{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами

В некоторых случаях это оставалось незамеченным десятилетиями.

Знаменитый абстракционист начала XX века однажды приписал случайному моменту, когда он увидел свою собственную картину вверх ногами, откровение о том, что хорошее искусство не нуждается в предметности. По легенде, Василий Кандинский возвращался поздно вечером из своей мюнхенской мастерской, и заметил в окне удивительную картину, которую лунный свет прекрасно освещал. Хотя предмет на картине был неясен, она захватила и заворожила мастера. Он остановился перед картиной и долго ее изучал, пока не осознал, что это его собственная перевернутая картина, однако уверился в том, что эта завораживающая, но бессмысленная конфигурация "необычайно красива, светится внутренним сиянием", и, безусловно, превосходит оригинал. Считается, что в этот момент художник решил отказаться от изображения предметов на своих картинах.

Повесить картину неправильно — это, по крайней мере в некоторых случаях, небольшая ошибка, но часто ли она случается? Я расскажу о нескольких известных примерах.

Пит Мондриан. Нью-Йорк 1. 1941 г.

Пит Мондриан. Нью-Йорк 1. 1941 г.

Какой стороной вниз повесить сетку из желтых, синих, черных и красных полос? В 1945 году, через год после смерти Мондриана, в MoMA была выставлена картина "Нью-Йорк 1" (1941), и кажется, что кураторы просто пытались угадать. Спустя более 75 лет (в 2022 году) их ошибку заметила немецкий куратор Сюзанна Майер-Бюзер, работающая в музее в Дюссельдорфе, который приобрел работу в 1980 году. Она сравнила картину с архивной фотографией 1944 года, на которой она изображена на мольберте в студии Мондриана, поставленном в другую сторону. Чтобы не повредить работу, ее продолжат выставлять в том же виде, в котором она находилась с 1945 года.

Анри Матисс. Лодка. 1953 г.

Анри Матисс. Лодка. 1953 г.

Когда бумажная вырезка была представлена на новой выставке MoMA "Последние работы Матисса: Большие гуаши" в 1961 году, никто сразу не заметил ничего необычного в этом абстрактном, очень минимальном изображении парусника и его отражения, в котором использовано всего несколько контуров и форм. Однако спустя 47 дней необычайно внимательный биржевой маклер с Уолл-стрит по имени Женевьева Хаберт в свой третий визит убедилась, что работа, должно быть, была перевернута. "Вы не знаете, что вверху, и не знаете, что внизу, и мы тоже", - сказал ей охранник. Однако каталог выставки подтвердил ее подозрения, и она написала об этом в New York Times. К тому времени, когда директор выставочного отдела MoMA согласился принять меры, выставка уже закрылась.

Поль Гоген. Бретонская деревня в снегу. 1894 г.

Поль Гоген. Бретонская деревня в снегу. 1894 г.

Французский писатель и этнограф Виктор Сегален был последователем Поля Гогена. Он отправился на Таити, чтобы встретиться с художником, но прибыл туда вскоре после его смерти в 1903 году. На острове проводился аукцион по продаже вещей Гогена, и среди лотов была странная картина, которая, что почти невероятно, была названа "Ниагарский водопад". По его собственному признанию, Сегален забрал работу за мизерную сумму и тут же развернул ее, и в этот момент композиция внезапно обрела смысл французской деревни Бретон, покрытой снегом.

Больше интересных материалов - в нашем телеграме

Марк Ротко. Черный на темно-бордовом. 1958 г.

Марк Ротко. Черный на темно-бордовом. 1958 г.

Вопрос о том, как повесить серию картин Ротко, известную как "Черный на бордовом", был неоднозначным, и нет никаких сведений о первоначальном замысле художника. Созданные для ресторана Four Seasons в здании Seagram, они были подарены Тейт самим художником. Когда они появились в 1970 году, их повесили так, чтобы центральные бордовые полосы шли горизонтально, чтобы отразить, как Ротко подписал обратную сторону холста. В 1979 году они были переведены в вертикальное положение, а в 1987 году вернулись к прежней ориентации. В конце концов, они снова стали вертикальными, и так они и висят до сих пор.

Винсент Ван Гог. Высокая трава с бабочками. 1890 г.

Винсент Ван Гог. Высокая трава с бабочками. 1890 г.

Не всегда эксперты в области искусства способны почувствовать, что с произведением что-то не так. В случае с картиной Ван Гога, первой забила тревогу в 1965 году 15-летняя школьница, которую заставили еще и доказать свою правоту ( она показала обслуживающему персоналу почтовую открытку). Оказалось, что работа была случайно повешена вверх ногами после того, как ее сняли, чтобы сфотографировать, но благодаря зоркому глазу подростка эта инверсия длилась недолго - всего пятнадцать минут!

Джексон Поллок. Номер 27, 1950. 1950 г.

Джексон Поллок. Номер 27, 1950. 1950 г.

Хотя технически это не ошибка, решение кураторов повесить картину Поллока вертикально, а не в традиционной горизонтальной ориентации, как указано в его каталоге, является отсылкой к экспериментам самого художника на выставке 1950 года в галерее Бетти Парсонс. "Возможно, пространство было фактором, но если бы Поллок возражал против того, чтобы картина висела вертикально, ее бы не было, - сказала куратор Уитни Дана Миллер в 2015 году. Очень важно, что он перевернул картину после того, как она была подписана, что говорит о том, что он никогда не принимал окончательного решения о том, как должна быть выставлена работа. "Если бы подпись не стояла на картине на выставке Бетти Парсонс, я не думаю, что мы бы сделали то, что сделали", — добавила Миллер.

Сальвадор Дали. Четыре жены рыбаков в Кадакесе. Ок. 1928 г.

Сальвадор Дали. Четыре жены рыбаков в Кадакесе. Ок. 1928 г.

Когда в 1994 году работа отправилась в лондонскую галерею Хейворд на ретроспективу художника-сюрреалиста, ее случайное размещение вверх тормашками не привлекло никакого внимания. Так продолжалось до тех пор, пока Мартин Бэйли из The Art Newspaper не решил, что известный абсурдист Дали, вероятно, не сделал бы фаллический мотив в одном углу направленным вниз, а не вверх. Когда он поднял этот вопрос с куратором выставки Аной Беристейн, она, очевидно, заявила, что «посетители дома Дали сказали, что видели его таким, каким он висит в Лондоне». Опыт Антони Питшота, директора театра-музея Дали, решил дело в пользу догадки Бейли.

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда