Тинькофф и Сбер не вернут деньги, снятые мошенниками, продолжение истории (но не конец)

Я знаю, что многие ждали продолжения истории, начавшейся в феврале этого года, когда я писала о том, что мошенники сняли деньги с наших карт, открытых в Сбербанке и Тинькофф банке. Расскажу о том, что произошло за прошедшее время и на что стоит обратить внимание людям, попавшим в схожую ситуацию.

Итак, что было сделано мной.

Я обратилась в банки с заявлениями. Карты были заблокированы. Мне предоставили выписки по всем счетам о совершенных операциях. В возврате средств было отказано, поскольку все операции были совершены либо из приложения, либо с использованием реквизитов карт, они исполняются мгновенно, отменить их невозможно. Ответы стандартные, информации минимум. В результате длительной переписки с банками мне удалось получить чуть больше информации о случившемся, но об этом чуть ниже.

Запросила информацию у оператора сотовой связи о звонках, смс, вероятной выдаче дубликата сим. Дубликата не было. Никаких проблем по их части.

Подала заявление в полицию (в феврале), дала объяснения. При этом мне при каждом общении настоятельно рекомендовали как можно быстрее обращаться в суд за взысканием денег. Дело возбудили только в конце мая (до этого материалы болтались между УМВД и прокуратурой). Помогла в этом, кстати, передача "Человек и закон" - их вмешательство сработало мгновенно, меня буквально через день пригласили для опроса в качестве потерпевшей. Спустя 2 месяца, отведенных для предварительного следствия, оно было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Об этом я узнала буквально недавно, поскольку полиция ничего не сообщает о том, что происходит с делом. Даже на письменные обращения они не отвечают. Только когда я написала в вышестоящую инстанцию, со мной связался начальник отдела и рассказал, что следствие приостановлено, банки на запросы не отвечают, найти никого нельзя. Но меня еще пригласят в следственное управление.

Обратилась к Финансовому омбудсмену, но получила отказ.

Обратилась в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения. Учитывая, что получатели средств мне неизвестны, ответчиками пришлось поставить банки-получатели (в моем случае это Киви-банк и Ю-Мани). В процессе, как появится информация о непосредственных получателях (от самих банков или от полиции), будем делать замену ответчиков. И суды - это тоже не быстро, с августа месяца еще даже рассмотрение не началось (назначено на ноябрь).

Все вышеперечисленное - это стандартный алгоритм действий в подобных ситуациях. Параллельно я самостоятельно пыталась докопаться до истины. Для этого состоялось много встреч с различными специалистами: технарями, которые изучали наши телефоны, банковскими сотрудниками (не наших банков), спецами по дарк.нет и тд. Но никто не мог понять, каким образом все произошло. Единственное, мы узнали, что наши денежки утекли в славный город Киев... Ну и, конечно, получили много информации о различных мошеннических схемах. А еще у нас сложилось небольшое сообщество таких же, как мы, пострадавших от рук мошенников. Все делятся своими историями и полезным опытом - очень ценное общение.

Поскольку я не находила ответов на свои вопросы, я вновь и вновь изучала те материалы, которые у меня собрались в результате переписки с банками. В результате решила копать в направлении банковской карты дочери, поскольку именно с нее было первое списание. Мне удалось выяснить, что на ее телефон устанавливалось приложение Тинькофф Джуниор, были выходы с нашего домашнего ip-адреса. Стало понятно, что без ее личного участия не обошлось. Я предпринимала несколько попыток с ней поговорить, но она упорно не хотела ничего рассказывать. В конце концов я смогла вытянуть из нее некоторую информацию. Связного рассказа не получилось, это были лишь ответы на мои вопросы, причем достаточно односложные. Тем более, что прошло достаточно много времени - с февраля по май! Все это время она молчала.

Что я поняла: дочь (на тот момент ей было 9 лет) в инстаграме увидела некое предложение о перечислении 10000 р. (надо было написать, для чего они тебе нужны), далее общение перешло в телеграм, где попросили данные карты для перечисления денег. Она их передала, у нее списали то, что было (около 4 т.р.). Затем ее обвинили в том, что она украла какие-то деньги, а поскольку она несовершеннолетняя, отвечать будут ее родители - утром приедет полиция, маму с папой арестуют и посадят в тюрьму. И чтобы этого не случилось, она должна перечислить деньги. Далее ее подробно проинструктировали о том, что нужно делать. Она взяла мой телефон, вошла в приложение (пароль подобрала - я была не слишком изобретательна), стала делать переводы, также взяла мои карты и передала их данные. Банк блокировал операции, но потом разблокировал (звонки 900 - никаких секретных слов и фраз, идентификации голоса - просто ответы "да" на вопросы о том, подтверждаете ли операции, уверены ли, что хотите их совершить и тп., она просто ответила "да"). С приложением Тинькофф то же самое. Четкое следование инструкциям, но там переводы прошли свободно, без блокировки. С папиным телефоном все то же самое (он тоже с паролями не изощрялся). Все это продолжалось примерно до 5 утра, с нее не переставали требовать деньги, просто у нее уже не было сил и она отключилась. На следующий день она поняла, что ее обманули, просила вернуть деньги, но ей уже не ответили, а всю переписку удалили безвозвратно. Правда, спустя пару дней пришло некое сообщение в телеграме якобы от Сбербанка о том, что они знают о произошедшем и помогут все вернуть.

В общем, я серьезно недооценивала способности собственного ребенка. И была беспечна в плане безопасности. Эта история была очень поучительна, таким горьким путем, правда.

Но еще она показывает и другую сторону - система безопасности в банках далеко несовершенна. Так, хваленая антифрод-система в нашем случае вообще не сработала. В Тинькофф ни одна из операций в моем ЛК не вызвала никаких подозрений, а у мужа они заблокировали только вторую операцию (первые 50 т.р. с кредитки улетели легко, хотя он в жизни с нее ни копейки не снимал и никуда не перечислял). И это несмотря на то, что подозрительных элементов было достаточно (например, время совершения операций, их однотипность). Система разблокировки карт в Сбербанке (после блокировки из-за совершения подозрительных операций) - это вообще смешно. Кто угодно может разблокировать, никакой проверки не проводится, данные не уточняются, просто требуются ответы да-нет.

Мошенники в любом случае быстрее и изощреннее, ни полиция, ни службы безопасности банков за ними не успевают. Это факт. А вот такие случаи, как у нас, - повод обратить внимание на слабые и уязвимые места в системе, чтобы повысить безопасность клиентов.

2121
23 комментария

Информативная статья, спасибо за опыт.

7
Ответить

Да, я долго откладывала написание этой статьи, мне хотелось поделиться какими-то результатами, а их особо не было. Хотя действий предпринималось много. Но сейчас некая картинка все же вырисовывается. Дело не бросаю.

2
Ответить

Здравствуйте.

Спасибо, что поделились продолжением истории и рассказали полноценно о ситуации. Как и писали в ответе на ваш предыдущий отзыв, есть вероятность того, что речь идет о семейном фроде.

В вашей ситуации ошибок со стороны системы безопасности не было.

4
Ответить

@Тинькофф а как же странные операции? Почему не позвонить и не уточнить что это за человек? позвонить по видеосвязи? вы же умеете такое делать, https://vc.ru/finance/156298-kak-tinkoff-pomeshal-grabitelyam-vyvesti-dengi-so-scheta-istoriya-s-pohishchennym-franchayzi-dodo-piccy

1
Ответить

А извинения перед банками за то, что вы обвинили их в мошенничестве, будут?

3
Ответить

Это они меня обвинили вообще-то.

Ответить

А с чего банки должны вам возвращать? Их вины тут нет. Вы дали доступ (или у вас без спроса взяли это уже не важно) к телефону иному человеку, который самостоятельно перевёл все деньги. Несанкционированного доступа как я понял тут не было. Конечно пробуйте как неосновательное обогащение взыскать, но есть большая вероятность что карты те были на бомжей или дропов оформлены у которых не имущества ни дохода. Но всё равно молодцы что сейчас в судебном порядке пытаетесь взыскать, это лучше чем ничего не делать. А вы пытались обжаловать в полиции бездействие выраженное в непредставлении банком информации (документов)? Требуйте в полиции выемки у банков документов если игнорируют официальные запросы. Только пишите жалобу в вышестоящее управление, что полиция не получив документы не стала предпринимать никаких мер, хотя законом такая процедура (выемка) возможна и чтобы обязали сотрудников осуществить выемку. Можно через прокуратуру пытаться требовать обязать МВД осуществить выемку.

2
Ответить