{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как построить отдел b2b продаж в digital бизнесах

Рассказываю про поэтапный процесс построения и развития отдела B2B продаж в сфере digital бизнесов.

В этой статье опишу пять ключевых стадий, начиная от ранней вовлеченности основателя в коммерческую деятельность до достижения высокоэффективной и масштабируемой коммерческой операции, способной к быстрому росту и адаптации к изменениям рынка. Особое внимание уделяется важности правильного выбора стратегии, качественного трекинга метрик и адаптации к трендам.

Содержание

  • Общие понятия про коммерцию в b2b
  • Фреймворк развития отдела коммерции
    Стадия 1: Founder Sales
    Стадия 2: Founder - длиннорукий
    Стадия 3: Хаотичная коммерция
    Стадия 4: Коммерция на рельсах без точек кратного роста
    Стадия 5: Летим в космос
  • Метрики для трекинга
  • Тренды
  • Заключительная часть

Общие понятия про коммерцию в b2b

Нет правильного и не правильного

  • Работа в b2b - про качество, а не количество
  • Нет единого фрейма сборки коммерции: каналов + людей + офферов
  • Сверх-эффективные каналы чаще не масштабируемый, например, social-selling
  • В большей степени системный успех определяется правильным выбором целевых аккаунтов, а не превосходности ваших процессов (хотя и это тоже)
  • Любая сделка - это хаотичные 5-8 шагов в воронке и системные 1,000 деиствии внутри каждого этапа

Фреймворк развития отдела коммерции

Вовлечение основателя в коммерцию

Стадия 1:

Founder Sales

Симптомы

  1. Все коммерческие роли лежат в одном человеке
  2. Случится продажа или нет зависит только от основателя (сам находишь / сам питчишь / сам делаешь/утверждаешь КП)
  3. Переключишься на другие задачи — продаж не будет (это вывод из предыдущего)
  4. Бизнес ассоциируется лично с фаундером
  5. Экономика коммерции не считается никак (ни часы, ни конверсии, ничего...)
  6. Возможно, такая ситуация и в производстве и туда тоже оттекает фокус (отсутствует сильное руководящее звено, так как продажи не системны)
  7. Нет стратегического видения

Основания для перехода

  1. Фаундера в коммерции становится уже не достаточно
  2. Фаундер осознал, что вкладывать все свои 8 часов в продажи — не самая эффективная стратегия
  3. Фаундер осознал, что на самом деле не вкладывает все свои 8 часов в продажи и это мог бы делать человек, который вкладывает все свои 8 часов в продажи
  4. Найдена связка, которая работает

Что делать

  1. Оцифровать CJM (Путь клиента от первого касания до выведения на повторные), ICP (Профили клиентов и какую ценность мы им даем)
  2. Описать механику продажи (что и зачем говорить, что и как показывать)
  3. Понять, кто конкретно нужен на эти задачи
  4. Распределяя сверхприбыли сделать выбор в сторону замены себя в этом процессе, а не в сторону наращивания трафика на себя же
  5. Вывод человека + закрепление процессов на нем

Стадия 2:

Founder - длиннорукии

Симптомы

  1. Есть люди в коммерции: сэйлзы, маркетинг, отдельные спецы в штате
  2. Люди в коммерции выполняют определенные задачи (главное слово здесь не «выполняют» или «задачи», а «определенные»)
  3. В тот момент, когда первый раз рекламу включил или звонок сделал не сам фаундер, ему показалось, что он король мира и вышел из коммерции
  4. В момент первого вопроса «а что теперь?» фаундер понял, что мир не так прост и вообще несправедлив
  5. Случится продажа или нет еще зависит от основателя на 60%. Заболеет – бизнес умер
  6. Фаундер оунер коммерческих проектов, ставит задачи, контролирует исполнение
  7. Экономика коммерции начинает считаться (скорее всего, считается CPL, но еще не САС, может ROAS, но еще не ROMI/ROI)
  8. Меньше фокуса фаундера идет в производство
  9. Есть операционные зафиксированные процессы
  10. Есть зачатки стратегического видения

Основания для перехода

  1. Фаундера в коммерции становится уже не достаточно (это основание ничем не отличается от стадии 1, потому что коммерцию все еще держит фаундер, просто с апгрейдом)
  2. Операционная модель в коммерции успешно работает: люди занимаются своим делом, это приносит результат, но не понятно как масштабировать или не масштабируемо в целом (например, сэйлз на входящие успешно закрывает клиентов, но входящего потока на двух сэйлзов не хватит)
  3. Операционная модель в коммерции провалилась и появилось потребность в непрерывном тестировании новых подходов, недоступном на этапе Founder Sales

Что делать

  1. Понять интересы, компетенции и возможности людей
    — Если это опер эффективный – оставляем, для growth-роли берем новые кадры
    — Если это опер неэффективный – заменяем на эффективного
    — Если это growth, который как-то попал в опер – добавляем роль growth, оставляя либо часть операционной работы, либо выгружая ее в новый кадр
  2. Определить зоны ответственности команды
  3. Поменять цели и критерии эффективности

    — Фокус опер-функционала на построение процессов

    —— либо жизненно важные процессы,

    цель – факт их выполнения (например, выпускать 3 кейса в месяц),

    —— либо повторение известных действий, которые приносят результат в деньгах, где цель – выполнение плана (важно: работает, если планы посчитали)

    — Growth функционал: фокус на исследование, с целями по SMART'у, например, обойти 10 клиентов из категории фарма и получить отклики на продукт или, например, протестировать канал X, затратив денег N, и замерить эффективность канала в разрезе привлечения PreSale из фармы

  4. Совместно с growh-командой сформировать пул гипотез, выбрать те, в которые вы больше всего верите, распределить исполнение между друг другом

Стадия 3:

Хаотичная коммерция

Симптомы

  1. Фаундер заболел – бизнес точно не умер
  2. Продажи – не самоцель и не главный KPI. Главная цель – научиться создавать почву для продаж
  3. Люди в коммерции полноценно оунят свои задачи/проекты/направления
  4. Есть опер и growth задачи. Но в опер части лежит всего 2-4 процесса, а growth еще страшно выгрузить отдельно, потому что не ясен бизнес-профит
  5. Есть доверенный человек в коммерции и явная потребность в постановке руководителя
  6. Экономика коммерции начинает считаться: копится много данных, которые, дают понимание «как у нас что работает»

Основания для перехода

  1. Growth-командой уже протестировано N гипотез и есть решение, что берем в работу, а что – нет
  2. Появляется больше процессов, которые готовы для перевода в операционку
  3. Роли опер и growth уже не умещаются в одном человеке. Операционных процессов достаточно, чтобы люди занимались ими полный день
  4. Появляется потребность в стратегическом планировании и понимание, что можно заложить в эту стратегию
  5. Наблюдается тенденция: получен результат, но руки не доходят до масштабирования / успешно пройден путь, но на поток не поставлен (то, что сделано, перестает делаться регулярно, когда переходит фокус)

Что делать

  1. Разделить людей функционально. Не должно быть growth-оперов – у каждого свои функционал
  2. Решить судьбу growth-специалистов
  3. Описать новые процессы, которые после тестов признаны эффективными и/или необходимыми
  4. Описать связи между людьми и переходы процессов
  5. Подготовить все необходимые инфраструктурные артефакты (трекинг-систему, crm, таблички и т.д.)
  6. Описать критерии эффективности для операционных задач — Количественно — В деньгах — В артефактах
  7. Нанять / Вырастить руководителя, который в первую очередь должен нести ответственность за реализацию операционки
  8. Допилить процессы: убрать лишние элементы, лишнюю бюрократию (когда система пожила какое-то время)

Стадия 4:

Коммерция на рельсах без точек кратного роста

Симптомы

  1. Фаундер может позволить себе болеть сколько хочет
  2. Отдел коммерции начинает жить своеи жизнью, фаундер может уходить в стратегию
  3. Оборотка, ее рост, маржинальность, проходимость воронки, цикли сделки - основные показатели коммерции
  4. Выручка и ее не кратный рост становится прогнозируемой
  5. Вся коммерция становится понятна и контролируема: каналы, аккаунты, офферы, и тд
  6. Отсутствуют лишние элементы системы

Основания для перехода

  1. Рост выручки начинает сбавлять темпы
  2. Каналы/аккаунты/офферы начинают изживать себя
  3. Коммерция начинает останавливаться в своей эволюции, начинается полноценная операционная прокрастинация
  4. Определенные люди в отделе начинают терять эффективность, выгорать

Что делать

  1. Понять интересы, компетенции и возможности людеи
    — Если это опер эффективный – оставляем, для growth-роли берем новые кадры
    — Если это опер неэффективный – заменяем на эффективного
    — Если это growth, который как-то попал в опер – добавляем роль growth, оставляя либо часть операционной работы, либо выгружая ее в новый кадр
  2. Определить зоны ответственности команды
  3. Поменять цели и критерии эффективности
    — Фокус опер-функционала на построение процессов
    —— либо жизненно важные процессы, цель – факт их выполнения (например, выпускать 3 кейса в месяц),
    —— либо повторение известных деиствий, которые приносят результат в деньгах, где цель – выполнение плана (важно: работает, если планы посчитали)
    — Growth функционал: фокус на исследование, с целями по SMART'у, например, обойти 10 клиентов из категории фарма и получить отклики на продукт или, например, протестировать канал X, затратив денег N, и замерить эффективность канала в разрезе привлечения PreSale из фармы
  4. Совместно с growh-командой сформировать пул гипотез, выбрать те, в которые вы больше всего верите, распределить исполнение между друг другом

Стадия 5:

Летим в космос

Симптомы

Закономерность в развитии отдела

Операционная коммерция VS Growth-подход

Трекинг-метрики

3 подхода трекать коммерцию

Тренды

Что можно добавить на любом шаге

  1. Омниканальная коммуникация
  2. Анализ 1-st party data
  3. Фокус на глубину (домашнюю работу), не на суету в коммерцию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех в построении отдела B2B продаж в digital бизнесе требует не только стратегического подхода и внимания к деталям на каждом этапе развития, но и готовности к постоянному обучению, экспериментам и адаптации. На пути от основания до космоса каждый шаг в развитии коммерции имеет решающее значение для достижения устойчивого роста и конкурентоспособности на рынке.

Подписывайтесь на мой ТГ-канал

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда