{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Упаковка франшизы: какие it-инструменты дать франчайзи, чтобы он успешно начал бизнес

Для начинающего предпринимателя покупка франшизы – это оптимальный, наименее затратный способ начать свой бизнес. Владелец бренда дает все необходимое для начала работы: стандарты, технологии производства и продаж, финансовый план, брендбук, пошаговый план развития бизнеса и др. Вместе с помощью опытного наставника выйти на точку безубыточности можно небольшими усилиями и за довольно короткий срок. Плата за это – единоразовый паушальный взнос и выплата роялти, как правило, ежемесячная.

В идеале франчайзер передает новому деловому партнеру свой опыт, чтобы тот не совершал банальных ошибок и быстрее начал получать прибыль. Собственник бизнеса рассказывает коллеге, как бизнес устроен изнутри, какие существуют подводные камни. В реальности же многие владельцы бренда забывают дать франчайзи полезные it-инструменты, которые помогают автоматизировать рабочие процессы и повышать эффективность бизнеса. Чтобы не наступать лишний раз на грабли, франчайзи следует заранее разобраться, какие сервисы и инструменты ему стоить применить в своей работе.

Перечислим it системы, которые используют франчайзеры для того, чтобы эффективно управлять своими сетями.

  • CRM-системы,
  • ATS-системы для HR,
  • Корпоративные мессенджеры.

CRM системы

CRM-система – это главный помощник для франчайзи, который стремится к быстрому росту. На определенном этапе развития бизнеса, когда количество клиентов переваливает за тысячу, без автоматической системы не обойтись. CRM-сервис позволяет управлять всем циклом взаимодействия с клиентом, налаживать порядок и выстраивать структуру в бизнес-процессах. Использование CRM дает возможность:

  • Оптимизировать повторяющиеся бизнес-процессы,
  • Сохранять всю историю взаимоотношений с клиентами,
  • Строить воронку продаж, видеть ее слабые места и увеличивать конверсию.

С первого взгляда кажется, что это дело простое – управлять базой контактов, звонить клиентам, работать с документами. Для этого хватит и экселевской таблички. На самом же деле бизнесу работать в Excel неудобно, долго, данные могут потеряться. Поэтому клиентскую базу удобнее сразу формировать в CRM – едином хранилище с легким доступом ко всей информации. В CRM вся нужная франчайзи информация систематизирована, также программа позволяет настроить сегментацию аудитории и делать персонализированные предложения. Кроме того, когда бизнес войдет в фазу бурного роста, переход на новое программное обеспечение станет неизбежным, а это может быть непросто (подробнее, почему).

CRM Index, популярный сайт отзывов о сервисах и программах для бизнеса, составил подборку из 10 лучших CRM-систем для франшизы. Больше всего отзывов (с высокими при этом рейтингами) у следующих приложений:

  • Мегаплан,
  • Bitrix24,
  • Простой бизнес.

Полюбившийся в России Bitrix24 позволяет не только управлять проектами и командой, но и проводить сквозную аналитику, формировать воронку продаж, создавать повторные сделки автоматически и т. д. Единственный минус – в программе сложно разобраться новичку. В этом отношении Мегаплан более дружелюбен к пользователю, предлагая ему повысить эффективность работы через дашборды, канбан-доски, расписания и др. Гибкостью настройки отличается CRM-система «Простой бизнес». Решение подходит под любую сферу бизнеса и закроет большинство задач начинающего франчайзи: от управления персоналом до документооборота.

ATS-системы: когда HR один, а кандидатов – сотни

В небольших компаниях, в том числе открывающихся по франшизе, экономия на HR-отделе – вполне обычная история. Один-два рекрутера успешно могут справляться с привычным потоком задач по найму, адаптации новичков и кадровому делопроизводству. Однако вместе с расширением компании растет потребность в новых работниках. Рекрутеры не всегда в состоянии закрыть увеличивающийся запрос на сотрудников. Тогда встает вопрос развития, принимающий две формы – либо качественную, либо количественную. Можно нанять новых HR-специалистов, а можно начать пользоваться ATS-системой.

ATS-система – программное обеспечение, помогающее автоматизировать процесс подбора кандидатов (так называемая область HR Tech). Использование системы значительно экономит время рекрутеров и команд найма, поскольку она:

  • Хранит в одном месте информацию о всех кандидатах, до каждого из которых можно быстро дотянуться,
  • Фильтрует входящие заявки,
  • Размещает вакансии на различных площадках (в т. ч. в соц. сетях).

Функционал ATS-систем экономит HR-отделу часы, а то и дни работы, которые в противном случае были бы потрачены на ручной отбор и просмотр резюме. Наиболее актуально это для начинающего франчайзи, который не всегда располагает возможностью расширить штат HR-специалистов.

Эффективность применения ATS-систем подтверждается реальными кейсами и статистикой. По данным сервиса СберПодбор, использование ATS позволяет в два раза сократить время на поиск сотрудников, что экономит 30% бюджета. О том, что будущее подбора персонала за ATS-системами, говорят и проведенные исследования. Согласно данным опроса HeadHunter, каждая пятая компания в России в ближайшем будущем планирует полностью автоматизировать рекрутмент. Поэтому франчайзи уже сейчас стоит задуматься о применении ATS-систем в своей работе – предвосхитить время и быть на шаг впереди конкурентов.

В России, в сегменте бизнеса по франшизам, уже есть примеры удачного применения систем автоматического рекрутмента. Сеть продовольственных магазинов «Пятерочка» применила в процессе массового подбора персонала автоматизированные решения – ATS-систему Skillaz. Решение использовалось для поиска работников на вакансии пекарей, супервайзеров, продавцов-кассиров и др. Это позволило компании добиться ощутимого результата – 34% кандидатов стали устраиваться сразу в день обращения.

Корпоративный мессенджер: когда работа в приоритете

Во времена пандемии многие компании перешли в онлайн-формат работы. Стремясь удовлетворить запрос компаний в корпоративной связи, на рынке начали появляться узконаправленные приложения – корпоративные мессенджеры. Использующийся исключительно для работы, без личных чатов и отвлекающего инфошума – то, чем отличается корпоративный мессенджер от обычного. Казалось бы, для командного общения существует множество решений, к тому же бесплатных. Тот же самый Telegram, WhatsApp* (принадлежит Meta, признана экстремистской и запрещена в России), ICQ и др. Поэтому франчайзи обычно задумываются о корпоративном мессенджере в последнюю очередь. Это большая ошибка – сейчас разберемся, почему.

Возьмем в качестве примера приложение Compass – один из наиболее удобных и оптимальных по соотношению цена/качество корпоративных мессенджеров на российском рынке. Главное отличие и вместе с тем ключевое преимущество корпоративных чатов заключается в том, что они предназначены только для работы. В них нет личных чатов с друзьями, зовущих вечером в бар. Нет новостных и информационных каналов, на кликбейтные заголовки которых так хочется отвлечься. В них – исключительно деловое общение, личные и групповые чаты с коллегами, в которых решаются рабочие вопросы.

Такой формат выгоден и сотруднику, и руководителю франшизы. Для работника использование корпоративного мессенджера – это гарантия сохранения так называемого Work-Life balance. То есть в рабочее время его не отвлекают личные дела и домашние хлопоты, а в личное – задачи от коллег и переписки по деловым вопросам. Свободное время становится действительно свободным, без задач по типу «надо было еще вчера» после завершения рабочего дня.

Для франчайзи же Compass – это своего рода «пульт» управления командой. Пользуясь приложением, он всегда знает, чем занимаются его подчиненные, в каком статусе находятся задачи – наблюдается ли по каким-то отставание или, наоборот, опережение графика. Это возможно благодаря тому, что каждый отдельный чат – это один из рабочих процессов, до которого можно дотянуться одним кликом. Также одним кликом франчайзи может, например, выразить свое отношение к той или иной инициативе сотрудника. Для этого в приложении предусмотрены реакции-эмодзи, которые ставятся в личном сообщении или ветке сообщений.

В карточке каждого сотрудника указаны метрики вовлеченности: сколько отправлено сообщений, проставлено реакций, совершено звонков, загружено файлов и т. д. О важности вовлеченности в команде знает каждый руководитель. Когда команда замотивирована на достижение результата, задачи выполняются эффективнее. Это подтверждают и результаты исследований: по данным Gallup, прибыль в компаниях с вовлеченными сотрудниками выше на 18%. Карточка дает полное представление не только о текущем рабочем статусе сотрудника (в сети, нет на месте, в отпуске и т. д.), но и о его активности в приложении, например как быстро он отвечает коллегам. В бизнеcе, работающем по франшизе, как и в любом другом, крайне важна скорость командной работы.

Главное преимущество Compass заключается в том, что в одном пространстве собрано все необходимое для работы: от рекрутмента и документооборота до управления финансами и командой. Получается, что корпоративный мессенджер, возвращаясь к названию статьи, выступает той самой «упаковкой» для бизнеса по франшизе. В нее франчайзер может «завернуть» все it-инструменты, необходимые новому коллеге. Сам франчайзи, отдельно в каждом из чатов, организует определенный бизнес-процесс. Ниже представлено, какие чаты руководитель франшизы может настроить в своем пространстве:

  • HR-отдел: чаты с онбордингом, посещаемостью, удаленными сотрудниками, с корпоративными ценностями и т. д.;
  • Другие отделы: чаты с маркетингом, разработкой и поддержкой сайта и др.;
  • Секретариат: чаты с покупками и поломками, графиком работы офиса и т. д.;
  • Управление финансами: чаты с бюджетом, кассами офиса, счетами на оплату и др.;
  • Продажи: чаты с биллингами и продажами, действиями sales, работой по заявкам и с теплыми лидами и т. д.;
  • Поддержка и накопление знаний: чаты с исследованиями, полезными материалами, персональным ассистентом и др.;

Для франчайзи корпоративный мессенджер Compass позволяет создать специализированные чаты. Например, чат-клуб франчайзеров. В нем он может общаться с коллегами на деловые и дружеские темы. В чате будут только свои люди, с которыми можно обмениваться опытом и знаниями. Там не будет лишних людей – вступление происходит по персональной настраиваемой ссылке. Более того, если франчайзи работает по нескольким франшизам, то для каждой из них он может сформировать собственное пространство. Переключаться между ними легко – для этого достаточно сделать несколько кликов.

Единое рабочее пространство в Compass – это не только чаты, объединяющие в себе весь рабочий процесс. Чат-боты дают возможность связать мессенджер со всеми сервисами – от CRM до баз в Notion. С их помощью можно, например, получать прямо в мессенджер еженедельные отчеты по продажам из CRM-системы. Достаточно лишь один раз настроить чат-бот, а дальше он сам будет автоматически отправлять нужные данные сотруднику. Таким образом, франчайзи может объединить разрозненные данные из разных источников в одном месте – в пространстве Compass.

Вместо заключения. О важности it-инструментов для франчайзи

В современном информационном мире сложно бороться с продвинутыми конкурентами старыми методами. Чтобы оставаться конкурентоспособными, компаниям в свою работу необходимо внедрять инновационные решения, в частности, it-инструменты. Ряд инструментов – это база, с которой можно начать. Сегодня ни малый, ни крупный бизнес уже не может обойтись без CRM-системы. Другие решения, например, ATS-системы ускоряют процесс подбора персонала и экономят значительную часть бюджета. И, конечно же, наладить корпоративную связь, повысить продуктивность работы поможет корпоративный мессенджер.

Оптимально и продуктивно, когда франчайзер и франчайзи находятся в постоянном контакте, хотя бы на время запуска нового проекта. Когда первый делится со своим коллегой не только регламентами, аналитикой и статистическими данными, но и полезными инструментами. Теми цифровыми продуктами, которые сделают жизнь франчайзи проще, бизнес – прибыльнее, а рабочие процессы – быстрее и прозрачнее. Ведь передавая своему деловому партнеру знания о сервисах, он дает ему не просто инструмент, а опыт, который поможет в будущем избежать ошибок.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Лев Щенин

Отличная статья !
Про СРМ-сервисы хотелось бы ещё почитать...
Автор, пиши ещё !

Ответить
Развернуть ветку
Loock

И поподробнее

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Compass впервые встречаю, интересно, поизучаю

Ответить
Развернуть ветку
Business Cat

Статья такая огромная, что я начал ее читать еще в детском саду, а дочитал уже в доме престарелых.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Нормальная статья !
( всё внимание - в деталях... )

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

Франшиз стало немерено, большая часть из них конечно липа. Но да, инфраструктура на которой построены процессы важна, это факт

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Galich

Смотря для какой сферы

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

Ну для 95%

Ответить
Развернуть ветку
Avtorist

Столько людей развелось, большинство из них конечно дебилы. Но кости из которых они состоят важны , это факт

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

Жиза жеж

Ответить
Развернуть ветку
Julie

Может и липа, но главное, чтоб платили налог

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда