{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

1,9 млн ₽ провала. Успешный запуск на VC привёл к работе в минус

Пост про Пчелошеринг (сервис по майнингу мёда) зашёл, но ульи купили не те люди, что хотели закрыть вопрос с мёдом, а те, что искали оригинальный около-айтишный подарок.

Один из наших кастомизируемых шаблонов дизайна этикеток (можно выбрать цвет и указать свой текст) • Пчелошеринг

Да, как таковой «работы в минус» не было, кроме как в расчетах юнит-экономики. Мы выявили это, скорректировали модель, а потом еще несколько раз, и сейчас все хорошо.

Но ошиблись в главном в самом начале. И все могло бы быть не хорошо. Приглашаю поучиться на моих ошибках.

Я сделал продукт таким, как я хотел. Писал о нём, как мне нравилось. Но забыл один момент: Я НЕ ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Что вообще происходит и что еще за Пчелошеринг

Пчелошеринг — онлайн-сервис, который мы сделали на основе домашней эко-пасеки. Мы не продаём мёд, а продаём функционирующие ульи на нашей пасеке, обслуживаем их и отправляем урожай, расфасованный под покупателя в банки с именными наклейками.

Весь процесс контролируется через админку улья, где есть онлайн-трансляции с камер, показаний весов (новинка этого года), лонгриды с фотоотчетами, кастомизация фасовки: от размера банок, до дизайна этикеток.

Личный кабинет владельца улья и сам улей

Ну так вот. Мы сделали MVP, опубликовали кейс на Трибуне VC и вот что было дальше.

Пост набрал 33К просмотров, которые сконвертировались в продажи на 1,88 млн ₽ и некоторое внимание от СМИ и прочие аналогичные бонусы. Как будто бы неплохо для начала.

85% наших первых продаж — это ульи в подарок

Но почти все эти люди купили ульи в подарок. На НГ, затем на 14 и 23 февраля и чуть-чуть на 8 марта.

А мы вообще-то делали сервис для сторонников ЗОЖ, фанатов мёда или правильного питания. Для семейных людей, которым нужно много гарантированно хорошего мёда с прозрачным производством.

Подарочный набор, который можно вручить во время дарения облачного улья (ложечка из можжевельника и очень вкусно пахнет)

В чём проблема с подарками

Те, кто покупают в подарок принимают решение о покупке по примерно таким критериям (пожалуйста, дополните своими вариантами):

  • Сколько стоит? Не для всех актуальный пункт, но у нас есть варианты от 6900 до 55 460 ₽;
  • Нет ли уже этой вещи у человека или не подарит ли кто-то такое же (проблема айрподсов и айфонов)? Ну, если ваш друг не пасечник, то у него 100% нет своего улья с админкой в телефоне;
  • Впечатления от подарка — подарок должны заметить и запомнить. И, в идеале, все участники праздника.
  • Насколько полезный и практичный — не всем уместно подарить огромный водяной пистолет. Улей генерит 20+ кг вкусного и полезного мёда. Этим количеством можно накормить семью (если они не фанаты мёда, а так, любители);
  • Запомнится ли такой подарок? Если подарить торт или тот же мёд, то это «съели и забыли». А тут человек будет следить за пасекой через ЛК, ждать урожай… Целое приключение на полгода минимум.
  • Что обо мне подумают? Если подарить что-то дежурное, то это едва ли лучше, чем совсем ничего.

Улей, как подарок, по всем этим критериям проходит на ура, и это здорово. Все довольны.

А проблема в том, что когда ты сам покупаешь улей — ты принимаешь осознанное решение и это юзеры с высоким удержанием (Retantion Rate), до 74%.

74% RR у тех, кто купил улей себе VS 19% RR у получивших в подарок

Это процент людей, оплативших обслуживание на следующий год на одном из тарифов (можно купить целый улей, а можно долю в улье).

А если тебе подарили улей, то будешь ли ты продлевать обслуживание — это вопрос (тогда улей остается твоим, доступ в ЛК сохраняется, ты просто не получаешь мёд в этом году).

То есть за привлечение клиента, купившего улей себе и купившего улей в подарок мы заплатили одинаково, но в первом случае LTV выше в несколько раз.

LTV выше в несколько раз у купивших улей себе, а не в подарок

Особенно это болезненно в случае с нашим младшим тарифом за 6900 — 1/8 доля в улье.

Что мы сделали не так

Сориентировались на себя в построении коммуникации, да и самого продукта. Мы говорим на айтишном языке, сыплем фразами вроде «майнинг мёда» и «облачная пасека»…

Давиде — итальянский шеф-повар, со своим мёдом

Они очень точно описывают происходящее в сервисе и саму идею, но такие ментальные модели в основном отсутствуют в головах у нашей ЦА. Людей, которые и мёд заценят, и нашу подачу тепло примут, оказалось меньше, чем мы рассчитывали.

И дело не в том понятны или нет эти слова, а в том, что для них они чужой язык. Как будто мы одеты в цвета Динамо, а они — фанаты Спартака. Они просто не распознают в этом «своё».

Наш дозревающий проект с функциональными арт-объектами от артистов РФ — тоже мимо кассы, если смотреть в разрезе продаж. Но интересно, как инфоповод.

Что мы сделаем так

Оставим историю с майнингом и около-айтишными подарками как есть. Она прекрасно. А рядом с ней построим аналогичную, но про вечные ценности, семью, покой, уют, стабильность и все такое прочее.

Для этого потребуется больше, чем создать суббренд. Иные каналы привлечения, новые воронки.

Главная проблема там — неайтишные люди сходу не понимают принцип облачности. Что где-то там есть улей и он работает для тебя. Плюс, ни у кого нет запроса на покупку улья. Но это отдельный интересный разговор!

Что все это значит

А теперь представим, что мы бы вовсе не заметили этого и стали масштабировать продажи.

Продажи в моменте бы были, но на дистанции в пару лет мы бы оказались в минусе, тратя на привлечение больше, чем зарабатывая с клиента с коротким сроком жизни.

Трансляции с пасеки: у нас стоят две камеры, одна в режиме макро (на фото ↑), другая показывает общий вид пасеки

Вывод — надо продолжать работать с удержанием (сейчас у нас рост RR на 12% в сравнении с 2022) и глубже думать о портретах клиентов.

Если вы не знаете что подарить кому бы то ни было на 23-е или любой другой праздник, то есть мы.

Мы можем отправить подарочный набор за день-два в Мск или же вовсе в течение пары часов прислать электронную копию сертификата владельца улья и доступ в личный кабинет. Его можно распечатать почти где угодно или даже просто подарить онлайн.

Люди удивительно часто покупают подарки в последний момент (например, когда уже едут на праздник — такое было раз пять).

pchelosharing.ru


🐝🐝🐝

0
282 комментария
Написать комментарий...
Barone Rosso

Так и не понял в чем провал(((.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жаров - Пчелошеринг
Автор

Мы хотели клиентов, которые купят улей для своей семьи и будут пользоваться сервисом долго и счастливо. А ввиду вышеперечисленных промашек удалось привлечь по большей части тех, кто купил улей в подарок. И в этом случае юнит-экономика не очень, а по началу и вовсе не сходилась. То есть всем зашло, но мы не заработали.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Бабкин

Основной промах тут скорее в понимании целевой аудитории, по началу купили видимо для пробы многие, как подарок единицы. Как сервис по наблюдению за пчелами сомнительно крайне...
По итогу остается мед, который как итоговый результат и пощупать можно и скушать))
Если ваш мед реально лучше чем у конкурентов, то продавайте его как готовый продукт, но дороже с теми же красивостями и оформлением.
А-ля оформим и пришлем мед в подарок твоему другу, коллеге, знакомому с твоим дизайном (как майка с своим принтом)
В том числе и бизнесу под праздники и знаменательные даты.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жаров - Пчелошеринг
Автор

Мы же видим кто и для кого покупает, так что брали именно в подарок. Те кто покупали себе почти все либо проапгрейдили тарифы, либо просто остаются с нами. Есть люди, которые по 5-8 ульев уже купили на подарки)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жаров - Пчелошеринг
Автор

Просто так продавать мёд вдвое выше рынка = быть блогером. Иначе очень дорогое привлечение, а чек мелкий. Да, есть конфигурации, при которых это возможно, но мы пока остаемся тут, плюс приглашаем другие аналогичные по подходу пасеки работать с нами в рамках сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

В каком смысле не заработали? Вы же продали ульев на полгода/год? Почему это вдруг стало убытком? Из статьи и вашего ответа не понял

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жаров - Пчелошеринг
Автор

В реальности все ок. Но в расчете юнит-экономики вышел минус, если смотреть на изначальную конфигурацию на момент запуска. Привлекая клиента, мы тратим, допустим, 5000 рублей. Для высокого тарифа это ок. Но для младшего — это минус. И там весь расчет на то, что клиент будет жить с сервисом не один год и будущими платежами покроет стоимость его привлечения. Но те, кто получали ульи в подарок в меньшей степени продлевали, чем те, что покупали себе. А привлечь в начале пути получилось по большей части именно таких. И если бы мы продолжили в том же духе и масштабировали продажи, то был бы минус не только в табличке, но и в реальности

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Т.е. у вас привлечение клиента в среднем 5000 рублей? Просто в статье я не вижу этих данных.

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Главное по общему зачету в плюс сработали.

Ответить
Развернуть ветку
Vincent F

Очень интересное увлечение - наблюдать за пчёлами! Продукт - это не мёд, и не улей! Продукт - это онлайн-сервис наблюдения за пчёлами. Осталось построить бизнес-модель, в которой сойдётся юнит экономика и тогда можно построить бизнес! Не понимаю, в чем проблема? Клиенты есть, MVP уже приносит деньги, УТП сформировано. Осталось сформировать канал продаж для масштабирования и найти ещё один целевой сегмент пользователей продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жаров - Пчелошеринг
Автор

Все так! Уже идём в этом направлении, на полпути

Ответить
Развернуть ветку
279 комментариев
Раскрывать всегда