{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

jtbd

Идея простая — в основе некая Работа (job, чуть ли не в физическом смысле), которую Продукт должен выполнить для потребителя. И потребитель «нанимает» продукт, чтобы эта работа была Выполнена (done). Сама концепция в 2003 или 2005 получила название Job To Be Done (аббревиатура — JTBD).

Концепция совсем неновая, Ulwick (автор книги 2005 г.) говорит, что Christensen (автор книги 2003 г.) разрабатывал концепцию с конца 1990-х гг. Одновременно с гибкими методами разработки ПО (agile). Еще один путь происхождения концепции обозначают теми же 90-ми, когда Palmer, Pedi и Moesta разрабатывали идею Customer Jobs.

Чуть ли в открытую авторы заявляют, что характеристики потребителя, продукта имеют меньшее значение, чем ситуация/контекст использования (use systems, use cases, etc.) и выполненная работа, а декларации потребителя не отражают реальных (за которые платят деньги) причин (мотивов, целей (у Друкера), потребностей (wants)) потребления, например, памятные часы, WSJ для понтов.

Я не могу сказать, почему (есть пару гипотез), но за последние 3 года (~c 2019 г.) jtbd стала очень популярной концепцией в России (в англоговорящем мире, имхо, пик пришелся на 2017/2018 гг.). Сейчас проверил vc дает 207 статей и 113 комментариев с «jtbd».

Вот несколько ссылок:

Я не фанат и не апологет jtbd, но считаю концепцию крайне интересной и, наблюдая, как активно её пытаются применять на практике, считаю важным не столько изучить, сколько применить (-ять).

[ссылки к комментарию]

0
1 комментарий
Александр Тимошин

На мой взгляд, абсолютно рабочая концепция для использования в маркетинге и продажах.
Собственно все кейсы , которые приведены в книге Кристенсена и его коллег как раз об этом.
Понимание контекста потенциальных покупателей приводило к серьезному росту продаж.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда