Как сделать корпоративное обучение незабываемым: вовлекаем через дизайн
Привет, мы Тру, провайдер корпоративного обучения, и сейчас мы расскажем вам о том, как создаем коммуникационный дизайн, усиливаем с его помощью текстовый контент и добавляем в образовательный опыт мощные эмоции и смыслы. Прочитайте этот материал, и вы узнаете, как работает коммуникационный дизайн и на что стоит обратить внимание заказчику корпоративного обучения.
Дизайн — в топ-10 инструментов вовлечения, которые используют лидеры рынка
Мы считаем, что визуальная упаковка обучающих программ важна так же, как текстовый контент, потому что она в такой же мере, если не в большей, моделирует эмоциональное содержание обучения. Но так думают не все:
Остался ли Евгений до сих пор при том же мнении, нам неизвестно, но как раз с первой частью утверждения хотим поспорить.
В марте 2024 года мы опубликовали масштабное исследование опыта корпобучения 318 компаний с общей численностью сотрудников больше миллиона человек. Первые места в используемых компаниями инструментах вовлечения заняли такие категории, как «регулярная обратная связь» и «целеполагание в начале обучения». А на третьем месте, опередив мультиформатность и микрообучение, оказался именно дизайн, точнее, «современный стиль в дизайне материалов».
Неужели дизайн в обучении так важен? Да, если это не просто набор оформительских приемов и картинок, а элемент коммуникативной модели, который доносит заложенные в продукт смыслы. Это как раз тот случай, когда мы не просто «показываем красивых рыбов», но еще и «продоем» их — то есть вовлекаем в обучение так, чтобы его участники с интересом и любопытством дошли до финала.
Коммуникационный дизайн — передача информации через визуальные образы. Это гибрид дизайна, психологии и педагогики. Дизайнер коммуникаций понимает, как использовать конкретные элементы — цвет, шрифт, иллюстрации — для передачи того или иного послания.
Пример от Тру. Представьте новичка, который только пришел в компанию и знакомится с ее структурой и корпоративной культурой на онбординге. Как создать эмоциональную связь с компанией? Это поможет сделать коммуникационный дизайн. У нас как раз был такой кейс, и в нём мы спроектировали путь новичка в компанию таким образом, чтобы стартовой точкой был не сухой тренинг, а «космическая» велкам-игра с красочным визуалом и харизматичными игровыми персонажами. Дизайн помог превратить онбординг в креативное и яркое приключение, донес до участников послание: «Оставайся с нами, у нас интересно, и это только начало большого пути».
Как создается визуальная коммуникация
Ваши кейсы, Тру, это ок, а что говорят на самом деле умные люди? Вот что:
Если использовать инструменты коммуникационного дизайна грамотно, повышается эффективность обучения: растет эмоциональное вовлечение, за счет этого материал запоминается лучше, внимание пользователя становится более управляемым, создается цельный и запоминающийся контент. На это работает айдентика обучающей программы.
Айдентика — узнаваемый стиль, который используется во всех материалах курса. Она складывается из выбора графических элементов, стиля, шрифтов, цветовой гаммы.
Прежде чем этот узнаваемый стиль оформится, команде дизайнеров и клиенту предстоит пройти путь в несколько шагов.
Шаг 1. Состыковка в понимании цели и в видении визуального оформления. Этот процесс начинается с составления мудбордов.
Мудборд передает общее настроение концепции. Респектабельный клуб или разудалый фестиваль, восхождение на вершину или загадочный детектив — у каждого формата свое настроение, и его можно передать с помощью дизайна.
Согласование мудбордов — один из самых важных этапов в работе над проектом. Если он пропущен, вся последующая работа сожрет намного больше ресурсов: клиент и команда дизайнеров разойдутся в общем видении проекта, нужно будет заново придумывать идеи и воплощать их с нуля.
Только когда мудборды согласованы, можно переходить к следующему шагу.
Шаг 2. Разработка фирменного стиля.
Фирстиль — константа, конкретный документ, который описывает, как будет выглядеть проект: какие в нём будут использоваться цвета, шрифты, логотип, графические элементы.
На этом шаге клиенту важно убедиться, что получившаяся картинка соответствует представлению о конечном продукте и учебным целям проекта.
Пример от Тру. В одном из недавних проектов на этапе обсуждения мудборда клиент выбрал не тот референс, на который мы делали ставку, а другой, с изображением девушки. Настроение одной картинки помогло распаковать огромный пласт информации об аудитории, ожиданиях клиента и его визуальных представлениях.
Три задачи коммуникационного дизайна
Корпоративная среда воспринимается как серьезная и регламентированная. Но обращение к эмоциям, использование сторителлинга и юмора в обучении помогает «очеловечить» учебный процесс в компании, сделать его дружелюбным и понятным.
Вот какую роль в образовательном контенте играет коммуникационный дизайн.
1. Задает тональность.
Например, через цвет или шрифты. Психология цвета давно изучена, и для тех, кто хочет узнать больше, наши дизайнеры очень рекомендуют книгу Иоганнеса Иттена «Искусство цвета». Все мы знаем, что один цвет успокаивает, другой драйвит, что красный — цвет сильных чувств и эмоций, а зеленый — креатива и доверия. Что шрифт может быть мягким и уютным или резким и жестким. Точно так же, как у текстов, у визуала есть свой tone of voice, который работает на эмоции и вовлеченность. Для этого требуется понимание аудитории и того, какие образы ей будут близки. Учитываем теорию поколений: не только текстовый, но и визуальный контент должен говорить с участниками обучения на одном языке.
2. Повышает понимание контента.
На это работает структура: визуально оформленные блоки контента, заголовки, выделение текста, инфографика. Все эти элементы помогают расставить акценты и облегчить восприятие контента. Еще один инструмент легкой коммуникации — визуальная метафора, она позволяет донести сложную идею через понятный образ.
3. Оставляет яркие визуальные воспоминания.
Мы плохо запоминаем факты, но отлично запоминаем истории. А если они подкреплены визуально, интерес и вовлеченность еще выше и повествование останется в памяти надолго.
Пример Тру. В одном из курсов мы нарисовали такого обаятельного персонажа, что он надолго запомнился участникам обучения. А вместе с героем в памяти прочно отложился и контент с его участием. Что за персонаж, спросите вы? А мы не сможем ни ответить, ни показать, потому что NDA :)
Во всей этой истории с коммуникационным дизайном есть один важный вопрос: как в погоне за нескучным и увлекательным не переборщить с когнитивной нагрузкой? Не «задавить» картинкой собственно контент? Как это произошло в «Дюне-2», где спецэффекты и потрясающие воображение миры задвинули на задний план сюжет и содержание (*прим. — субъективное мнение).
Вот что мы думаем на этот счет: располагай Дени Вильнев бюджетом не в $190 млн, а раза в два меньшим, возможно, режиссер не так масштабно развернулся бы в спецэффектах и больше уделил внимания другим ингредиентам хорошего кино. Погодите, мы что же, за урезание бюджетов на дизайн, иначе, не дай бог, он затмит собой всё остальное в учебном курсе? Нет, здесь работает другой подход: крепкая методологическая основа, знание того, как работает каждый элемент дизайна в совокупности с другими компонентами курса, и опыт. Подробнее про опыт — в наших кейсах (почти все иллюстрации взяты из них).
Подведем итог: коммуникационный дизайн включает в себя элементы графического дизайна и при этом идет на один шаг дальше. Он не оставляет восприятие заложенных в визуальную упаковку смыслов на откуп участнику курса, а управляет этим восприятием и тем самым делает продукт ближе к аудитории.
Задача коммуникационного дизайна — не просто обеспечить учебному продукту красивый и эффектный визуал, но стать частью общего послания и работать на образовательные цели каждым своим элементом. А какие сообщения передает дизайн ваших курсов?
Больше интересного про наш подход в создании корпоративного обучения — в телеграм-канале «Доучились!».
«Дизайн не должен создавать эмоциональный отклик. Это должен делать контент. Пользователь приходит ради контента, а не ради визуальной части»- странная фраза из уст дизайн директора.Как бы понятно что на ап вок люди приходят или предложить свои услуги или найти исполнителя,но все равно
может, он имел ввиду, что в основе Emotional Design все равно лежит фнукция/суть — контент? как бы контент как часть сценария дизайна
+
Да, странно как-то
Понравилась статья, спасибо! Мечтаю, чтобы в нашей компании был индивидуальный подход к каждому внутреннему курсу.
Дизайн кажется таким мощным инструментом в обучении