jtbd
Идея простая — в основе некая Работа (job, чуть ли не в физическом смысле), которую Продукт должен выполнить для потребителя. И потребитель «нанимает» продукт, чтобы эта работа была Выполнена (done). Сама концепция в 2003 или 2005 получила название Job To Be Done (аббревиатура — JTBD).
Концепция совсем неновая, Ulwick (автор книги 2005 г.) говорит, что Christensen (автор книги 2003 г.) разрабатывал концепцию с конца 1990-х гг. Одновременно с гибкими методами разработки ПО (agile). Еще один путь происхождения концепции обозначают теми же 90-ми, когда Palmer, Pedi и Moesta разрабатывали идею Customer Jobs.
Чуть ли в открытую авторы заявляют, что характеристики потребителя, продукта имеют меньшее значение, чем ситуация/контекст использования (use systems, use cases, etc.) и выполненная работа, а декларации потребителя не отражают реальных (за которые платят деньги) причин (мотивов, целей (у Друкера), потребностей (wants)) потребления, например, памятные часы, WSJ для понтов.
Я не могу сказать, почему (есть пару гипотез), но за последние 3 года (~c 2019 г.) jtbd стала очень популярной концепцией в России (в англоговорящем мире, имхо, пик пришелся на 2017/2018 гг.). Сейчас проверил vc дает 207 статей и 113 комментариев с «jtbd».
Вот несколько ссылок:
Я не фанат и не апологет jtbd, но считаю концепцию крайне интересной и, наблюдая, как активно её пытаются применять на практике, считаю важным не столько изучить, сколько применить (-ять).
[ссылки к комментарию]
На мой взгляд, абсолютно рабочая концепция для использования в маркетинге и продажах.
Собственно все кейсы , которые приведены в книге Кристенсена и его коллег как раз об этом.
Понимание контекста потенциальных покупателей приводило к серьезному росту продаж.