{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Мотивация сейла, какие варианты мы проходили

Кому будет полезна статья

В любой компании должен быть отдел продаж. У кого-то это собственник, который на гребне волны и постоянно приводит новых клиентов, у кого-то это 1-2 продавца, у кого-то это целые отделы, с планами, графиками, сложными системами мотивации. Все зависит от размеров компании. В данной статье мы рассмотрим все аспекты от "почему сейл нужен" и "как его искать", до практических моделей мотивации.

Статья разделена на 2 части:

1) Как я пришел к сейлу, как формировал критерии для его поиска(для тех кто еще думает о том чтобы взять сейла, находится в поиске прямо сейчас).

2)Практический опыт и варианты с плюсами и минусами:как мы тестировали разные варианты мотивации менеджера по продажам.

Статья является продолжением цикла статей, в рамках которых мы всесторонне рассматриваем практический опыт и эволюционный путь в рамках компании PHPDev.ORG.

Наша специфика php аутстаф и аусторс, несмотря на это, статья будет полезна собственникам бизнесов не только в IT, но и в реальном секторе. Потому что я не буду рассматривать узко специализированные вещи.

P.S В статье описывается мой опыт ретроспективно. С тех пор, в качестве консультанта по бизнес-процессам мне довелось побывать в разных компаниях и мой личный опыт выходит за рамки описанного в статье, поэтому в комментах или личке с удовольствием обсужу более детально и углубленно. Писать в телеграм @ivanGr.

Нужен ли сейл и когда?

Несколько лет назад я был уверен никто не может продавать лучше собственника, на тот момент я был единственным продажником в компании: сам искал контакты, сам генерировал лиды, сам подписывал договора. В какой-то момент времени я понял, что продажи стали занимать слишком много времени, более того, я понял, что кайфую только от определенных продаж: направление работы клиента либо чек, который меня заводит :)

Плюс операционка, в которой я утонул. Получалось я бежал из всех сил, а по итогу оставался на месте. В общем, пришел к всем известному "делегируй или умри". По этой же теме можно почитать мою более раннюю статью по более неоднозначной позиции в компании как HR.

При этом возникла дилемма: есть лиды и клиенты с которыми я хочу работать сам, но при этом по остальным лидам будет совершенно другой подход, нельзя клонировать себя же.

Как я решал эту дилемму и формировал критерии для поиска сейла?

Как найти сейла

Самое сложное — это описать список работ, которые будет делать потенциальный продажник. И что вы от него хотите.

Немного моих примеров на тот момент:

  • работа с теплыми клиентами (функцию лидгена я оставлял за собой)
  • работа с запросами на почте
  • работа с запросами с сайта
  • ведение клиентов в CRM
  • согласование условий
  • подготовка договоров
  • выставление актов/счетов

У вас это наверняка будет другой, более расширенный список. Но без него никак.

Дальше самое банальное — hh.ru в помощь (в Беларуси это rabota.by, может быть dev.by). Можно спросить у знакомых. Смотрим диапазон зарплат по рынку, прикидываем какой бюджет сможем себе позволить. Ну и размещаем вакансию и смотрим отклик.

И вот тут начинается самое сложное — собеседования. Даже самый слабый продажник очень красиво сможет расписать свои достижения, свои успехи, не забыв добавить о какой-нибудь несущественной ложке дегтя, которую наверняка он все-таки “победил”. Ну то есть сам формат “продать себя” у большинства будет отточен на ура.

Для себя я решил, что мне нужен будет человек с опытом в IT, возможно в схожей нише, но чтобы нашу понимал или мог быстро понять. Ну и само собой — первоначальная максимально плотная работа со мной.

В общем, на этапе подбора будет сложно. Придется много побегать, пообщаться, провести кучу собесов и не факт, что вы сможете с первого раза выбрать нужного вам человека. Мне первый раз повезло, а вот потом был ряд ошибок.

Что из них вынес для себя. Если сейл не выполняет минимальный план на третий месяц работы с теплой базой — мы расходимся. То есть цель на испытательный срок — выполнить планы. А уже какие планы — тут от вас зависит все, но ниже я вам тоже постараюсь помочь.

Мотивация сейла, какие варианты мы проходили

Практически сразу на собеседованиях возник вопрос как оплачивать работу. Сейлы же)

Итак, дальше делюсь шишками и опытом наступания на взрослые и детские грабли. Детские бьют большее, если что: )

Первый и самый простой вариант — фиксированный оклад.

Вариантов было изучено масса, но за основы был взят как самый простой и привычный из прошлого опыта работы с разработчиками — там же все на фиксе.

Думаю, вы догадались, почему это не очень работает? Да-да, менеджер не имеет стимула и смысла продавать больше. Да и вообще не видит смысла продавать — вне зависимости от проданных объемов ему на зарплатную карточку прилетает одна и та же цифра. В общем, этот вариант не прижился.

Но! Этот вариант можно использовать для начального тестирования вашего с ним взаимодействия, чтобы увидеть можете ли вы работать с ним в целом и чтобы он погрузился в вашу специфику, в течении месяца-двух. А дальше уже уменьшаем оклад и вводим процент от чего-либо — как вариант развития событий!

Второй вариант — фиксированный бонус за привлечение клиентов

Мы такой этап перемахнули, но я видел компании, где такое реализовывали. Потому опишу, чтобы вы меньше шишек набивали.

В этом варианте логика простая — продажник имеет оклад. За каждого подписанного клиента платим фиксированный бонус. Чем плоха такая система? Во-первых, словом “подписанного”. Подписать договор это одно, а получить деньги от клиента — это совсем другой. Есть шанс получить кипу доков на подпись, оплатить кучу бонусов сейлу, а на расчетнике компании будет пусто. Не вариант.

Во-вторых, фиксированный бонус опять же не стимулирует продажника продавать. В этом случае нету вектора — какие клиенты нам нужны, какие клиенты не столь нужны, а какие клиенты вообще не наши. Здесь складывается впечатление — что компании нужны все клиенты мира, а это зачастую не так. Продажник будет получать одинаковый бонус как за мелкого клиента с разовыми работами, так и за топа рынка с хорошими чеками. Несправедливо.

В результате бонусами за мелких он может быть доволен, а за крупных у него будет складываться ощущение, что компания ему недоплачивает. А это потенциальная потеря возможно толкового сейла. По вине собственника, между прочим.

Третий вариант — процент от сделок

В целом, на этом варианте мы по итогу и остановились. Сейл получает процент от проданных сделок. Опять же, сначала был просто фиксированный процент. Позже для стимулирования продаж мы разбили его на три грейда: чем больше продал в рамках месяца, тем больший процент получит. Какой процент установить сейлам — тут каждый собственник решает сам. 1-3-5-7-10% — смотрите цифры маржинальности бизнеса. На каких отсечках менять процент — опять же смотрите по реальным продажам и по планам продаж сколько у вас в месяц продается компании.

Если у вас в компании эти моменты еще выстраиваются — вполне нормально обсуждать с сотрудниками, что цифры могут корректироваться со временем (не каждый месяц, а раз в какой-то период — к примеру, раз в полгода/год).

Какие тут могут быть подводные камни? В бонус сейлам должны идти только деньги, пришедшие вам на счет компании. Не факт подписания договора, не факт обещания клиента "вот-вот оплачу", а только то, что пришло к вам. Заодно бонусом сейл и дебиторку наращивать клиенту не даст. Хотя если компания может позволить себе отдельного сотрудника по взысканию дебиторки… "Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь” :)

Будьте готовы, что сейлы будут приходить с просьбой “клиент 31го не успел оплатить, но вот 1го числа оплата пришла — давай положим это в бонус к прошлому месяцу”. Я считаю, что такие “передоговаривания” не стимулируют продажи. Зато ведут к “надо помнить что ушло в тот месяц, а что в этот”, это создает неудобства и кто-то это все-таки должен помнить/записать/не забыть учесть при расчете бонусов.

Как и кто считает бонусы

Продажи — это то, чем зачастую в том или ином смысле занимается собственник. Потому контроль выполнения планов, целей, объемов — лично я это хочу видеть. Самый простой вариант — это когда бонусы считает бухгалтер. Но базово как это будет делаться у меня в компании — определил я.

Алгоритм очень простой: берется выписка по всем банкам, по всем счетам в этих банках, смотрятся поступления. Если у вас поступления в разных валютах — сводите все в одну валюту. У нас приходят платежи не только в беларуских рублях, но и в российских рублях, в евро и в долларах. Какие курсы приведения брать? Мы берем курсы Национального Банка Республики Беларусь (в России это Центробанк) на день поступления.

Далее в формулы зашиваются проценты бонусов сейлов. И все практически автоматом считается. Перед днем зарплат — и это составляет премию сейлов, которая идет сверх оклада.

Финалимся

Буду благодарен, если расскажете о том, как устроена мотивация у вас в компаниях! Кто не хочет паблишить, пишите в личку @ivanGr — с радостью обсужу!

В следующих статьях я расскажу о том как мы пришли к лидгену, как у нас это работает, а также о мотивации проджектов 🙂

Ну и небольшой бонус для тех кто дочитал — вот ссылка на файл расчета бонусов с примерами как это выглядит. Копируйте себе, там можно подглядеть формулы расчетов поступлений. Всем спасибо за внимание!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Stanislav Mikhaylov

Иван, добрый день!

При всем уважении очень скупо и малоинформативно написали, кмк.
Постараюсь дать корректную обратную связь.
Как сейлз с большим опытом и личной годовой выручкой в 1 млрд (50% выручки компании) позволю себе прокомментировать вашу статью

1) Описать список работ - самое простое, что может быть. Самое сложное - написать регламент, исключить пересечение/дублирование ответственности, исключить конфликты интересов, написать и соблюдать стратегию продаж и другие подводные камни.
2) Слабый продажник потому и слабый, что продать не может даже себя, если конечно вы не льете воду на собеседованиях. Я бы мог посоветовать вам составить список целевых вопросов по ключевым для вас метрикам, по ответам на которые можно понять уровень сейлза. В качестве примера: какая выручка была в компании, какая выручка была у него, какой средний чек продаж в компании и его личных, какая самая крупная сделка была в компании и у него лично. Кто из клиентов может дать рекомендации и тд в подобном духе
3) Настоятельно рекомендую не смотреть на опыт в похожей сфере, если в специфику вашего бизнеса можно погрузиться за 1-3 месяца. Вы отсеиваете огромное количество крутых специалистов. К тому же, можно получить в команду человека с очень широким кругозором и разнообразным опытом, который всегда будет в "+". В качестве примера: я инженер по образованию, начал работать в продажах в сбере, потом ушел в гос структуры, потом лизинг, потом технологический стартап, сейчас производство строй материалов. Во всех компаниях был стабильно лучшим сейлзом. Мне мой опыт помогает найти точки соприкосновения и темы для разговоров с любым уровнем клиентов на любые темы.
4) Чтобы снизить риски не найти нужного человека, подключайте HR. Чтобы команда была сочетаема не только по профессиональным критериям.
5) Про критерий прохождения испытательного срока с выполнением плна в 3 месяца согласен полностью, если планы адекватные. Срок можно уменьшить/увеличить исходя из особенностей бизнеса. План можно ставить на основе вашего личного опыта. Если вы лично можете реализовать сделок за 3 месяца на 10 млн рублей, достаточно опрометчиво ставить план сотрудникам на те же 3 месяца в 20 млн рублей.
6) С блоком мотивации, в целом, согласен. Маленькое дополнение - бонус выплачивается только в том случае, если сделка полностью закрыта - есть оригиналы всех необходимых документов (договор, допник, отгрузочные и тд), нет дебиторки. Сами выплаты тоже можно разбить на этапы, если жизненный цикл сделки большой. Например: поступил аванс - получил бонус на размер аванса, сделка закрылась - дополучил остальную часть.
7) Совсем не указали составляющие мотивации, не связанные с зарплатами и бонусами. Если не продумать этот блок в самом начале, у вас просто уведут самых крутых спецов ваши конкуренты.
8) По расчетам самое главное, чтобы система была максимально прозрачна и каждый сейлз мог сам её посчитать за 2 минуты. Кто конкретно считает перед выдачей - абсолютно не важно. В лизинговой компании, в которой я работал, бонус был виден в личном кабинете всегда.

В завершение расскажу о мотивации в нашей компании.
Есть 4 грейда для сейлзов.
Грейд влияет на размер оклада и KPI
KPI складывается на 50% из плана продаж и на 50% из личного плана развития на месяц (встречи, новые уникальные партнеры, проработка территории и тд)
Мотивация складывается из размера оклада, % выполненного KPI и % от выручки с поправочным коэффициентом на маржинальность сделки.

Спасибо за внимание

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Grinkevich
Автор

Ваш комментарий столь развернут, спасибо и за потраченное время и за советы. Чуть позже возможно задам пару вопросов, пока формулирую :)

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Mikhaylov

Иван, заинтриговали)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Grinkevich
Автор

ахаха, оф кос)

Ответить
Развернуть ветку
Lauren Simmons

деньги и еще раз деньги и повышение,чтоб получать больше денег

Ответить
Развернуть ветку
Артур

А какой способ мотивации самый рабочий?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Grinkevich
Автор

на сегодняшний день - последний, на котором мы остановились

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда