{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Нужен ли программисту диплом вуза

В нашем коллективном бессознательном укрепилась мысль, что без высшего образования никуда. По статистике ОЭСР («Организация экономического сотрудничества и развития») за 2019 год, среди россиян в возрасте 25–34 лет высшее образование имеют 63% при среднем показателе остальных стран в 44%.

Фото: 31tv.ru

Несмотря на то что, по выражению российского экономиста и социолога Владислава Иноземцева, распространение высшего образования в стране стало «злокачественным», количество выпускников, стремящихся поступить в вузы, снижается.

В 2019 году поступать собирались меньше половины, а четверть планировала начать трудовую деятельность после окончания школы (опрос портала Superjob). Свою роль в этом играет не только уменьшение бюджетных мест в вузах — судя по всему, молодые люди видят в «корочке» всё меньше смысла.

lentachel.ru

Но даже здесь ИТ-специальности стоят особняком. Только 4% из всех выпускников получили диплом по таким специальностям в 2017 году, несмотря на то, что потребность в ИТ-специалистах в России постоянно растет и опережает рынок труда в целом.

Например, в декабре 2019 году потребность в таких кадрах увеличилась на 18% по сравнению с декабрем 2018-го (HeadHunter). А на фоне коронакризиса и массового перехода коммерческих предприятий в онлайн спрос на подобных специалистов на рынке труда превысил предложение в 10–30 раз (согласно исследованию ТПП).

Почему молодые люди не идут в вузы и зачем и кому нужен диплом в ИТ

verge.zp.ua

Немного истории. На заре появления электричества профессия электрика была не просто элитарной, специалисту в этой сфере платили любые деньги. Прошло меньше века и вот уже электриков выпускают училища и сама профессия стала базовой, обычной.

Та же ситуация происходит сейчас в ИТ — профессия программиста из элитарной превращается в типовую, а само знание перестало быть чем-то магическим — причаститься к программированию можно дома с помощью онлайн-курсов. И это влияет на рынок труда. Работодатели всё меньше смотрят на диплом, а решающими являются ваши умения.

Фото: 700deneg.ru

Без высшего образования вы легко можете стать тестировщиком, заниматься html-версткой или другими базовыми вещами, которые можно освоить за полгода-год самостоятельно или на ИТ-курсах. Вход в эти профессии занимает меньше времени, чем в разработку ПО и берут туда людей с улицы.

Научиться функциям ручного тестирования ПО возможно практически любому человеку, но он должен обладать скрупулезностью и умением получать удовольствие от рутинных задач. Такая работа вряд ли подойдет амбициозному человеку с креативным характером, но можно самообразовываться и расти дальше. В отрасли полно самоучек на всех позициях.

sseu.ru

При этом, говоря о вузе стоит помнить, что его задача — не в том, чтобы дать вам «корочку». И даже не в том, чтобы дать вам профессию. Если говорить просто, то главная цель образования — научить вас мыслить системно и дать навыки, чтобы умели искать информацию самостоятельно и сами в ней разобраться.

Надо ли говорить, что для специалиста в области информационных технологий эти навыки критически важны. Особенно если учесть, что в будущем вам в любом случае придётся заниматься самообразованием и много читать — такая уж специфика профессии, ИТ-отрасль развивается крайне быстро и ваши знания могут устареть уже через 5–10 лет.

images.yourstory.com

У расхожего мнения, что нынешнее образование устарело, есть и другие основания. На специализированных кафедрах преподают люди старшего поколения, которые не всегда в курсе последних трендов. По сути, многие из них знают о предмете только по своим лекциям, занимались преподаванием всю жизнь, а вот программированием не занимались совсем.

В общем, от реалий рынка они оторваны максимально. Оторван от них и Минобр, которым одобрены довольно старые языки программирования, так что программа обучения не успевает за отраслью. Что, впрочем, не отменяет большое количество действительно талантливых преподавателей, которые буквально лепят из своих студентов что-то стоящее.

lawinrussia.ru

При этом хороший вуз даёт студентам основы алгоритмизации, высшую математику, теорию вероятностей, математическую статистику и прочие знания, которые внезапно могут понадобиться, особенно если попадете на серьезную разработку чего-то нового и наукоемкого.

Да и архитектором или руководителем ИТ-проекта должен быть человек, который дружит с математикой и анализом. Часто беда вузов только в том, что они не объясняли вам, зачем вы выучили то, что выучили.

Например, невозможно разработать и поставить систему управления автоматическими карьерными самосвалами и экскаваторами без уверенных знаний геометрии. Да и ТЗ быстрее, проще и надёжнее написать по ГОСТу, но если вы его использовали только для оформления пары дипломов, то об этом не узнаете.

В веб-студиях и на фрилансе вам расскажут, что к черту ГОСТы, но как только вы придете в свой первый большой госпроект, то вас ожидает много удивительных открытий. Оказывается все уже придумано до вас и читалось в вузе

Правда по многочисленным рассказам самих ИТ-специалистов их руководители «вышку» имеют не всегда, а практически всегда сильны в soft skills.

А вот что говорят руководители?

Не так давно компания Southbridge опросила своих знакомых CTO, СEO и руководителей разработки. Вопрос был такой — обязательно ли высшее образование для ИТ-специалиста. С исследованием рекомендуем ознакомиться полностью на Хабре, но если вкратце, то 62% сказали, что нет.

Исследование компании Southbridge

Вот что по этому поводу сказал Сергей Полуэктов, основатель и генеральный директор MediaSoft:

«Знания, требуемые в работе, витают много где, и совершенно необязательно черпать их только из вуза. Для меня как для работодателя гораздо важнее квалификация и скорость познания нового».

Антон Немкин, руководитель IT-фонда «Цифровая долина Сочи» считает, что «корочка» не имеет никакого значения:

«Имеют значение только скиллы и навыки. Например, у нас в "Цифровой долине" несколько разработчиков без высшего образования.

При этом вуз — это прежде всего место, где учат быстро учиться. Во время учебы я бы советовал студентам не забывать про программирование и писать что-то для себя. Если по окончанию вуза вы поняли, куда хотите двигаться в ИТ, пройдите соответствующий курс. Только проследите, чтобы там готовили специалистов выше вашей текущей квалификации»

Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy считает, что в сфере разработки уже давно появилось «классовое деление»: есть крутые «программисты-ученые» и «программисты-инженеры», а также рядовые «программисты-работяги».

«Здесь уже все как на обычных производствах: высокие инженерные или исследовательские должности без высшего образования недостижимы. А начать карьеру простого разработчика (и в процессе «дорасти» до сильного спеца) можно сразу после школы или колледжа».

Вывод

image.freepik.com

Если вы рассматриваете ИТ как некое ремесло, то оно наиболее быстро осваивается при погружении в жизнь, в реальные проекты и настоящие достижения. Не стоит на это тратить пять лет.

Диплом ИТ-специальности является небольшим плюсом для работодателей, но не главным аргументом в пользу вас. Учебное заведение может дать хороший фундамент для вашего развития, но предоставить хорошее образование готовы далеко не все вузы.

Кроме того, большинство полученных знаний вам вероятнее всего не пригодятся, если вы не занимаетесь разработкой каких-то наукоёмких продуктов.

0
241 комментарий
Написать комментарий...
John Carter

Не нужен. Летайте на боингах с по, которые писали вкатальщики индусы.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Никитин

Сразу видно эксперда, не отличающего баг в программе от бага в спецификации и думающего, что алгоритмы автоматики в авиации пишут те же индусы, которые это потом кодят.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А какая разница, ошибка в алгоритме или же в его реализации, если результат ошибки для самолёта один - катастрофа?

К тому же, если "индусы-кодировщики" алгоритма окажутся с головой и с пониманием предметной области, они выявят ошибку в спецификации и не будут её кодировать, а отправят спецификацию на доработку. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Не путаю. В старые добрые времена (Фортрана) практический любой инженер умел программировать, иначе он большую часть своих задач решить просто не смог бы. Для критичных систем, где предметная область является сложной, а риск ошибки большим, имеет смысл брать для разработки тех, кто разбирается в предметной области. 

Например, у игроделов в большинстве случаев разработчики уж точно в курсе что такое линейная алгебра, матрицы, тригонометрия и тп. и никому в голову не придёт набирать в разработку игр людей без этих знаний (только если с условием обязательного изучения и приличным демпингом по ЗП). 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
В старые добрые времена (Фортрана) практический любой инженер умел программировать,

LOL практически любой инженер с компьютерами тогда никак не пересекался вообще, обходясь логлинейкой

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
практически любой инженер с компьютерами тогда никак не пересекался вообще, обходясь логлинейкой

и в  развитых странах типа США тоже? У инженера не было компьютера или доступа к нему? Вы серьёзно?

Фортан (ФОРмульный ТРАНслятор) придумали для чего и для кого?
Что такое MATLAB и откуда он взялся надо объяснять?

Вот уж действительно LOL!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

На заре компьютерных технологий машинное время действительно стоило дорого, но это не значит, что как сказал коллега выше:

инженер с компьютерами тогда никак не пересекался вообще, обходясь логлинейкой

В конце-концов, помимо больших ЭВМ существовали и программируемые калькуляторы, которые начали распространяться с 1969 года (с модели HP 9100). Они были предназначены в первую очередь для инженеров, а не для программистов. После этого поверить в то, что инженер (не из заборостроительного университета, конечно) не сможет написать программу для своей предметной области - извините, но совсем не верю))

Ответить
Развернуть ветку
238 комментариев
Раскрывать всегда