решать вопрос, и мы начали готовить пакет из больше десятка документов для судебного заседания.
Такой подход упрощает взаимодействие с клиентом, и юридическая работа становится прозрачной и понятной.
Шаг 3. Да здравствует наш суд!
Администратор доменного имени молчал, и мы начали готовить документы в суд. Нашей задачей на этом этапе было довести дело до положительного решения, чтобы доменное имя передали истцу — нашему клиенту.
Юрист подготовил исковое заявление и сопроводил его документами, усиливающими нашу позицию. Она заключалась в том, что использование домена, который схож с товарным знаком и фирменным наименованием истца, — нарушение исключительного права на товарный знак и фирменное наименование.
Мы подали исковое заявление в суд и собрались на первое заседание. Заранее, еще до заседания, юрист еще раз позвонил администратору и объяснил, что дело решится не в его сторону, и домен проще отдать. Мы со своей стороны обещали отозвать иск.
В итоге администратор «сломался»: согласился передать права на домен нашему клиенту. Мы перенесли рассмотрение в суде и через несколько дней забрали иск. Весь процесс от блокировки до возвращения домена занял чуть меньше трех месяцев.
Рекомендации: как защитить сайт и домен от копирования или угона?
Рекомендация № 1. Как правило, компании не регистрируют домен заранее, а это хорошая практика борьбы с киберсквоттерами. Если выводите компанию на рынок — не экономьте и регистрируйте домен сразу в нескольких зонах:. ru, . com, . su, . рф…
Рекомендация № 2. Если заметили сайт-копию — не суетитесь, так вы только спугнете злоумышленника. Обращайтесь к профильному специалисту. Он оперативно и профессионально составит претензию, доходчиво объяснит вашу позицию, оформит адвокатский запрос и, при необходимости, подготовит документы в суд.
Рекомендация № 3 Главная. Подготовьтесь, пока «море спокойно»
В первую очередь защитите товарный знак, а также права на контент на сайте. Технически зарегистрировать домен можете вы сами или даже ваш сисадмин. А вот чтобы «железно» привязать цифровые активы — необходима помощь отраслевого ИТ-юриста. Он грамотно оформит «обвязку» и не перепутает домен с сайтом.
Так, на случай будущих неприятностей у вас будут «железные» аргументы в свою пользу. Это избавит вас от страха потерять «намоленный» домен и сайт — обращайтесь, оперативно вам поможем.
Кстати, юрист может составить и договор оферты, и соглашение по использованию персональных данных — за них вас также может «подтянуть» РКН по сигналу от конкурентов.
Нашли клоны своего сайта или опасаетесь появления подделок? Пишите нашей команде или напрямую мне в Телеграм @Pavel_Patrikeev.
Хотите защитить свою прибыль и активы?
- Обращайтесь к нашей команде за консультацией
- Заходите на мой канал @Pavel_Patrikeev и получайте больше кейсов и лайфхаков для предпринимателей от юриста.
- Подписывайтесь на мой VC-блог: здесь делюсь реальными историями и пользой для бизнеса.
- Нужна срочная консультация? Звоните: +7 (495) 481-09-12.
- Тема важная или деликатная? Пишите мне напрямую в личный Телеграм.
У вас в анонсе дважды упоминается название компании — выглядит навязчиво, словно статья про вас, а не про клиента. И еще стоит ссылка, которая уводит в Телеграм-канал, но вот так сразу вряд ли кто-то готов подписаться, разве что изучив кейс. Всё это снижает CTR, рекомендую избегать таких штук.
Спасибо, что поделились
Клиент просто его не упоминать
Куда бы вели вы?
Никуда, человек из ленты должен только кликнуть на саму статью и всё. А телеграм-канал — в конце, когда прочел кейс, увидел экспертизу, проникся доверием.
Спасибо за рекомендацию
Сделать акцент на клиенте и его истории можно и без упоминания компании клиента. Нельзя — значит, нельзя, это не проблема. Проблема в то, что с самого начала статья вызывает ощущение, что там «мы-мы-мы».