Как построить отдел b2b продаж в digital бизнесах
Рассказываю про поэтапный процесс построения и развития отдела B2B продаж в сфере digital бизнесов.
В этой статье опишу пять ключевых стадий, начиная от ранней вовлеченности основателя в коммерческую деятельность до достижения высокоэффективной и масштабируемой коммерческой операции, способной к быстрому росту и адаптации к изменениям рынка. Особое внимание уделяется важности правильного выбора стратегии, качественного трекинга метрик и адаптации к трендам.
Содержание
- Общие понятия про коммерцию в b2b
- Фреймворк развития отдела коммерции
Стадия 1: Founder Sales
Стадия 2: Founder - длиннорукий
Стадия 3: Хаотичная коммерция
Стадия 4: Коммерция на рельсах без точек кратного роста
Стадия 5: Летим в космос - Метрики для трекинга
- Тренды
- Заключительная часть
Общие понятия про коммерцию в b2b
Нет правильного и не правильного
- Работа в b2b - про качество, а не количество
- Нет единого фрейма сборки коммерции: каналов + людей + офферов
- Сверх-эффективные каналы чаще не масштабируемый, например, social-selling
- В большей степени системный успех определяется правильным выбором целевых аккаунтов, а не превосходности ваших процессов (хотя и это тоже)
- Любая сделка - это хаотичные 5-8 шагов в воронке и системные 1,000 деиствии внутри каждого этапа
Фреймворк развития отдела коммерции
Вовлечение основателя в коммерцию
Стадия 1:
Founder Sales
Симптомы
- Все коммерческие роли лежат в одном человеке
- Случится продажа или нет зависит только от основателя (сам находишь / сам питчишь / сам делаешь/утверждаешь КП)
- Переключишься на другие задачи — продаж не будет (это вывод из предыдущего)
- Бизнес ассоциируется лично с фаундером
- Экономика коммерции не считается никак (ни часы, ни конверсии, ничего...)
- Возможно, такая ситуация и в производстве и туда тоже оттекает фокус (отсутствует сильное руководящее звено, так как продажи не системны)
- Нет стратегического видения
Основания для перехода
- Фаундера в коммерции становится уже не достаточно
- Фаундер осознал, что вкладывать все свои 8 часов в продажи — не самая эффективная стратегия
- Фаундер осознал, что на самом деле не вкладывает все свои 8 часов в продажи и это мог бы делать человек, который вкладывает все свои 8 часов в продажи
- Найдена связка, которая работает
Что делать
- Оцифровать CJM (Путь клиента от первого касания до выведения на повторные), ICP (Профили клиентов и какую ценность мы им даем)
- Описать механику продажи (что и зачем говорить, что и как показывать)
- Понять, кто конкретно нужен на эти задачи
- Распределяя сверхприбыли сделать выбор в сторону замены себя в этом процессе, а не в сторону наращивания трафика на себя же
- Вывод человека + закрепление процессов на нем
Стадия 2:
Founder - длиннорукии
Симптомы
- Есть люди в коммерции: сэйлзы, маркетинг, отдельные спецы в штате
- Люди в коммерции выполняют определенные задачи (главное слово здесь не «выполняют» или «задачи», а «определенные»)
- В тот момент, когда первый раз рекламу включил или звонок сделал не сам фаундер, ему показалось, что он король мира и вышел из коммерции
- В момент первого вопроса «а что теперь?» фаундер понял, что мир не так прост и вообще несправедлив
- Случится продажа или нет еще зависит от основателя на 60%. Заболеет – бизнес умер
- Фаундер оунер коммерческих проектов, ставит задачи, контролирует исполнение
- Экономика коммерции начинает считаться (скорее всего, считается CPL, но еще не САС, может ROAS, но еще не ROMI/ROI)
- Меньше фокуса фаундера идет в производство
- Есть операционные зафиксированные процессы
- Есть зачатки стратегического видения
Основания для перехода
- Фаундера в коммерции становится уже не достаточно (это основание ничем не отличается от стадии 1, потому что коммерцию все еще держит фаундер, просто с апгрейдом)
- Операционная модель в коммерции успешно работает: люди занимаются своим делом, это приносит результат, но не понятно как масштабировать или не масштабируемо в целом (например, сэйлз на входящие успешно закрывает клиентов, но входящего потока на двух сэйлзов не хватит)
- Операционная модель в коммерции провалилась и появилось потребность в непрерывном тестировании новых подходов, недоступном на этапе Founder Sales
Что делать
- Понять интересы, компетенции и возможности людей
— Если это опер эффективный – оставляем, для growth-роли берем новые кадры
— Если это опер неэффективный – заменяем на эффективного
— Если это growth, который как-то попал в опер – добавляем роль growth, оставляя либо часть операционной работы, либо выгружая ее в новый кадр - Определить зоны ответственности команды
- Поменять цели и критерии эффективности
— Фокус опер-функционала на построение процессов
—— либо жизненно важные процессы,
цель – факт их выполнения (например, выпускать 3 кейса в месяц),
—— либо повторение известных действий, которые приносят результат в деньгах, где цель – выполнение плана (важно: работает, если планы посчитали)
— Growth функционал: фокус на исследование, с целями по SMART'у, например, обойти 10 клиентов из категории фарма и получить отклики на продукт или, например, протестировать канал X, затратив денег N, и замерить эффективность канала в разрезе привлечения PreSale из фармы
- Совместно с growh-командой сформировать пул гипотез, выбрать те, в которые вы больше всего верите, распределить исполнение между друг другом
Стадия 3:
Хаотичная коммерция
Симптомы
- Фаундер заболел – бизнес точно не умер
- Продажи – не самоцель и не главный KPI. Главная цель – научиться создавать почву для продаж
- Люди в коммерции полноценно оунят свои задачи/проекты/направления
- Есть опер и growth задачи. Но в опер части лежит всего 2-4 процесса, а growth еще страшно выгрузить отдельно, потому что не ясен бизнес-профит
- Есть доверенный человек в коммерции и явная потребность в постановке руководителя
- Экономика коммерции начинает считаться: копится много данных, которые, дают понимание «как у нас что работает»
Основания для перехода
- Growth-командой уже протестировано N гипотез и есть решение, что берем в работу, а что – нет
- Появляется больше процессов, которые готовы для перевода в операционку
- Роли опер и growth уже не умещаются в одном человеке. Операционных процессов достаточно, чтобы люди занимались ими полный день
- Появляется потребность в стратегическом планировании и понимание, что можно заложить в эту стратегию
- Наблюдается тенденция: получен результат, но руки не доходят до масштабирования / успешно пройден путь, но на поток не поставлен (то, что сделано, перестает делаться регулярно, когда переходит фокус)
Что делать
- Разделить людей функционально. Не должно быть growth-оперов – у каждого свои функционал
- Решить судьбу growth-специалистов
- Описать новые процессы, которые после тестов признаны эффективными и/или необходимыми
- Описать связи между людьми и переходы процессов
- Подготовить все необходимые инфраструктурные артефакты (трекинг-систему, crm, таблички и т.д.)
- Описать критерии эффективности для операционных задач — Количественно — В деньгах — В артефактах
- Нанять / Вырастить руководителя, который в первую очередь должен нести ответственность за реализацию операционки
- Допилить процессы: убрать лишние элементы, лишнюю бюрократию (когда система пожила какое-то время)
Стадия 4:
Коммерция на рельсах без точек кратного роста
Симптомы
- Фаундер может позволить себе болеть сколько хочет
- Отдел коммерции начинает жить своеи жизнью, фаундер может уходить в стратегию
- Оборотка, ее рост, маржинальность, проходимость воронки, цикли сделки - основные показатели коммерции
- Выручка и ее не кратный рост становится прогнозируемой
- Вся коммерция становится понятна и контролируема: каналы, аккаунты, офферы, и тд
- Отсутствуют лишние элементы системы
Основания для перехода
- Рост выручки начинает сбавлять темпы
- Каналы/аккаунты/офферы начинают изживать себя
- Коммерция начинает останавливаться в своей эволюции, начинается полноценная операционная прокрастинация
- Определенные люди в отделе начинают терять эффективность, выгорать
Что делать
- Понять интересы, компетенции и возможности людеи
— Если это опер эффективный – оставляем, для growth-роли берем новые кадры
— Если это опер неэффективный – заменяем на эффективного
— Если это growth, который как-то попал в опер – добавляем роль growth, оставляя либо часть операционной работы, либо выгружая ее в новый кадр - Определить зоны ответственности команды
- Поменять цели и критерии эффективности
— Фокус опер-функционала на построение процессов
—— либо жизненно важные процессы, цель – факт их выполнения (например, выпускать 3 кейса в месяц),
—— либо повторение известных деиствий, которые приносят результат в деньгах, где цель – выполнение плана (важно: работает, если планы посчитали)
— Growth функционал: фокус на исследование, с целями по SMART'у, например, обойти 10 клиентов из категории фарма и получить отклики на продукт или, например, протестировать канал X, затратив денег N, и замерить эффективность канала в разрезе привлечения PreSale из фармы Совместно с growh-командой сформировать пул гипотез, выбрать те, в которые вы больше всего верите, распределить исполнение между друг другом
Стадия 5:
Летим в космос
Симптомы
Закономерность в развитии отдела
Операционная коммерция VS Growth-подход
Трекинг-метрики
3 подхода трекать коммерцию
Тренды
Что можно добавить на любом шаге
- Омниканальная коммуникация
- Анализ 1-st party data
- Фокус на глубину (домашнюю работу), не на суету в коммерцию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подписывайтесь на мой ТГ-канал
Хештеги: #b2b #отделпродаж #коммерция