{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Канарейку за копейку — почему молодые спецы от вас сбегают

Привет! Меня зовут Даша, и я больше 10 лет занимаюсь контентом в ИТ — журналистике, пиаре, копирайтинге и прочих танцах с текстами. Но это не похвальбы и «икспертности» ради, а так, чтобы был бэкграунд к теме и что не с улицы заскочила мнением помахать.

Недавно на VC.ru вышла статья агентства по контекстной рекламе: «Текучка стажеров такая, что опускаются руки… что случилось с людьми?», где автор размазывает по тексту выражение удивленного Пикачу.

«Я провожу жесточайший отбор стажеров, требую знания выпускников МФТИ, отслеживаю РОИ, адаптирую с экзаменами и не плачу достойную ЗП — а чойта люди сбегают и не прощаются?» — с такими формулировками многие российские работодатели вполне искренне подходят к найму молодых спецов.

И как-то после этого искреннего возмущения испортившейся натурой человека, стало резко тошно. Захотелось рубануть правду, и затеять честный разговор о том, как многие российские компании средней руки (да и рекрутеры тож) абсолютно потеряли чувство реальности и не понимают, кого, зачем и как они нанимают. И следовательно, почему от них сбегают.

Как говорится, низы не могут, верхи не хотят. Разберём типовые ситуации и «боли». Без прикрас, откровенно и жестко. Никаких ссылок на Harvard Business Review, исследования Accenture и HH.ru, ноль цифр и статистики — исключительно философски. Основано на собственном опыте собеседований в пандемию и работе по найму в разного масштаба ИТ-компаниях.

«Мы молодая, динамично развивающаяся компания которая выжмет из тебя все соки».

Понятно, что отношения работодателя и наемного сотрудника это битва Хищника с Чужим, кислоты и ядовитой крови ровно столько же льется . Но, будем честны — у компании намного больше возможностей поставить сотрудника в позу усатого членистоногого и состричь с него всю шерсть, чем наоборот.

Что российские компании с удовольствием и делают. Типичная модель поведения — найти молодых спецов с небольшим опытом работы и оттого «свежих», с «горящими глазами». Предложить им самое дно зарплатной вилки, и, по факту их неопытности и небольших запросов выжать из них до капли максимальную наработку. Орать, прессовать КПЭ и РОИ, заставлять переделывать работу по сто раз... А когда выгорит — ну тогда и выгорит, там за забором еще десять таких стоят, дипломы в руках теребят. А если не выгорит, тогда может и на ступеньку выше поднимется.

Так что вся динамика — это покатушки большинства вниз с американской горки до увольнения, и ужиный полз меньшинства наверх за «печеньками» и ДМС.

Неудивительно, что молодые спецы сегодня быстро кумекают, в чем профит компаний и просто отказываются вовлекаться в эту динамику.

Удивленные рекрутеры еще имеют наглость всплёскивать руками и вопрошать на весь рынок: «неужто не осталось порядочных стажеров/начального уровня, готовых вкалывать за наше наиценнейшее спасибо»? А, спрашивается, для кого? Для тех, кто не пустит тебя близко к опциону? Для тех, из кого придётся выбивать несчастные +5 тысяч к зарплате? Для тех, кто при приеме тебя на работу будет презрительно поджимать губы когда ты озвучиваешь свой ценник?

«Скушай еще этих тёплых корпоративных ценностей»

Второй момент — это тотальное непонимание изменившегося менталитета потенциальных молодых сотрудников. Российские компании избалованы — они основаны и держатся на костяке тех людей, которые выросли в 90е и достаточно некритично восприняли американский подход к работе и успеху. Вот это, помноженное на российские реалии и угар того времени дал совершенно ядерный коктейль из амбиций и подчас раболепского отношения к труду, которое можно выразить следующими постулатами:

  • Работа не волк, стерпится-слюбится
  • Работодатель оказывает тебе, грязному неудачнику, услугу тем, что тебя нанимает, поэтому от тебя ждут лояльности ронина и терпения ангелы.
  • Работа убер аллес, а также махт фрай. Пустите меня поработать хоть на коврик, и я готов работать здесь минимум год!

Вот люди, для которых эти установки абсолютно натуральны, и тащили российский бизнес на своём горбу для белого масы, потому что светоч зарплаты и возможного карьерного роста для такой парадигмы притягателен. Они готовы терпеть, бороться, страдать и грызть уголок двери главбуха ради реализации своих амбиций. Они готовы прыгать на тимбилдингах, добавлять иконки в дашборды и скандировать джингл любимой компании сквозь стиснутые зубы.

Это поколение, свято верящее, что трешка в Москве и хорошая иномарка, плюс любимые игрушки для себя и детей — будет. Надо только захотеть. А у кого нет, надо работать больше.

Но миллениалы/-зумеры — не готовы. Во-первых, они тупо умнее, потому что уже со школьной скамьи читали эти ваши интернеты, в том числе отзовики про работодателей и заунывные стенания наемного люда в Пикабу. Они в курсе рыночных зарплат. Они уже знают, что никаких райских кущ с печеньками не бывает, и что корпоративные ценности пишутся людьми, которые от этих ценностей удалены не меньше, чем Альфа Центавра - от нашего Солнца. Они с циничной усмешкой смотрят на все вот это «мы команда» если точно знают, что «в команде» принято подсиживать, перекла- сорри, «делегировать» обязанности на новичков и присваивать себе чужие достижения.

Во-вторых, им нужно другое:

  • Отсутствие стресса и комфорт в коллективе/рабочем процессе вместо головокружительного карьерного роста с резанием глоток
  • Возможность сторонней самореализации, а значит - перекошенного в сторону жизни баланса «работа-жизнь»
  • Осознание ценности своей работы в человеческом плане, даже если это рутина. Например, что твоя работа нравится коллегам и единомышленникам, а не только «помогает миллионам россиян бла-бла».

И когда вместо вот этого им подсовывают фальшивку в виде постоянных переработок, отсутствия уважения к личному времени, токсичному оральному увлажнению начальственных сидушек и тп, они тихо сливаются подальше от организации.

«Вы не понимаете, деньги - это другое...»

Рыночная ЗП — предмет особых страданий работодателей, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Потому что как мы помним, по законам 90-Х и началу 00-Х, зарплата должна вырываться из работодателя, как сердце — из груди жертвы ацтекских ритуалов, стахановскими подвигами и оборотами. То есть, то что тебя взяли на работу, это еще не конец — ты, милок, докажи что ты достоин оплаты своего труда. А мы подумаем.

Хотя есть другой перекос. Те компании, у которых есть деньги и воля их платить, но плохо со всем остальным, оказываются в ситуации когда зарплаты не могут удержать утекающих сотрудников. Их HR пучит глаза и разводит к руками — «дармоеды! Никто работать не хочет даже за такие деньги!»,

Смешно другое — для миллениалов и зумеров размер зарплаты не столь важен, как уже можно подумать. Им нужно вот все вышеперечисленное, и, по своему опыту, я скорее подожму свои зарплатные ожидания если пойму что в компании не самые высокие зарплаты, но зато человеческое отношение.

Так ведь и его не всегда дождёшься — по крайней мере, в честном виде. Особенно ушлые компании средней руки фишку просекли, и активно «мимикрируют» под человеколюбивые организации. И тогда происходит ровно следующее: да, тебе заглядывают в глаза и спрашивают про твою прекрасную душу. Да, кадры беседуют с тобой и осведомляются о комфорте адаптации. Корпоративные порталы пестрят «активностями», а ментор-руководитель кивает и поддакивает что ему «важно получить фидбек».

Потом, правда, за елейными речами всплывает, что в ходе адаптации поменялись условия найма, и теперь вся премиальная часть привязана к КПЭ, потому что «сейчас сложная ситуация и мы решили, что так будет лучше для будущего всего коллектива». А теперь пойди и исполни его, да так, чтобы не пострадал ничей эмоциональный интеллект.

Занавес, гром аплодисментов.

«Секта Свидетелей Силиконового Стартапа»

Ну и самая мякотка клиники, это то, что куча работодателей считают, что если они переймут «лучшие практики» карикатурных стартапов Долины, то молодые сотрудники и стажеры навсегда прирастут к своим креслам, будут сидеть пить кофеек, кушать мюсли за обе щеки и не просить никаких доп.бонусов.

Очистки совести для, надо сказать, что практики действительно перенимают. Но в лучшем российском стиле — бенефис худших людоедских experience.

Промывка мозга начинается с мантры про «крутые огненные проекты, которые мы делаем для наших крутых клиентов», и с каждым витком мотивационного спича крутости всего и вся становится все больше, а блеск в глазах — все фанатичнее. Работнику обещают «интересные задачи» и возможность «творчества» при полной неформальность процесса. Типа, если ты молодой и горячий, то вперед.

Ну, по факту, реально интересных задач реально же бывает не так много. Крутые огненные проекты — опять же, in the eye of the beholder. Творчество и неформальность — тоже такое себе. Но главное ведь — самореализация, баланс работа-жизнь, все вокруг такие молодые и подвижные, и ты тоже будешь!

А зарабатывать денежку нужно все же, и что мы имеем в сухом остатке?

Истерику. Нескончаемую, беспощадную истерику. Человек приходит на «интересные задачи» по, скажем, СММ, а по факту делает 10 задач всего отдела, от эвент-менеджмента до подбирания соплей чаду коммерческого директора. Хотел творчество и неформальности? Получай полный разброд в делегировании и ответственности, но козлом отпущения будет, понятно новичок. И все это под залпы назойливой корп-культуры, написанных левой ногой катающегося на самокате генерального адских КПЭ, списанных под копирку ценностей, которые не имеют ничего общего к области деятельности компании, аппеляции к амбициям (мы из тебя сделаем, мы из тебя вырастим, огогого, бааааальшой человек будешь) и надувания щёк экспертизой. Вынести это из недавних выпускников вузов может мало кто.

Счастливого работника псевдо-стартапа ждет шпыняние и утопление под грузом всей накопленной горе-компанией работой под ободрительный вой «ты герой, наш незаменимый человек-оркестор! Мы любим тебя, вот тебе бесплатный сертификат на обучение у нашего же инфоцыгана-бизнесангела!».

И тренинги, тренинги… Выдающиеся компании еще и экзамены проводят, чтобы вчерашний студент булки не расслаблял.

Сотрудник, понятное дело, валит.

Почему же?

Потому что молодой сотрудник, выходящий на рынок сегодня, живет совсем не этим. В конвейере он не может заниматься развитием своего ТикТока и продавать авторские ковры в Инстаграм. Он не может самореализоваться и не может заработать денег, которые он легко может заработать собственным микробизнесом. Может и небольших денег, но с его нынешним стилем жизни вполне достаточным, в эпоху минимализма и «осознанного потребления». И вместо средней компании он скорее наймётся в крупную корпорацию с понятными и отлаженными процессами.

Выводы

  • Хотите нанимать молодых и неопытных? Либо меняйте «нулевую» ментальность компании, либо ищите состоявшихся работников, которые готовы вскрыть себе мозги для насилия за стабильную зарплату
  • Не можете платить в рынке - берите человеческими условиями и отсутствием насилия на работе
  • Забудьте про то, что ценности компании станут ценностями сотрудников, если вам пришлось сильно напрягать мозг, чтобы понять, что же это за ценности
  • Сотрудник в найме — не собственность и не ваш личный самурай
  • Плюшки и печеньки не стоят ничего и не удержат сотрудников, если коллектив и корп-культура гнилые. А понять это можно по текучке.
  • Канарейка рано или поздно сдохнет.

У меня все, картинки мои)

0
881 комментарий
Написать комментарий...
Владимир Янышев

Я сейчас встал и аплодирую автору. Читал предыдущую статью. У меня она вызвала те же чувства. Как вот только донести это до умов сегодняшних горе менеджеров? А никак. Они не услышат ни хре на 

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Ну тут еще бы до текущих работников как то донести, что у палки 2 конца и их действия так же приводят к определенным реакциям в ответ.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Янышев

"Рыба гниёт с головы". Если у вас в компании не только требуют, но и уважают сотрудника, навряд ли вам придётся ему объяснять о двух концах палки

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Вот про это я и говорю, большинство проблему видят только в других, не в себе. 

 но и уважают сотрудника,

Что это в вашем понимании? Всегда здороваются, не повышают голос и вовремя платят зп? А уважение со стороны сотрудника к компании должно быть и в чем может выражаться? 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Янышев

И никаких "корпоративных духов" 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Янышев

Минимально для сотрудника - переработка должна оплачиваться компанией 100%. Причём не в размере выдуманной из головы суммы, а реальной, установленной по трудовому договору. Сотрудник может отказаться от  переработки, если его не устраивает обещанная оплата, либо время, которое он затратит на это, без последствий, давления и прочих неудобств. Выходные - закон. Обязанности должны совпадать с подписанным им трудовым договором. А если у руководства вдруг появилось желание подзагрузить сотрудника ещё, то оно должно согласовать с ним эту загрузку с повышением уровня зп до приемлимого. И т. д. Конечно, в таком случае, и сотрудник берет на себя ответственность за сделанное/не сделанное им. Должен быть баланс, который сейчас почти ни в какой компании не соблюдается. Можно долго разглагольствовать по этому поводу, но суть будет та же. Я вам - хорошо сделанную работу, вы мне - нормальную оплату за неё

Ответить
Развернуть ветку
Павел
 Конечно, в таком случае, и сотрудник берет на себя ответственность за сделанное/не сделанное им.

Какую ответственность?)

 Я вам - хорошо сделанную работу, вы мне - нормальную оплату за неё

Вот тут вот ключевая проблема, платить стало невыгодно, поскольку сотрудник может свалить в середине проекта и сорвать сроки да и вообще, часто не видит смысла работать. Поэтому выгоднее либо делать всех легко заменимыми, что приводит к дополнительным расходам, но позволяет перебирать кадров без особых проблем, соотвественно окупается это за счет повышения нагрузки, тк уход или перегорание уже не страшно. Либо введением программ "лояльности" в виде бонусов, премий по окончанию проекта, годовых, льготных ипотек, аренд, спортзалов и прочего, что так же позволяет в рамках фрейма позволяет повышать нагрузку, чем, частично все это вот окупается ну и уровнем зп конечно. 
Вот поэтому я и говорю, что у палки 2 конца, но вы, видимо, видите только один, поскольку не пробовали себя на другой стороне. 

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Grudnev

"Либо введением программ "лояльности" в виде бонусов, премий по окончанию проекта"

А почему не во время проекта, сдали спринт вовремя, без багов, даешь небольшую премию. И так каждый успешный спринт. Позитивное подкрепление успешного поведения. А если премию только в конце проекта выдавать, то премия должна быть равна нескольким месячным ЗП.

И что лучше, каждый успешный спринт небольшая премия, или большая премия в конце проекта. Я склоняюсь к первому.

Ответить
Развернуть ветку
Павел
 А почему не во время проекта, сдали спринт вовремя, без багов, даешь небольшую премию. И так каждый успешный спринт. Позитивное подкрепление успешного поведения. А если премию только в конце проекта выдавать, то премия должна быть равна нескольким месячным ЗП.

Чтобы не ушел после очередного спринта. 

 , то премия должна быть равна нескольким месячным ЗП.

От сроков зависит, конечно, она должна быть ощутима для удержания и для мотивации. 

 И что лучше, каждый успешный спринт небольшая премия, или большая премия в конце проекта. Я склоняюсь к первому.

Конечно, вам, как сотруднику, это приятнее, но с точки зрения компании, если она пытается вас удержать премией, риск потери существенной суммы является более сильным сдерживающим фактором. 

Вообще хитростей 2 миллиона и они не такие очевидные, но цель в общем то одна - максимально привязать сотрудника. 

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Grudnev

"Чтобы не ушел после очередного спринта."
И где здесь логика ?
Вот уйдет такой человек после спринта, да еще сотрудникам скажет, что никакой премии по окончанию не будет, что это лишь морковка перед носом. Как думаете, какой настрой будет у работников после такого вброса ? Червячок сомнений будет гложить каждого. Вброс такого червячка, и производительность команды может пострадать.

А можно взять и поделить премию на две части, например 60/40.
60% премии разбивается по спринтам и выплачивается каждый удачный спринт, таким образом даже если человек и уйдет, то сделать вброс сомнений ему будет сложнее, т.к. сотрудники получают премию каждый спринт, то устойчивость команды повышается.

Мне как сотруднику, это приятнее, но и начальству выгоднее, если оно просчитывает хотя бы на несколько шагов вперед. И риск потери существенной суммы, это только, если не считать. Выплачивая, малую долю премии каждый спринт, компания наоборот уменьшает риски потери большой суммы по двум пунктам:
1. Потеряна будет только часть премии из тех 60%, которые были предназначены для спринтовых премий.
2. Устойчивость команды к вбросам про отсутствие премии в конце проекта.

Что если уходит сильный или авторитетный сотрудник, который вбросил слух, что никаких премий не будет по окончанию и сотрудники начали увольняться, хуже работать, ходить по собеседованиям и.т.п. и как вполне вероятный итог, провал проекта. Стоило ли оно того, чтобы обещать коммунизм по окончанию проекта, вместо маленькой доли коммунизма каждый спринт ?
А всевозможные манипулятивные хитрости компании с обещанием светлого будущего по окончанию проекта , могут повлечь серьезные финансовые последствия вбросом слухов про то, что никаких премий не будет. И стоит ли оно того ?

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Логики может и не много, но так это работает. Вообще премия это бонус не обязательный и каждые 2-3 недели выписывать премию - как то странно. Ну и если пошли слухи - то это уже индикатор лютого проеба, тут премия не спасёт) 

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Grudnev

Ну так, слух пустить - бесплатно, для всего остального есть MasterCard

Ответить
Развернуть ветку
878 комментариев
Раскрывать всегда