{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Претензии за название бренда на маркетплейсе (Wildberries, OZON)

Рассмотрим, сколько может заплатить предприниматель за работу на маркетплейсе без зарегистрированного товарного знака.

Причины регистрации товарного знака

Бизнес на маркетплейсах, таких как OZON, Wildberries, Яндекс. Маркет с каждым годом развивается все больше.

Магазины приобретают популярность, начинают получать все больше прибыли, завоевывая рынок.

Источник: РБК+, Анастасия Кеда, 66.ru

Чаще всего, лишь на данном этапе, предприниматель задумывается о том, что стоит зарегистрировать товарный знак.

Среди причин может быть желание закрепить за собой бренд, который долгое время «раскручивался», в который было вложено много времени и средств.

Еще одной частой причиной становится желание защититься от «склеивания» с другими продавцами. Чтобы была возможность пресекать деятельность брендов, которые имеют сходство, пытаются за счет этого повысить свои продажи.

Претензии за нарушение прав на товарный знак

Процесс регистрации товарного знака достаточно длительный.

Происходит регистрация не только словесного обозначения, но и визуального, то есть товарный знак может иметь особый шрифт, изображение.

После регистрации товарный знак получает правовую защиту, что предоставляет право обратиться к другим лицам с требованием о прекращении нарушения прав.

На маркетплейсе может быть своя площадка, которая позволяет урегулировать спор, как, например, у Wildberries. Но есть и более традиционные способы, которые принимаются во внимание судами — направление претензии по юридическому адресу или адресу регистрации лица.

Среди претензий, которые чаще всего предъявляются:

  • прекратить нарушение прав на товарный знак, то есть убрать его из карточки магазина, прекратить указывать в качестве бронирования на пакетах, этикетках и в иных местах
  • выплатить компенсацию за нарушение прав

Рассмотрим вопрос о взыскании компенсации подробнее.

Компенсация за нарушение прав на товарный знак

Закон предоставляет правообладателю право выбора того, каким образом будет рассчитана компенсация:

  • от 10 тыс. до 5 млн руб. исходя из характера нарушения
  • в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака
  • в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак

Компенсация от 10 тыс. до 5 млн руб.

Данная компенсация взыскивается, как правило, когда не достаточно доказательств для взыскания иных видов компенсаций, а также тогда, когда ущерб бренду причинен значительно больший, чем двойная стоимость проданных товаров.

Сложность данного вида компенсации заключается в том, что нет какой-либо методики определения справедливой суммы.

Все определяет суд исходя из позиции каждой из сторон.

Истец может заявить о взыскании 5 млн, но, если Ответчик возражает, то суд может значительно снизить размер компенсации. Чаще всего, компенсации не превышают нескольких сотен тысяч рублей.

Двукратный размер стоимости права использования товарного знака

Победный механизм возможен, когда бренд предоставляет право использования своего товарного знака на основании лицензионного договора, например, при открытии заведений или магазинов по франшизе.

В этом случае за основу можно взять такие лицензионные договоры. Важно учитывать стоимость по таким договорам и ее соотношение с видами использования.

Речь о том, что по лицензионному договору может передаваться больший объем прав, что приводит к увеличению цены.

Соответственно, доказав, что нарушитель не использовал товарный знак всеми такими способами, можно обосновать снижение компенсации.

Таким образом, данный вариант проще всего использовать при наличии ранее заключённых лицензионных договоров.

В случае, если такие договоры не заключались, то потребуется доказать то, за сколько возможно использование данного бренда таким образом (то есть установить среднюю рыночную стоимость), что сложнее в показывании в суде.

Двукратный размер стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак

Данный способ взыскания компенсации является наиболее спорным и интересным.

Фактически, правообладатель может потребовать оплатить двойную стоимость от всех проданных товаров, что может достигать миллионов рублей и приводить к банкротству.

Например, в деле №А40-89902/20-134-603 требования истца достигли 31 442 268, 82 руб., а в деле №А40-210216/20 исковые требования составили 21 504 642 руб.

Формула компенсации:

стоимость товара × количество товара × 2 = компенсация

Сумма такой компенсации рассчитывается исходя из цены продажи товара, а не ее себестоимости.

То есть, если в карточке товара указана цена 5 000 руб., то эту цену можно применить для расчета.

Количество товара также можно узнать исходя из информации на сайте. Конечно, предприниматели, работающие на Вайлдбериз могут возразить, отметив, что информация там не вполне достоверная (например, не учтено количество возвратов), но это все является предметом доказывания и может быть оспорено контррасчетом.

Таким образом, если товар был продан 1000 раз, а цена на площадке указана 5 000 руб., то правообладатель сможет потребовать 10 млн руб (1000×5000×2).

И такой алгоритм возможен со всеми товарами, которые продаются под товарным знаком.

То есть, если размещено 7 продуктов, которые нарушают чужой товарный знак, то таким образом компенсация может рассчитываться по каждому из них.

Пример из практики

Артикул: 51481786: 664 x 61 x 2 = 81 008, где 664 – стоимость спорного товара, 61 – количество проданного спорного товара, 2 – в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения.

Приводя расчет заявленных сумм в части Товара, имеющего артикул: 51481785 Истец приводит следующий расчет: 664 x 61 x 2 = 81 008, рублей на сайте wildberries. ru, где: 664 стоимость спорного товара, 61: количество проданного товара, 2 – двукратный размер стоимости права использования товарного знака (штраф).

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 № 09АП-586

Таким образом, незначительное и не всегда намеренное нарушение может стать причиной очень крупных претензий.

Что может сделать правообладатель, который выявил нарушение

1. Фиксация нарушений в интернете

Прежде всего, необходимо зафиксировать допущенные нарушения.

Такая фиксация может происходить путем совершения скриншотов всех фактов нарушения: карточки ИП, каждого товара с ценой и количеством покупок, возможные отзывы особенно с фото товара.

В настоящее время суды принимают в качестве доказательств скриншоты (Определение ВС РФ № 5-КГ22-144-К2 от 07.02.2023 г.).

Пример из практики

04 февраля 2022 г. на интернет-сайте с доменным именем wildberries. ru был обнаружен и зафиксирован факт неправомерного использования вышеуказанного объекта интеллектуальной деятельности посредством размещения и предложения к продаже детской игрушки.

Данный факт подтверждается заверенными скриншотами осмотра страниц сайта сети Интернет от 04.02.2022 г.

Истец указал, что на сайте с доменным именем wildberries. ru указаны реквизиты Ответчика, что позволяет сделать вывод о том, что деятельность на указанном сайте ведется от имени Ответчика.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 № 09АП-586

Также существует нотариальное заверение доказательств, однако при больших объемах доказательств (много товаров с нарушениями) такой способ может быть не только технически сложным, но и достаточно затратным.

2. Контрольная закупка

Еще одним эффективным доказательством является контрольная закупка. Речь идет о приобретении товаров с фиксацией всех этапов, в том числе его получения.

Момент получения может быть зафиксирован на видео, чтобы подтвердить, что на упаковке или на этикетке указан товарный знак правообладателя.

Для проведения контрольной закупки можно обратиться к нотариусу, но не во всех случаях это необходимо.

В совокупности данные доказательства могут стать основой для будущей претензии и обращения в суд.

Что делать нарушителю

Если Вам поступила претензия, то, прежде всего, следует проверить ее на предмет обоснованности:

  • сходны ли товарные знаки (возможно ли их перепутать)
  • зарегистрирован ли ваш товарный знак
  • использует ли правообладатель свой товарный знак
  • на какие категории товаров зарегистрирован товарный знак и как они соотносятся с продаваемыми товарами
  • есть ли авторский вклад в название, которое вы используете, возможно ли это доказать
  • правильно ли произведен расчет (возможно предоставление документов, подтверждающих реальные продажи, что повлияет на снижение компенсации)
  • есть ли основания для снижения размера компенсации

Представление отчетных данных и контррасчета в отдельных случаях может повлиять на размер компенсации, если ответчик не оспаривает достоверность сведений на сайте, то суд может принять их за основу.

Пример из практики

С учетом представленных ответчиком данных по реализации товара на маркетплейсе wildberries с 01.01.2021 по 30.09.2022 г., согласно которым выкуплено 74 ед. товара на общую сумму 67 566, 29 руб., и на маркетплейсе OZON в количестве 56 ед. товара на общую сумму 56 280 руб. (по 1005 руб. каждая), истец рассчитал сумму компенсации, снизив ее до однократной стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак – 123 846, 29 руб.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 № 11А

После анализа этих и иных обстоятельств важно выбрать стратегию поведения: вступать в переговоры для снижения компенсации или готовиться к судебному спору.

По моему мнению, применение механизма взыскания двойной стоимости товаров не всегда является справедливой мерой ответственности.

Фактически, добросовестный предприниматель может длительное время развивать бренд, а другое лицо, которе является правообладателем, не вкладывая сил и времени в развитие бренда, сможет требовать значительные суммы.

Возможно, со временем судебная практика начнет учитывать все обстоятельства, отступая от позиции, что данный расчет не подлежит снижению в случае его правильности.

Вывод и рекомендации

Чтобы не столкнуться с подобной ситуацией рекомендую изначально проверить бренд, под которым планируете работать.

Если с ним все в порядке с точки зрения права, то его можно зарегистрировать за собой.

Наличие товарного знака создаст не только преимущественное положение на площадке маркетплейса, но и позволит избежать возможных претензий.

Если вы правообладатель и заметили нарушение своих прав, то можете обратиться к нарушителю с претензией, потребовав прекратить нарушение прав и выплаты компенсации. Однако при формировании позиции учитывайте, что выиграть спор и получить деньги не одно и то же. Если решение будет неисполнимым, то велик риск банкротства должника или просто игнорирования исполнения такого решения.

Если вы оказались нарушителем, то прежде чем ответить на претензию, тщательно проанализируйте ситуацию. Возможно нарушения нет или оно малозначительно. Исходя из этого и будет строиться позиция.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда