{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

История одного магазинчика

После офшорного программирования я занялся ещё более реальным бизнесом: знакомый предложил вложиться в сноубордическое оборудование австрийской фирмы F2 (ныне, к счастью, покойной) и в модную молодёжную зимнюю одежду Forum, Foursquare и Special Blend (тоже закрытые Бёртоном бренды), на которые у приятеля были предзаказы, но не было денег закупиться. Он очень прикольно всё описал: мол, вложимся на 3–4 месяца, привезём сноуборды, продадим, заработаем процентов 30 прибыли. В случае плохих продаж всегда сможем слить их по ценам закупки и в любом случае отобьём деньги. Предзаказы у него были примерно на половину всей партии, то есть вроде как никакого риска. Просто глупо было упускать такую возможность!

Я снял все деньги с брокерского счёта, который растил несколько лет — примерно 40 тысяч долларов, из которых половину заработал доверительным управлением, — и ещё занял у нескольких родственников примерно в 4 раза больше. И проинвестировал. Заодно вложился ещё в закупку модной сноубордической одежды, на которую тоже были «предзаказы».

Мы с приятелем стартаперы

Мероприятие оказалось мощнейшим фейлом.

Моднейшая одежда нелепейших размеров и расцветок

По причине англоговорящести я стал ответственным за переговоры с поставщиком. Писал, звонил в Австрию чуть ли не каждый день. То об оплате договаривались (как-то раз долго не доходили деньги, машина нашей транспортной компании на их складе уже ждала, а факсовой свифтовке они не верили), то ещё о чём-то. Но самое главное — мне надо было чётко понять, что никто, кроме нас, не будет торговать досками этого бренда. Поэтому после многодневного юления и болтовни австрияков я спросил напрямик: вы больше никому не будете продавать эти доски? «Нет!», — ответили они. На том и порешили. В качестве доказательства у нас была переписка по емейлу. Дальше всё развивалось как в кино (это был фильм ужасов).

Внезапно от предзаказа отказывается основной розничный клиент — порядка 25% всех досок. Мотивирует очень странно: дескать, он купит эти же доски через две недели в другом месте и дешевле. Мы не верим, звоню австрийцам, ещё раз спрашиваю: «Вы больше никому не будете продавать эти сноуборды?» Опять меня заверяют, что нет, вы наш представитель в РФ, всё в порядке. Опять к клиенту, уверяем его, что не сможет он больше эти доски нигде достать. Но заказ так и не выкупает.

Первый оптовый шоу-рум, рядом с моими программистами

Привезли мы тогда 315 сноубордов примерно на 80 тысяч евро (плюс ещё гору одежды). Через три недели после доставки выяснилось, что такие же сноуборды продаются и оптом, и в розницу и дешевле, чем у нас. Австрияки оказались гнилыми уродами и порядка 100 штук (то есть треть от нашего заказа) они продали большой сети, а на следующий год дали им эксклюзив. Мы грозились судом, но кроме емейлов у нас ничего и не было, да и, наверное, если б было, вряд ли что-то сделали бы. А в F2 нам заявили, что они «отправили образцы коллекции потенциальному дистрибьютору». Помню, мы ещё им присылали какие-то «планы развития» в надежде получить статус дистрибьютора на следующий год. Как дети прямо!

В общем, попали мы очень крепко, я перезанимал раз пять. Свои деньги вынуть так и не удалось. Потом оказалось, что партнёр торгует ещё другими вещами (из прошлых своих закупок) и я предложил "объединиться", чтобы не было конфликта интересов, так как мне было важно, доски из какой партии он продаёт, а ему — нет. Мы открыли сначала шоу-рум/мелкооптовый склад (через стенку от моих программистов), а потом два магазина в «Экстриме» — досок и одежды.

Розничный фейл

Открылись мы в непроходных местах, ассортимент закупили неправильный, да ещё и в разгар кризиса 2008 года зимой не выпал снег. И ещё кто-то из сотрудников незаметно увёл товара тысяч на пятьсот. Мы подозревали кто, и даже нашли где протестить сотрудников на детекторе лжи, но в итоге человека просто уволили, потому что доказать ничего не смогли.

Бренд Forum плоховато ищется в интернете

Всё нажитое непосильным трейдингом оказалось вложено в сноуборды, штаны и куртки (до сих пор остались, в бане лежат). Магазины мы с партнёром потом разделили — мне достался с одеждой, и я протащил его ещё полтора года с несколькими друзьями, которые выкупили у меня по паре процентов. Назывался он Campus, ну, типа, стильно и молодёжно. Летом кое-как продавал Converse и Polaroid, зимой охотился за складскими остатками сноубордической моднятины. Продавцам платил гроши, основной расход был на конскую аренду в ТЦ «Экстрим». За первый самостоятельный год я заработал порядка 100 тысяч рублей — это за весь год без зарплаты.

И везде эти коробки из Икеи (и половина вешалок тоже)

Потом я открыл второй магаз (уже обычной одежды) в Строгине, в абсолютно жопном ТЦ «Солнечный ветер», где за первый месяц работы у меня продалась одна пара джинсов и всё. Бежал оттуда без оглядки, даже какую-то пеню потом пришлось выплачивать собственнику. В итоге второй год ритейла был в сильный минус: кризис 2008-го отпускал очень медленно, место было херовое, ассортимент плохой – в основном неликвидные остатки от первых неумных закупок. Да даже если б я влил ещё миллиона три в товар, толку бы не было: просто потрепыхался бы немного дольше. Кроме ошибок с локацией и ассортиментом, сегодня понятно, что я концентрировался на том, чтобы "сделать классно", а не на том, чтобы заработать денег.

У нас было уютно, некоторые постоянные покупатели заходили просто потусоваться

Потом «Экстрим» в очередной раз поднял аренду в связи с «ростом курса» и магазин я закрыл. Там ещё практиковался занос денег за «право аренды», 3–4 месячных платежа просто за то, чтобы тебе сдали павильон; сейчас звучит дико, но реально такое было. Логика у хозяев была просто победная: так как некоторые магазины съехали, оставшимся надо поднять оплату. В итоге «Экстрим», естественно, превратился в днище и забился абибасами. Из хорошего там осталась только столовка (не знаю, работает ли сейчас, я с тех пор там и не был).

Из примечательного: мои письма акционерам

29/08/07: «Продажи за август на 65% больше, чем в прошлом году. Магазин продолжает преображаться».

14/10/07: Переломный момент

«На улице пошёл долгожданный снег, что знаменует собой начало зимнего сезона. Закончено переоформление магазина: переделали фасад, повесили плакаты, выдали манекену сноуборд. Размещена реклама в Экстриме: две растяжки и 5 плакатов».

25/11/07: Наш пароходик отправляется в светлое будущее

«Вчера впервые с момента образования нашей компании наши доходы превысили наши расходы. Продажи в ноябре соответствуют нашим оптимистичным прогнозам: уже побит рекорд прошлогоднего ноября, а до конца отчётного периода еще целая неделя».

17/12/07: Полёт нормальный

«Боевой ноябрь перешёл в вялотекущий декабрь. Продажи не сильно плохие, не сильно хорошие. Надеемся на предновогоднюю покупательскую лихорадку. Прибыль тем временем понемногу растёт, за декабрь основные расходы мы уже понесли».

15/01/08: Полгода в строю

«Прибыль магазина за эти полгода составила ххх рублей. Я направлял её на погашение кредитов. Рентабельность бизнеса — около 17%. Это маловато, но для нашей ситуации неплохо. Хотя вторые полгода будут в экономическом плане хуже, т.к. основой пик продаж уже прошёл».

07/02/08: Готовимся к новому сезону

«Закупку нам нужно сделать на несколько млн рублей. В текущей ситуации это означает, что для предоплаты (это будет 20%-30%, обсуждаю это с поставщиком) мы будем привлекать кредиты. Как я уже говорил, наше финансовое положение стабильно и не вызывает опасений у возможных кредиторов».

10/03/08: Зима закончилась

«Определились с летним ассортиментом. Уже приехали отличные и недорогие мужские джинсы Oakley... Привёз я ещё рубашки Abercrombie и American Eagle, летние вещи наших сноуборд-брендов (футболки, толстовки). Ещё я на выставке нашёл компанию-поставщика знаменитой молодёжной обуви Converse».

11/04/08: Весна пришла, весне дорогу

«Теперь о результатах марта: они очень хороши. Прошлогодний март мы превысили более чем в два раза».

05/05/08: Выходим на финишную прямую (наш фин. год заканчивался 30 июня)

«Апрель выдался гораздо удачней прошлогоднего (перевыполнили более чем в два раза), а за первые дни мая мы уже выполнили прошлогодний майский план продаж. Наши результаты лишний раз подтверждают, что и летом можно зарабатывать».

10/06/08: Последний рывок

«С февраля до сих пор мы работаем очень стабильно и перекрываем операционные расходы – на что мы даже и не рассчитывали. В конце мая – начале июня продажи, впрочем, заметно снизились, но опять же, по сравнению с прошлым годом всё неплохо».

01/07/08: Нам стукнул годик

«У нас устойчивое финансовое положение, мы можем брать и отдавать кредиты, расширять ассортимент, вкладывать деньги в рекламу и развитие. Мы больше не боимся лета, а ставим задачу сделать его хотя бы безубыточным, а возможно, и прибыльным».

10/09/08: Вот и лето прошло

«Два месяца прошли удачно, продажи больше прошлогодних более чем в два раза. Мы начали завозить новую коллекцию первыми в Москве, повесили небольшой lcd-телевизор. У нас также появились в продаже солнечные очки Polaroid. Я принял решение открыть новый магазин в Строгино».

09/11/08: Зимы как не бывало

«Этот отчёт ничем вас не порадует: несмотря на хороший сентябрь, в октябре продажи в два раза хуже, чем в прошлом году. Вероятно, причиной тому и тёплая погода, и финансовый кризис заодно».

03/01/09: Кризис стучит в окно

«Трудные времена настали. Продажи в нашем основном рабочем квартале побили все негативные рекорды. Мы не добрались не то что до прошлого, но даже и до позапрошлого года. Будем надеяться на долгую снежную зиму, сокращать будущий заказ».

09/03/09: Конец фильма

«Я принял решение закрыть магазин в конце месяца. Продажи настолько малы, что капитал уменьшается с каждой нашей тратой, и я не вижу вариантов повернуть это вспять».

Часть оставшихся курток я отдал на реализацию в «Ролл-Холл» какому-то мутному челу по имени Серёжа Фокин, который «разорился» и деньги мне за них так и не вернул. Сам же я понемногу возвращал долги ещё лет пять. Для продажи остатков одежды я снял малюсенькую комнату в жопе мира за 6000 рублей в месяц. Собрал там вешалки из труб, развесил остатки и возил туда покупателей от метро на своей машине (которую потом продал, чтобы докупить акций одной австралийской конторы; лучше бы я тогда продал квартиру). Рекламировался через ЖЖ и друзей друзей. Оказалось, это гораздо выгоднее, чем магазин. Ну, опять же, это поработало около года и только на возврат долгов.

Интересно, что фейл с вложениями в розничные магазины (но не одежды, а алкоголя) я умудрился повторить через 10 лет. Но уже на другом уровне - ведь с тех пор я стал инвестором более высокого пошиба.

Если вам понравилась эта статья, буду рад, если вы подпишетесь на мой канал в телеграме или посмотрите видос на YouTube.

0
225 комментариев
Написать комментарий...
Leonid Sobchenko

Эх мне б столько бабла чтоб можно было спокойно простить 500к тех рублей сотруднику)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Марков
Автор

Ну вопрос остался какому прощать

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Так надо было "на корпоратив" в лес всех вывезти :)

Ответить
Развернуть ветку
222 комментария
Раскрывать всегда