{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как выбрать онлайн-курс ДО обучения, а не после?

Онлайн-курсы получили большой приток желающих с начала пандемии и остаются популярными. Удобство, доступность, возможность учиться у лучших и другие преимущества очевидны.

«Взрослые занялись самообразованием онлайн. Современные цифровые решения позволяют органично встроить его в жизнь даже самого занятого человека. К тому же, благодаря цифре, сегодня, казалось бы, ты можешь „учиться у лучших“ из любой точки мира. И это значительно доступнее по деньгам. Безусловно, не всему можно научиться онлайн… здесь должен победить здравый смысл

Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности ОП РФ», https://lenta. ru/articles/2022/02/20/ed_tech/
Источник фото https://pixabay.com/images/id-5163039/

Но есть одна старая нерешенная проблема: как оценить качество курса?

А именно: насколько потраченные ресурсы (время и деньги) будут оправданы? Речь не о том, получится или нет реализовать полученные знания, а о том — будут ли там знания вообще? Преподаватели расскажут о том, что можно бесплатно почитать в учебнике и/или в интернете? Или они поделятся актуальными практическими знаниями, которые можно сразу применить на практике?

Возможно, у Вас уже есть такой опыт — отрываешь время у сна, семьи, других дел на обучение. Проходит месяц, два, три, даётся много информации «как бывает», но НЕ понятно: «как это сделать»? О разнице между декларативными (описательными) знаниями и процедурными (алгоритмическими) можно почитать отдельно, на нём подробно останавливаться не будем.

Но как выбрать курс ДО обучения, а не после? Критерий оценки по стоимости, где бесплатно плохо, а всё хорошее за деньги, проверено, не работает. Даже за хорошие деньги можно получить богато упакованную пустышку. Или эту же информацию дают другие Эксперты совершенно бесплатно.

Можно ориентироваться на различные самозванные рейтинги платформ и курсов… Вот только они предлагают критерии оценки не содержания, а различных второстепенных факторов, такие как — будет или нет сертификат, удобство оплаты с возможностью возврата денег и прочее. Красивый сертификат это, конечно, хорошо, но «Вам шашечки или ехать?» Вам красивую бумажку в рамочке или знания для применения на практике?

Что же делать? Применить «Методику оценки методик» И. Л. Викентьева для анализа качества ДО начала обучения на курсе.

Полный текст «Методики оценки методик»http://www. triz-chance. ru/estimation_techniques. html

Оценка онлайн-курса ДО обучения

Как это работает на практике проверила Калугина Ксения Александровна при анализе онлайн-курса «Практическое системное мышление 2022» https://system-school. ru/systems-thinking. В результате были выявлены следующие ошибки уже в описании курса:

1. Сверх-обещания:

«В любой момент проекта системное мышление заставляет обязательно удерживать внимание на предпринимательских возможностях, внешних проектных ролях, описании и воплощении системы, работах проекта, способах/методах выполнения этих работ, команде».

2. Курс учит описывать проблемы, а не решать, цитируем:

«Вы познакомитесь, как направлять своё внимание на важные вещи в проекте и не обращать внимания на неважные»;

«Мы научим, как понимать, что именно меняется в физическом мире, если вы создаёте компьютерные программы, сервисы, документацию, предприятия»;

«Курс учит отличать в проектах человека, его проектную/трудовую роль, его должность, его квалификацию / компетенцию»;

«Как одинаково думать о предприятии и его продуктах».

3. Есть указание на Автора, но нет ссылок на Предшественников.

Источник фото https://pixabay.com/images/id-756620/

4. Курс — это обзор и пересказ известных публикаций:

«Основное содержание курса взято из международных стандартов системной инженерии и менеджмента, а также современных работ по эволюционной биологии, объясняющих рост сложности систем в биологической эволюции и техноэволюции»;

«Программа курса „Практическое системное мышление 2022« более новая, чем программа курса А. Левенчука „Системное мышление“ на Coursera, она соответствует редакции учебника А. Левенчука „Системное мышление 2022», вышедшей уже после создания курса на Coursera.

Наш курс содержит полный текст учебника, дополнительные материалы, плюс тесты с вопросами (проверяются автоматически) , упражнения на моделирование и задания на мышление».

5. Не указаны границы применимости метода, какие проблемы метод НЕ решает:

«Системное мышление сильно тем, что оно универсально: освоил его один раз, и дальше можно использовать в самых разных проектах, независимо от предметной области».

6. Курс обучает исключительно понятиям. Инструменты не указаны вовсе:

«Чтобы стать системным, нужно овладеть небольшим набором понятий системного мышления. Курс познакомит с этим набором понятий».

Источник фото https://pixabay.com/images/id-5635919/

7. Нет контроля за усвоением курса Учеником:

«Курс проходится с тем темпом, в котором вам удобно его проходить (self-paced) . Никаких дедлайнов или понуканий, все тут взрослые люди. Когда решите все задания курса (проверяется компьютером) , получите сертификат о прохождении (но учтите, что ответы на вопросы нужно обосновывать письменно, и при пустых обоснованиях или с абракадаброй вместо обоснований мы сертификат не выдадим) . Много людей выбирают пройти курс дважды (или хотя бы перечитать учебник с самого начала) : после прохождения последнего раздела много понятней становится то, что и зачем говорилось в первых разделах».

8. Дается слабый или даже сомнительный инструмент для решения практических проблем — эссе (!) :

«Ментор учит применять системный подход на реальных задачах. Слушатель пишет эссе по своему проекту под руководством наших менторов. Результат менторства — решенная проблема и обученные специалисты».

9. За проверку некоторых заданий курса нужно платить дополнительно:

«Когда решите все задания курса (проверяется компьютером) , получите сертификат о прохождении (но учтите, что ответы на вопросы нужно обосновывать письменно, и при пустых обоснованиях или с абракадаброй вместо обоснований мы сертификат не выдадим)»;

«Содержание курса эквивалентно содержанию семестрового вузовского курса, за исключением проверки выполнения упражнений по моделированию и заданий, а также написания эссе по вашему проекту (но вы можете получить у нас такую помощь, воспользовавшись услугой менторства)»;

«Для частных лиц: индивидуальная работа слушателя с закрепленным ментором Школы. 100 тыс. руб в месяц, минимум два месяца.

Для команд: групповая работа команды и ментора. Формат, сроки и стоимость уточняйте на установочном созвоне.

Скидки на менторство не распространяются.

Для юридических лиц стоимость услуг повышается на 15%. Запрос на счёт направлять по адресу info@system-school. ru.».

10. Не указаны входные требования (заплатить и всё?) .

Источник фото https://pixabay.com/images/id-3955169/

11. Результаты Участников курса НЕ проверяемы:

«Что потом?

Ничего не делать. Использовать системное мышление в том объёме, в каком вам удалось его освоить на курсе, получать удовольствие от того, что вам доступны теперь более сложные проекты».

Вывод

Когда нет навыка оценки экспертности специалиста, уровень обучения предлагаемого курса, то это означает только одно — будут оцениваться второстепенные признаки, которые к качеству обучения не имеют никакого отношения. Вы выберите тот курс, где будут известные (Вам) имена, научные степени преподавателей, убедительно написанный профессиональным копирайтером текст с ключевыми словами.

И Вы снова в конце столкнетесь с вопросами — как это применить на практике и зачем были потрачены время и деньги?

Или есть другой вариант — научиться профессиональной оценке и больше не терять свое время зря. Деньги потерять обидно, но их можно заработать. Потраченные годы жизни на бесполезный информационный хлам уже не вернуть.

Дополнительные материалы:

1) КАК создать СВОЙ онлайн-КУРС (не убогий): 13 типичных ошибок дистанционного образования...

2) НОВЫЙ СЕЗОН творческого онлайн-КУРСА VIKENT.RU: развитие личности

3) Личность будущего: ЧТО и КАК делать 2021 — 2031 годы. Часть I

0
1 комментарий
Ксения Калугина

Мы - то, что потребляем, особенно если дело касается знаний. И ФАСТ-ЗНАНИЯ как фаст-фуд - ВРЕДНЫ.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда