«Не будешь знать математику — не станешь программистом». ИТ-специалисты вспоминают школьные годы
В День учителя «Учи.ру» расспросил коллег, как они писали код в тетрадках, обсуждали на физике философские вопросы, изучали культовые польские олимпиады, читали подшивки древней документации по Turbo Vision на папиросной бумаге.
Ещё лет двадцать назад мало кто осознавал возможности ИТ-направления и уж тем более понимал, какие школьные навыки помогут покорить эту индустрию. Тем интереснее услышать истории специалистов, добившихся успехов в профессии.
«Я не особо учился в школе после пятого класса, и никакие пинки не работали. Просто не ходил на те уроки, которые мне были неинтересны, либо сидел на "камчатке" и не обращал внимания на происходящее. И, наоборот, сидел за первой партой на тех уроках, которые были интересны. Яркий пример был с химией, которая мне никогда не давалась. У нас на какое-то время сменилась учительница. Она была моложе, любила свой предмет и не обладала каталогом ярлыков для учеников. Это привело к тому, что за короткий срок я настолько увлёкся предметом, что стал оставаться на дополнительные занятия. Конечно, когда замена закончилась, всё вернулось на круги своя. Но интерес к химии не исчез.
А я на тот момент отлично понимал, что математика хоть и полезна, но точно не является критичной для разработчика. И после этого совсем на неё забил, что, конечно, сильно мешало и мешает до сих пор в некоторых ситуациях. Во многом пришлось потом разбираться с нуля, что гораздо сложней, чем в школе.
Программировать я начал в 10 лет, первым компьютером был советский аналог ZX Spectrum — Raton-9003. Он подключался к телевизору, и программы грузились с магнитофонных кассет. Я шучу, что начал кодить потому, что это было быстрее, чем загрузить игру. И это только отчасти шутка. Помню, как радовался, когда в первый раз реализовал обработку коллизий в гонках и писал код в тетрадках заранее, чтобы прикинуть алгоритм. К тому времени, как появилась информатика в школе, я уже знал в этой области не меньше учителя. Поэтому на уроки особо не ходил, а помогал с настройкой компьютеров и организацией локальной сети, когда появились первые пентиумы.
Я на тот момент уже зарабатывал разработкой, и, помню, он что-то у меня спрашивал на эту тему. Можно шутить, что учитель пошёл по стопам ученика.
Зарабатывать деньги разработкой по-серьёзному я начал уже после школы. В школе были разовые вещи на фриланс-биржах, но тут нужно понимать, что в 2001 году, когда я начал изучать веб-разработку, рынок был довольно небольшой, на постсоветском пространстве отрасль ИТ не была раскрученной. И я до конца не осознавал, что мои навыки могут быть не только интересным хобби, но и способом заработать приличных денег.
Работа дала мне в разы больше опыта и знаний. Да и отсутствие «корочек» мне не очень мешало на протяжении карьеры.
Я считаю, что главное, что должна давать школа, любовь к получению и применению знаний. Без этого в любой динамичной отрасли будет очень сложно поспевать за актуальными тенденциями и совершенно невозможно двигать эту отрасль вперёд. Что касается навыков — поиск и анализ информации и групповая работа. Это то, что очень поможет в любой современной отрасли, но, к сожалению, слабо формируется в средней российской школе.
У меня есть опыт работы со школьниками и студентами, но я не представляю, как бы я вёл информатику в рамках учебного плана. Исходил бы из идеи, что нужно заинтересовывать учеников и учить искать ответы самостоятельно, а не пихать всю программу подряд в голову. Главное, что я обычно пытаюсь донести: ИТ — это крутая и динамичная отрасль, в которой много возможностей самореализации для всех желающих, но успеха добиваются в первую очередь люди, которые любят то, чем занимаются».
«По математике, конечно, у меня были пятёрки. Я вообще олимпиадник, ездил на олимпиады с девятого класса. При этом я впервые увидел компьютер в 9-м классе, когда перешел в физико-математическую школу в Перми из районной. Но зато в 11-м классе у меня была первая степень на областной олимпиаде по программированию.
Точечные случаи бывают, но это скорее исключение. Сергей Евгеньевич Полянский — мой преподаватель олимпиадной физики. Он учил в ФМШ №146 в Перми. К сожалению, он уже умер. Яркий, харизматичный дяденька. С индивидуальным подходом, с кучей шуток. Придумывал много развлекательных задач.
Я запомнил, как попал к нему. У нас была специализированная школа, ФМШ, принимала учеников с восьмого класса, но я попал с девятого. В восьмом я получил диплом третьей степени на олимпиаде по математике в областной олимпиаде. Нас, победителей олимпиады, отправляли в лагерь в Судак. И там, помимо обычной лагерной жизни, можно было выбирать углублённые предметы. Я познакомился там с ребятами как раз из этой школы. Мама хотела перевести меня в эту школу в девятом классе. Сначала они меня не зачислили, но потом навели справки о том, как я занимался в лагере, — а я там реально много трудился, потому что мне нравилось, — и меня приняли в школу.
У меня была обычная, районная школа, мне там бывало скучно, а тут такое комьюнити было прикольное. Ну и, соответственно, я пришёл в школу, мне дали тестовые задачи. Я всё решил очень быстро, и они меня взяли. Я попал на первую контрольную по физике. Нам было предложено решить три задачи, все они были по уровню трудности олимпиадные. Я их потом нашёл в архиве — это были задачи из польских олимпиад.
И всем поставили по двойке, а мне поставили три с минусом. И после этого Сергей Евгеньевич взял меня к себе. Математики тоже хотели из меня олимпиадника сделать, но он меня забрал первым.
Он давал мне кучу книг. Я не знаю, как сейчас олимпиадники живут, но в те времена была очень важна литература. Подшивки журнала Квант, польские олимпиады — вот это всё нужно было обязательно. Без литературы невозможно было подготовиться. Он меня по полной снабжал этой литературой. Так и закрутилось. С девятого класса я начал ездить на зональные олимпиады.
Олимпиадники расходятся кто куда. Много технарей ушло в разработку. У меня все друзья-физики работают в ИТ-компаниях. Кто-то идёт в науку.
У нас школа сильная была, много полноценных компьютерных классов. У каждого ребёнка был компьютер. Это был 97-й год, наверное, пентиум MMX 133. В школе я не думал, что программированием хочу зарабатывать.
Если бы мне нужно было бы провести урок информатики у школьников? Я считаю, что любая деятельность интересна, нужно только найти отклик у людей. Недостаточно заманить в программирование обещанием научить делать, например, игры. Нужно найти в самом предмете какую-то красоту.
Один из примеров, который я использую: я еду в метро, и сидит человек, читает ноты. И он так увлечён, на каких-то моментах восхищается. Так как у меня ноль в музыкальном образовании, для меня это какая-то магия. Но у меня был такой период, когда я так же ездил и читал код. В любой деятельности намешана вся жизнь. И из этого большого клубка я бы попробовал чем-то зацепить людей».
«Лично мне кажется, что в разработке в первую очередь важно уметь удерживать в голове сложную абстрактную модель, видеть связи между её элементами и уметь эту модель видоизменять. Любая точная наука оперирует моделями и в этом смысле подготавливает сознание к работе такого рода. Важно, заучиваем ли мы эти модели и их свойства наизусть или же пытаемся выводить на ходу.
Если в основном заучиваем — то это бесполезно с точки зрения последующей работы. А если пытаемся понять, как появляются новые модели, доказываем их, опровергаем и строим доказательства — то это уже действительно может помочь научиться, в том числе и программировать.
Самые лучшие отношения у меня были как раз с физикой и математикой, самые плохие — с химией и английским языком.
Это очень круто — наблюдать, как из разрозненных фактов и допущений выстраивается целая система, которая обладает предсказательной силой и вообще приносит профит, а не сама по себе. Если чем-то таким заниматься на уроке не получалось (например, на английском) — для меня это была бездна угнетения и отчаяния.
Или предлагал самостоятельно вывести практически каждый закон перед тем, как прочитать о нём в учебнике.
К сожалению, мне не очень долго удалось у него учиться, но в целом я полагаю, что именно он дал мне вместо рыбы целую рыболовную сеть, с помощью которой я потом выгребал очень много сложного на протяжении карьеры.
А ещё он водил группы школьников в походы на Урал, и это отдельно сносило неподготовленную юношескую крышу. Возможно, именно это привело к тому, что я уже во взрослом возрасте совершил кучу горных походов: от Полярного Урала до Путоран.
Я ещё в 7 классе начал активно зависать в классе информатики. Началось всё с программирования кенгуру, который чертил линии на экране. Затем был Turbo Pascal — я купил книгу Фаронова и какое-то время увлечённо занимался рисованием красивых фигур.
В классе у нас, кажется, был один или два первых пентиума, несколько 486-х и 386-е. У меня первый компьютер появился в 10-м классе, это был Celeron 233 Mhz.
Именно практических навыков программирования в школе мне получить не удалось, всё же чисто академические задачи вроде самостоятельной реализации сортировки пузырьком — это скорее антипаттерн в реальной работе.
Так что, полагаю, таким главным навыком является умение думать. А к этому навыку требовательны абсолютно все области разработки, даже программирование фронтэнда на тачпэде.
Школу я закончил средне, чуть не схлопотал тройку по химии. Медалей и других атрибутов успеха замечено не было. Это все последовало уже в университете — красный диплом, 5+ в зачетке по дискретной математике.
Если бы меня попросили поговорить со школьниками об информатике, я бы постарался рассказать, о чём вообще эта профессия, чтобы помочь ребятам определиться. Школа, как мне кажется, даёт очень смутное представление о том, чём предстоит заниматься в реальности, и было бы неплохо немного развеять этот туман.
Разработка всё же довольно специфическая область деятельности, она может много дать, но и требует тоже довольно много. Мне бы хотелось, чтобы ребята в целом меньше ошибались в выборе будущей работы — мне нравится, что мои программисты не плачут»!
«Математические и естественно-научные дисциплины, безусловно, упрощают путь в профессиональное программирование, но это не панацея. В последнее время появляется много относительно новых междисциплинарных направлений в ИТ: анализ и синтез естественного языка, биоинформатика и множество других, где без знаний смежных наук в принципе невозможно представить профессиональную деятельность.
Я бы рекомендовал не ограничиваться только перечисленным набором наук, а смотреть шире и интересоваться всем вокруг, ведь любого профессионала отличает — в первую очередь — пытливость ума.
Мне кажется, что меня можно назвать довольно удачливым человеком — на моём жизненном пути мне встречались исключительно прекрасные педагоги. Наверное, именно это и повлияло на то, что мне всегда нравился сам процесс обучения — нравился поиск проблемы, а затем — эйфория от нахождения верного решения.
Я был довольно активным ребёнком, мне довольно легко давалось учёба, но из-за постоянной спешки я часто был невнимательным. Именно классная руководительница не давала мне заскучать, придумывала новые задачки и направляла мою энергию в нужное русло, а когда я торопился и ошибался, то не останавливала сразу, а дожидалась, когда я закончу, и показывала на финальном результате, к чему приводит спешка.
С начальной школы мне больше давались точные науки, поэтому большинство учителей говорило, что мне нужно быть инженером. Я тоже долгое время склонялся к этому варианту. В школьном аттестате у меня все пятёрки, но в 10-м классе я получил несколько четвёрок по любимым предметам — алгебре и геометрии. Хоть это и не отразилось на аттестате, но я получил серебряную медаль.
Летом после 7-го класса я понял, что хочу быть программистом. Примерно в то время я начал сам копаться в HTML, CSS, PHP, делать простенькие сайты.
В тот день астрологи объявили месяц бессонных ночей и красных глаз. В школе же была полноценная информатика и много программирования, а также новенький компьютерный класс, обустроенный по какой-то государственной программе.
В какой-то момент каждый начинающий программист понимает, что для повышения экспертности уже недостаточно просто выучить новую языковую конструкцию, инструмент или IDE, а нужно копать вглубь. В этот момент начинают требоваться знания из совершенно разных областей, часть из них очень чувствительна к фундаментальному образованию, основа которого как раз и закладывается в школе.
Если бы я вёл информатику, то старался бы давать больше подкрепления на реальных примерах. Школьнику порой очень тяжело понять, зачем вообще нужны массивы, деревья, булева алгебра и т.д. Важно не только правильно объяснить, но и заинтересовать, найти пример, который максимально будет близок для них — например, любимая компьютерная игра».
«Не будешь знать математику — не станешь программистом»
ахахахаха
Тут дело не в том что ты программист, а в том, что в 40 лет у тебя будет зп как у джуна с 5 летним стажем ;)
Кто не разбирается в математике, те растут вертикально, а не горизонтально. Становятся управленцами. И у них тоже все хорошо
Лол. Ты забываешь один нюанс. 1 из 10 становится управленцем, остальные 9 работают дальше за свою зп или меняют профессию (про смену профессии в статьях, куда деваются программисты после 40). Ты молодец, если попадешь в 10%, но шансы малы.
Ну да, есть два пути: рост и стагнация.
Если стагнируешь, то и получаешь столько же (или даже меньше). И неважно, знал ли ты математику.
А если растешь, то неважно, в какую сторону - везде хорошо
Не два пути - а три: рост, стагнация, уход в другую профессию. Вот блин, знал бы ты матан, не спорил бы со мной :)
не три пути, а четыре. Можно еще умереть
Знал бы ты матан, не спорил бы
Мы сейчас в поле проф развития разговариваем, а ты выходишь за его рамки. Думаю про смерть на рабочем месте из-за производственной травмы нам не стоит обсуждать :)
Уход в другую профессию после 40 лет в РФ - это сродни смерти. После 40 никто джуна (в любой сфере) на работу не возьмет. После 50 даже опытных стараются не брать.
Область здесь программирование. И путей в программировании два - развиваться или нет.
Смена проф деятельности, переход в бомжи, выигрыш в лотерею и переход в кутилы, смерть - это все за рамками.
Если у тебя есть необходимые навыки, то плевать на твой возраст.
Только там, где кадровый голод.
Не обязательно
Так я о чем и говорю. Уход в другую профессию это не в лётчики или космонавты, а в такси, бизнес купи продай, сантехники, электрики итп. Ты че там думаешь, все тебя ждут на 500к после смены профессии?
Зачем вообще рассматривать смену профессии? Почему опытного разработчика, пусть и закисшего на 15 лет в одном месте, будут увольнять? Систему он хорошо знает, может даже лучше всех. Со своими обязанностями 15 лет уже справляется.
В новом месте ему, может, золотых гор не пообещают, но явно больше, чем таксисту перепадет. А на старом месте и так все хорошо.
Когда ты решишь стать начальником, то с удивлением обнаружишь, что на твоё место начальника взяли парня из яндекса мейла итп. Ну т.е. ты понял, выбор между тобой и человеком из топ компании очевиден.
Вообще не очевиден. Если я вырос в компании, то это место начальника точно отдадут мне, а не какому-то рандомному чуваку из мейла/яндекса (откуда, кстати, их культ? у них же часто все работает, кхм, не очень хорошо)
Да и математика особая там не нужна. Высокие требования только к алгоритмам.
Искусство быть начальником отличается от умения программировать.
Конечно, отличается. И в яндексе в том числе