[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430_\u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e_\u0440\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430"], "comments": 46, "likes": 50, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22124" }
Konstantin Panphilov
9 462

«Это уже было»: пора бы прекратить оценивать проекты исключительно по уровню инноваций в них

Главный редактор vc.ru напоминает читателям, что бизнес — не всегда инновации. Поэтому стоит прекратить осуждать предпринимателей за копирование чужих идей (по крайней мере, на этом сайте), потому что их реализация часто бывает важнее самой задумки.

Поделиться

В избранное

В избранном

Маски были в Looksery и Snapchat. С нейросетями люди работают годами. Форматы видеоблогов, набирающие популярность в России, в США уже давно устарели.

Павел Дуров украл идеи своих главных творений у создателей Facebook и Whatsapp, создатели Ozon скопировали Amazon, франшиза «Додо пицца» ничем не лучше «Домино». 

Вместо того, чтобы заниматься инновациями, «Ростех» заимствовал у AirCharge мысль о создании беспроводной зарядки для телефонов. 

Xiaomi проигрывает, потому что напрямую скопировала всё у Apple. Carprice и другие проекты, которые ассоциируются с Оскаром Хартманном — конвейер клонов. Как и идеи братьев Самверов, основателей Rocket Internet, обладающих сверхъестественным талантом раскручивать и удачно продавать копии таких недосягаемых компаний, как eBay, Groupon и Amazon.

Сериалы в России всегда снимают по лицензии или просто копируют с западных успешных проектов. Массовое отечественное автомобилестроение сдвинулось с мёртвой точки только благодаря технологиям, принадлежащим итальянской компании Fiat. Наши СМИ, в конце концов, всегда вторят моделям развития западных.

Двигатель внутреннего сгорания имеет право продавать только его изобретатель — десятки инженеров, предложивших доработки, позволяющие повысить эффективность, никакой славы не заслуживают. Смартфоны никто кроме Nokia производить тоже не может. Если «Истории» уже есть у Snapchat, то не нужно интегрировать их в свои сервисы — добра это не принесёт.

Человек, который первым придумал печатать новости в интернете, давно должен был озолотиться, но ему помешали конкуренты, которые мигом стали использовать его идею и расплодили десятки тысяч онлайн-СМИ.

Перечисленные жизненные и утрированные примеры лежат на поверхности, но и менее известные герои наших публикаций часто оказываются под давлением — их продукт легко могут обвинить в отсутствии инноваций, или хуже того — сказать прямо в лицо, что они вообще всё украли у конкурентов. 

Подметив факт копирования — пусть даже неполного — легче всего сразу предсказать продукту печальную участь. Со стороны кажется, что невозможно сделать успешный проект, основанный на чужих идеях. Мнимая проблема копирования, конечно, затрагивает не только Россию — Apple и Samsung, к примеру, до сих пор не разобрались, кто у кого украл патенты.

Согласно популярной байке, одна китайская компания, которая помогала производить комплектующие для компьютеров Dell, сперва научилась делать классную компьютерную технику по лекалам американцев, потом сама ознакомилась с устройством цепочки продаж, а затем решила, что заказчик уже и вовсе не нужен — и стала делать и продавать компьютеры самостоятельно. Якобы именно так компания ASUS сумела построить собственный сильный бренд, основываясь на чужом опыте.

Instagram (да и все остальные продукты Facebook) уже скопировал «Истории» из Snapchat — конечно, в этом можно углядеть намёк на хладнокровную месть (Шпигель как-то отказался продавать компанию Цукербергу) или даже стремление сбить ценность основного продукта конкурирующей компании перед IPO. 

Но нельзя отрицать состоятельность продуктовой стратегии, которая заключается в том, чтобы сочетать оригинальные идеи и находки конкурентов. Кому от этого хуже? Вероятно, конкурентам. Кому лучше? Всем остальным, и пользователям в первую очередь. Так что странно слышать от них же обвинения в плагиате. 

Точно так же Telegram умело комбинирует достижения конкурентов и собственные идеи — и в продукте, и в маркетинге.

В июне прошлого года рекордсменом краудфандинговой платформы «Бумстартер» стал проект надувной мебели «Биван», собравший в общей сложности 3,8 млн рублей. Несмотря на такой успех, создателей продукта — основателя магазина Madrobots Николай Белоусова и его партнёров — почти сразу начали обвинять в копировании голландского проекта Lamzac. 

Когда я спросил Белоусова о том, что он думает о таких обвинениях, он ответил, что у команды не было цели создавать идентичный продукт — они хотели создать продукт с определёнными характеристиками.

Омский изобретатель Евгений Нестеркин, выступивший главным разработчиком «биванов», имел под рукой только изображения иностранной надувной мебели, и ему самостоятельно пришлось сочинять конструкцию и подбирать материалы — ткань, плёнку, фурнитуру, — тестировать десятки образцов. Команда также трудилась над упаковкой (например, оказалось, что дешевле оставить в коробке отверстие, сквозь которую видно ткань, чем отдельно рисовать на ней, какого цвета «биван» внутри). 

Белоусов считает, что концепция «увидеть и создать полную копию» почти никогда не работает — конечно, если это не майки с логотипом Adidas. Но если на рынке уже есть компания, которая потратила несколько лет на то, чтобы прийти к некоему форм-фактору, почему бы не сделать что-то своё, опираясь на её находки (и исправив ошибки).

Предприниматель в беседе со мной вспомнил рассказ владельца «Глории Джинс», который со всего мира собирает современные тренды в модной одежде, чтобы затем воплотить их в своей продукции. Белоусов упомянул, что собирается запустить производство комбинезонов — и для этого его команда точно так же скупила множество вариантов такой одежды, чтобы изучить достоинства и недостатки и прийти к чему-то своему.

Даже нас невнимательный читатель мог бы обвинить в том, что мы, к примеру, переводим тексты с Techcrunch и Medium, а своего ничего не придумали. В том же обвиняли прежнюю «Ленту.ру» и даже нынешнюю «Медузу» — эти издания сделали себе имя на объяснении добытых кем-то новостей понятным языком.

Самый титулованный ИТ-продукт из России в прошлом году — Prisma — постоянно обвиняют в том, что разработчики всего лишь взяли готовый алгоритм, упаковали его в простую форму и придумали вирусную механику. Но я всегда держу в уме, что они всего лишь привлекли десятки миллионов пользователей (включая Дмитрия Медведева), попали на страницы ведущих мировых изданий, стали лучшим приложением года по версии Apple и Google одновременно.

Это следствие. Внешние проявления успеха. Самое важное — они показали всем, что сложные для понимания нейросети могут делать в повседневной жизни, на устройстве, которое сейчас есть у каждого. 

И Prisma неизбежно сравнивают с MSQRD — продуктом, который всего лишь за полгода успел завоевать весь мир и озолотить своих создателей. И который точно так же, по мнению экспертов из интернета, не принёс ничего нового и ценного. 

Но благодаря MSQRD также изменилась действительность — теперь каждый школьник из Белоруссии знает, что упорный труд и чёткое видение могут привести его на вершину мира — по крайней мере, в ИТ-сфере.

Кажется, глупо клеймить продукт только за то, что он использует чьи-то практики. Заимствование позволяет модернизировать существующие механизмы, а успешный продукт часто строится не только на голой идее, но и на том, как его смогли упаковать, вывести на рынок, масштабировать.

Разве это нерациональная стратегия — использовать свой опыт и знания, чтобы переосмыслить существующие достижения? Кто-то годами трудится и в конце концов изобретает нечто новое, а кто-то использует плоды этого труда, чтобы покорить мир и сделать его лучше. Это неотъемлемая часть прогресса, его суть.

Ценность продукта заключается не обязательно в том, что он первый в своём роде. А, скорее, в его качестве, востребованности, отчасти в маркетинге — людям приятно использовать вещь, которую им умело преподнесли. Обидно, когда продукт оценивают по оригинальности идеи, а не по тому, пользуются им или нет, приносит ли он выручку, есть ли у него настоящие перспективы на своем рынке.

Прежде чем научиться хорошо делать что-то новое, стоит хотя бы научиться грамотно повторять старое.

Когда мы рассказываем о каком-то свежем российском продукте, первое, что слышим от читателей — где здесь инновация? Почему-то кажется, что именно это необходимо для прогресса. Но для перехода на следующий уровень нужно, чтобы было от чего оттолкнуться. Крепкий фундамент из освоенных идей и принципов.

Конечно, нам не стоит оправдывать плагиаторов и воров. Нужно уметь отличать тех, кто целиком и полностью копирует чужое с целью быстрой наживы, от тех, кто умело адаптирует хорошие идеи и выдаёт собственный полезный продукт. Тем более, что у хороших людей совпадают мысли, и мнимое копирование достойной идеи может быть неким возмущением ноосферы — озарением, которое давно хотело прорваться в наш мир.

Внедрение инноваций только лишь ради инноваций может привести к катастрофе — к примеру, прорывной продукт печально известного стартапа Theranos оказался фикцией, созданной лишь для того, чтобы очаровать инвесторов революционной идеей.

#Колонка #колонка_главного_редактора

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления