Мобильное приложение Даблби: от исследования до запуска и поддержки
В конце лета 2019 мы встретились с новыми собственниками Даблби и обсудили необходимость усилить присутствие компании в онлайне. Требовалось мобильное приложение, в котором гости смогут заказывать напитки и еду, а потом забирать их в кофейне без очереди.
Любопытный нюанс
У Даблби уже было iOS-приложение, которое несколько лет не обновлялось. Мы даже сделали тестовый заказ, но когда пришли за ним в кофейню, бариста не смог его оформить. Он вообще впервые столкнулся с заказом через приложение.
Это интерфейс нового приложения:
А это — старого:
Пользовательское исследование
В работе мы опираемся на собственный опыт проектирования, отраслевую экспертизу заказчика и практики конкурентов. Но самое важное в понимании продукта — мнение пользователей, клиентов бизнеса. Поэтому в самом начале работы мы всегда предлагаем провести пользовательское исследование и составить Customer Journey Map (CJM).
Глубинные интервью и визуализированный CJM позволяют понять, что нужно реальным клиентам бизнеса, как они пользуются продуктом, с какими проблемами сталкиваются и что следует улучшить. В процессе команда студии приобретает экспертные знания отрасли и может обсуждать стратегические вопросы наравне с заказчиком.
MVP
Мы проанализировали опыт взаимодействия пользователей с бизнесом на каждом этапе, изучили рынок конкурентов и собрали список функций для нового приложения. А чтобы решить, какие из них попадут в MVP (Minimum Viable Prоduct), составили опросник по модели Кано и попросили реальных пользователей его заполнить. В число самых нужных функций попали Apple Pay/Google Pay, возможность отслеживать статус заказа и писать сообщения бариста, список избранных кофеен, программа лояльности, информация об акциях и описание напитков.
Разработка интерфейса
С готовым списком функций и инсайтами от пользователей разрабатывать интерфейс легко. Поскольку кофе обычно заказывают на ходу, мы спроектировали заказ всего в три шага: выбрать напиток из каталога → добавить в корзину → оплатить.
Фотографии
Мы придумали, какими должны быть фото напитков и сами организовали съемку.
Техническая инфраструктура
Клиентское приложение мы сделали на платформе React Native. Она позволяет использовать одинаковый код для приложений iOS и Android с минимальными отличиями. Так мы сократили Time To Market, ресурсы разработки и поддержки и общую стоимость проекта.
Бэкенд реализовали на GraphQL. Вносим мелкие исправления незаметно для пользователя, а мучительную проверку App Store проходим только для объемных обновлений фронтэнда.
Для админки и приложений для внутреннего пользования, где объем операций гораздо больше, выбрали REST API. Теперь можно не волноваться за обратную совместимость и выпускать обновления в любой момент.
Админку сделали на Next.js. Мы взяли только компоненты, нужные для управления торговлей именно Даблби. Такую систему легко поддерживать и можно оперативно расширять функционал по мере запросов бизнеса. А еще она красивая!
Новые вводные: карантин
Релиз приложения мы панировали на 1 апреля 2020 года. Но в конце марта в стране ввели карантин и все кафе закрылись. Функция доставки кофе не была в приоритете, но в новых условиях стала совершенно необходима. И мы ее сделали! Зону доставки ограничили 800 метрами от кофейни, чтобы один бариста мог доставить заказ, пока второй остается за стойкой.
Некоторые кофейни продолжили работать навынос — для них функция бесконтактного заказа оказалась весьма кстати. Предзаказ через приложение позволил клиентам Даблби не отказываться от любимых напитков даже в пандемию.
Приложение бариста
Чтобы облегчить работу бариста, мы разработали для них специальное iPad-приложение. Громкий звуковой сигнал не дает пропустить онлайн-заказ, а простой интерфейс позволяет быстро и бесконтактно обрабатывать заказы навынос.
Подключение франчайзи
Мы организовали простое и быстрое подключение франчайзи в админке. Чтобы добавить новую кофейню, нужно только загрузить фото, указать координаты и режим работы на доставку. После чего точка появится в приложении и будет видна клиентам. Весь процесс занимает 3-4 минуты.
Новый канал продаж
Чтобы увеличить продажи в период пандемии, мы предложили Даблби запустить интернет-магазин с доставкой кофе, чая и аксессуаров прямо внутри приложения. Чтобы ускорить разработку и сэкономить время, мы завели интернет-магазин как еще одну кофейню с отдельным ассортиментом и установили зону доставки по всей Москве.
Спустя три месяца
С момента запуска приложения в апреле 2020 года:
- подключилось более 30 кофеен
- в которых делается до 100 заказов в день
- у 99,9% пользователей приложение работает стабильно
- разработали программу лояльности и тестируем ее
- научили внутреннюю команду обновлять контент и передали подробный гид по фотосъемке
- средняя оценка приложения в сторе – 4,2.
Молодцы! Даже то, что меня назвали Сергеем на 3 скриншоте, картину не портит:) Вот так бывает: сделаешь несколько открытых примеров CJM, а тебя потом вместо стоковых фото в качестве персоны в CJM ставят :)
Станислав, у вас фото красивое ) Спасибо за примеры шаблонов, Это один из самых ярких примеров) А я, в свою очередь, могу показать, как я его доработала)
Спасибо) Welcome, рад, что оказались полезными) Да, с радостью ознакомился бы) https://m.me/stan.khrustalev
Приложение классное и приятное!
Скачал во время пандемии и приятно удивился.
Было бы интересно узнать чуть больше чисел.
- Сколько времени потратили на исследования?
- Сколько потратили на дизайн, сколько на разработку?
- Какой был состав команды?
- Сколько делало разработчиков?
— исследования заняли около 5 недель, тут было качественно (интервью) + количественное (рассылка с опросником) исследования
— дизайн с конца ноября по начало февраля, там из за праздников подольше, чем рассчитывали получилось, разработка: начало февраля-первые числа апреля
— один исследователь с помощником, проджект, дизайнер, артдиректор
— техническая команда: CTO, бек, фронт на react native, фронт на простом реакт (админка), девопс
Спасибо за ответ!
Интересно про реакт нейтив. Фронт сколько человек писали? И почему выбрали реакт, а не модный сейчас флаттер?
1,5) то есть сначала один фултайм, потом второй, и немного пересеклись по времени. мы проверили на других своих проектах и нам понравилось. кстати, может у вас есть под рукой примеры хороших приложений на flutter?
Из того что я знаю
медуза – https://meduza.io/feature/2020/06/01/novoe-prilozhenie-meduzy-pochemu-flutter
аптека ригла – https://surf.ru/rigla
таксомерт яндекс такси – https://kod.ru/istoria-iz-akademii-apple-v-yandex-taxi
Они хорошие, но нативные, мне лично, всё-таки приятнее использовать
Очень приятные и приложение, и статья :)
спасибо! нам до кул-стори еще далеко, но мы стараемся)
Класс! Все просто и лаконично вышло, круто поработали с карантинной историей!
Подскажи, при создание CJM, вы использовали информацию от клиентов «даблби» или вы ставили себя на место пользователя? И чем CJM помог в этом проекте? Чтобы вы не узнали, не составив CJM. Пару примеров бы.
Здравствуйте, Василий.
Интервью были с текущими на тот момент клиентами Даблби, которые использовали приложение. Было несколько сегментов и всего 16 интервью. CJM — это инструмент визуализации, обычно карта помогает увидеть всю ‘’картину’’ целиком и рассказать о пути клиента всему бизнесу, увидеть гэпы и точки роста. Но в основе всегда лежат правильно проведённые интервью, где можно дотянуться до глубинной потребности клиента и узнать их задачи (jobs).
Но сначала, исследователю всегда важно самостоятельно пройти путь клиента, чтобы составить пул гипотез, на которые можно обратить внимание и проверить качественно.
А ещё, помимо этого, было изучение рынка: открытые исследования в кофейной сфере, анализ других решений и поиск референслв, изучение отзывов клиентов и тд.
Приложение конечно могло бы выглядеть и получше, особенно для такой студии
Тени убогие, интерфейс неаккуратный
Взяли бы в пример кухню на районе лучше, нарисовано у них отлично
Главное выполнить задачи клиента, а не убогие тени не всегда в этом помощники)