Почему маркетологи выгорают и что с этим делать
ppc.world и сервис психологической помощи «Ясно» разбираются в том, что в голове у маркетолога. Первый материал посвящен острой и всегда актуальной теме — что такое выгорание, в чем его причины и как с ним бороться.
Маркетологи выгорают чаще, чем другие специалисты из креативной индустрии — 64% из них испытывали это состояние. Увы, оно не освобождает людей от работы, хотя работать качественно в таком состоянии почти невозможно:
- у 58% маркетологов на фоне этого снижается продуктивность,
- у 56% повышается раздражительность,
- у 49% растет тревожность.
Волшебной пилюли по борьбе с выгоранием, к сожалению, не существует, но бороться с этим состоянием можно и нужно — рассказываем, как это делать.
Что такое выгорание и откуда оно берется
Выгорание может ощущаться как усталость и разочарование от работы. Но в отличие от обычной усталости, оно не проходит после хорошего отдыха — например, после выходных, проведенных с друзьями, или отпуска на море.
Чаще всего с выгоранием сталкиваются представители креативных профессий и те, кому приходится много общаться с людьми — маркетологи попадают в обе группы этих людей. Постоянная конкуренция приводит к истощению сил: требования высоки, условия меняются день ото дня, а результат быстро теряет ценность.
Серьезное выгорание, такое, из которого будет крайне сложно выбраться, не произойдет за несколько недель или месяцев. Пройдет около трех—пяти лет, прежде чем человек с головой погрузится в это состояние. Многим не удается выбраться из него, и приходится кардинально менять сферу деятельности или формат работы. Поэтому мы советуем внимательно относиться к себе и тратить силы на профилактику выгорания, если чувствуете, что работа перестает приносить удовольствие.
На какие тревожные звоночки нужно обратить внимание:
- Ощущение измотанности и раздраженности в самом начале рабочего дня или даже по пути в офис. Чувствовать усталость после усердной рабочей недели — это нормально, а вот уставать от работы, еще не приступив к ней — это тревожный симптом.
- Резкое снижение мотивации, обесценивание своих трудов. Можно поймать себя на мысли, будто вы никому не нужны на работе, не ценны для команды.
- Постоянное раздражение от коллег, клиентов или дурацких задач на протяжение долгого времени. Это симптом стресса, который со временем может перейти в хроническую форму, потом в истощение, а в итоге — в выгорание.
Усталость, негативные эмоции, а иногда и отчаяние мы испытываем не только при выгорании. Они могут быть симптомами:
- личного кризиса: из-за проблем в отношениях с близкими, недовольства своей жизнью, внезапных перемен и т. д.;
- постоянного стресса;
- депрессии — по опыту, она бывает у каждого пятого.
Чтобы точно определить причину своего состояния и начать из него выходить, советуем обратиться к психотерапевту.
Маркетологи отмечают у себя три главных причины выгорания:
Причина 1. Обесценивание работы со стороны руководства (48%)
Человеку важно получать одобрение, и в этом нет ничего предосудительного: когда нас хвалят, в организме вырабатывается дофамин — один из гормонов счастья и удовольствия. Работа — это социальная структура, которая мотивирует нас делать что-то на благо общества. В ней изначально заложена система поощрений: зарплата, мотивирующие проекты, развивающие инициативы. И если сотрудник лишается этих поощрений, это бьет по его восприятию себя как специалиста.
Ситуация, когда никому не нравится, как мы работаем, но мы продолжаем при этом верить в собственную значимость для коллектива — это утопия. Если вы понимаете, что работаете в токсичной среде, скорее всего, проблема не в вас, и лучше просто сменить компанию. Но бывает и по-другому — вам может казаться, что вашу работу обесценивают, хотя это на самом деле не так.
Иногда люди чрезмерно чувствительны к критике и обыкновенные рабочие вопросы или комментарии воспринимают как обесценивание их труда — например, правки к текстам рекламных креативов или вопросы о том, почему реальные показатели размещений не совпали с прогнозируемыми.
Скорее всего, это связано с внутренней проблемой. Так происходит, когда человек сам не чувствует ценность своей работы и ждет от себя невозможного. Хочется делать что-то грандиозное, а получается просто нормальное, и в этом разрыве кроется трагическая нереализованность. И тогда любая критика заставляет человека чувствовать себя ничтожеством.
То, как человек относится к критике от руководства, зависит от его самооценки и привычных отношений с теми, кто выше по статусу. Например, от того, как складывались отношения с родителями в детстве. Многие взрослые очень требовательны к своим детям, и ощущение, что ты всегда виноват, переносится во взрослую жизнь и заставляет постоянно искать одобрения.
Что с этим делать:
- Разберитесь со своим внутренним критиком, который обесценивает результаты, научитесь его вовремя останавливать.
- Старайтесь подкреплять свою творческую сторону, стремление узнавать новое и развиваться.
- Если замечаете, что слишком сильно страдаете от самокритики, обратитесь за помощью к психотерапевту.
Также для профилактики выгорания важна рабочая атмосфера в офисе. Бывает, что рабочий процесс устроен слишком строго (обед в определенное время, запрет на перекуры, отсутствие зон отдыха в офисе), а бывает, что всё сделано для комфорта людей. Бывает, что руководство компании сильно давит на сотрудников, а бывает, что оно очень о них печется.
Причина 2. Переработки (46%)
Переработки плохо влияют на эмоциональное состояние сотрудника, но иногда он сам может быть в них заинтересован. Например, когда человек приходит в новую компанию, он полон энтузиазма, хочет работать много и часто воспринимает переработки как собственный подвиг.
Глобально есть три типа отношения работодателя к переработкам:
- Уважительное — оплата сверхурочных часов.
- Неуважительное — когда требуют от сотрудника сделать больше, чем он может успеть за рабочее время, вынуждая тратить личное время на работу.
- Ненормальное — когда переработки считаются коллективной нормой: все перерабатывают, и ты тоже должен.
Наши границы нарушают, а мы вынуждены соглашаться. В такой ситуации мы чувствуем себя беспомощными.
Люди перерабатывают по нескольким причинам, если отбросить вариант, что руководство вынудило их это делать:
- Из-за амбициозных целей: они хотят достигнуть большего успеха, быстрее вырасти или обойти конкурента.
- Из-за личной заинтересованности задачей повышенной важности: например, ученый хочет сделать важное открытие и ночами напролет работает в лаборатории.
- Из-за стресса и тревоги: люди боятся, что выполнят задачу недостаточно хорошо, и их за это накажут, поэтому тратят на работу и перепроверку результатов больше времени и сил, чем нужно.
- Из-за прокрастинации: человек не может отдохнуть и получить удовольствие от свободного времени, потому что его одолевает чувство вины из-за того, что работа не выполнена, хотя он в этом не виноват.
Мы можем выгореть, когда работаем над чем-то, что для нас не важно или что противоречит нашим ценностям. Но точно так же мы можем выгореть и в процессе работы над тем, что интересно, если не соблюдаем баланс труда и отдыха. От этого никто не застрахован.
Причина 3. Проблемы в общении с коллегами и клиентами (19,2%)
Люди, с которыми мы общаемся на работе, не всегда доброжелательны и конструктивны. Иногда коллеги и клиенты общаются с нами не для обмена информацией, а чтобы высвободить свою обиду, тревогу, злость. А постоянно пропускать через себя чужие негативные эмоции — это стресс для любого человека.
Таких людей просто по возможности нужно избегать и не принимать их слова на свой счет.
Как решить проблемы в общении с коллегами
Общение с коллегами может вызывать напряжение по причинам, не касающимся личных проблем (таких, как в примере выше):
- плохо организована командная работа;
- не налажена коммуникация между отделами;
- постоянное соперничество.
Часто для разрешения конфликта между двумя сотрудниками требуется кто-то третий, кто объективно посмотрит на спорную ситуацию сверху и предложит решение. Это может быть HR-специалист или менеджер, который выше по статусу, чем все участники конфликта. Например, руководитель проекта может помочь решить проблему между тимлидом и его подчиненным.
Чтобы наладить отношения в коллективе, нужно понять, что объединяет его участников, какую общую цель они преследуют. Этому способствуют внерабочие активности, где коллеги проводят время вместе и получают общий позитивный опыт. Если сотрудники разных отделов сталкиваются только на негативной почве, то их взаимодействие всегда будет связано с отрицательными эмоциями.
Советуем сбалансировать конфликтную ситуацию положительным опытом — например, встречаться двумя отделами, чтобы обсуждать положительные итоги работы и достижения.
Как решить проблемы в общении с клиентами
Если вы устаете от общения с клиентами, надо разобраться, что именно вызывает больше всего негативных эмоций и каких — это может быть тревога, злость, раздражение. Каждого может провоцировать свой собственный триггер.
Что можно сделать:
- Проявить к клиенту заботу и эмпатию. Изначально клиент находится в уязвимой позиции по отношению к вам — он нуждается в вашей услуге. Его цели и ожидания могут быть не до конца ясны ему самому, а также могут не совпадать с вашими целями.
- Сфокусироваться на эмоциях клиента, а не на чувстве вины за то, что его не устраивает результат вашего труда. Проявите заинтересованность, постарайтесь понять, что именно его тревожит или злит.
При выгорании клиенты будут только раздражать — легко обвинить их в том, что они глупы и сами не знают, чего хотят. Но именно на клиентах держится бизнес.
7 способов побороть выгорание
Главный и самый действенный способ справиться с выгоранием — это предотвратить его. Помните, что избежать этого состояния проще, чем выбраться из него.
Что мы советуем:
- Постоянно ищите новые смыслы. Периодически задавайте себе вопрос: для чего я работаю? Так вы не потеряете смысл в том, что делаете каждый день.
- Налаживайте продуктивное общение с коллегами — своего рода собственную психологическую помощь: устраивайте встречи, посещайте конференции, где можно обсудить, как справляться с трудностями.
- Развивайтесь как специалист: прокачивайте свои знания, посещайте курсы, чтобы освоить новые навыки, следите за новостями отрасли и тестируйте новые инструменты.
- Займитесь личной жизнью — она должна быть полноценной. Убедитесь, что вы посвящаете достаточно времени отдыху и увлечениям — это поможет вам уберечься от чрезмерного стресса.
- Найдите в своей работе то, что важно и интересно вам как человеку. Заниматься любимым делом гораздо проще, чем работать на нелюбимой работе. Если всю рабочую неделю вы думаете только о вечере пятницы, когда можно будет забыть про рабочие дела, то вероятность выгореть очень велика.
- Разберитесь со своим внутренним критиком и научитесь заглушать в себе его голос — так вы не будете обесценивать результаты своей работы.
- Открывайте новое для себя — и в работе, и в личной жизни. Необычное хобби или работа с новыми инструментами здорово разбавляют рутину и прибавляют желание не стоять на месте.
Комментарий недоступен