Meta* признана экстремистской. Что делать бизнесу?
Взаимодействовать с сервисами компании придётся по новым правилам.
21 марта 2022 года Тверской суд Москвы запретил деятельность компании Meta*, которой принадлежат Facebook** и Instagram**, как экстремистской.
Юристы CoMagic и UIS — единой платформы коммуникаций, аналитики маркетинга и продаж, дали рекомендации бизнесу, как действовать в новых условиях. Что запрещено, чем грозит нарушение, а что можно (по крайней мере, пока). Начнем с того, что мы рекомендуем сделать чем скорее, тем лучше.
1. Прекратить платежи
Начиная с 21 марта, любые платежи в пользу организации, признанной экстремистской, могут быть расценены как финансирование её деятельности (ст. 282.3 УК РФ).
Поэтому всем, кто ранее пользовался таргетированной рекламой в соцсетях, принадлежащих Meta*, важно прекратить платежи этой организации, в том числе через третьих лиц, например, агентства.
Дополнительно можно обезопасить себя: по актуальным договорам с подрядчиками разослать официальные уведомления с отказом от услуг рекламы на указанных площадках.
Что насчет инфлюенс-маркетинга?
Чем может грозить нарушение запрета?
Для физических лиц — привлечением к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 282.3 УК РФ («Финансирование экстремистской деятельности»), лишением свободы до 8 лет, а если с использованием служебного положения — до 10 лет. Для юридических лиц — ответственностью, предусмотренную ст.15.27.1 КоАП РФ, то есть штрафом в размере от 10 до 60 млн рублей.
2. Убрать иконки сервисов
Закон запрещает публично демонстрировать атрибутику/символику экстремистских организаций. Существует вероятность, что иконки и названия сервисов будут расценивать так.
Это значит, что стоит: удалить все иконки и названия сервисов с сайтов, рекламных площадок, из групп, сообществ, email-рассылок — любого контента.
Несоблюдение правил грозит последствиями:
- Штраф для физических лиц: 1 000 – 2 000 рублей;
- Для должностных лиц: 1 000 – 4 000 рублей;
- Для юридических лиц: 10 000 – 50 000 рублей + конфискация предмета нарушения (например, компьютера, телефона).
3. Маркировать упоминание о компании в любом контенте
Упоминать в публикуемых материалах Meta* и ее сервисы Facebook** и Instagram** без маркировки не рекомендуем.
Нужно либо полностью исключить упоминание, либо добавить:
«…организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена».
Дополнительно можно маркировать сервисы, например, так: «... сервис, принадлежащий экстремистской организации, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена».
Лучше «почистить» весь контент, выпущенный за последний год (год — срок давности привлечения к административной ответственности по указанным статьям), так как бывают случаи, когда по этому закону привлекают к ответственности и за старый контент.
Рекомендуем сначала почистить наиболее популярный контент, затем остальные материалы.
Чем может грозить нарушение запрета
Согласно ч.2 ст. 13.15 КоАП РФ (распространение информации об организации, включая в перечень экстремистских без указания на то, что организация запрещена), нарушителям грозит штраф:
- Для физических лиц: от 2 000 до 2 500 рублей;
- Для должностных: 4 000 – 5 000 рублей;
- Для юридических лиц: от 40 000 до 50 000 рублей + конфискация предмета нарушения (например, телефона, ноутбука и т.д.)
___________________________________________________________
Что напрямую не запрещено законом, но лучше сделать.
4. Приостановить ведение социальных сетей
Наиболее безопасная стратегия для бизнеса — приостановить любую деятельность на площадках Meta*: публикацию постов, сториз, продаж, гивов, марафонов.
Надо ли при этом полностью удалять бизнес-аккаунт?
5. Пересмотреть содержание всего контента
Конечно, у нас остались и другие площадки — VK, Telegram, Яндекс.Дзен. Даже «Одноклассники» сейчас могут обрести вторую жизнь и стать популярными. Тем не менее, надо быть внимательным к контенту, который компания хочет публиковать: внимательнее относиться к формулировкам, которые могут быть расценены как разжигание расовой или национальной розни, пропаганда дискриминации, рецензировать контент, связанный с проведением специальной операции.
Чем может грозить неосторожность в содержании контента?
- Штраф для физических лиц: до 100 000 рублей;
- Для должностных лиц: до 200 000 рублей;
- Штраф для юридических лиц: до 500 000 рублей.
При повторном нарушении в течение года — уголовная ответственность (ст. 280, 280.1, 280.2, 280.3 УК РФ).
*Экстремистская организация, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена.
** Сервис, принадлежащий экстремистской организации, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена.
Прям раздули пузыри из этой ноздри
Ее просто наскоряк прихлопнули, чтобы глаза не мозолила.
Понятно, что долбачам, кто там будет вкидываться, может прилететь.
"Лучше «почистить» весь контент, выпущенный за последний год (год — срок давности привлечения к административной ответственности по указанным статьям), так как бывают случаи, когда по этому закону привлекают к ответственности и за старый контент.'
Сказали А, так говорите и Б. Б - это конкретика.
Иначе просто чушью пованивает.
Были ли уже случаи привлечения "бизнеса" за оплату рекламы ? Или за посты (без упоминания "операции" и тд)