{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы запустили платформу для А/Б-тестирования на 20 000 офлайн-магазинов

Так видит процесс автоматизации А/Б тестирования в продуктовых магазинах нейросеть Midjourney

Теперь мы знаем, как можно делать сложные расчёты и при этом экономить до двух недель на один А/B-тест. На примере разработанной нами Платформы А/Б-тестирования покажу, как достичь успеха при создании B2B-продукта, основанного на сложной математике.

Мария Шабалкова
владелец продукта Платформа А/Б-тестирования, X5 Tech

Как мы ставим эксперименты и проводим А/Б тестирование в Х5

Подробнее про механику А/Б-тестирования можно прочитать в нашей статье тут. Здесь я расскажу вам сокращённую версию.

X5 Group включает в себя 20 000+ офлайн-магазинов. Самые крупные сети – это “Пятёрочка” и “Перекрёсток”. Даже такой бизнес, как продуктовый ритейл, должен постоянно меняться, чтобы улучшать позиции на рынке. Идей того, что можно изменить в магазинах, очень много, и нужен надёжный способ проверки их эффективности. Стандартом в компании является А/Б-тест.

А/Б-тест – воплощение рандомизированного контролируемого исследования, самого надёжного способа интерпретировать причинно-следственные связи. Суть исследования заключается в том, что мы оказываем воздействие на одну группу объектов (Б) и не оказываем никакого воздействия на похожую группу объектов (А) в течение определённого времени. По прошествию которого сравниваем показатели групп А и Б и делаем вывод о том, как повлияло наше воздействие.

С помощью А/Б-тестов подтверждают свои гипотезы как фармакологические компании, проводя исследования новых препаратов, так и ИТ-гиганты, выпуская новые фичи в продуктах.

X5 Group проводит А/Б-тесты на магазинах для проверки своих гипотез. Например, таких:

  • Как изменится розничный товарооборот категорий товаров, если в прикассовой зоне заменить шоколадные батончики на ореховые смеси?
  • Как повлияет изменение графика работы сотрудников на списания?
  • Как установка постаматов повлияет на трафик в магазинах?

Чтобы проверить гипотезу, необходимо провести эксперимент в три этапа:

  • Дизайн: определение количества магазинов и дней, необходимых для того, чтобы увидеть эффект на метрики, если он будет. И подбор списка магазинов (пилотной группы), где стоит вносить изменения.
  • Проведение: внесение изменений в магазинах пилотной группы и сохранение изменений на протяжении заранее выбранного количества дней.
  • Оценка результатов: сравнение показателей магазинов пилотной группы (где были изменения) и контрольной группы (где изменений не было).

Зачем создавалась Платформа А/Б-тестирования

Традиционно для работы над такими экспериментами подключалась команда ad-hoc аналитики. Ребята делали дизайн А/Б-теста и оценку его результатов вручную. Общались с представителями бизнеса, выгружали данные о магазинах, писали с нуля код на Python, выбирали лучший алгоритм для статистических расчётов и делали много дополнительной работы. Все участники команды ad-hoc аналитики – это серьёзные специалисты в области мат. статистики и анализа данных.

Подход требует большого количества человеческих ресурсов. Это влияет на скорость и стоимость. На ручную обработку одного эксперимента (дизайн + оценка) может уходить до 2,5 недель без учёта ожидания задачи в очереди. Поэтому было принято решение искать пути автоматизации.

Сначала написали библиотеку, которая ускоряла работу аналитиков. Потом перешли к идее self-service продукта, в котором пользователь может ввести критичные для расчётов данные самостоятельно, и получить результат. Под результатом мы понимаем готовый дизайн или отчёт с оценкой результатов.

Какие техники управления мы использовали

Звучит очень оптимистично: автоматизировать сложные статистические расчёты, которые оценивают эффективность эксперимента или оптимальный его дизайн, при том, что все данные вносит пользователь без специальных знаний в статистике.

На первый взгляд, кажется, что подводных камней тут много. Так и вышло. Чтобы получить MVP, дающий бизнес-результат, ушло больше года.

Чаще всего вы слышите об А/Б-тестировании в контексте web или mobile-продуктов. Так проверяют, влияют ли изменения, например, новые рекламные баннеры, на процент конверсии, CTR, время на странице и т. п.

Автоматизировать проведение таких А/Б-тестов индустрия уже научилась, так как существуют очень много сервисов с большим количеством пользователей. Это позволяет накопить достаточное количество наблюдений при проведении эксперимента для получения статистически значимых результатов.

В нашем же случае эксперименты проводятся офлайн, непосредственно в магазинах. Один объект исследования – один магазин. Мало у каких компаний достаточно магазинов, чтобы говорить о каких-то стат. значимых результатах. Соответственно, решений для офлайн А/Б-тестирования на рынке очень мало, большинство из них являются внутренними решениями, и компании не очень охотно делятся своими наработками в этой области.

Получается, при создании нашего продукта мы не могли опираться на большой опыт индустрии, поэтому многое приходилось изобретать самим.

Что мы делали, чтобы реализовать что-то уникальное и при этом действительно полезное

1. Гибкие методологии

Естественно, мы использовали agile-практики. Мы работали и работаем по Scrum. Да, это дорого, но, когда ты на старте не знаешь, где должен оказаться в конце, выбор не очень большой. Приходится двигаться маленькими итерациями.

Продукт несколько раз менял подход к технической реализации. Только на самом начальном этапе было создано несколько MVP, чтобы понять, как вообще строить архитектуру решения. Например, мы долго не могли решить, стоит ли использовать одну и ту же расчётную библиотеку для ручного и автоматического анализа.

Аналитики ad-hoc и Платформа А/Б-тестирования работают немного по-разному и обрабатывают разные кейсы. А постоянная синхронизация методологии занимает много времени.

В итоге мы решили, что у двух библиотек слишком много общего, и продукт начал использовать ту же расчётную библиотеку, что и аналитики для ручного анализа. Сейчас такое решение кажется очевидным, но на первом этапе независимая работа выглядела вполне оправданной.

Также мы меняли подход к бизнес-процессу в разных MVP. Например, естественной кажется мысль, что раз один эксперимент состоит из дизайна, проведения и оценки, то и на Платформе это должна быть одна сущность, которая имеет три разных состояния. На практике всё работает несколько иначе.

Во-первых, между дизайном и оценкой проходит очень много времени и параметры могут сильно измениться. В таком случае требуется вести неочевидную и дорогостоящую историю изменений.

Во-вторых, на этапе дизайна много идей могут быть откинуты, например, из-за стоимости оборудования эксперимента. Поэтому мы разделили сущности дизайна и оценки.

Я привела несколько больших примеров, но гибкие методологии позволяют управлять и более мелкими фичами.

2. Привлекаем пользователя, а не принуждаем

Одна из главных особенностей внутрикорпоративных продуктов в том, что очень часто их пользователи не являются основными интересантами. Например, многие работники были бы рады не заполнять график отпусков на год вперёд. Или не отправлять на согласование приказы и служебные записки. Но компании необходимо, чтобы эти процессы работали.

Похожая ситуация и с нашей Платформой. Для многих авторов экспериментов проведение А/Б-теста – это тяжёлое, небыстрое мероприятие, которое, к тому же, ещё и может показать, что их инициатива не приносит пользы, а то и вовсе вредна. Для рядового пользователя гораздо проще было бы рассчитать эффект на основе моделирования или анализа рынка конкурентов. Это компания в целом получает выгоду от того, что решения принимаются на основе данных, проанализированных надёжным методом.

Поэтому одна из задач нашего продукта – привлекать пользователя, удерживать его и делать так, чтобы он сам хотел пользоваться продуктом, а не просто был вынужден это делать. Решали мы эту задачу так:

a) Просвещаем

Командой Платформы вместе с ad-hoc аналитиками мы регулярно проводим для сотрудников компании обучение на тему того, почему А/Б-тесты – это хорошо, и какую пользу они могут принести компании, каждому сотруднику и его проекту. Рассказываем основы статистики, а также о том, как правильно провести эксперимент, чтобы его можно было оценить и увидеть реальный эффект. А прямо на Платформе у нас есть своя база знаний и система подсказок на UI.

b) Делаем максимально понятный UI

Пользователю всегда – без дополнительных советов и инструкций – должно быть понятно, какой следующий шаг, что он сделал хорошо, а что плохо.

c) Активно собираем обратную связь от пользователей

Всегда фиксируем то, что пользователи говорят нам сами, плюс проводим глубокие интервью с активными пользователями.

d) Увеличиваем скорость работы

Как и при любой автоматизации, мы сильно увеличиваем скорость работы по сравнению с командой, которая анализирует эксперименты вручную. Например, пользователь Платформы может сделать дизайн своего будущего эксперимента меньше, чем за один день. Дизайн же вручную занимает в среднем одну неделю.

3. Не забываем про мотивацию команды

Мы долго шли к рабочей версии продукта (выше я рассказывала про несколько вариантов MVP). В ситуации, когда ты регулярно делаешь что-то, от чего потом отказываются, нетрудно потерять желание работать. Руководителям очень важно не забывать про мотивированность команды.

Мы выбрали фокус на взаимоподдержку и безопасность внутри команды. Это значит, что каждый может смело обратиться за помощью, задать любой вопрос, предложить любое изменение в процессах или продукте. И получить активную помощь, ответ на вопрос и обсуждение его предложения без осуждения. Для нас важен каждый, также как и его задачи, идеи и чувства.

Такой стиль работы, безусловно, требует серьезных усилий от каждого, но мне кажется, что он стоит того. В любимой команде любые трудности переносятся легче: если ты устал – тебя подменят, если ты вдохновлён – твое вдохновение кто-то подхватит. А если пришлось отказаться от какой-то реализованной фичи: что ж, ты делал то, что тебе нравится в приятной компании и получал за это деньги – значит, время не потрачено зря. Кроме того, ты всё это время делал продукт, который действительно важен и помогает компании улучшать свои финансовые показатели.

Где мы сейчас

В 2022 году наша Платформа вышла в промышленную эксплуатацию, и реальные пользователи завели на ней уже более 150 расчётов. Мы провели глубокие интервью с пользователями и получили позитивную обратную связь. Самым главным для нас было то, что нашим пользователям удобно и просто работать с Платформой.

Благодаря Платформе на одном эксперименте мы можем сэкономить до 14 дней, а значит на 14 дней раньше реализовать изменения, которые повысят финансовые показатели 20 000 магазинов. И при этом сэкономить 10 рабочих дней дата-аналитика. В общем, 2022 год был долгожданным удачным годом для продукта, и я горжусь своей командой, которая этого добилась.

Хочется, чтобы 2023 год был не менее удачным, поэтому сейчас мы сконцентрировались на том, чтобы расширить применимость Платформы и автоматизировать ещё больше расчётов. Помимо этого, мы работаем над повышением чувствительности, чтобы отлавливать на А/Б-тестах ещё меньшие эффекты.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Марина Харченко

Очень впечатляющий кейс, мое уважение команде 👌

P. S. А РО у вас не только умная, но еще и красивая

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Новорег и 4 лайка. Не надо так ;)

Ответить
Развернуть ветку
Lana Milovanova

Здравствуйте! У вас на сайте много чего написано про устойчивое развитие и вклад в экологию.

Хотелось бы уточнить, принимаете ли вы стеклотару ваших брендов? На многих банках стоят отметки маркировки о возможностях повторного использования этой самой банки?
Есть ли какой-то пункт приема и условия сдачи?

P.S. Интересуют не деньги, а просто возможность грамотно утилизировать стекло)

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

Лана, здравствуйте! К сожалению, мы пока не принимаем стеклянную тару на переработку, но у нас есть фандоматы для пластиковых и алюминиевых банок и бутылок. Вот адреса:

Адреса "Перекрёстков":
Санкт-Петербург, проспект Просвещения, 74к2
Санкт-Петербург, Коломяжский проспект, 17к1
Екатеринбург, ул. Радищева, д. 33
Екатеринбург, ул. Ангарская, д. 22
Самара, Московское шоссе, д. 81А
Нижний Новгород, ул. Плотникова, д. 3А
Нижний Новгород, Молодёжный пр-кт, д. 33
Казань, проспект Ямашева, д. 93
МО, г. Бронницы, Каширский пер., д. 66
МО, Реутов, Южная, д. 10А
МО, Подольск, Октябрьский проспект, 9В
МО, Щелково, Пролетарский пр-кт, д. 4к3
МО, Королев, пр-кт Космонавтов, д. 12А
МО, Мытищи, ул. Селезнёва, д. 33
МО. Химки, Ленинградское ш. вл.5

Адреса "Пятёрочек":
г. Белебей, ул, Амирова, д.11
г. Белебей, ул. Травницкого, д.8
г. Белебей, Красная ул, 112а
г. Белебей, ул. Советская, д.17
г. Белебей, ул. Морозова, д.7
г. Октябрьский, ул. Новосёлов 11
г. Октябрьский, ул. Гоголя 31/4
г. Октябрьский, ул. Островского 6А
г. Октябрьский, 24-й микрорайон, д.11
г. Октябрьский, Садовое кольцо, д. 247
г. Октябрьский, ул. Герцена 22/1
г. Краснодар, ул.Старокубанская,139
г. Краснодар, ул Октябрьская, 181/2, корп 3
г. Краснодар, ул Южная, 28
г. Краснодар, Героев Разведчиков 15
г. Краснодар, Черкасская 72/1
г. Краснодар, Командорская 1А
г. Краснодар, Героев Разведчиков, 8, стр. 2
г. Сочи, ул. Мира в районе дома № 5
г. Адлер, ул. Мира, 27
г.Сочи, Войкова ул, 20 п.10,11
г.Сочи, Параллельная ул., 10,
г.Сочи Ивановская 2 Г
г. Сочи , ул. Ивановская, 2а 2 этажа
г.Сочи, Новогорная ул, 1А
г. Сочи, ул. Водораздельная, 2
г. Сочи, Центральный р-н, Виноградная ул, д. 22/1
г. Сочи, ул. Чехова, 52 Г
г. Сочи, ул. Демократическая, 45

Ответить
Развернуть ветку
Дима Сыровнев

Отлично!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Danilov

Маша крутая. Здорово что все получилось 💚

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда