(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(65402455, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(65402455, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/trevozhnyi_hr?utm_source=own&utm_medium=vc&utm_campaign=blog', text: 'Канал для тех, кто хочет быть собой на работе', button: 'Перейти', color: '#FDEDF0', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Выгорание - часть 2. В каких компаниях люди выгорают чаще, и как это остановить?

Вместе с Екатериной Шаповаловой, психотерапевтом, executive-коучем и бизнес-консультантом продолжаем говорить о выгорании в корпоративной среде. В прошлой статье мы посмотрели, почему состояние людей — это ответственность бизнеса, и научились считать, сколько денег сжигает усталость и текучка. Сегодня продолжим тему и разберем, в каких компаниях выгорают чаще всего и что делать, чтобы так не было.

Как структура бизнеса влияет на здоровье команды

Возьмем злободневную аналогию и представим, что выгорание — это последствие длительной болезни, а стресс и вызовы его провоцирующие — вирусы и бактерии, которые нас атакуют. Тогда компания окажется средой, где все это происходит. Среда может быть благотворной и не очень: в одной бактерии чувствуют себя как дома, в другой — быстро чахнут, а мы выздоравливаем.

Почему так происходит? Структура, распределение ролей и нагрузка очень отличается от компании к компании. Есть типы организаций прямо-таки «заточенные» на стресс и выгорание — психологи называют их так: бюрократически-формализованные, неограничивающе-неформальные и эмоционально-требовательные типы. Ниже разберем их особенности и как смягчить негативное влияние на сотрудников в каждом случае.

В темную зону выгорания попадают и стартаперы, и госслужащие и учителя с врачами. А кто тогда в светлой зоне?

Бюрократия: рутина и ограничения без возможности проявить себя

Начнем обзор с бюрократически-формализованных структур. Название говорит само за себя: это компании, где подавляется личная инициатива, зато есть много формальностей, ограничений и ненужной рутины. Вспомните «1984» Оруэлла: жизнь по расписанию, всё контролируется, никакого разнообразия — в такой среде человек фрустрирует и «молча» выгорает.

Встретить такой подход можно на административной и государственной службе или — что реже — в больших компаниях со строгим регламентом. Вот какие здесь проблемные места:

  • у сотрудников мало пространства, чтобы интегрировать личный опыт и способности в свою профессиональную роль;
  • строгие директивы сокращают пространство для действий, не дают принимать решения и приводят к чувству бессилия;
  • сотрудники не принимают участие в стратегических обсуждениях, нагружены мелкими задачами, но недогружены ответственностью и профессиональными вызовами;
  • фрустрация порождает «молчаливую» и хроническую форму выгорания — депрессивные расстройства, психосоматические реакции болевого синдрома и соматические нарушения.

Кажется, что работа в стабильной среде — это правильный карьерный ход. Человек отвечает за маленький участок работы, ничем особо не рискует и может планировать свою жизнь на годы вперед. Но в стагнации человек чахнет и рискует нажить себе хронических проблем со здоровьем и психикой.

Стартапы: работа становится центром жизни

Об опасностях госслужбы догадаться несложно, а вот то, что работа в стартапах или в сферах IT и передовых технологий — это далеко не всегда «сахарный пони», многие не подозревают. Должность в крутой неформальной компании с интересными задачами и кучей плюшек кажется мечтой, но и здесь возникают трудности. Главная опасность — настолько прикипеть к работе, чтобы сделать ее смыслом жизни, отложить на задний план отдых, семью и хобби. Сломать баланс и, в результате — выгореть:

  • когда в компании не установлены рамки — нет формальной директивы — и много свободы, сотрудник занимается всем подряд, теряет фокус и получает гору начатых и незавершенных задач;
  • нет границы между работой и личной жизнью, а это риск возникновения зависимости;
  • зависимость от работы создает хроническое перенапряжение и оборачивается выгоранием в форме острого истощения или нарциссического срыва;
  • предвестником такого срыва может быть хроническое употребление алкоголя или стимуляторов.

Люди, которые попадают в такую ловушку, считают, что не обязательно придерживаться баланса. В стартап-среде работать интересно, и жизнь за пределами офиса может показаться скучной, сложной, да и результаты усилий предсказать сложнее. Яркая, интересная и важная работа дарит психике такие подарки:

  • Ощущение собственной значимости через установку «я — часть звездного коллектива».
  • Мнение, что на работе чувствовать себя успешным, результативным и полезным проще. Профессиональная среда более структурированная, многим гораздо понятнее, как быть молодцом на работе, чем в отношениях с семьей, друзьями и самим собой.
  • Удовольствие от времени «на работе», свободном от бытовой рутины и личных обязательств.

Но без восстановления батарейки рано или поздно садятся, и человек ловит себя на том, что ничего толкового не может ни придумать, ни сделать, задачки растут как снежный ком, сроки горят, а коллеги теряют терпение.

Работа — спасать людей: из-за постоянной эмоциональной нагрузки «садится батарейка»

Опасности работы в эмоционально-требовательных структурах мы весь 2020 наблюдали воочию: медики работали в зоне выгорания всегда, а в пандемию эта красная зона покраснела до предела. Кто-то уволился, не выдержав колоссальной нагрузки, а кто-то борется с хронической усталостью и эмоциональной опустошенностью.

По данным доктора медицинских наук Наталии Дзеружинской, более всего склонны к выгоранию:

  • женщины-педагоги — среди них 71% имеют подобный опыт,
  • хирургические медсёстры — 60%,
  • социальные работницы — 55%.

Учителя, преподаватели, медработники, психотерапевты, работники социальной сферы — это те, кто рискует скатиться в хронический дисбаланс. Это больше призвание, чем профессия, а значит и требует высокой эмоциональной отдачи и очень изматывает:

  • ресурсы личности истрачиваются и не восполняются — «садится батарейка»;
  • появляется риск хронического выгорания с зависимостями, депрессией и суицидальными тенденциями;
  • негативно влияет отсутствие эмоциональной заботы со стороны руководителей таких организаций;
  • возникает перегрузка из-за асимметричности эмоционального вклада — когда отдаешь много ресурсов, а это не ценится и не вознаграждается, например, такое не редкость среди учителей.

А здоровые компании вообще есть?

А есть ли вообще здоровые компании, где можно счастливо работать, развиваться и не ступать на дорогу выгорания? По нашему опыту, бизнес так не работает.

Многие руководители понимают, что у них беспорядок в процессах и ролях, видят, что это всех напрягает, но не готовы ничего с этим делать. Наоборот — просят как раз тут «ничего не трогать». Вот как это комментирует Екатерина:

«Расхожий запрос — придите к нам в компанию, проведите тренинг, чтобы научить людей управлять своим ресурсом. После этого все станет хорошо. На самом деле не станет — эта схема не работает. Хороший микроклимат — это результат системной двусторонней работы, инвестиций со стороны и компании, и ее сотрудников».

Как остановить выгорание?

Быть «здоровой» компанией — это процесс, а не результат: нет такого момента, после которого все в организации волшебным образом налаживается. Зато есть подход, системно применяя который, можно прийти к хорошим результатам.

На этом пути важно, чтобы компания признавала свои недочеты и была готова с ними работать. Вот, что можно сделать.

На уровне процессов

На уровне людей

В свою очередь, сотрудникам тоже важно включаться в процесс — открыто говорить о проблемах и вместе с работодателем их понемногу распутывать.

Чтобы помочь с этим, компания может организовать систему тренингов или корпоративную программу психологической помощи. Но это только первый шаг — важно не просто точечно помогать отдельным людям, но собирать полную картину проблемных зон, в которых «сгорают» люди, и учиться их обезвреживать.

В сервисе «Ясно» это происходит так:

В результате такой работы бизнес начинает четко видеть системные проблемы в рабочей среде. По статистике «Ясно», вот что конкретно донимает людей: стресс, нарушение сна, депрессия, неконтролируемые эмоции, перепады настроения, хроническая усталость, отсутствие мотивации, апатия, неадекватная самооценка, проблемы с концентрацией, чувство тревоги, панические атаки.

В прошлой статье мы посчитали, что инвестиции в персонал и создание здоровой среды — это дешевле и эффективнее, чем избегание проблем, текучка и работа с выгоревшими людьми. При этом помочь людям заботиться о себе нужно только на старте. По опыту «Ясно», когда человек видит, что работа с психотерапевтом дает результат, он готов выделять на это средства из собственного бюджета.

Благодаря системной работе — и на уровне процессов, и на уровне людей — компания «здоровеет». По данным «Ясно», более половины сотрудников отмечают рост продуктивности уже после 5-й сессии, а 50–80 % начинают ставить перед собой новые карьерные вызовы.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/trevozhnyi_hr?utm_source=own&utm_medium=vc&utm_campaign=blog', text: 'Канал для тех, кто хочет быть собой на работе', button: 'Перейти', color: '#FDEDF0', textColor: '', img: '442214c2-a8c4-5658-a010-47de4021da96', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
2 комментария
Mercator

Ничего не поняла. Вроде идея в том, что прежде всего компания должна стать "здоровой". В результате пытаются в первую очередь сделать "здоровыми" людей через психотерапевтические сессии. Видимо, все-таки, чтобы в самой компании ничего не менять. И смысл? В рекламе своего сервиса?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кошелев

Я тоже, читаю, читаю, а на середине ловлю себя на мысли, что я вообще не понимаю, что читаю. Думаю ,ну может мысли еще где то летают, пытаюсь иллюстрировать на свой пример и т.п. Но потом прихожу к тому, что написано, то вроде и что то полезное, но не очень толково. 
Но хоть подведен какой то промежуточный итог. 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда