{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Производства в России не существует? Про шильдики, рендеры и тяжелый металл

Работаю в промышленной компании по металлообработке, и хочу рассказать что происходит со сферой производства в целом.

Добрый день!
Меня зовут Сергей Александрович, я работаю в производственной сфере.
Знакомые, которые позвали меня на vc.ru сказали, что люди здесь не верят в наличие производственной сферы в РФ как таковой, или относятся к ней, как минимум, со скепсисом.

Если анализировать здешние новости и дискуссии, Российское производство преуспевает в переклейке шильдиков, рендерах и демонстрации прототипов-муляжей: скажем, телефонов. Или, по крайней мере, как в ситуации на картинке.

Чтобы понять о чем тут речь, вот ссылка

Производственник на этом сайте явление редкое, тем более связанный с промышленностью: чаще люди пишут о ювелирных украшениях, но иногда мелькают статьи пищепрома о пельменях.

Что же, я занимаюсь металлом (не путать с музыкой), и попробую расписать как всё вижу со своей точки зрения:

Общая ситуация

Начнем с того, что Россия – страна сырьевая. Основная доля добычи, экспорта и всех экономических бла-бла-бла приходится на энергоресурсы: нефть, газ или Кузбасс. Далее идут прочие ископаемые ресурсы и вещи растущие в лесах. Говоря проще: добыча, обработка, продажа.

Высокотехнологичная продукция вроде процессоров, или чуть менее технологичная бытовая техника в РФ практически не делается. Безусловно есть условные Эльбрусы, но их конкурентоспособность и потенциал развития совсем отдельная тема разговора.

В СССР были попытки создания бытовых вещей в виде Бирюсы, Гефеста, Электрона и т.д, но их наследие особо не сохранилось. Разве что Бирюса по сей день производит холодильники.

90-ые озарил поток импорта зарубежной техники: рынок наводнили LG, Samsung, Sony, Philips, Toshiba и т.д. После 2022, ввиду санкций количество этой техники сократилось кратно. Вместе с параллельным импортом появились DEXP и другие китайские бренды. Но отечественной техники у массового потребителя так и не появилось.

Однако, из года в год ходит и укрепляется стереотип, что заводы стоят, ничего не делают, ничего не производят, и даже не собираются бить пальцем о палец.

«Ни тебе швеллеров, ни скрепки, вообще ни***на»

При таком раскладе в стране конечно не было бы заводов, фабрик и даже города Челябинска, что звучит абсурдно (куда мы без Челябинска?). Не будем говорить об очевидных вещах: об оборонке, которая из года в год наращивает собственную промышленность. ЗИЛах, КАМАЗах и т.д. – о них слышал каждый, но мало кто знает что происходит за пределами заголовков и репортажей массмедиа.

Чуть ниже, для примера, я расскажу какую цепочку отечественных производств затрагивает только наша деятельность, но сперва давайте кратко посмотрим как обстоят дела с заводами по стране.

Начнем с самого простого теста.
Зайдем на карты, и введем «завод» по месту нашей дислокации – Ленинградской области. Вот что у нас получается:

Несмотря на то, что карты очень сильно не отображают реальное количество предприятий, пряча их за масштабированием, Ленобласть не пустует. Но регион северной столицы на втором месте по количеству производств, поэтому вот вам картина в другом городе (попробуйте угадать в каком).

Я насчитал 21 точку на город

Мы убедились, что заводы у нас существуют. Но карты картами, и дают они крайне поверхностное представление. Поэтому давайте обратимся к статистике.

Первое, что приходит на ум, это интерактивная карта производств в России. В ней, с 2008 года, собирают данные о производителях со всех регионов страны. На сегодняшний день, согласно этой карте в РФ есть 20 тысяч и 177 промышленных предприятий. Сюда входят производства, фабрики заводы и фермы.

Для примера, отобрал категорию «промышленное оборудование» по всей стране, чтобы понять масштаб. Попробуйте и вы найти производства в своём городе (настройки в правом верхнем углу). Там представлены все категории: от галантереи и упаковки до сырьевых производств. Думаю вы будете приятно удивлены.

Можно обратиться к официальным сводкам от Росстата.
Раз в несколько лет издают огромный статистический сборник, где есть информация по всем фронтам – конкретно в этом случае информация собрана за период с 2017 по 2022 годы.

Там приведены данные о финансах, объемах добычи; импорта/экспорта, доли ВВП и так далее. СМИ и аналитики довольно часто берут информацию именно из этого источника.

Внутри много сложных таблиц, но нас, как простых любопытных граждан интересует начало главы четвертой, а именно – количество работников, занятых в сфере промышленности (страницы 88/89, если вам интересно). Я посчитал общее количество работников за 2022 год, и вышла вот такое число:

9.627.300 человек

Трудно представить, чтобы такое количество людей дружно имитировали бурную деятельность за зарплату и ничего не производили. Разумеется, стоит учитывать, что в эту статистику входят и административные работники и энерго- водоснабжающие предприятия,. Однако миллионы остаются миллионами: металлы, оборудование, электроника, пластмассы и так далее – сферы, в которых работают сотни тысяч людей по всей стране.

Но хватит о глобальном, и перейдем к более частным примерам.Показываю ситуацию изнутри:

Гнём металл

Мы заняты в сфере металлообработки. Если в двух словах, режем, гнём и если нужно красим. Наше предприятие работает давно, и начинало исключительно с порошковой покраски. Если вы не знаете, что такое порошковая покраска, посмотрите на эту текстуру, и сразу поймете, что сталкиваетесь с ней практически каждый день.

Зернистость разнится, или поверхность может быть вовсе гладкой.

И сразу могу сказать, что толчком к развитию предприятия стало…другое предприятие. Речь о Coca Cola, которая на тот момент искала подрядчика на покраску холодильников и рефрижераторов в красный цвет. Тех самых, которые стоят практически на каждом углу, или которые разыгрывались с полной загрузкой колы внутри.

В принципе, на этом и строится промышленность – если где-то есть одно производство, значит с ним работает ещё десяток других:

Очевидно, что наши клиенты, это люди из России, и чаще всего из Ленобласти или центрального ФО. Мало кому нужно гнуть или красить металл в тысячах километров от точки, где этот металл будет стоять.
Часть клиентов это строительные компании, часть – простой бизнес, которому нужны какие-нибудь особые стеллажи или пандусы под склады. Но очень часто приходят именно другие производители. Мебельщики, производители машин и оборудования, автотранспортных средств, судостроители и вагоностроители и так далее, и тому подобное.

Одним нужна фурнитура, другим крепежные механизмы, третьим сложные детали. Кто-то хочет выполнить пресс-формы или штампы, кому-то нужна деталь по чертежам, которую больше негде купить. Есть частные клиенты: дизайнеры и декораторы, различные реставраторы но это уже не совсем про производство (хотя как посмотреть).

И да, всё это происходит в России

Посмотрим на практике, прямо по картинкам.
Вот мы изготовили и сварили нержавеющие трубы под строительные нужды.

Кстати, работаем с металлом, качественно.

Здесь согнули и нарезали стальные листы под панели. Они пойдут на каркасные конструкции.

Да-да, с металлом.

А вот порошковая покраска металлического стола (его текстуру я демонстрировал выше).

И качественно!

Чтобы посмотреть на сферу под другим углом, давайте развернем реальные цепочки производств на простом примере. Допустим нам нужно изготовить пожарный щит (есть в любом общественном здании в больших количествах). На каждом этапе, где задействуется производство, я буду проставлять число в скобках, чтобы вы оценили их количество на создании одной вещи.

Например, на вот таком щитке

Щиток производится чаще всего из алюминиевых сплавов или тонколистовой стали. И металл сперва нужно добыть в виде руды (1), затем раздробить и переплавить (2), далее раскатать в пригодные для обработки листы (3). Листы обрезают на заготовки (4) ребята вроде нас, гнут/варят/собирают, а затем красят (5).

Вроде бы всё, но мы кажется забыли про стеклышко, за которым прячется ключик от щитка.

Добывается сода (1), песок (2) и известняк или доломит (3). Идёт плавка и создание заготовок (4). После этого заготовка отправляется к стекольщикам, которые уже режут и шлифуют форму под щиток (5).

Теперь точно всё…Но стоп, на щитке ещё есть наклейки!
По правде говоря я не особо знаком с этой сферой, и боюсь ошибиться, но могу навскидку привести такую цепочку:

Лесодобыча (1), обработка древесины (2), производство бумаги (3) – основа наклеек.
Добыча смол (4) синтез пластификаторов, полимеров, антисептиков и Бог знает чего ещё (5, но однозначно больше) – клеевой слой.
Синтез силиконового материала (6) – для подложки, которая защищает клеевой слой.

Сборка всего этого добра скорее всего делается на одном из перечисленных производств. Но в конце всего этого работает типография, которую мы тоже считаем как производителя (7). И здесь я не считал краску, как элемент цепочки.

Итого: для создания небольшого щитка потребовалось 17 производителей, не считая изготовления краски и замков. И большая часть перечисленных производств функционирует в России.

Если развернуть подобную цепочку с участием всех компонентов автомобиля, мы рискуем составлять её несколько дней без отдыха и сна. Ощутимая часть электроники окажется импортной, однако не на одной электронике живёт и двигается автомобиль.

Как и говорил ранее, одно предприятие не может существовать без десятков других, иначе теряется его смысл. Как и в любой части экономики: один элемент всегда взаимосвязан сетью с кучей иных, это как живой организм.

Яркая иллюстрация есть в романе Айн Ренд «Атлант расправил плечи», где разорение одного небольшого предприятия (если не ошибаюсь, изготовителя подшипников) серьезно ударило по сети железных дорог. Без подшипников производители бензопил не смогли их собирать, а лесники остались без инструмента. Железнодорожники получили шпалы не вовремя, план прокладки путей не выполнился, нужные регионы не получили дорог для сырья и стройматериалов. Возведение городов не состоялось в срок, людям негде было жить, экономика начала коситься и так далее... Автор описала цепочку на несколько страниц, но думаю моя мысль понятна.

Небольшие выводы

В России есть ощутимые проблемы с производством высокотехнологичной электроники и микроэлектроники. Передовая фармацевтика, авиационные двигатели и компоненты гражданских самолетов – если хорошо покопаться, список можно существенно расширить.

Можно сказать, что за время новейшей истории Россия могла наладить производство всего на свете, и двигаться по экономической арене как, скажем, Китай. Но производством всего на свете не занимается ни одна страна.

США – лидер фармацевтики. Но по многим лекарствам они зависят от импорта активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), особенно из Китая и Индии.

По ряду соображений США просто не производят такие ингредиенты, хотя ресурсы для этого имеются в избытке. Вот и нас история привела к моменту где мы имеем то, что имеем на сегодняшний день.

Но говорить, что в стране совсем нет производства несправедливо.
Мы есть, нас много, и мы производим, а не просто переклеиваем шильдики с куска металла на металл.

В другой раз расскажу, как промышленность умеет масштабироваться и расти от цеха до полноценного завода.

Ну и если вдруг вы из Санкт-Петербурга или Ленобласти, и вам нужно согнуть, нарезать, сварить, покрасить или что-то срочно сделать с металлом, вот мой контакт для связи. Сделаем блестяще.

0
761 комментарий
Написать комментарий...
Антон Хрипко

На самом деле в е очень относительно, как и везде. Заметил, что у нас в менталитете прям зашито не любить отечественный товар/услугу, но если погрузиться в рынок СНГ, то там любят русское не Антон западного.

Ответить
Развернуть ветку
Дед Мазай и деграданты

Патамушта отечественный товар/услуга для внутреннего потребителя обычно херового качества и с завышенной стоимостью (пипл схавает). На экспорт все же лучшее идет.

Ответить
Развернуть ветку
Three hundred bucks

Что за Антон такой? Нам не нужны Антоны

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко

Вот что значит писать на ходу с Т9))) редактировать коммент теперь можно только с подпиской)

Должно быть написано "не хуже западного"

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

да ладно? без подписки нельзя редактировать коммент?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко

неа =(

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Можно. Ровно две минуты (-:

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

огонь))

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

Антон - это известный бренд!

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исмаилов

Антон - это стиль!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мельник

Или это Квинси Антон Промес, известный голландско - спартаковский футбольный наркодилер?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Александрович
Автор

Думаете в стране переизбыток производства Антонов?

Ответить
Развернуть ветку
lucklessman

В СССР производили много кукурузников, сейчас они нужны, но РФ их производить не может.

Ответить
Развернуть ветку
lucklessman

Нужен Билли?

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты
Заметил, что у нас в менталитете прям зашито не любить отечественный товар/услугу

Ты на Вазе ездишь или на иномарке?)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

В провинции вазов довольно таки много.
Если что, я хожу пешком, езжу на велосипеде (китайском) и на электричках. У знакомых Нив и иномарок 50/50.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

Потому что денег на иномарки нет. А ездить на чем-то необходимо. ОТ в провинции такое себе удовольствие

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Возможно. Есть и другие варианты объяснения. Например, тут часто машина — рабочая лошадка, которую гоняют в хвост и гриву по плохим дорогам и даже бездорожью.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov
Есть и другие варианты объяснения.

Увы, но нет других вариантов. Привет с Дальнего востока. Тут в качестве тех же рабочих лошадок японки. Просто у людей был выбор в свое время - отечественные выкидыши автопрома, либо пробежные японцы. Люди сделали свой выбор. Был у нас в одной деревне в тайге между Хабаровским и Приморским краем. Дорог там нет, только лесовозные. Связь с цивилизацией с помощью малой авиации. Так вот, на всю деревню один случайно выживший УАЗ. Все остальные машины - Тойоты, Исузу, Сузуки, Дайхатсу, Ниссаны, Митсубиси. И все старые модели, ввезенные до повышения пошлин. Они там не эксплуатируются, а насилуются и ремонтируются подручными средствами.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Овчинников

Ну конечно, для оффроуда, я бы лучше взял сузуки, тот же джимни или СГВ, они будут живее, чем патриот

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

У меня есть Эскудо 1 поколения. Больше 300 км. до дома ехал с оторвавшимся от рамы ДВС. 50 км. проехал в соседний город на ремонт с АКПП, вылетающей в нейтраль после 2000 оборотов. Чего только ни случалось, но всегда уезжает своим ходом. Один раз на галечном пляже слизал стопор хаба и остался на заднем приводе. Впервые в жизни травил давление в колесах, но выехал только на задке.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

Дайте этим людям деньги на иномарки и нормальные дороги, они пересядут с тазиков на машины

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Дайте всем космические корабли и все полетят в космос.
Боюсь, наш разговор зашел в тупик. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

Так не переводи разговор в фантазии, и он будет идти в нормальном русле. В космос большинство не полетит, по состоянию здоровья, страхи полетов и так далее. А нормальная машина, а не тазик, это базовая потребность.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

То есть у меня фантазии, а у вас норм?

Дайте этим людям деньги на иномарки и нормальные дороги
В космос большинство не полетит, по состоянию здоровья, страхи полетов и так далее

Дайте людям здоровье (страхи полетов — это ведь тоже из области здоровья).

нормальная машина, а не тазик, это базовая потребность

Не знаю, не знаю. Я считаю, что машин неоправданно много. Люди совсем ходить перестали. Впрочем, это их дело.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

Деньги и нормальные дороги - решаемые проблемы. Слабый вестибулярный аппарат нет.

Не знаю, не знаю. Я считаю, что машин неоправданно много

Как ты возишь детей в садик, школу, на тренировки?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мельник

А зачем в провинции возить детей туда? Не в том смысле, что зачем их развивать, просто у нас всё это в нескольких минутах ходьбы от дома. Да и с ОТ особых проблем нет, как и на такси ни разу дороже 200 рублей по городу не платил.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты
просто у нас всё это в нескольких минутах ходьбы от дома

А у многих не 5 минут

Да и с ОТ особых проблем нет

Это где?

на такси ни разу дороже 200 рублей по городу не платил

Зачем такси, если нет проблем с ОТ?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мельник

Это город Краснокамск Пермского края. А такси - так иногда на нем тупо дешевле, чем на ОТ, а иногда и ночью нужно уехать.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

Беглый поиск по интернету показывает, что в Краснокамске проблем с ОТ нет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мельник

Ну, это было почти 11 месяцев назад, да и 11 ходил по дальним ебеням, где сейчас другие маршруты ходят.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
Как ты возишь детей в садик, школу, на тренировки?

Свою жизнь не обсуждаю публично. Советы не раздаю.
В целом я поняла: вы имеете свое непоколебимое мнение и противоречия ему для вас несущественны. Не буду тягаться с вами, да и зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты
Свою жизнь не обсуждаю публично. Советы не раздаю

Поэтому тебе и непонятно зачем в провинции нужна машина.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"вы имеете свое непоколебимое мнение"

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко

Пешком хожу)
Вот как пример Узбекистан. Есть завод GM с кучей Шевроле и КО. Запчасти дешёвые, в каждом уголке страны знают как ремонтировать. Есть китайцы, в том числе электрички которые привозят без пошлин. Но часть людей в том числе таксисты покупают или хотят купить Весту, как эталон надёжности. Налоги на ввоз машины большие и с такой переплатой покупают и мечтают.
Если что, кобольт можно купить (при определенных условиях) за 11к баксов. Новый электромобиль 23-25к баксов. Веста 16к баксов стоит.

Но это не значит, что я мечтаю о весте, это наблюдение со стороны.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Chernev

В Беларуси все знают, что русское некачественное, раунд

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко

Беларусь живет в валюте, географически рядом с Европой, поэтому так и происходит, но если посмотреть наших южных и восточных соседей, то там чуть иначе все.

Ответить
Развернуть ветку
Джейкоб Джонс

Потому что нормальные люди видят, что российское качеством выше. Стал народ отходить от бредней либерах

Ответить
Развернуть ветку
758 комментариев
Раскрывать всегда