{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Тинькофф и Сбер не вернут деньги, снятые мошенниками, продолжение истории (но не конец)

Я знаю, что многие ждали продолжения истории, начавшейся в феврале этого года, когда я писала о том, что мошенники сняли деньги с наших карт, открытых в Сбербанке и Тинькофф банке. Расскажу о том, что произошло за прошедшее время и на что стоит обратить внимание людям, попавшим в схожую ситуацию.

Итак, что было сделано мной.

Я обратилась в банки с заявлениями. Карты были заблокированы. Мне предоставили выписки по всем счетам о совершенных операциях. В возврате средств было отказано, поскольку все операции были совершены либо из приложения, либо с использованием реквизитов карт, они исполняются мгновенно, отменить их невозможно. Ответы стандартные, информации минимум. В результате длительной переписки с банками мне удалось получить чуть больше информации о случившемся, но об этом чуть ниже.

Запросила информацию у оператора сотовой связи о звонках, смс, вероятной выдаче дубликата сим. Дубликата не было. Никаких проблем по их части.

Подала заявление в полицию (в феврале), дала объяснения. При этом мне при каждом общении настоятельно рекомендовали как можно быстрее обращаться в суд за взысканием денег. Дело возбудили только в конце мая (до этого материалы болтались между УМВД и прокуратурой). Помогла в этом, кстати, передача "Человек и закон" - их вмешательство сработало мгновенно, меня буквально через день пригласили для опроса в качестве потерпевшей. Спустя 2 месяца, отведенных для предварительного следствия, оно было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Об этом я узнала буквально недавно, поскольку полиция ничего не сообщает о том, что происходит с делом. Даже на письменные обращения они не отвечают. Только когда я написала в вышестоящую инстанцию, со мной связался начальник отдела и рассказал, что следствие приостановлено, банки на запросы не отвечают, найти никого нельзя. Но меня еще пригласят в следственное управление.

Обратилась к Финансовому омбудсмену, но получила отказ.

Обратилась в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения. Учитывая, что получатели средств мне неизвестны, ответчиками пришлось поставить банки-получатели (в моем случае это Киви-банк и Ю-Мани). В процессе, как появится информация о непосредственных получателях (от самих банков или от полиции), будем делать замену ответчиков. И суды - это тоже не быстро, с августа месяца еще даже рассмотрение не началось (назначено на ноябрь).

Все вышеперечисленное - это стандартный алгоритм действий в подобных ситуациях. Параллельно я самостоятельно пыталась докопаться до истины. Для этого состоялось много встреч с различными специалистами: технарями, которые изучали наши телефоны, банковскими сотрудниками (не наших банков), спецами по дарк.нет и тд. Но никто не мог понять, каким образом все произошло. Единственное, мы узнали, что наши денежки утекли в славный город Киев... Ну и, конечно, получили много информации о различных мошеннических схемах. А еще у нас сложилось небольшое сообщество таких же, как мы, пострадавших от рук мошенников. Все делятся своими историями и полезным опытом - очень ценное общение.

Поскольку я не находила ответов на свои вопросы, я вновь и вновь изучала те материалы, которые у меня собрались в результате переписки с банками. В результате решила копать в направлении банковской карты дочери, поскольку именно с нее было первое списание. Мне удалось выяснить, что на ее телефон устанавливалось приложение Тинькофф Джуниор, были выходы с нашего домашнего ip-адреса. Стало понятно, что без ее личного участия не обошлось. Я предпринимала несколько попыток с ней поговорить, но она упорно не хотела ничего рассказывать. В конце концов я смогла вытянуть из нее некоторую информацию. Связного рассказа не получилось, это были лишь ответы на мои вопросы, причем достаточно односложные. Тем более, что прошло достаточно много времени - с февраля по май! Все это время она молчала.

Что я поняла: дочь (на тот момент ей было 9 лет) в инстаграме увидела некое предложение о перечислении 10000 р. (надо было написать, для чего они тебе нужны), далее общение перешло в телеграм, где попросили данные карты для перечисления денег. Она их передала, у нее списали то, что было (около 4 т.р.). Затем ее обвинили в том, что она украла какие-то деньги, а поскольку она несовершеннолетняя, отвечать будут ее родители - утром приедет полиция, маму с папой арестуют и посадят в тюрьму. И чтобы этого не случилось, она должна перечислить деньги. Далее ее подробно проинструктировали о том, что нужно делать. Она взяла мой телефон, вошла в приложение (пароль подобрала - я была не слишком изобретательна), стала делать переводы, также взяла мои карты и передала их данные. Банк блокировал операции, но потом разблокировал (звонки 900 - никаких секретных слов и фраз, идентификации голоса - просто ответы "да" на вопросы о том, подтверждаете ли операции, уверены ли, что хотите их совершить и тп., она просто ответила "да"). С приложением Тинькофф то же самое. Четкое следование инструкциям, но там переводы прошли свободно, без блокировки. С папиным телефоном все то же самое (он тоже с паролями не изощрялся). Все это продолжалось примерно до 5 утра, с нее не переставали требовать деньги, просто у нее уже не было сил и она отключилась. На следующий день она поняла, что ее обманули, просила вернуть деньги, но ей уже не ответили, а всю переписку удалили безвозвратно. Правда, спустя пару дней пришло некое сообщение в телеграме якобы от Сбербанка о том, что они знают о произошедшем и помогут все вернуть.

В общем, я серьезно недооценивала способности собственного ребенка. И была беспечна в плане безопасности. Эта история была очень поучительна, таким горьким путем, правда.

Но еще она показывает и другую сторону - система безопасности в банках далеко несовершенна. Так, хваленая антифрод-система в нашем случае вообще не сработала. В Тинькофф ни одна из операций в моем ЛК не вызвала никаких подозрений, а у мужа они заблокировали только вторую операцию (первые 50 т.р. с кредитки улетели легко, хотя он в жизни с нее ни копейки не снимал и никуда не перечислял). И это несмотря на то, что подозрительных элементов было достаточно (например, время совершения операций, их однотипность). Система разблокировки карт в Сбербанке (после блокировки из-за совершения подозрительных операций) - это вообще смешно. Кто угодно может разблокировать, никакой проверки не проводится, данные не уточняются, просто требуются ответы да-нет.

Мошенники в любом случае быстрее и изощреннее, ни полиция, ни службы безопасности банков за ними не успевают. Это факт. А вот такие случаи, как у нас, - повод обратить внимание на слабые и уязвимые места в системе, чтобы повысить безопасность клиентов.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Дюша Метёлкин

Информативная статья, спасибо за опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Shilina
Автор

Да, я долго откладывала написание этой статьи, мне хотелось поделиться какими-то результатами, а их особо не было. Хотя действий предпринималось много. Но сейчас некая картинка все же вырисовывается. Дело не бросаю.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Здравствуйте.

Спасибо, что поделились продолжением истории и рассказали полноценно о ситуации. Как и писали в ответе на ваш предыдущий отзыв, есть вероятность того, что речь идет о семейном фроде.

В вашей ситуации ошибок со стороны системы безопасности не было.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Klekovkin

@Тинькофф а как же странные операции? Почему не позвонить и не уточнить что это за человек? позвонить по видеосвязи? вы же умеете такое делать, https://vc.ru/finance/156298-kak-tinkoff-pomeshal-grabitelyam-vyvesti-dengi-so-scheta-istoriya-s-pohishchennym-franchayzi-dodo-piccy

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Morozov

А реально, зачем содержать лишний штат безопасников и звонить клиентам по ночам, если есть код подтверждения по смс? Банк отвечает за безопасность со своей стороны, клиент - со своей.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Операции, совершаемые через личный кабинет, мы учитываем как совершенные с согласия клиента, так как к личному кабинету доступ должен быть только у него. Это простые правил безопасности, которые мы просим соблюдать.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Morozov

А извинения перед банками за то, что вы обвинили их в мошенничестве, будут?

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Shilina
Автор

Это они меня обвинили вообще-то.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

А с чего банки должны вам возвращать? Их вины тут нет. Вы дали доступ (или у вас без спроса взяли это уже не важно) к телефону иному человеку, который самостоятельно перевёл все деньги. Несанкционированного доступа как я понял тут не было. Конечно пробуйте как неосновательное обогащение взыскать, но есть большая вероятность что карты те были на бомжей или дропов оформлены у которых не имущества ни дохода. Но всё равно молодцы что сейчас в судебном порядке пытаетесь взыскать, это лучше чем ничего не делать. А вы пытались обжаловать в полиции бездействие выраженное в непредставлении банком информации (документов)? Требуйте в полиции выемки у банков документов если игнорируют официальные запросы. Только пишите жалобу в вышестоящее управление, что полиция не получив документы не стала предпринимать никаких мер, хотя законом такая процедура (выемка) возможна и чтобы обязали сотрудников осуществить выемку. Можно через прокуратуру пытаться требовать обязать МВД осуществить выемку.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Shilina
Автор

Ну я и не говорю в этом материале, что банки должны мне вернуть, путь здесь иной. И спасибо Вам за советы. Да, там были дропперы, посмотрим, что это за люди. Но еще одна цель - это все же заострить внимание банков на слабых местах, поскольку они постоянно трубят о том, что их системы безопасности безупречны и прекрасно работают. Здесь же на vc год назад был чудесный материал о том, как Тинькофф не допустил, чтобы ограбили похищенного франчайзи Додо пиццы - антифрод сработал блестяще. Но у меня совсем не сработал. А банк вновь говорит о том, что у них все ок в своем комментарии. Но это не значит, что все действительно так хорошо, должно быть лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Кигхриль Vselensky

Поздравляю с успешным раскрытием дела детективов из комментов к прошлой статьи, кажется там было ни одно бинго

Ответить
Развернуть ветку
Кигхриль Vselensky

(Ситуация не приятная, сочувствую)

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Shilina
Автор

Переживается тяжело, да.

Ответить
Развернуть ветку
Лепесток

Спасибо за статью. Очень хотелось узнать какое-нибудь продолжение истории.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Shilina
Автор

Поэтому и пишу, наш опыт может быть полезен кому-то еще.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав С.

Нет денег - нет проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Shilina
Автор

Деньги - это не проблема)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Novoselov

Хорошо бы тому материалу добавить ссылку на продолжение

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Shilina
Автор

Попробую. В комментариях?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Novoselov

А в текст есть возможность добавить? Просто в начале дописать продолжение истории или в конец добавить и ссылку на этот пост.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Б

Какая обманщица) ребенок пароль подобрал.. сколько раз можно ввести неправильный пароль на том же сбере?

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Shilina
Автор

Она сразу попала, мы были не изобретательны.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Иванов

Наворовали карма вернулась. Других обделили несчастье сделали вот и обратив, все справедливо.

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда