{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы удвоили выручку кофейни без инвестиций в маркетинг или почему важна скорость?

Меня зовут Денис, я лидер проекта «Дринкит». «Дринкит» — это кофейный стартап компании Dodo Brands. В этой небольшой заметке я хотел бы поделиться нашим опытом работы по оптимизации скорости выдачи заказов.

Я расскажу о том, почему мы вообще решили этим заняться, какого мы добились результата и какие сделали выводы по результатам проделанной работы.
Про мой новый стартап в Нидерландах читайте тут, в моем телеграм-канале.

Для тех, кому совсем лень читать, (или кто случайно открыл не ту ссылку), вот основная мысль статьи в одном предложении: скорость обслуживания в кофейне напрямую влияет на возвращаемость клиентов и выручку.

Первая кофейня Дринкит в Москве в бизнес центре Омега Плаза

«Я знаю точно невозможное возможно»

В начале Марта этого года я присоединился к проекту Дринкит. На тот момент работала одна кофейне в Москве в бизнес-центре Омега Плаза. Выручка кофейни в Феврале была 716 508 рублей, операционный убыток кофейни составлял 222 096 рублей. Одной из моих первых задач было поднять выручку до целевого показателя 1,5 млн рублей и добиться операционной прибыли кофейни. Первый анализ ситуации в кофейне показал, что у нас есть проблемы со скоростью выдачи заказов. Мы погрузились в этот вопрос и получили следующую картину:

  • среднее время выдачи заказа 4 минуты 12 секунд;
  • 16% заказов мы готовим достаточно быстро и выдаем быстрее 2 минут;
  • 19% заказов мы готовим дольше 6 минут, часть гостей ожидало свои напитки более 10 минут.

Могло показаться, что показатели не критичные. Кажется, что 4 минуты нормальное время ожидания для кофейни. Я обратил внимание на долгие заказы. Оказалось, что хуже всего мы работаем в пиковые часы, в которые для гостей время важнее всего. При детальном рассмотрении оказалось, что большинство гостей в пики ждет свои заказы долго. При этом выручка кофейни напрямую связанна со способностью эффективно отрабатывать именно утренние и обеденные часы. Также я понимал, что в бизнес-центре 14 других кофеен, а у нас пока еще нет сильного бренда. Скорость может стать одной из наших ключевых отличительных характеристик. На тот момент мы также обсуждали наши ключевые ценности и то, что мы в принципе хотим сделать. Часто звучало слово «забота». Мы бы хотели построить компанию, для которой забота о госте и о сотрудниках является одной из ключевых ценностей. Скорость выдачи заказов – это как раз та самая забота о госте, о его времени. Выдавая заказы быстро, мы показываем гостю свое уважение к его времени.

Я радостно презентовал нашей операционной команде идею по выдаче заказа за 2,5 минуты. Первое, что я услышал было: «Это невозможно!».

Расставить приоритеты и отказаться от лишнего

Мы глубоко проработали весь путь приготовления заказа и выявили довольно много пространства для оптимизации. Много маленьких деталей могут дать хороший результат, но не кардинально изменить ситуацию. Я не буду вдаваться в подробности, которые скорее всего мало кого заинтересуют, но поделюсь ключевой идеей, аналитикой и результатами. Из ключевых вещей мы определили 2 основных направления: система мотивации и отказ от приготовления еды в кофейне. В данной статье я не буду глубоко рассказывать про отказ от приготовления еды, сфокусируюсь на системе мотивации и анализе результатов.

Сжечь мосты

Мы сразу отказались от первой банальной идеи — мотивировать сотрудников деньгами за быструю работу. Во-первых, денежная мотивация может привести к манипуляции с показателями, во-вторых, скорость должна быть базовым принципом нашей работы. Мы пошли с другой стороны, от гостя. Я провел несколько интервью с гостями и понял, что 6 минут является максимальным временем которое средний гость готов спокойно ждать кофе. Дальнейшее ожидания начинает раздражать большинство гостей. Мы приняли решение сжечь мосты и дарить бесплатный напиток каждому гостю, который ждет свой кофе более 6 минут. С одной стороны, для нас это означало потенциальное снижение выручки еще на 20%, с другой стороны, мы понимали, что это может привести к прорыву. Команда кофейни будет понимать, что каждый выданный сертификат на бесплатный напиток это потерянная выручка, то есть наращивание убытка. Также бесплатный напиток за долгое ожидание может помочь нам вернуть гостей, которых мы разочаровали низкой скоростью.

Так выглядит сертификат на бесплатный напиток, который появляется автоматически в приложении у гостей, которые ожидали свой заказ более 6 минут

Важно не просто создать ограничение, но и предоставить инструмент!

Первый шаг мы сделали, и сертификаты стали валом отправляться нашим гостям. В первые дни мы отдавали 40-50 сертификатов, с ужасом смотрели на эти показатели и не знали что делать. У команды даже не было инструмента, который бы позволял видеть их скорость в моменте. А если команда не видит свои показатели, то она не может с ними работать. Именно так мы пришли к тому, что нужно быстро сделать дашборд по скорости для команды кофейни.

Мы купили планшет и поставили его на видном месте в кофейне. На экран вывели дашборд со скоростью. Объяснили команде какая цель и почему для нас это важно. В первую же неделю мы получили серьезное улучшение наших показателей.

Наличие экрана с метриками сразу дало результат. Когда команда видит свои показатели в режиме онлайн, ей намного проще влиять на них и двигаться вперед к цели.

Ускорение на 40% меньше чем за месяц

Как только мы начали сфокусированную работу над скоростью, у нас сразу начала расти выручка и параллельно снижаться издержки на оплату труда. Выручка росла потому, что у нас улучшилась пропускная способность и мы стали лучше обрабатывать пики.

График с анализом скорости работы кофейни. Синие столбцы -  количество заказов за месяц, синяя линия - среднее время приготовления, зеленая линия  - доля заказов приготовленных быстрее 2х минут, красная линия  - доля заказов приготовленных медленнее 6х минут 

Помимо этого увеличилась возвращаемость. Гости очень позитивно отреагировали на то, что мы стали выдавать кофе намного быстрее. Начало работать сарафанное радио, и увеличился поток новых гостей.

Графики с аналитикой базы гостей. Анализ притока новых гостей, возвращаемости и роста количества лояльных гостей.

Первая прибыль!

Получилось так, что параллельно с ростом скорости выдачи заказов, мы увеличили выручку и снизили издержки на оплату труда. Одно зацепилось за другое, и в итоге мы достаточно быстро вышли в первый плюс. Уже в Апреле мы получили первую положительную Ebitda, а в Июне приблизились к целевому результату. Ebitda в Июне составила 12,47% или 135 907 рублей. Мы оцениваем этот результат как средний и считаем что уже к концу года сможем увеличить нашу операционную прибыль до 30%, что при прогнозируемой выручке 1 700 000 рублей составит 510 000 рублей.

Что дальше?

Сейчас у нас достаточно хорошее среднее время выдачи заказов — 2,5 минуты. 35% заказов мы отдаем быстрее 2х минут. Всего 3% заказов мы готовим медленнее 6 минут. При этом у нас достаточно неплохой LC (затраты на оплату труда команды кофейни). Этот показатель у нас составляет 22%. Но мы не планируем на этом останавливаться. Мы считаем что можно уменьшить среднее время приготовления и при этом еще снизить LC. Мы разбираем весь процесс работы кофейни на детали и ищем моменты для оптимизации. Это может быть оптимизация как технологии приготовления того или иного продукта, так и изменения связанные с моделью управления кофейней. Наша большая цель — добиться среднего времени выдачи заказа — 2 минуты, LC — 16%.

0
225 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Panfilovich

Денис, а вот очень интересный вопрос это производительность сотрудников. Не знаю конечно насколько политкорректно это публично обсуждать, но мы же без персоналий :)  Вы же измеряете скорость "производства" для разных сотрудников по идее. Отсюда вопросы
1. Как измерить скорость конкретного сотрудника, когда несколько человек на смене?
2. Все же понимают что у разных людей разная производительность. Как-то планируете пытаться повышать производительность или сокращать низко производительных людей? Или, при текущей нехватке бариста не до сокращений? :) 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Владимир, супер вопросы, спасибо. 

1. Если мы говорим про системные меры, а не про одну конкретную кофейню и конкретного человека - то сложно, пока решений нет. Но есть ряд идей. Первая - камеры на планшете, которые понимают кто конкретно взял заказ и как быстро готовил. Второй вариант - умная камера на потолке, которая по штрих-кодам на форме понимает кто какой заказ сделал. Но есть проблема в обоих вариантах - один заказ могут готовить разные сотрудники. Например молоко взбивает один, эспрессо готовит второй, выдаёт третий. В общем пока думаем.

2. Планируем создавать крутые условия для роста, хорошо мотивировать команду, создавать для людей возможности. Если на первом этапе взяли привального человека, дальше вопрос развития и работы над ошибками. Если человек не тащит - конечно будем расставаться, это бизнес. Нехватку пока не ощущаем, масштабы ещё не те. Будет 20-30 кофеен, будет лучше понятно какая ситуация на рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

Вы тут прямо сильно сами себе противоречите :)  Вы объясняли (прямо лично) что вы отказываетесь открывать кофейни по франшизе т.к. на рынке нет нужного количества нужных вам бариста. А теперь пишете что нехватку не ощущаете :)  

Да и с ощущениями в целом по рынку это не совпадает совсем. Сейчас у всех нехватка линейных сотрудников, даже не только в кофе. Вы и сами это лучше меня знаете ;) 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Не совсем так. Я говорил что мы временно не будем открываться по франшизе, потому что хотим сперва отточить модель и систему. Когда поймем что можем масштабировать, в первую очередь найм и обучение - начнем масштабирование.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

Я опять не уловил разницу. ОК, главное чтобы партнеры поняли и приняли это объяснение.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Нет такой проблемы, что нет людей. Мы готовы с ноля брать и учить. Как может не быть молодых ребят без опыта которые готовы учиться и работать? Таких людей всегда много и сейчас они есть. Есть на рынке проблема с курьерами, но для нас проблема не релевантна. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

1. Не понимаю тогда почему вы не можете обучить бариста и для партнеров и не даете им открывать кафе по франшизе на этом основании.

2. Нам бы ваши проблемы :) В Риге на, условно, 4 евро в час + премии никто идти не хочет (без опыта), и налоги еще примерно +100% к этой сумме. А цены на кофе как в Москве. 

Да, недвижимость дешевле, но и проходимость не сравнить.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

1. Можем, даем. Просто нужно больше опыта собрать и на поток поставить обучение. Оттачиваем сейчас технологию.

2. У нас свои проблемы. Все в балансе)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

1. Даете открыть франшизы? Вы же объявили что никому не дадите в ближайшее время, только свои кафе. Уже все поменялось.

2. Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Мы ведем переговоры с несколькими потенциально сильными партнерами. Запускаться, если и будем, то только после того как соберем сильную команду на стороне партнера и обучим ее. Это скорее 2022 год.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Panfilovich

круто. я уж думал вы решили все сами развивать. в Москву тоже пустите партнеров?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Пустим, почему нет. Главное чтобы партнер сильный был)

Ответить
Развернуть ветку
222 комментария
Раскрывать всегда