{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Как добывают литий и почему Россия сделала ставку на «белую нефть»?

Объем мирового рынка лития оценивается в $50 млрд.

Последнее десятилетие ознаменовалось в мире настоящей литиевой лихорадкой. Руда, которую часто называют «белым золотом» и «белой нефтью», стала одним из ключевых элементов мировых экономик и камнем преткновения в геополитических спорах. Цена на литий довольно высока, и ресурс уже находится в дефиците — из-за зеленой повестки, энергоперехода и отказа от топливного транспорта в США, Европе и Китае. Самое время задаться вопросом: как и где добывают этот ценный металл?

Мировая добыча чистого лития (без учета США, так как страна не публикует эти данные) выросла с 29,5 тысяч тонн в 2016 г. до 130 тысяч тонн в 2022 г., но и этого мало для удовлетворения спроса. В денежном эквиваленте объем рынка лития оценивается в $50 млрд (по данным за 2022 год).

Сегодня мир нуждается во все большем количестве аккумуляторов: накопители электроэнергии, электромобили, смартфоны, и прочая техника. В своих статьях о продукции VOLTS мы тоже часто говорим о литиевых аккумуляторах, но редко останавливаемся на том, откуда вообще берется литий.

Мировые запасы лития

Более 75% всех разведанных запасов лития залегают в южноамериканском регионе (Аргентине, Боливии и Чили), известном как «литиевый треугольник». Его вершины — крупные солончаки: боливийский Салар-де-Уюни, чилийский Салар-де-Атакама и аргентинский Салар-дель-Омбре Муэрто.

Новая восходящая звезда сектора — Африка. По оценкам трейдингового гиганта Trafigura, к 2030 году на регион будет приходиться 20% экспорта лития. Серьезными запасами обладают Зимбабве, Намибия, Гана, Демократическая Республика Конго и Мали. Сейчас континент превратился в настоящее поле международной битвы между КНР и США: каждый пытается урвать свой лакомый кусочек и разместить как можно больше своих заводов по добыче и переработке сырья.

Где добывают литий в России?

Россия тоже может похвастаться запасами литиевой руды, достигающими 10% мировых. Всего в стране 14 месторождений, их объем в совокупности составляют порядка 4,5 млн тонн. Большая часть запасов сосредоточена в редкометалльных (рудных) месторождениях Мурманской области. По подсчетам, только в Колмозерском месторождении содержится почти 19% всех запасов лития в стране.

Как добывают литий?

Литиевую руду добывают несколькими способами.

Первый:

Из пегматитовых минералов, состоящих из кварца, полевого шпата, слюды и других кристаллов. Раньше это был основной источник лития в мире.

Второй:

Из глин солончаков.

«Солончак, солончаки — тип почвы с большим содержанием легкорастворимых солей».

Из подземных месторождений богатую литием воду перекачивают в искусственные водоемы, где она испаряется под солнцем от шести до восемнадцати месяцев. Цвет водоемов меняется в зависимости от содержания лития: чем дольше соляной раствор стоит на солнцепеке, тем концентрированнее он становится. Площадь каждого из таких бассейнов — несколько футбольных полей.

Искусственные водоемы на литиевой шахте SQM, пустыня Атакама, Чили. Почти три четверти литиевого сырья в мире поступает из шахт в Австралии или соленых озер в Чили.

После выпаривания раствор хлорида лития и хлорида магния перевозится в цистернах на перерабатывающий завод. Там литий отделяется в виде мелкой белой муки, после чего прессуется в брикеты, которые отправляют заказчикам.

Для чего используется литиевое сырье?

Сегодня большая часть добываемого в мире лития уходит на производство литиевых аккумуляторов. Например, на производство одной батареи для Tesla Model S требуется 63 килограмма лития. Литиевую руду используют для робототехники и транспорта, особенно авиакосмического, в металлургии, микроэлектронике, химии и других отраслях.

Российский литий — почему его начинают добывать только сегодня?

Несмотря на внушительные запасы лития, в России его добыча в промышленных масштабах не ведется. Руду импортируют в страну из Южной Америки — порядка 9 тысяч тонн лития в год, что обходится стране как минимум почти в четыре миллиарда рублей.

Россия полностью зависит от импорта лития с 1997 года, с момента закрытия рудника в Красноярском крае. Столкнувшись в 2022 году со сложностями в импортных закупках «белой нефти» из Аргентины и Чили, российские власти взялись за освоение отечественных месторождений. Так, после 26-летнего перерыва в стране приступают к добыче лития.

Сейчас металл крайне востребован из-за 75-процентного роста производства электромобилей в мире, последние два года цены на него обновляют исторические максимумы. Такая тенденция сохранится надолго и напрямую отразится на России. На текущем этапе технологического развития литий — стратегически важное сырье. Оказалось, что все же иметь своих производителей этой редкой руды полезно не только с точки зрения экономики, но и в интересах неуязвимости.

Так, за разработку крупнейшего месторождения Колмозерское в Мурманской области взялись в 2023 году. Проект курирует «Полярный литий» — совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома».

Благодаря освоению месторождения будет сформирована единая технологическая цепочка — начиная от добычи сырья и его переработки в концентрат и заканчивая выпуском литий-ионных аккумуляторов. К слову, «Росатом» уже занялся строительством завода по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей, гигафабрика заработает на площадке Балтийской АЭС в Калининграде уже в 2026 году.

Предполагается, что «Полярный литий» поможет стране войти в пятерку литий-добывающих стран и занять свое почетное место на мировом рынке по экспорту этого металла. По сообщению Минпромторга, объемы добычи из месторождения Колмозерское составят до 45 тысяч тонн карбоната и гидроксида лития в год. Геологоразведочные работы планируют завершить через несколько лет, а выйти на проектную мощность — к 2030 году.

Впрочем, на вопрос о том, сможет ли Россия войти в число крупнейших мировых производителей лития, эксперты выражают сомнения, потому что сейчас в стране литий не добывают. При этом, как отметил основатель компании-производителя накопителей электроэнергии VOLTS Владимир Млынчик, с учетом запуска добычи руды в Мурманске, все возможно.

Добиться заветных 10% мирового рынка лития в стране планируют к 2033 году. Впрочем, даже с такими показателями задумываться о серьезной конкуренции с Чили и Боливией пока рано.

Вероятнее всего, после старта проекта добытый литий еще много лет будут использовать исключительно для внутреннего рынка. Например, для производства аккумуляторных батарей для электромобилей, накопителей электроэнергии, электросамокатов, электровелосипедов и других.

Основатель VOLTS Владимир Млынчик

Также в 2023 силами «Химико-металлургического завода» (ПАО «ХМЗ») планировался старт разработки еще одного крупнейшего месторождения лития в Мурманской области — Полмостундровского. В рамках проекта начать добычу лития на этом месторождении должны были в режиме опытно-промышленной эксплуатации – около 1 тысяч тонн с переработкой на ХМЗ и с последующим увеличением объема добычи до 20 тысяч тонн. Началась ли добыча, пока неизвестно.

А еще в марте прошлого года «Газпром» и «Иркутская нефтяная компания» заявили о совместных намерениях организовать добычу лития на Ковыктинском газоконденсатном месторождении — крупнейшем по запасам газа на востоке России. Также «Газпром» планирует развернуть на Ковыкте опытную установку по производству карбоната лития: литийсодержащий рассол будут добывать с глубины 1,5-2 км.

Чтобы не терять время на раскачку собственных месторождений, «Росатом» договорился о строительстве в Боливии промышленного комплекса по добыче и производству карбоната лития. В проект вложили $600 млн. Полученное сырье будут отправлять на гигафабрику в Калининград для производства аккумуляторных батарей и систем накопления энергии.

Резюмируя вышесказанное: участие России в литиевой гонке – стратегическая задача. В 2023 году в стране выпустили с отечественных конвейеров 9740 электромобилей, среди которых марки Evolute i-Pro, Evolute i-Joy и Москвич 3е. В текущем году объемы выпуска могут составить более 30 тыс единиц техники. А еще в прошлом году в разных регионах установили 1151 быструю зарядную станцию для электрокаров.

В последние пять лет в стране наблюдается активный рост спроса на батареи для электротранспорта. В крупных городах появляется все больше электробусов, а шеринг электросамокатов очень прочно вошел в нашу повседневную жизнь. У местных производителей тоже есть потребность в дешевом литие. Например, в России есть несколько компаний, производящих аккумуляторы, но работают они на импортном сырье, в основном китайском, так что стоимость батарей для конечного потребителя не самая лояльная. В перспективе, добыча лития в собственных месторождениях ускорит процесс электрификации транспорта, сделает городскую инфраструктуру еще комфортнее и позволит бизнесу снизить цены на товары с использованием литий-ионных аккумуляторов.

Основатель VOLTS Владимир Млынчик

А что вы думаете о будущем российского лития и мировой тенденции? Приглашаем к дискуссии в комментариях!

0
107 комментариев
Написать комментарий...
Алексей

Я не был в Норильске, но наслышан. Я был в Карабаше с его мертво-лунным ландшафтом и Челябинске (поселок Томинский) где недавно РМК открыло новый ГОК.
Все эти бравадные статьи совершенно НЕ отображают отчаянье и озлобленность местных. В России, вопреки рекламным роликам и заказным статьям, добыча сырья ведется варварскими и не экологичными методами. В приоритете максимально обогатиться за короткий срок и уйти в закат, а завтра - хоть потоп.
Все деньги же оседают в Москве, а местным достается онкология и низкая продолжительность жизни. По факту.
В лучшем случае строят стадион или торговый комплекс. На отвяжись, чтоб пустить пыль в глаза.

Ответить
Развернуть ветку
Комментарий года

Все по факту написали. Мое детство прошло на Таймыре в г. Дудинка (город-порт тбслуживающий норникель), ну и лето одно провел в Норильске - так вот, уж каким бы я не был похуистическим и глупым школьником в свои 10 лет, но даже я бежал закрывать скорее форточки и окна когда завод начинал выбрасывать свое говно в воздух. А кто-то там каждый день этой хуйней дышит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Pavel Loginov

Всё так. Из последнего — когда разлили дизель в Норильске, то обязали выплатить штраф в 146 млрд, который должен был пойти в местный бюджет на восстановление природы. Но депутаты подсуетились и в трех чтениях провернули закон, по которому деньги должны уйти в Москву... и да, Норникель находится в Москве

Ответить
Развернуть ветку
Тимон

все по базе богатые/бедные, одни богатеют, другие беднеют, одни живут в эко районах, другие (из-за бедности не могут мигрировать) умирают и портят здоровье в условной Челябе или Норильске

Ответить
Развернуть ветку
Саша Серый

или онкоцентр - сейчас это модно.

Ответить
Развернуть ветку
Milton Fridman

"В крупных городах появляется все больше электробусов"

Москва и Питер это не вся страна 😆

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kharlamov
Ответить
Развернуть ветку
Опасный

В Челябинске есть штук 10-15

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Степан Фадеев

Сложно поверить, но в Волгограде их стало реально много. Хотя честно не понимаю чем они лучше тех же автобусов на метане.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Че

По количеству населения - да

Ответить
Развернуть ветку
Олег Бринц

В Омске электробусы есть, троллейбусы и трамваи новые поступают чуть ли не каждый месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew K.

Электробусы - кстати, хрень полная. Лучше бы троллейбусы развивали. В Москве В итоге потратили в 10 раз больше денег по сравнению с троллейбусами, и ухудшили экологию на 2/3 парка (перевели на автобусы)

Ответить
Развернуть ветку
Чех в чешках
Сегодня литий стремительно дорожает
Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ilinsky

Ваш график — котик с лапкой.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Какер Тарлсон

Вот корректный график

Ответить
Развернуть ветку
Danila Poyarkov

На столе у больших начальников цена только начала подниматься

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Калинин

Отрицательный рост

Ответить
Развернуть ветку
Джимми Юрин

Самое печальное, что в России поздно подхватывают тренды, где вы были 10-15 лет назад, имея 10 проц мировых запасов лития? А щас прошляпили и опять "догнать и перегнать"

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Нам бы для начала обычные нормальные машины научиться делать на ДВС и с автоматической коробкой передач, хотя бы уровня 10-ти летней давности как у Kia.

А вы про литий, электрокары. Да нафиг они нужны.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Владимир Мухин

а ты уверен, что 15 лет назад кто-то вообще ставил на электрическую повестку? Тесла и заняла рынок первой из-за визионерства отдельного чувака

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
t t

А кто сказал, что свой литий добывать дешевле, чем покупать руду у Аргентины и Чили?
Как я понял, сейчас решили разрабатывать только из-за проблем с закупками из-за санкций.

Например титановую руду мы закупаем, хотя и своих залежей полно, просто так дешевле выходит и свои запасы на будущее не помешают.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Optimus

Опять "к 2030 планируется".

Ответить
Развернуть ветку
Михаил _

Такой у них горизонт планирования...

"Горизонт - это воображаемая линия, которая УДАЛЯЕТСЯ от нас по мере приближения"
😏 Теперь понимаете?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Макс Мартин

Как обычно все в будущем времени. А там либо ишак сдохнет, либо падишах.

Ответить
Развернуть ветку
Какер Тарлсон

Немножечко потерпеть еще.

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

Для Газпрома литий это игрушка хайповая просто

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

Просадка у газпрома в 6% и снижение добычи в хмао на 3% (данные Зубаревич) по итогам 11 месяцев 2023 года свидетельствует о том, что "посоны начинают что-то подозревать"

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
VOLTS
Автор

Понимаем это. В заголовке скорее метафора на основе сравнения по общему признаку — большому спросу на ресурс)

Ответить
Развернуть ветку
Кочегар Бакланов

Россия сделала ставку на самовыпиливание, а не на белую нефть, и не на черную.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мухин

Нормально так)...участие в литиевой гонке – стратегическая задача, но при этом выпустили всего 9740 электромобилей, чет не пахнет каким-то виженом.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Greenwood

А что там с вашим проектом по производству батарей литиевых?

Ответить
Развернуть ветку
VOLTS
Автор

Все хорошо, проект на стадии реализации)

Ответить
Развернуть ветку
Labeling
Как добывают литий и почему Россия сделала ставку на «белую нефть»?
Объем мирового рынка лития оценивается в $50 млрд.

А объем рынка нефти в районе 3 трлн. долларов. Жидковат что-то литий для нефти.

Ответить
Развернуть ветку
Артёмыч

По последним данным литий резко подешевел. Видимо скопипастили статью.

Ответить
Развернуть ветку
Mark

Росатом по классике все проекты за бугор выводит/

Ответить
Развернуть ветку
Опасный

А при чем здесь это!? В Боливии самые большие запасы лития, осваивают новый рынок, молодцы че

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
NotFop

50 млрд$ чет как-то мало для мирового рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Опасный

литий-ионные батареи имели в виду наверн https://www.statista.com/statistics/235316/global-lithium-battery-market

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
VOLTS
Автор

Данные аналитических агентств 🤓

Ответить
Развернуть ветку
wlad

Да РФ сделала ставку.
Но не природные богатства страны.

Ответить
Развернуть ветку
NetSleeper

Да может и правильно. Вон BYD выпустила машины на натриевых батареях. Все активно ищут замену литию на более дешевый и распространенный в природе вариант. А раз ищут - рано или поздно найдут. И куда тогда все эти шахты на северах - опять бросать, переселять людей? Ну нафиг. Подождем.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ALS

Однако графеновые аккумуляторы, а так же ультраконденсаторы на основе нанографена, уже совсем скоро, вытеснят литиевые батареи.
Graphene VS Lithium: https://dzen.ru/a/Y_J4XSB_jwjnMfcq

Ответить
Развернуть ветку
104 комментария
Раскрывать всегда