{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Канарейку за копейку — почему молодые спецы от вас сбегают

Привет! Меня зовут Даша, и я больше 10 лет занимаюсь контентом в ИТ — журналистике, пиаре, копирайтинге и прочих танцах с текстами. Но это не похвальбы и «икспертности» ради, а так, чтобы был бэкграунд к теме и что не с улицы заскочила мнением помахать.

Недавно на VC.ru вышла статья агентства по контекстной рекламе: «Текучка стажеров такая, что опускаются руки… что случилось с людьми?», где автор размазывает по тексту выражение удивленного Пикачу.

«Я провожу жесточайший отбор стажеров, требую знания выпускников МФТИ, отслеживаю РОИ, адаптирую с экзаменами и не плачу достойную ЗП — а чойта люди сбегают и не прощаются?» — с такими формулировками многие российские работодатели вполне искренне подходят к найму молодых спецов.

И как-то после этого искреннего возмущения испортившейся натурой человека, стало резко тошно. Захотелось рубануть правду, и затеять честный разговор о том, как многие российские компании средней руки (да и рекрутеры тож) абсолютно потеряли чувство реальности и не понимают, кого, зачем и как они нанимают. И следовательно, почему от них сбегают.

Как говорится, низы не могут, верхи не хотят. Разберём типовые ситуации и «боли». Без прикрас, откровенно и жестко. Никаких ссылок на Harvard Business Review, исследования Accenture и HH.ru, ноль цифр и статистики — исключительно философски. Основано на собственном опыте собеседований в пандемию и работе по найму в разного масштаба ИТ-компаниях.

«Мы молодая, динамично развивающаяся компания которая выжмет из тебя все соки».

Понятно, что отношения работодателя и наемного сотрудника это битва Хищника с Чужим, кислоты и ядовитой крови ровно столько же льется . Но, будем честны — у компании намного больше возможностей поставить сотрудника в позу усатого членистоногого и состричь с него всю шерсть, чем наоборот.

Что российские компании с удовольствием и делают. Типичная модель поведения — найти молодых спецов с небольшим опытом работы и оттого «свежих», с «горящими глазами». Предложить им самое дно зарплатной вилки, и, по факту их неопытности и небольших запросов выжать из них до капли максимальную наработку. Орать, прессовать КПЭ и РОИ, заставлять переделывать работу по сто раз... А когда выгорит — ну тогда и выгорит, там за забором еще десять таких стоят, дипломы в руках теребят. А если не выгорит, тогда может и на ступеньку выше поднимется.

Так что вся динамика — это покатушки большинства вниз с американской горки до увольнения, и ужиный полз меньшинства наверх за «печеньками» и ДМС.

Неудивительно, что молодые спецы сегодня быстро кумекают, в чем профит компаний и просто отказываются вовлекаться в эту динамику.

Удивленные рекрутеры еще имеют наглость всплёскивать руками и вопрошать на весь рынок: «неужто не осталось порядочных стажеров/начального уровня, готовых вкалывать за наше наиценнейшее спасибо»? А, спрашивается, для кого? Для тех, кто не пустит тебя близко к опциону? Для тех, из кого придётся выбивать несчастные +5 тысяч к зарплате? Для тех, кто при приеме тебя на работу будет презрительно поджимать губы когда ты озвучиваешь свой ценник?

«Скушай еще этих тёплых корпоративных ценностей»

Второй момент — это тотальное непонимание изменившегося менталитета потенциальных молодых сотрудников. Российские компании избалованы — они основаны и держатся на костяке тех людей, которые выросли в 90е и достаточно некритично восприняли американский подход к работе и успеху. Вот это, помноженное на российские реалии и угар того времени дал совершенно ядерный коктейль из амбиций и подчас раболепского отношения к труду, которое можно выразить следующими постулатами:

  • Работа не волк, стерпится-слюбится
  • Работодатель оказывает тебе, грязному неудачнику, услугу тем, что тебя нанимает, поэтому от тебя ждут лояльности ронина и терпения ангелы.
  • Работа убер аллес, а также махт фрай. Пустите меня поработать хоть на коврик, и я готов работать здесь минимум год!

Вот люди, для которых эти установки абсолютно натуральны, и тащили российский бизнес на своём горбу для белого масы, потому что светоч зарплаты и возможного карьерного роста для такой парадигмы притягателен. Они готовы терпеть, бороться, страдать и грызть уголок двери главбуха ради реализации своих амбиций. Они готовы прыгать на тимбилдингах, добавлять иконки в дашборды и скандировать джингл любимой компании сквозь стиснутые зубы.

Это поколение, свято верящее, что трешка в Москве и хорошая иномарка, плюс любимые игрушки для себя и детей — будет. Надо только захотеть. А у кого нет, надо работать больше.

Но миллениалы/-зумеры — не готовы. Во-первых, они тупо умнее, потому что уже со школьной скамьи читали эти ваши интернеты, в том числе отзовики про работодателей и заунывные стенания наемного люда в Пикабу. Они в курсе рыночных зарплат. Они уже знают, что никаких райских кущ с печеньками не бывает, и что корпоративные ценности пишутся людьми, которые от этих ценностей удалены не меньше, чем Альфа Центавра - от нашего Солнца. Они с циничной усмешкой смотрят на все вот это «мы команда» если точно знают, что «в команде» принято подсиживать, перекла- сорри, «делегировать» обязанности на новичков и присваивать себе чужие достижения.

Во-вторых, им нужно другое:

  • Отсутствие стресса и комфорт в коллективе/рабочем процессе вместо головокружительного карьерного роста с резанием глоток
  • Возможность сторонней самореализации, а значит - перекошенного в сторону жизни баланса «работа-жизнь»
  • Осознание ценности своей работы в человеческом плане, даже если это рутина. Например, что твоя работа нравится коллегам и единомышленникам, а не только «помогает миллионам россиян бла-бла».

И когда вместо вот этого им подсовывают фальшивку в виде постоянных переработок, отсутствия уважения к личному времени, токсичному оральному увлажнению начальственных сидушек и тп, они тихо сливаются подальше от организации.

«Вы не понимаете, деньги - это другое...»

Рыночная ЗП — предмет особых страданий работодателей, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Потому что как мы помним, по законам 90-Х и началу 00-Х, зарплата должна вырываться из работодателя, как сердце — из груди жертвы ацтекских ритуалов, стахановскими подвигами и оборотами. То есть, то что тебя взяли на работу, это еще не конец — ты, милок, докажи что ты достоин оплаты своего труда. А мы подумаем.

Хотя есть другой перекос. Те компании, у которых есть деньги и воля их платить, но плохо со всем остальным, оказываются в ситуации когда зарплаты не могут удержать утекающих сотрудников. Их HR пучит глаза и разводит к руками — «дармоеды! Никто работать не хочет даже за такие деньги!»,

Смешно другое — для миллениалов и зумеров размер зарплаты не столь важен, как уже можно подумать. Им нужно вот все вышеперечисленное, и, по своему опыту, я скорее подожму свои зарплатные ожидания если пойму что в компании не самые высокие зарплаты, но зато человеческое отношение.

Так ведь и его не всегда дождёшься — по крайней мере, в честном виде. Особенно ушлые компании средней руки фишку просекли, и активно «мимикрируют» под человеколюбивые организации. И тогда происходит ровно следующее: да, тебе заглядывают в глаза и спрашивают про твою прекрасную душу. Да, кадры беседуют с тобой и осведомляются о комфорте адаптации. Корпоративные порталы пестрят «активностями», а ментор-руководитель кивает и поддакивает что ему «важно получить фидбек».

Потом, правда, за елейными речами всплывает, что в ходе адаптации поменялись условия найма, и теперь вся премиальная часть привязана к КПЭ, потому что «сейчас сложная ситуация и мы решили, что так будет лучше для будущего всего коллектива». А теперь пойди и исполни его, да так, чтобы не пострадал ничей эмоциональный интеллект.

Занавес, гром аплодисментов.

«Секта Свидетелей Силиконового Стартапа»

Ну и самая мякотка клиники, это то, что куча работодателей считают, что если они переймут «лучшие практики» карикатурных стартапов Долины, то молодые сотрудники и стажеры навсегда прирастут к своим креслам, будут сидеть пить кофеек, кушать мюсли за обе щеки и не просить никаких доп.бонусов.

Очистки совести для, надо сказать, что практики действительно перенимают. Но в лучшем российском стиле — бенефис худших людоедских experience.

Промывка мозга начинается с мантры про «крутые огненные проекты, которые мы делаем для наших крутых клиентов», и с каждым витком мотивационного спича крутости всего и вся становится все больше, а блеск в глазах — все фанатичнее. Работнику обещают «интересные задачи» и возможность «творчества» при полной неформальность процесса. Типа, если ты молодой и горячий, то вперед.

Ну, по факту, реально интересных задач реально же бывает не так много. Крутые огненные проекты — опять же, in the eye of the beholder. Творчество и неформальность — тоже такое себе. Но главное ведь — самореализация, баланс работа-жизнь, все вокруг такие молодые и подвижные, и ты тоже будешь!

А зарабатывать денежку нужно все же, и что мы имеем в сухом остатке?

Истерику. Нескончаемую, беспощадную истерику. Человек приходит на «интересные задачи» по, скажем, СММ, а по факту делает 10 задач всего отдела, от эвент-менеджмента до подбирания соплей чаду коммерческого директора. Хотел творчество и неформальности? Получай полный разброд в делегировании и ответственности, но козлом отпущения будет, понятно новичок. И все это под залпы назойливой корп-культуры, написанных левой ногой катающегося на самокате генерального адских КПЭ, списанных под копирку ценностей, которые не имеют ничего общего к области деятельности компании, аппеляции к амбициям (мы из тебя сделаем, мы из тебя вырастим, огогого, бааааальшой человек будешь) и надувания щёк экспертизой. Вынести это из недавних выпускников вузов может мало кто.

Счастливого работника псевдо-стартапа ждет шпыняние и утопление под грузом всей накопленной горе-компанией работой под ободрительный вой «ты герой, наш незаменимый человек-оркестор! Мы любим тебя, вот тебе бесплатный сертификат на обучение у нашего же инфоцыгана-бизнесангела!».

И тренинги, тренинги… Выдающиеся компании еще и экзамены проводят, чтобы вчерашний студент булки не расслаблял.

Сотрудник, понятное дело, валит.

Почему же?

Потому что молодой сотрудник, выходящий на рынок сегодня, живет совсем не этим. В конвейере он не может заниматься развитием своего ТикТока и продавать авторские ковры в Инстаграм. Он не может самореализоваться и не может заработать денег, которые он легко может заработать собственным микробизнесом. Может и небольших денег, но с его нынешним стилем жизни вполне достаточным, в эпоху минимализма и «осознанного потребления». И вместо средней компании он скорее наймётся в крупную корпорацию с понятными и отлаженными процессами.

Выводы

  • Хотите нанимать молодых и неопытных? Либо меняйте «нулевую» ментальность компании, либо ищите состоявшихся работников, которые готовы вскрыть себе мозги для насилия за стабильную зарплату
  • Не можете платить в рынке - берите человеческими условиями и отсутствием насилия на работе
  • Забудьте про то, что ценности компании станут ценностями сотрудников, если вам пришлось сильно напрягать мозг, чтобы понять, что же это за ценности
  • Сотрудник в найме — не собственность и не ваш личный самурай
  • Плюшки и печеньки не стоят ничего и не удержат сотрудников, если коллектив и корп-культура гнилые. А понять это можно по текучке.
  • Канарейка рано или поздно сдохнет.

У меня все, картинки мои)

0
881 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Daria Lutsau
Автор

Ну так статья и не от лица директора)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Galler

Ну а почему наемного рабочего должно волновать как там у директора дела? 
Я наёмный рабочий, мне плевать, что ваша компания цель вашей жизни. Или типа того. 
У меня свои интересы и я двигаюсь к ним. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Тогда и компании плевать на ваши интересы, у неё есть цели и к ним она идёт, сколько Васей выжнем по пути ее не колышет. Собственно, так оно и работает в большинстве случаев, условным Васям плевать на компанию, компании плевать на Васей, по итогу на вс приростают плачи Ярославн с обеих сторон. 

Ответить
Развернуть ветку
Lev Tolstoy

Так а почему это плохо? Компания «должна» плевать на мои интересы. Все плюшки, которые придуманы как-бы для сотрудников компании делают для себя, чтобы этих самых сотрудников удержать. Я был бы очень рад если все больше компаний плевали на мои интересы и не пытались меня развлекать всяким корпоративным шлаком. День рождения компании? Гоу тусить!

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Да со всех сторон это плохо, для компании - отсутствие лояльности и инициативы от сотрудников, да и голова занята скорее «составлением резюме», чем решением текущих задач, те выбор чаще будет падать в сторону «модно-стильно-молодёжно», а как уж это повлияет на продукт - плевать. Для сотрудников - соковыжималка со стороны компании, поскольку в долгосрок кадр свалит и проблемы с его здоровьем и эмоциональной стабильностью будет решать кто-то другой. Или программы «лояльности» выкрученные в сторону максимально больного, с финансовой стороны, ухода и соотвественно та же выжималака, только с «парашютом»(который, скорее всего не окупит последствия соковыжималки) и в более долгий срок. В общем так себе механизм, но уже отработанный и понятный в реализации. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ковалёв

Поэтому, коллега, и существует очень интересное явление, "менеджмент" называется. Своеобразная прослойка здравомыслия между незащищенным сотрудником и неугомонным директором, метающего громом и молниями. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Эм, менеджер это такая же запчасть всего вот этого вот механизма. И существует это прослойка не "поэтому", а потому, что более 3-5 человек не могут работать синхронно без синхронизации и управления, а не для того, чтобы "вносить" здравомыслие. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ковалёв

Самому не противно, когда вас даже за человека не принимают? Как вы о себе пишете: 

такая же запчасть всего вот этого вот механизма. 
Ответить
Развернуть ветку
Павел

Перечитайте весь тред - может лирика отпустит, если нет - положите под подушку инструкцию к русскому языку, это та книга, где есть определение понятию «аналогия», может диффузией зайдёт. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Galler

Я ничего против не имею и не хочу, чтобы компанию волновали мои дела. 
Свой интерес - ради бога. 
Только учтите, что специалист ойтишник уйдёт туда, где платят больше, печеньки на кухне и целуют в голову. 
Так сейчас работает рыночек труда, никуда не деться. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Ды да, уйдёт, поэтому 13ая зарплата будет копиться каждый месяц, компания поможет с ипотекой и курсами, с условием отработать n-месяцев, оплатит тренажёрный зал, врача и садик, но потом все это вернёт в виде перманентного дедлайна и уволит если кадр подгорит. 1:1 хуйли. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Galler

Звучит ок, как по мне, 1:1
Хотя бы честно.
Не надо втюхивать лояльность не понятно к кому, не понятно зачем.
"Наши ценности", "Наша миссия", "Наша команда" - не стоят ничего.

Я не говорю про прикольные маленькие компании, где директор ценит своих,  сотрудников по-человечески к ним относится и ждет того же. Вроде понятно, что это исключение.

А так все честно - Директор хочет, чтобы ты делал много и за бесплатно. Наемный рабочий хочет ни черта не делать и зарабатывать все деньги. Вот и пытаемся договориться.

Для нового поколения работа - средство, а не цель. И относятся они к ней как к средству. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Ну такое, честно - это да, но не уверен, что комфортно обеим сторонам. Бонусом кадры портит и пережигает подобный подход. 

Ответить
Развернуть ветку
Norfin

А что вы предлагаете в качестве альтернативы? Корпоративные кричалки за еду? Заучивание миссии компании? Работу за идею, зато директор похвалил? Рабочие отношения - это взаимовыгодное сотрудничество на коммерческой основе. Вы называете объем и типа работ, называете цену, а работник соглашается на это или нет. С чего ему вникать в проблемы выгодоприобретателя в лице владельца/директора, если с ним делят только проблемы, ответственность и риски, но не прибыль? И это не попытка задеть или агрессия, я правда не понимаю, как это уживается в директорских головах.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Что уживается? Прочитайте, пожалуйста, весь тренд для понимания, мне, честно, надоело это перепечатывать. Я не говорю что платить не надо, я описал, возможные варианты действия компании в условиях текущего рынка. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Я был директором. Еслиб умел так писать то написал бы. Очень радуюсь тому что молодое поколение гораздо адекватнее нас, ибо над каждым директором тоже хватает толп кровососов, не менее отмороженных.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Зачем вопрос, ответ, на который вы знаете?

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Не дай бог она будет директором. Да кто возьмет. Разве что может стать сео своей минипекарни, которая закроется через полгода. А деньги для открытия возьмет у мамы с папой. И не вернет никогда.

Ответить
Развернуть ветку
878 комментариев
Раскрывать всегда