{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Зачем я ушла из Инстаграма в Яндекс.Дзен: опыт Торшиной-путешественницы

Привет! Я Настя Торшина, и я люблю ездить по миру: посетила больше 50 стран, проехала 80 000 км по дорогам нескольких континентов. Обо всем этом я пишу на канале «Торшина-путешественница» в Яндекс.Дзене. Кажется, что это неожиданная площадка для тревел-блогинга, но тут как посмотреть: я зарабатываю в Дзене больше, чем прежде в Инстаграме. Приготовьтесь, сейчас будет саксес-стори с советами по продвижению и толикой цинизма.

Зачем вообще было идти в Дзен

Честный ответ: потому что продвигаться и зарабатывать там проще, чем на других площадках. В течение семи лет я писала о своих путешествиях в соцсетях для души, но почему бы не получать за контент деньги?

В прошлом году я продавала в Инстаграме туры по России и миру, но потом началось сами-знаете-что. Я встала перед выбором: раскручивать аккаунт, чтобы продавать рекламу, либо придумать что-то еще. Проблема в том, что продвижение в Инстаграме означает слив денег на таргетинг в течение неопределенно долгого срока.

В этом смысле Яндекс.Дзен — сильно недооцененная площадка. Аудитория Дзена составляет 16 млн уникальных пользователей в день, там можно публиковать контент в разных форматах (статьи, видео, галереи), а еще не надо вкладывать деньги в таргетинг.

Мне понравилась система монетизации: Дзен интегрирует в статьи и видео рекламные блоки, автор получает процент с каждого клика. Это называется простым заработком. В результате зарабатывать можно практически со старта — необязательно годами собирать аудиторию, чтобы заинтересовать бренды и договариваться с ними о рекламных интеграциях.

Я начала транслировать в Дзен свои статьи из ВК и получила первые дочитывания. Однако их было мало, и у меня не получалось вывести канал на монетизацию. Я поняла, что не стоит действовать в Дзене так же, как в Инстаграме и Ютубе, — привычные подходы здесь не работали. Вскоре в моей команде появился аналитик, и после этого дела пошли в гору. Почему же аналитика так важна?

В основе моего канала — много, очень много аналитики

Модель простого заработка означает другой подход к контенту. Схема такая:

  • Чем больше людей прочитает статью или посмотрит видео, тем больше будет кликов по рекламе.
  • Значит, твой доход напрямую зависит от охвата и числа дочитываний каждой единицы контента.
  • Охват обеспечивают алгоритмы Дзена. На количество показов влияет не столько число подписчиков, сколько CTR и процент дочитываний материалов.
  • Поэтому важнее всего обеспечивать хорошие медийные метрики — делать материалы, которые «заходят».

А для этого надо заниматься аналитикой. Интуитивный подход здесь не сработает. Какими должны быть материалы, которые наберут десятки и сотни тысяч дочитываний? Я начала изучать Дзен и увидела ряд закономерностей.

Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. Мы вывели канал на монетизацию, а через несколько месяцев я вошла в топ-30 популярных блогеров Дзена (в категории «путешествия» — даже в топ-5).

Вот главные уроки, которые я извлекла за все время ведения канала в Яндекс.Дзене.

Для пользователей Дзена важен личный опыт блогера

Сколько стоит отель на Кавказе? Как я добралась до Камчатки? Насколько тяжело физически и морально ехать через всю страну на поезде? Людям интересны сцены из жизни и события, и уже через них они готовы ближе знакомиться с конкретным блогером и возвращаться, чтобы смотреть его истории.

Обстановка на трассе, способ купить билеты подешевле, меры защиты пассажиров в поездах — это все близко, жизненно и вызывает интерес

То же самое, кстати, относится к видеороликам.

Статья или видео о том, как ты пробуешь местную кухню, готовишь шашлык или выбираешь арбуз, пока почти всегда сработают лучше абстрактных обзорных материалов.

Контент надо разворачивать к народу, а углы разворота тестировать

Все вышесказанное не означает, что нужно делать только простые материалы. Просто иногда необходимо смещение акцентов.

Например, весной я была на Ямале у оленеводов. Представьте: 40 км от цивилизации, бескрайние пространства — это же страшно интересно! Я написала про этот поход статью, но она не набирала аудиторию. Тогда я изменила заголовок и немного сместила акценты: в новой версии рассказывала, чем меня накормили оленеводы и во сколько мне это обошлось. И тогда статья набрала 142 тысячи дочитываний.

Кстати, оленеводы подкачали — никакой оленины с сибирскими травяными настоями

Это не единичный пример: опубликованные материалы могут получить в сотню раз больше дочитываний после аналитики и редактуры. Мы называем это «оживить статью» — адаптировать ее под предпочтения аудитории.

Увы, сам по себе уникальный контент еще не гарантирует успеха. Если хочешь рассказать о чем-то любопытном, сперва подумай, как это преподнести.

Комментарии и обратная связь от читателей — ценнейший ресурс

Некоторые комментарии в Дзене собирают больше лайков, чем статьи. Такие комментарии дают ключ к пониманию аудитории и служат источником идей для публикаций. Поэтому я постоянно читаю и анализирую комментарии, чтобы понять, о чем люди на самом деле хотят узнать.

Про поездку на Байкал я планировала написать серию статей. В первом материале рассказала об ухудшении экологической ситуации в районе озера. Статья набрала 36 тысяч дочитываний, а вот топовые комментарии к ней:

Читатели обеспокоены, что китайцы загрязняют Байкал

В следующей статье я написала, как Байкал восстанавливается после запрета на въезд туристов из Китая из-за пандемии. Она набрала 270 тысяч дочитываний.

Трендовый и ситуационный контент ожидаемо бьет все рекорды

При подготовке контента я стараюсь учитывать актуальную повестку. Например, после снятия карантина читатели очень живо реагировали на материалы про отдых в Сочи, так как больше на море ехать было практически некуда.

Это не значит, что надо хайповать и писать статьи на любые актуальные темы, даже если твой канал совсем о другом. Идеальный вариант — органично привязывать свои публикации к темам, беспокоящим широкую аудиторию.

Вот верхнеуровневый, но показательный пример адаптации материала через заголовки:

Видеоролики — это здорово, даже с простыми темами и без сложного монтажа

По моим наблюдениям, некоторые ролики могут «зайти» и набрать в 5–10 раз больше показов, чем статьи. Возможно, это связано с тем, что видеоблогеров на площадке пока мало и конкуренция небольшая. Обычно я публикую двух-трехминутные ролики с наблюдениями о реальной жизни. Стараюсь снимать их каждый день.

Примеры удачных тем — огненные шоу, провинциальные танцы, пение уличных музыкантов, приготовление шашлыка

Несколько правил, чтобы повысить CTR и досматриваемость:

  • Субтитры — обязательно, чтобы зацепить тех, кто смотрит без звука со смартфонов.
  • В начале ролика делаю нарезку самых ярких кадров — это повышает вовлеченность.
  • В конце призываю ставить лайки — чем их больше, тем лучше откручивается ролик.
  • Классный заголовок и описание — само собой разумеется. Если видео откручивается плохо, меняю заголовок.

В видео тоже есть встроенные рекламные блоки, но они дают всего 20–25% от моего общего дохода. Для меня основная ценность видео заключается не в монетизации: я снимаю их, чтобы наращивать аудиторию. По моему опыту, если пользователям нравится видео, они переходят на канал и читают другие материалы. К тому же у людей разные привычки потребления контента: одним нравится видео, другие больше любят читать статьи. Поэтому иногда, если ролик становится популярным, я пишу на ту же тему статью — раскрываю там дополнительные факты, добавляю подробностей. В результате материалы на эту тему видит больше людей.

За заимствованный контент могут наложить ограничения

Ограничения не обошли и меня, хотя я не занимаюсь рерайтом. С ростом аудитории я создавала все больше контента и в нескольких видео использовала фотографии из открытых источников. Оказалось, что так поступать нежелательно. Старайтесь больше вкладываться в материал: сами делайте фотографии или иллюстрации, делитесь личным опытом и экспертизой.

В Дзене можно продвигать даже тот контент, который параллельно публикуешь на других площадках. Но в этом случае результаты могут быть хуже: у аудитории Дзена своя специфика, и то, что в Инстаграме популярно, в Дзене не всегда вызывает интерес.

Резюмируя: почему Дзен для меня — основная площадка

Когда говоришь о площадках, трудно удержаться от сравнений. Так вот, сумму, которую я заработала в Инстаграме за семь лет, в Дзене получаю примерно за две-три недели. Стабильный доход вырос с 15 тысяч рублей в феврале до 100–150 тысяч рублей в месяц к началу лета.

По уровню дохода мы с командой выросли в 30 и более раз за четыре месяца после выхода канала на монетизацию. Рекорд — 19 тысяч рублей за день

Дзен дает больше возможностей для быстрого старта — здесь ниже конкуренция, а продвижение не обусловлено вливанием денег в таргетированную рекламу. Способов заработка больше: помимо рекламных блоков и нативных размещений, можно зарабатывать на рекламных виджетах Яндекс.Маркета и Беру, продавать прямо из статей собственные продукты и так далее.

Аудитория позитивно относится к рекламным размещениям, и в Дзене их легче сделать интересными и полезными. Такие материалы тоже получают миллионные охваты. Вот пример. Спустя три месяца после выхода канала на монетизацию ко мне обратились из РЖД — оплатили путешествие через всю Россию и попросили сделать серию статей. Эти материалы собрали больше 500 тысяч дочитываний, и в сумме на проекте я заработала больше 100 тысяч рублей.

Прошло меньше года целенаправленного продвижения: мы с командой уже давно обошли по подписчикам мой же канал в Инстаграме, который я вела семь лет, а аудитория блога насчитывает миллионы читателей.

В статье не рассказать про все секреты Яндекс.Дзена, так что для тех, кто хочет подробнее узнать о возможностях площадки и ее отличиях от Ютуба и Инстаграма, мы проводим бесплатные мастер-классы. Если у вас есть вопросы — велкам в комментарии :)

0
141 комментарий
Написать комментарий...
Гупка Поп

Я автор на Дзене. На канале 30 тыс. посетителей в месяц. Ответственно заявляю, что эта площадка - помойка. Востребован контент низкого уровня для тех, кто едет в маршрутке или стоит в очереди, и у кого нет желания напрячь хоть сколько-то извилин. К сожалению, повсеместное распространение смартфонов и дешевого интернета привели нас именно к этому.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

К этому = к тому, что интернет перестал быть уделом ограниченного количества людей «из тусовочки», Вы хотите сказать? 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

Да, но в тусовочке было лампово. Вспомнить хотя бы ЖЖ, где аудитория в 20000 была очень крутым достижением. Цитируемость в СМИ у каждого блога была сумасшедшей. И было что почитать, много действительно талантливых блогеров.

А у дзена цифры просмотров с пятью нулями а толку от этого ровно ноль. Контент полное говно...

Ответить
Развернуть ветку
a.zhurzh

Статья так то не про то, что дзен говно (я его читаю чисто поржать, хотя есть пару норм каналов), а о том, как на этом заработать. Про деньги речь

Ответить
Развернуть ветку
Константин Лукановский

Вот уж действительно пару!) Я тоже в Дзен захожу проверить, нет ли новых постов в двух каналах на которые я подписан или чтобы провести так время, которое совершенно нечем больше занять. И поржать с криворукости авторов.

Ответить
Развернуть ветку
138 комментариев
Раскрывать всегда