{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

История одного магазинчика

После офшорного программирования я занялся ещё более реальным бизнесом: знакомый предложил вложиться в сноубордическое оборудование австрийской фирмы F2 (ныне, к счастью, покойной) и в модную молодёжную зимнюю одежду Forum, Foursquare и Special Blend (тоже закрытые Бёртоном бренды), на которые у приятеля были предзаказы, но не было денег закупиться. Он очень прикольно всё описал: мол, вложимся на 3–4 месяца, привезём сноуборды, продадим, заработаем процентов 30 прибыли. В случае плохих продаж всегда сможем слить их по ценам закупки и в любом случае отобьём деньги. Предзаказы у него были примерно на половину всей партии, то есть вроде как никакого риска. Просто глупо было упускать такую возможность!

Я снял все деньги с брокерского счёта, который растил несколько лет – примерно 40 тысяч долларов, из которых половину заработал доверительным управлением, – и ещё занял у нескольких родственников примерно в 4 раза больше. И проинвестировал. Заодно вложился ещё в закупку модной сноубордической одежды, на которую тоже были «предзаказы».

Мы с приятелем стартаперы

Мероприятие оказалось мощнейшим фейлом.

Моднейшая одежда нелепейших размеров и расцветок

По причине англоговорящести я стал ответственным за переговоры с поставщиком. Писал, звонил в Австрию чуть ли не каждый день. То об оплате договаривались (как-то раз долго не доходили деньги, машина нашей транспортной компании на их складе уже ждала, а факсовой свифтовке они не верили), то ещё о чём-то. Но самое главное — мне надо было чётко понять, что никто, кроме нас, не будет торговать досками этого бренда. Поэтому после многодневного юления и болтовни австрияков я спросил напрямик: вы больше никому не будете продавать эти доски? «Нет!», — ответили они. На том и порешили. В качестве доказательства у нас была переписка по емейлу. Дальше всё развивалось как в кино (это был фильм ужасов).

Внезапно от предзаказа отказывается основной розничный клиент — порядка 25% всех досок. Мотивирует очень странно: дескать, он купит эти же доски через две недели в другом месте и дешевле. Мы не верим, звоню австрийцам, ещё раз спрашиваю: «Вы больше никому не будете продавать эти сноуборды?» Опять меня заверяют, что нет, вы наш представитель в РФ, всё в порядке. Опять к клиенту, уверяем его, что не сможет он больше эти доски нигде достать. Но заказ так и не выкупает.

Первый оптовый шоу-рум, рядом с моими программистами

Привезли мы тогда 315 сноубордов примерно на 80 тысяч евро (плюс ещё гору одежды). Через три недели после доставки выяснилось, что такие же сноуборды продаются и оптом, и в розницу и дешевле, чем у нас. Австрияки оказались гнилыми уродами и порядка 100 штук (то есть треть от нашего заказа) они продали большой сети, а на следующий год дали им эксклюзив. Мы грозились судом, но кроме емейлов у нас ничего и не было, да и, наверное, если б было, вряд ли что-то сделали бы. А в F2 нам заявили, что они «отправили образцы коллекции потенциальному дистрибьютору». Помню, мы ещё им присылали какие-то «планы развития» в надежде получить статус дистрибьютора на следующий год. Как дети прямо!

В общем, попали мы очень крепко, я перезанимал раз пять. Свои деньги вынуть так и не удалось. Потом оказалось, что партнёр торгует ещё другими вещами (из прошлых своих закупок) и я предложил "объединиться", чтобы не было конфликта интересов, так как мне было важно, доски из какой партии он продаёт, а ему — нет. Мы открыли сначала шоу-рум/мелкооптовый склад (через стенку от моих программистов), а потом два магазина в «Экстриме» — досок и одежды.

Розничный фейл

Открылись мы в непроходных местах, ассортимент закупили неправильный, да ещё и в разгар кризиса 2008 года зимой не выпал снег. И ещё кто-то из сотрудников незаметно увёл товара тысяч на пятьсот. Мы подозревали кто, и даже нашли где протестить сотрудников на детекторе лжи, но в итоге человека просто уволили, потому что доказать ничего не смогли.

Бренд Forum плоховато ищется в интернете

Всё нажитое непосильным трейдингом оказалось вложено в сноуборды, штаны и куртки (до сих пор остались, в бане лежат). Магазины мы с партнёром потом разделили — мне достался с одеждой, и я протащил его ещё полтора года с несколькими друзьями, которые выкупили у меня по паре процентов. Назывался он Campus, ну, типа, стильно и молодёжно. Летом кое-как продавал Converse и Polaroid, зимой охотился за складскими остатками сноубордической моднятины. Продавцам платил гроши, основной расход был на конскую аренду в ТЦ «Экстрим». За первый самостоятельный год я заработал порядка 100 тысяч рублей — это за весь год без зарплаты.

И везде эти коробки из Икеи (и половина вешалок тоже)

Потом я открыл второй магаз (уже обычной одежды) в Строгине, в абсолютно жопном ТЦ «Солнечный ветер», где за первый месяц работы у меня продалась одна пара джинсов и всё. Бежал оттуда без оглядки, даже какую-то пеню потом пришлось выплачивать собственнику. В итоге второй год ритейла был в сильный минус: кризис 2008-го отпускал очень медленно, место было херовое, ассортимент плохой – в основном неликвидные остатки от первых неумных закупок. Да даже если б я влил ещё миллиона три в товар, толку бы не было: просто потрепыхался бы немного дольше. Кроме ошибок с локацией и ассортиментом, сегодня понятно, что я концентрировался на том, чтобы "сделать классно", а не на том, чтобы заработать денег.

У нас было уютно, некоторые постоянные покупатели заходили просто потусоваться

Потом «Экстрим» в очередной раз поднял аренду в связи с «ростом курса» и магазин я закрыл. Там ещё практиковался занос денег за «право аренды», 3–4 месячных платежа просто за то, чтобы тебе сдали павильон; сейчас звучит дико, но реально такое было. Логика у хозяев была просто победная: так как некоторые магазины съехали, оставшимся надо поднять оплату. В итоге «Экстрим», естественно, превратился в днище и забился абибасами. Из хорошего там осталась только столовка (не знаю, работает ли сейчас, я с тех пор там и не был).

Из примечательного: мои письма акционерам

29/08/07: «Продажи за август на 65% больше, чем в прошлом году. Магазин продолжает преображаться».

14/10/07: Переломный момент

«На улице пошёл долгожданный снег, что знаменует собой начало зимнего сезона. Закончено переоформление магазина: переделали фасад, повесили плакаты, выдали манекену сноуборд. Размещена реклама в Экстриме: две растяжки и 5 плакатов».

25/11/07: Наш пароходик отправляется в светлое будущее

«Вчера впервые с момента образования нашей компании наши доходы превысили наши расходы. Продажи в ноябре соответствуют нашим оптимистичным прогнозам: уже побит рекорд прошлогоднего ноября, а до конца отчётного периода еще целая неделя».

17/12/07: Полёт нормальный

«Боевой ноябрь перешёл в вялотекущий декабрь. Продажи не сильно плохие, не сильно хорошие. Надеемся на предновогоднюю покупательскую лихорадку. Прибыль тем временем понемногу растёт, за декабрь основные расходы мы уже понесли».

15/01/08: Полгода в строю

«Прибыль магазина за эти полгода составила ххх рублей. Я направлял её на погашение кредитов. Рентабельность бизнеса — около 17%. Это маловато, но для нашей ситуации неплохо. Хотя вторые полгода будут в экономическом плане хуже, т.к. основой пик продаж уже прошёл».

07/02/08: Готовимся к новому сезону

«Закупку нам нужно сделать на несколько млн рублей. В текущей ситуации это означает, что для предоплаты (это будет 20%-30%, обсуждаю это с поставщиком) мы будем привлекать кредиты. Как я уже говорил, наше финансовое положение стабильно и не вызывает опасений у возможных кредиторов».

10/03/08: Зима закончилась

«Определились с летним ассортиментом. Уже приехали отличные и недорогие мужские джинсы Oakley... Привёз я ещё рубашки Abercrombie и American Eagle, летние вещи наших сноуборд-брендов (футболки, толстовки). Ещё я на выставке нашёл компанию-поставщика знаменитой молодёжной обуви Converse».

11/04/08: Весна пришла, весне дорогу

«Теперь о результатах марта: они очень хороши. Прошлогодний март мы превысили более чем в два раза».

05/05/08: Выходим на финишную прямую (наш фин. год заканчивался 30 июня)

«Апрель выдался гораздо удачней прошлогоднего (перевыполнили более чем в два раза), а за первые дни мая мы уже выполнили прошлогодний майский план продаж. Наши результаты лишний раз подтверждают, что и летом можно зарабатывать».

10/06/08: Последний рывок

«С февраля до сих пор мы работаем очень стабильно и перекрываем операционные расходы – на что мы даже и не рассчитывали. В конце мая – начале июня продажи, впрочем, заметно снизились, но опять же, по сравнению с прошлым годом всё неплохо».

01/07/08: Нам стукнул годик

«У нас устойчивое финансовое положение, мы можем брать и отдавать кредиты, расширять ассортимент, вкладывать деньги в рекламу и развитие. Мы больше не боимся лета, а ставим задачу сделать его хотя бы безубыточным, а возможно, и прибыльным».

10/09/08: Вот и лето прошло

«Два месяца прошли удачно, продажи больше прошлогодних более чем в два раза. Мы начали завозить новую коллекцию первыми в Москве, повесили небольшой lcd-телевизор. У нас также появились в продаже солнечные очки Polaroid. Я принял решение открыть новый магазин в Строгино».

09/11/08: Зимы как не бывало

«Этот отчёт ничем вас не порадует: несмотря на хороший сентябрь, в октябре продажи в два раза хуже, чем в прошлом году. Вероятно, причиной тому и тёплая погода, и финансовый кризис заодно».

03/01/09: Кризис стучит в окно

«Трудные времена настали. Продажи в нашем основном рабочем квартале побили все негативные рекорды. Мы не добрались не то что до прошлого, но даже и до позапрошлого года. Будем надеяться на долгую снежную зиму, сокращать будущий заказ».

09/03/09: Конец фильма

«Я принял решение закрыть магазин в конце месяца. Продажи настолько малы, что капитал уменьшается с каждой нашей тратой, и я не вижу вариантов повернуть это вспять».

Часть оставшихся курток я отдал на реализацию в «Ролл-Холл» какому-то мутному челу по имени Серёжа Фокин, который «разорился» и деньги мне за них так и не вернул. Сам же я понемногу возвращал долги ещё лет пять. Для продажи остатков одежды я снял малюсенькую комнату в жопе мира за 6000 рублей в месяц. Собрал там вешалки из труб, развесил остатки и возил туда покупателей от метро на своей машине (которую потом продал, чтобы докупить акций одной австралийской конторы; лучше бы я тогда продал квартиру). Рекламировался через ЖЖ и друзей друзей. Оказалось, это гораздо выгоднее, чем магазин. Ну, опять же, это поработало около года и только на возврат долгов.

Интересно, что фейл с вложениями в розничные магазины (но не одежды, а алкоголя) я умудрился повторить через 10 лет. Но уже на другом уровне - ведь с тех пор я стал инвестором более высокого пошиба.

Если вам понравилась эта статья, буду рад, если вы подпишетесь на мой канал в телеграме или посмотрите видос на YouTube.

0
225 комментариев
Написать комментарий...
Павел Синицин

Мне очень интересно, автор знал, читал до запуска сайт/форум ski.ru?
Знал ли про специализированный огромный магазин Спортхит на Сколковском шоссе с магазинами по узкоспециализированным направлениям спорта?
Автор ошибается. Фирма F2, как и Forum действующие.
Более того, несколько лет назад в Альпах в прокате мне достался борд F2. И это самая крутая и удобная для меня доска, на которой я до настоящего времени катался.
Очень странно, что так сложилась судьба магазины и аммуниции, потому что:
1. Я покупал для себя одежду и первый борд году в 05-06. И я долго искал выход на место, где можно было все купить. В итоге доску с крепами, ботинки и одежду я покупал в 3 разных магазинах.
Помогали люди, профессионально тогда катавшиеся.
2. Я влюбился в одежду фирмы 686 и когда будущая жена прониклась бордингом, чтобы купить одежду этой фирмы , мы в 2014(!!!) году встали в субботу очень рано, чтобы поехать на другой конец Москвы в нелюбимый район, чтобы не потерять день на стояние в пробках. Магазин нашел через интернет.
3. Когда я продавал свои сноуборды, соотечественники из регионов покупали их через несколько часов после размещения объявления на авито. Это уже 15-17 годы. Потому что новое для них или дорого, или этого просто в их городах нет.
Я это все к тому, что на сайте ski.ru уже в 00-ые сложилась тусовка и продать товар там можно было.
Или привести в тот же Спортхит.
Про снег комментарии непонятны вообще.
Автору надо было погрузиться в тему, чтобы понять простую вещь: кто хоть раз катался в горах, в местных оврагах кататься не будет никогда.
То есть те, кто покупает борды и гор лыжи, не ждет снега. Он едет туда, где он всегда есть. И , как правило, за границу. Куда ездить дешевле, безопаснее, качественнее и интереснее.

Ответить
Развернуть ветку
ежи

Тут немного нарушены временные периоды. В 15-17 годах зп ещё плохо перестроились под доллар по 60, а цены перестроились сразу. И многие западные магазы из-за санкций отвалились, тот же ебей - продавцы отказывались высылать. Поэтому снаряга и улетала на бу, особенно в регионы. Сейчас, кстати, тоже должна улетать, попробую со своей старой снарягой.
Но речь то не про этот период, магаз был закрыт сильно раньше.
Странно, что не говорите про тц Экстрим на водном стадионе, где было очень много магазинчиков снаряги.
В 05-06 годах уже были неолимпийские игры, адреналин, да даже в Спортмастере можно было найти прикольные бренды вроде northwave/drake. Был магазин gravity, довольно дорогой по воспоминаниям Вертикальный мир, траектория ещё была под брендом ripcurl, bonfire и Salomon как раз в эти года примерно под Адидас попали.
Про покупку в разных магазинах - это было нормой всегда, мне кажется, потому что разные бренды были в разных магазинах. Но можно было прийти и собрать все от burton, например. Такие встречались часто в магазинах.
Про швш вообще не понял тейка. Приехать в другой район утром в 14 году и что?
Про продажу на форумах - это несколько отличается от открытия магазина. То есть были барыги (есть подозрение, что им поставляли как раз "утерянные" без инвентаризации товары) и они профессионально ими торговали. Но к таким пойдешь, когда умеешь уже выбирать, и не боишься, что обманут.
А ftwo были досками для начинающих всегда и не супер раскрученный бренд за недорого (у жены такая доска, брали именно бюджетную и мягкую), в отличие от слаломных стрел f2. И выходить на форум надо было либо с демпинговыми ценами, либо это так бы и лежало, но теперь уже на складе.

Про поездки в горы, те люди обычно брали из топовых брендов доски, а кто хотел сэкономить, брали себе б.у. тех же топовых брендов. Единственное, те кто хотел себе запасную доску взять для гор, могли бы заинтересоваться ftwo, но проблема в том, что у них только парковые мягкие и джибовые модели. Для гор не самое лучшее решение.

Кстати, что за доска из Альп так зашла? Интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Синицин

Доска Snowboard Ftwo Air 2010/2011. Дизайн вообще не мой, но сама доска безумно понравилась. Был бы чехол с собой, выкупил бы. Парень в прокате, когда ее сдавал, сказал, что можно купить.
в другой день катания в другом месте в прокат досталась доска Volkl. Мучился просто. ноги забились через пару часов. жуть.
Про 686 написал, что не было рядом с домом магазина, но фирма продукцией так доволен, что поехали в другой конец города рано утром в выходной день. Чтобы день не терять на стояние в пробках.

Ответить
Развернуть ветку
ежи

https://www.boardzone.ru/lyzhi-sani/snoubording/snoubordy/ftwo/air-black-211302010/
Она вроде? По описанию обычная доска для тех времен. Я так понимаю, в прокате в то же +- время брал?
Про ftwo могу сказать, что скользяк и канты у них отличные, за это время только топшит чуть пожелтел, доска белая, но не сильно в глаза бросается. Но жена в Кировске попробовала рокер в прокате и захотела себе. Взял вот недавно очень удачно на авито ей нулевую arbor formula. Еще не успели обкатать из-за работы.
Резюме по ftwo - неплохо, особенно в бюджете и при баксе по 30, но думаю, что сейчас какие-нибудь русские terror будут лучше за свои деньги.
ШВШ - это скорее фетиш, чем технологии, но я понимаю и принимаю.
Я все равно не понимаю тейка. Рядом с домом у меня сейчас только альпиндустрия, и я думаю это вообще норма ездить куда-то покупать снарягу на другой конец города. Это ведь на много лет, а не каждый день. Не ездить в другой конец города могут себе позволить только те, кто внутри садового живет, там больше магазинов сосредоточено.

А сейчас на чем катаешься, кстати?
Я вот наконец взял себе банану старенькую и жалею, что не взял ее 10 лет назад, когда мог. Очень фановая доска, реально скейт напоминает неуловимо. Хотя моя старая Apo selekta тоже очень хорошая и веселая.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Синицин

нет, не она. вот она:
https://market.yandex.ru/product--snoubord-ftwo-air/6840448?cpa=1.
нет, в 2015 году.
я не могу употреблять категорию "неплохо" для штучного товара, чьи создатели творят не на отвали или чтобы заграбастать денег.
Для меня это отличная доска.
сумки луи вьютон, кайен... - фетиш, а интерес к продукции компании, создатель и сотрудники которой сами райдеры - это грамотный подход.
Что такое тэйк?
для меня норма приехать в один специализированный магазин и там купить всё. причем не потому, что там только что-то одно есть, а потому что там есть то, что нужно мне.
Какое-то время таким магазином был Спортхит на Сколковском шоссе, потом его заменила Траектория.
Сейчас катаюсь вот на этой: https://www.evo.com/outlet/snowboards/never-summer-proto-hd-snowboard
хотя долго искал и хотел купить такую же модель, но на поколение назад.
Нашел в регионе, но была другая ростовка и не вызвал доверия продавец.
до нее была доска Burton custom X. если бы жил в горах, сохранил бы ее, но для вылазок в горы раз-два раза в год нужен универсал, езда на котором доставляет кайф.
Custom X не на любую погоду/трассу. Я однажды за неделю отпуска и 4 дня катания застал абсолютно разную погоду и качество склона.
Доска подходила для одного из них и то в течение части дня.
Поэтому удовольствие я испытывал, конечно, но слишком много внимания уделял на управление ею.

Ответить
Развернуть ветку
ежи

Фетиш относилось к 686, может быть слово неправильное, скорее как к эстетическому бренду отношусь. они одни из первых "деним" ткань стали делать, и принты в виде шерстяных вещей.
у меня у жены была куртка такая, но ей показалась недостаточно дышащей и недостаточно теплой. в текущей speсial blend ей комфортнее, хотя по мембране та же самая 10/10 и без утеплителя. Я посмотрел их сайт, и вещи выглядят интересно, и вообще ничего против фирмы не имею, мне нравится, что они дожили до наших дней.
Тейк - это набор тезисов и аргументов, в сжатой форме, по конкретному вопросу. И Спортхит - это не магазин, а ТЦ же, поэтому там может быть несколько магазинов.
С одной стороны, я бы тоже хотел все в одном месте покупать, но по мне, это "новичковый" подход, когда не хочешь разбираться.
В разных сетях разные бренды есть, и как правило я выбираю снарягу дорогую не исходя из доступности в магазине определенном, а исходя из характеристик и цены. Тем более сейчас есть вариант доставки еще.
По поводу ftwo - я не исключаю, что у них есть и были очень удачные модели, но брендов от "бордеров для бордеров" сейчас большинство. ftwo, мне кажется, конкурент нидекеру и начальным саломонам. Интересно было бы обзор у Тимура Зимина посмотреть, но не уверен, что он их себе закажет в магазин.
Ну и в том же Кировске пробовал прокатную Volkl на рокере, и мне она показалась ОК, не такой веселой как мои доски, но вполне себе удобной даже для неудачных условий (снег смел ветер и были ледяные проплешины).

Ответить
Развернуть ветку
Павел Синицин

Все так, но только помимо эстетики их одежда еще и максимально практична. Я когда бываю в магазинах по каталке трогаю новые модели разных брендов. Желания переходить на что-то иное нет. И не было никогда. Все удобно и по делу. От количества карманов и места их расположения до самоощущений и того как мне тепло в ней. Я был удивлен, когда узнал, что не все бренды делают двойные штаны и куртки. А они делают.
То есть в одном костюме можно кататься у тебя в Кировске, и потом в Андорре.
А почему ты удивлен, что фирма, лого которых есть у многих крутых райдеров на досках, дожила до наших дней?!
Откуда этот термин «тэйк» пришел, сфера, страна, язык? Впервые услышал.
У нас принято магазином называть трц. Они же все какое-то имя имеют. Поэтому не трц, а магазин.
Новичковый - это приехать в спортмастер и там все купить.
Например, когда я был на каталке в Европе, то, заходя почти в каждый магазин городка, в котором жил, я пребывал в шоке. От выбора. И фирм, и моделей. Например, я насчитал 11 видов лопат.
Лопат!!! Я в Москве нигде не мог найти ни одной, чтобы в багажник кинуть))
Про подход продавцов, думаю, говорить не надо. Мы в этом проигрываем. Точнее, в первобытном состоянии находимся. В том же Спортхите мне кажется набор продавцов осуществляют при наличии у соискателя быдляческой манеры общения и человеконенавистничества в качестве главной черты. Следующая - пох…зм.
Сегодня, думаю, я бы покупал все в Европе. Полтора месяца назад был в Италии в нескольких городах. Все стоит дешевле, чем в РФ, даже с текущим курсом валют.

Ответить
Развернуть ветку
222 комментария
Раскрывать всегда