{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы удвоили выручку кофейни без инвестиций в маркетинг или почему важна скорость?

Меня зовут Денис, я лидер проекта «Дринкит». «Дринкит» — это кофейный стартап компании Dodo Brands. В этой небольшой заметке я хотел бы поделиться нашим опытом работы по оптимизации скорости выдачи заказов.

Я расскажу о том, почему мы вообще решили этим заняться, какого мы добились результата и какие сделали выводы по результатам проделанной работы.
Про мой новый стартап в Нидерландах читайте тут, в моем телеграм-канале.

Для тех, кому совсем лень читать, (или кто случайно открыл не ту ссылку), вот основная мысль статьи в одном предложении: скорость обслуживания в кофейне напрямую влияет на возвращаемость клиентов и выручку.

Первая кофейня Дринкит в Москве в бизнес центре Омега Плаза

«Я знаю точно невозможное возможно»

В начале Марта этого года я присоединился к проекту Дринкит. На тот момент работала одна кофейне в Москве в бизнес-центре Омега Плаза. Выручка кофейни в Феврале была 716 508 рублей, операционный убыток кофейни составлял 222 096 рублей. Одной из моих первых задач было поднять выручку до целевого показателя 1,5 млн рублей и добиться операционной прибыли кофейни. Первый анализ ситуации в кофейне показал, что у нас есть проблемы со скоростью выдачи заказов. Мы погрузились в этот вопрос и получили следующую картину:

  • среднее время выдачи заказа 4 минуты 12 секунд;
  • 16% заказов мы готовим достаточно быстро и выдаем быстрее 2 минут;
  • 19% заказов мы готовим дольше 6 минут, часть гостей ожидало свои напитки более 10 минут.

Могло показаться, что показатели не критичные. Кажется, что 4 минуты нормальное время ожидания для кофейни. Я обратил внимание на долгие заказы. Оказалось, что хуже всего мы работаем в пиковые часы, в которые для гостей время важнее всего. При детальном рассмотрении оказалось, что большинство гостей в пики ждет свои заказы долго. При этом выручка кофейни напрямую связанна со способностью эффективно отрабатывать именно утренние и обеденные часы. Также я понимал, что в бизнес-центре 14 других кофеен, а у нас пока еще нет сильного бренда. Скорость может стать одной из наших ключевых отличительных характеристик. На тот момент мы также обсуждали наши ключевые ценности и то, что мы в принципе хотим сделать. Часто звучало слово «забота». Мы бы хотели построить компанию, для которой забота о госте и о сотрудниках является одной из ключевых ценностей. Скорость выдачи заказов – это как раз та самая забота о госте, о его времени. Выдавая заказы быстро, мы показываем гостю свое уважение к его времени.

Я радостно презентовал нашей операционной команде идею по выдаче заказа за 2,5 минуты. Первое, что я услышал было: «Это невозможно!».

Расставить приоритеты и отказаться от лишнего

Мы глубоко проработали весь путь приготовления заказа и выявили довольно много пространства для оптимизации. Много маленьких деталей могут дать хороший результат, но не кардинально изменить ситуацию. Я не буду вдаваться в подробности, которые скорее всего мало кого заинтересуют, но поделюсь ключевой идеей, аналитикой и результатами. Из ключевых вещей мы определили 2 основных направления: система мотивации и отказ от приготовления еды в кофейне. В данной статье я не буду глубоко рассказывать про отказ от приготовления еды, сфокусируюсь на системе мотивации и анализе результатов.

Сжечь мосты

Мы сразу отказались от первой банальной идеи — мотивировать сотрудников деньгами за быструю работу. Во-первых, денежная мотивация может привести к манипуляции с показателями, во-вторых, скорость должна быть базовым принципом нашей работы. Мы пошли с другой стороны, от гостя. Я провел несколько интервью с гостями и понял, что 6 минут является максимальным временем которое средний гость готов спокойно ждать кофе. Дальнейшее ожидания начинает раздражать большинство гостей. Мы приняли решение сжечь мосты и дарить бесплатный напиток каждому гостю, который ждет свой кофе более 6 минут. С одной стороны, для нас это означало потенциальное снижение выручки еще на 20%, с другой стороны, мы понимали, что это может привести к прорыву. Команда кофейни будет понимать, что каждый выданный сертификат на бесплатный напиток это потерянная выручка, то есть наращивание убытка. Также бесплатный напиток за долгое ожидание может помочь нам вернуть гостей, которых мы разочаровали низкой скоростью.

Так выглядит сертификат на бесплатный напиток, который появляется автоматически в приложении у гостей, которые ожидали свой заказ более 6 минут

Важно не просто создать ограничение, но и предоставить инструмент!

Первый шаг мы сделали, и сертификаты стали валом отправляться нашим гостям. В первые дни мы отдавали 40-50 сертификатов, с ужасом смотрели на эти показатели и не знали что делать. У команды даже не было инструмента, который бы позволял видеть их скорость в моменте. А если команда не видит свои показатели, то она не может с ними работать. Именно так мы пришли к тому, что нужно быстро сделать дашборд по скорости для команды кофейни.

Мы купили планшет и поставили его на видном месте в кофейне. На экран вывели дашборд со скоростью. Объяснили команде какая цель и почему для нас это важно. В первую же неделю мы получили серьезное улучшение наших показателей.

Наличие экрана с метриками сразу дало результат. Когда команда видит свои показатели в режиме онлайн, ей намного проще влиять на них и двигаться вперед к цели.

Ускорение на 40% меньше чем за месяц

Как только мы начали сфокусированную работу над скоростью, у нас сразу начала расти выручка и параллельно снижаться издержки на оплату труда. Выручка росла потому, что у нас улучшилась пропускная способность и мы стали лучше обрабатывать пики.

График с анализом скорости работы кофейни. Синие столбцы -  количество заказов за месяц, синяя линия - среднее время приготовления, зеленая линия  - доля заказов приготовленных быстрее 2х минут, красная линия  - доля заказов приготовленных медленнее 6х минут 

Помимо этого увеличилась возвращаемость. Гости очень позитивно отреагировали на то, что мы стали выдавать кофе намного быстрее. Начало работать сарафанное радио, и увеличился поток новых гостей.

Графики с аналитикой базы гостей. Анализ притока новых гостей, возвращаемости и роста количества лояльных гостей.

Первая прибыль!

Получилось так, что параллельно с ростом скорости выдачи заказов, мы увеличили выручку и снизили издержки на оплату труда. Одно зацепилось за другое, и в итоге мы достаточно быстро вышли в первый плюс. Уже в Апреле мы получили первую положительную Ebitda, а в Июне приблизились к целевому результату. Ebitda в Июне составила 12,47% или 135 907 рублей. Мы оцениваем этот результат как средний и считаем что уже к концу года сможем увеличить нашу операционную прибыль до 30%, что при прогнозируемой выручке 1 700 000 рублей составит 510 000 рублей.

Что дальше?

Сейчас у нас достаточно хорошее среднее время выдачи заказов — 2,5 минуты. 35% заказов мы отдаем быстрее 2х минут. Всего 3% заказов мы готовим медленнее 6 минут. При этом у нас достаточно неплохой LC (затраты на оплату труда команды кофейни). Этот показатель у нас составляет 22%. Но мы не планируем на этом останавливаться. Мы считаем что можно уменьшить среднее время приготовления и при этом еще снизить LC. Мы разбираем весь процесс работы кофейни на детали и ищем моменты для оптимизации. Это может быть оптимизация как технологии приготовления того или иного продукта, так и изменения связанные с моделью управления кофейней. Наша большая цель — добиться среднего времени выдачи заказа — 2 минуты, LC — 16%.

0
225 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Паньшин

Я так и не понял как сокртили время выдачи заказа, кроме мотивационного дашборда сотрудникам. Я невнимателен?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

В первую очередь - перестали готовить еду с ножа. Раньше все круассаны и сендвичи с начинкой делались под заказ. Теперь - заранее.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Да, это тоже сыграло важную роль. Недавно так же нашли отличного поставщика на каши и йогурты, так же перестали их готовить «из под ножа». Step by step движемся к правильной модели)

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

Но это же была одна из "фич" кофейни — свежая еда. Жаль, что пришлось убрать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Tokmakov

А в чем сакральный смысл понимания, что приготовили "из под ножа", если качество, вкус блюда сопоставимы?

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

Не знаю, спросите у Фёдора Овчинникова, он это преподносил как одно из преимуществ Дринкита.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Tokmakov

Да это хороший вопрос, что есть термин "свежая еда". 
Приготовленная утром, в течение дня это еще свежая или нет.
Сейчас наблюдаю это в готовой еде. Нет четкого водораздела между кулинарией(неск дней)/префабом(1 день)/от ножа(неск минут)
Кажется рынок активно идет в 1,2, все остальное становится дико не рентабельным с учетом удорожания раб силы и продуктов

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Концепция это живой организм. Она меняется,  оттачивается. Мы поняли что с кухней из под ножа экономика просто не сложиться + нельзя будет сделать действительно массовый продукт. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

+1

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Еда и сейчас свежая, ее готовят каждый день для нас поставщики. Просто мы не готовим ее сами в помещении кофейни. 

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

Я имел ввиду "свежеприготовленная лично для тебя", как в ресторане, "из под ножа", как это у вас называется.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Да, от этого отказались, чтобы бариста могли 100% времени посвящать самому главному: приготовлению кофе и оказанию лучшего сервиса для наших гостей.

Ответить
Развернуть ветку
Динислам Кутлумбетов

И это очень грустно. Сейчас даже после просьбы разогреть круассан, его подают холодным. Раньше при приготовлении под заказ температура была куда более комфортная(

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Данислам, в какой кофейне с этим столкнулись? 

Ответить
Развернуть ветку
Динислам Кутлумбетов

Денис, в Омега Плаза

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Вам после просьбы не разогрели круассан или разогрели, но он все равно вам показался холодным?

Ответить
Развернуть ветку
Динислам Кутлумбетов

Даже рослее просьбы разогреть круассан остается холодным(

Ответить
Развернуть ветку
Настя Никитина

Динислам, добрый вечер!
Написала вам в личные сообщения. Как будет возможность, посмотрите, пожалуйста. 
Вы мне очень нужны, чтобы улучшить подачу)

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

Таки еще разогретый в микроволновке продут, это др вкус. Для закусочной норм. А вот для какого тотуровня ресторации, такое себе.
Но сейчас все движеться к рпиимизации и уг.

Ответить
Развернуть ветку
222 комментария
Раскрывать всегда