Платежи – fintech синергия с e-commerce
Мы стали свидетелями серьезных потрясений во всех сферах жизни из-за COVID-19. Платежная индустрия ничем не отличается. Пандемия ускорила наш переход от наличных денег к цифровым платежам, и тенденция к модернизации платежей не показывает никаких признаков замедления.
По прогнозам Accenture, в следующем десятилетии почти 2,7 триллиона транзакций на сумму 48 триллионов долларов США будут переведены с наличных денег на карты и цифровые платежи.
В минувшее десятилетие большинство инноваций в платежной сфере были сосредоточены на совершенствовании клиентских интерфейсов без фундаментальных изменений самих платежных инструментов. Но в последнее время наметился ряд важнейших тенденций:
1. во всем мире, включая Россию, платежная (эквайринговая) индустрия, государство и общество в целом проходят цифровую трансформацию;
2. процесс платежа в целом стал более незаметным, встраиваясь в другие услуги и сервисы;
3. растет роль экосистем. Новые игроки, крупнейшие финтех- и ИТ-компании, начали играть все более активную роль в платежной отрасли, бросая вызов банкам;
4. потребность в бесшовном взаимодействии и операционной совместимости всех участников платежного рынка усиливается;
5. риски доминирования крупнейших игроков возрастают, требуя создания условий для поддержания конкуренции в сфере эквайринга;
6. усиливается роль регулятора в сохранении бесперебойности оказания платежных услуг, создании условий, стимулирующих переход на цифровые платежи, поддержании доверия потребителей к безналичным платежам;
7. неравномерность регионального развития инфраструктуры влияет на доступность платежных услуг для потребителей;
8. развитие национальных цифровых валюты бросает вызов традиционным отраслевым моделям.
В дополнение к этому мощь современных технологических решений, таких как мобильные кошельки, бесконтактные системы, носимые устройства, искусственный интеллект, биометрия, облака и многое другое, делает платежи еще более важными для крупного бизнеса, малых и средних предприятий в повышении эффективности процессов.
Для банков традиционная модель эквайринга сегодня комодити с минимальной прибылью, поскольку с одной стороны – рынок расположен к комплексным решениям для бизнес-задач, выходящих за рамки стандартных функций обработки платежей, с другой – регулятор занимает все более активную позицию, в т.ч. в определении предельных комиссионных доходов.
Такая комбинация создает риск монополизации рынка крупными игроками, для которых эта услуга останется прибыльной за счет широкого охвата и синергии экосистемы. Небольшие и узкоспециализированные игроки будут вынуждены покинуть рынок, т.к. комиссионные доходы не покроют затраты на поддержку инфраструктуры.
Все это требует от банков диверсификации бизнеса, более точного подхода в сегментации клиентов и определении их ключевых бизнес-задач. Банки должны научиться думать не в терминах отдельных продуктов, а предлагать решения, которые устраняют ключевые болевые точки и обеспечивают более широкий клиентский опыт.
Ярким примером имплементации такой модели может служить рынок Казахстана, на котором Forte Bank и Kaspi Bank удалось построить эффективную BNPL-модель (модель POS-кредитования) с одной стороны, эквайринга и торгового финансирования – с другой, реализовав маркетплейс поверх банковской платформы. Доступ этих банков к данным по платежным операциям и оборотам клиентов обеспечивает высокое качество скорринга мерчантов (или малого и среднего бизнеса - МСБ, использующего платформу) и позволяют точно формулировать им предложение.
Международный примераналогичной синергии демонстрирует Amazon в партнерстве с Goldman Sachs. В 2020 b2b аудитория Amazon составила ~2 млн магазинов. C 2016 года Goldman Sachs стратегически развивает розничный блок, в том числе за счет создания полностью цифрового розничного банка Marcus. Во второй половине 2020 года Amazon и Goldman Sachs объявили о партнерстве с целью предоставления on-line магазинам краткосрочных кредитных линий с фиксированным процентом.
В России, несмотря на активное развитие b2b предложения со стороны крупнейших банковских игроков, платежных сервисов (таких как ЮKassa) и M&A крупнейших e-com площадок и банков, все еще остаются потенциально непокрытые ниши в области e-commerce эквайринга, on-line BNPL и кредитования СМБ. Обеспечив простую интеграцию с e-com; гибкое предложения для бизнес-клиентов, занятых в электронной коммерции; интеграцию POS-кредитования в базовое продуктовое предложение, - банки смогут найти дополнительную точку роста своего бизнеса.
Круто, но потянет ли ИТ-служба банка такую синергию?