[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 46, "likes": 19, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22840" }
Редакция vc.ru
6 204

«Мы хотим стать платформой номер один в мире сторителлинга»

Директор по развитию Izi.travel о том, куда компания потратила 20 миллионов евро.

Поделиться

В избранное

В избранном

Директор по развитию сервиса аудиогидов и городских аудиотуров Izi.travel Егор Яковлев в ответ на аналитические разборы от экспертов рынка рассказал об особенностях развития платформы и о том, какие перспективы она открывает для медиа-индустрии в целом.

Публикация на vc.ru об истории банкротства сервиса Izi.travel «Наша главная ошибка – зависимость от одного частного инвестора» породила мощную волну комментариев и обсуждений как на самом vc.ru, так и на многих профессиональных площадках. Я рад, что тема Izi.travel и €20 млн инвестиций вызвала столько внимания и обсуждений. 

Я очень благодарен за возможность ответить на них и дать разъяснения. Заранее прошу прощения, что текст будет длинный, но он объясняет, почему так долго, так дорого и почему это только начало. 

Izi.travel – не аудиогид

Вернее, не только аудиогид. И это основное, что вводит людей в заблуждение, когда они оценивают и сравнивают, насколько эффективно были потрачены деньги инвестора и почему до сих пор нет монетизации.

Начнем с простого утверждения: мы верим, что спрос на аудиоистории об окружающем мире есть и будет только расти.

Самое очевидное решение: давайте делать классный контент и распространять его через классное мобильное приложение! Но, как я уже говорил в статье на vc.ru, ещё на этапе проработки идеи мы исследовали десятки компаний на рынке и поняли, что такой подход (а его выбирают подавляющее большинство подобных проектов) – не работает. Большинство умирает, кто-то выживает, но точно нельзя назвать эти бизнесы успешными. Они не могут масштабироваться в миллиарды, а это наши амбиции. Значит, нужно что-то совсем другое. Что же?

Первый этап – платформа

Если разобрать по частям цепочку, как конкретный аудиогид доходит до слушателя, то там будет несколько основных элементов.

  • Кто-то должен создать этот контент.
  • Должно быть приложение, которое его воспроизведет.
  • Кто-то должен рассказать человеку, что он может этот контент через это приложение послушать.

Каждый этап – дополнительные затраты. Значит, нужно их резать.

Так мы пришли к идее создания платформы, разделяющей эту цепочку поставок на отдельные составляющие. С одной стороны, любой, кто хочет поделиться своей историей (будь то крупный государственный музей или обычный человек), может легко это сделать через простой веб-интерфейс и не думать о том, как история дойдет до ушей слушателя. 

С другой стороны, создатели многочисленных сайтов, туристических сервисов, мобильных приложений, которым аудиогиды помогут дополнить их сервисы, могут приходить и брать необходимый контент из одного места и не думать о том, как его создать. Например, Airbnb недавно интегрировал audio walks в свое приложение, а booking.com к каждому бронированию предлагает путеводители (не аудио) по городу.

Это как YouTube для видео, только для гео-привязанных аудиоисторий. Очень похоже. Именно такую платформу мы и сделали: веб-систему управления контентом (CMS) для авторов и сервер для хранения и раздачи контента + API для сторонних приложений и сервисов.

В самом начале, пока в системе мало контента, вряд ли бы нашелся желающий вложиться в создание приложения на базе нашего API, поэтому мы создали собственное мобильное приложение. Даже назвали его поначалу не как платформу – OPAS, чтобы подчеркнуть, что приложений таких может быть много.

Ключевое решение: мы делаем платформу и не создаем контент сами. Создать и поддерживать своими силами контент на весь мир, да ещё на разных языках, для разных целевых групп и прочего – невозможно. Единственный выход – мотивировать тысячи авторов по всему миру создавать и выкладывать их истории. Как?

Второй этап – запуск

У любой платформы есть проблема запуска: тебе никто не принесет контент, пока нет пользователей, но у тебя не будет пользователей, пока не хватает контента. Мы нашли решение в музеях, где знают об аудиогидах уже 60 лет.

Традиционные решения арендных аудиогидов окупаются только при большой посещаемости и недоступны малым музеям. К ним мы и обратились с предложением воспользоваться нашим бесплатным решением. Все, что от них требовалось – озвучить уже имеющиеся тексты, загрузить их в CMS и повестить плакат на входе: «Дорогой посетитель, у нас в музее есть бесплатный аудиогид, чтобы воспользоваться – установи приложение на свой смартфон».

Так мы одновременно получили и первый контент, и первых пользователей. С каждым новым опубликованным туром росло доверие к платформе, за малыми музеями последовали средние, затем крупные. Кроме музеев, свои аудиогиды стали выкладывать библиотеки, театры, издательства, краеведы, блогеры, частные авторы и многие другие.

Сейчас, на бумаге, это звучит довольно просто, но на самом деле этот процесс шел очень сложно, очень долго и, как следствие, очень дорого.

Музеи – консервативные и осторожные структуры. Кроме того, сотрудники реально перегружены внутренней работой и им просто некогда создавать аудиогиды. И если с малыми музеями всё было ещё более или менее просто, то заслужить доверие среднего или, тем более, крупного музея, очень сложно.

На то есть причины: компании вроде нашей приходят к ним по несколько штук в неделю. Красиво говорят все, но на деле большинство – пустышки. А крупный музей не может рисковать своей репутацией и идти с непроверенным решением. Поэтому нужно на сотнях других примеров доказать, что ты действительно достойный и качественный партнер. Посетить десятки выставок, провести множество выступлений, заручиться поддержкой десятков партнеров.

На запуск первого проекта с Третьяковской галереей ушло около двух лет, а ГМИИ им. А.С. Пушкина подключили только в прошлом году. Зато теперь это самые активные пользователи платформы.

Зачем всё это? Ведь дешевле было создать этот контент своими силами.

Да, дешевле. Но лишь на коротком отрезке времени. Как платформа мы пошли другим путем – мы лично обучили сотни музеев по всему миру, провели десятки мастер-классов на крупнейших музейных конференциях, где работали с тысячами человек. За каждым музеем мы закрепляли персонального аккаунт-менеджера, который отвечал на все вопросы, помогал в работе над аудиогидами, приезжал лично и обучал сотрудников, как правильно информировать о наличии гидов и как анализировать статистику их использования.

И все это для того, чтобы в какой-то момент машина по созданию новых аудиогидов начала работать сама. И она начала.

Это ответ на очень частный вопрос: как же содержать контент музеев в актуальном состоянии? Очень просто: они сами это делают, потому что им это нужно.

Главный результат: сегодня в мире десятки тысяч музеев знают про Izi.travel, 1400 из них уже опубликовали свои гиды, ещё несколько тысяч зарегистрировались и ведут работу. Теперь музеи сами рассказывают друг другу о нашей платформе, делятся своим опытом на конференциях, обучают друг друга. Здесь рассказ об одном из проектов с Третьяковской галереей, освещенном на ряде международных выставок.

Третий этап – сторителлинг-платформа есть, а сторителлинга нет

Вроде бы всё здорово: музеи не только сами создают контент, но и привлекают к платформе пользователей. Однако почти сразу мы столкнулись с тем, что очень мало лекторов рассказывают истории так, что их интересно слушать. Традиционные музейные экскурсии чаще всего вгоняют в сон. Мало научить людей технике создания аудиогида, нужно научить их писать и рассказывать истории интересно и увлекательно.

Тогда мы стали собирать по миру лучшие примеры, рассылать авторам рекомендации и приемы, как адаптировать тексты для восприятия на слух. На своих мастер-классах мы стали обучать не только платформе, но и приемам сторителлинга. Мы даже открыли специальный раздел сайта – Академию, где публиковали различные уроки и авторские курсы о том, как рассказывать истории. Этот раздел нам ещё предстоит расширять.

Осознав нехватку квалифицированных кадров и важность обучения, мы стали работать с университетами, рассказывая студентам профильных направлений об идеологии открытых платформ, о современных технологиях, обучать сторителлингу.

В ряде вузов изучение нашей платформы вошло в программу обучения и студенты записывают аудиогиды как результат своей исследовательской работы. Если говорить про Россию, то каждый семестр у нас публикуются десятки аудиогидов от студентов РГГУ, РГУТИСа, СПбГУ и других. Десятки вузов используют Izi.travel в учебной практике в Европе и Америке.

Почти одновременно с университетами, для образовательного процесса стали использовать Izi.travel и огромное количество школ, колледжей, лицеев. Вот, лишь один из сотни примеров.

Главный результат: мы осознаем нехватку навыков хорошего сторителлинга у наших авторов и стараемся помогать им и обучать. Помимо текущих авторов, мы обучаем и будущих: на сегодняшний день тысячи студентов и школьников по всему миру используют Izi.travel в образовательном процессе. Уже сегодня на нашей платформе обучаются те, кто завтра начнет профессиональную карьеру.  

Четвертый этап – от платформы к экосистеме: концепция «смарт сити»

Работать с контент-провайдерами по отдельности эффективно, но долго. Мы стали искать более массовые подходы.

Так заметили, что в местах с высокой концентрацией контента стало меняться поведение путешественников. Установив приложение в одном музее, люди видели в нём другие и стали заходить туда. По отзывам местных партнеров люди стали больше гулять и заходить туда, куда раньше обычно не заходили. А раз так, то выгоду от этого получает и город, и местные бизнесы: отели, рестораны, магазины, общественный транспорт. Люди больше ходят, дольше гуляют, больше посещают кафе, останавливаются на ещё одну ночь в отеле, возвращаются через год и рекомендуют друзьям. Первый такой случай был в Женеве.

Тогда мы обратились к городским властям и местным турист-офисам с идеей: если в вашем городе будет много контента на разных языках для детей и взрослых, местных и иностранцев, то ваш город станет привлекательнее для туристов. Но для этого нужно, чтобы кто-то создал много контента (музеи, библиотеки, туристические власти и прочие), кто-то рассказал об этом гостям города (отели, рестораны, транспорт), а кто-то дал на это денег (спонсоры: банки, GSM-операторы и другие.).

Мы стали обучать города и целые регионы запуску таких проектов. Более подробно можно посмотреть на этой записи презентации для отельеров и рестораторов Твери.

С таким подходом мы получали не один-два музея, а целый город, наполненный историями. При этом основную работу с контент-провайдерами делали не мы, а местные туристические офисы.

Наиболее крупными таким проектом является регион Сицилия, где к проекту подключились десятки организаций и уже опубликовано около 100 аудоигидов.

Главный результат: мы всё время ищем путей масштабирования своих усилий и ускорения развития рынка сторителлинга. От отдельных контент-провайдеров мы переходим к целым городам и регионам. Ещё интереснее, что в схеме появляются спонсоры и проекты начинают создаваться не только на энтузиазме авторов, но и на спонсорских деньгах, что сильно ускоряет процесс. Мы развиваем устойчивую экосистему.

Пятый этап – хотим ещё быстрее: гранты

Мощным инструментом развития любого рынка, в том числе рынка сторителлинга, являются деньги. В Европе тратятся десятки миллиардов евро на поддержку культурного наследия. И мы решили, что было бы разумно часть этих денег направить на рассказ об этом наследии.

В 2015 году мы выиграли первый еврогрант на €1 млн для этой цели. Лишь малая часть этих денег предназначалась непосредственно на развитие платформы, большая же шла партнерам проекта на создание контента и методологии его создания.

Беда еврогрантов в том, что подходы к их распределению устарели. Большое количество денег до сих пор тратится на создание мобильных приложений по отдельным городам, музеям, паркам, хотя уже есть много открытых и бесплатных альтернатив. Но хуже то, что тратя деньги на приложения, они не тратятся на контент.

Поэтому мы инициировали программу получения $250 млн для создания контента для городов, дорог и музеев Европы, которую назвали eurostory.org. Для реализации этой идеи мы собрали и продолжаем набирать инициативную группу из представителей крупных музеев и организаций культуры, которая готовит обращение о выделении соответствующей суммы. Детальнее можно узнать на сайте проекта.

Похожий путь мы выбрали в Америке: на базе крупнейшей музейной конференции Museums&Web была создана некоммерческая организация MuseWeb Foundation, цель которой привлекать деньги из государственных и частных фондов и направлять их на создание историй. Об одном из первых проектов, – BeHere в Балтиморе, можно подробнее узнать здесь.

Главный результат: на своем опыте мы научились привлекать грантовые деньги на создание контента и запустили несколько инициатив, цель которых – привлечь большое количество грантовых денег для развития рынка сторителлинга.

Самое главное – где же деньги

Давайте разберемся. Платформа бесплатна и для создателей контента, и для пользователей. Даже если сделать все туры платными, то, как было сказано в самом начале, десятки примеров доказывают, что это не работает. Где же деньги?

Ответ очень прост: там же, где и в любой другой бесплатной платформе – в рекламе.

Причем не просто в рекламе, а в локальной, гео-привязанной аудиорекламе. С нашим приложением люди ходят по улицам в наушниках. Мы многое знаем об этих людях из их профиля, мы знаем как долго они идут и сколько ещё идти, что они слушают и что им интересно.

Пример: представьте, что человек идет по Парижу и слушает тур про Людовика XIV. Где-то через 40 минут после начала, когда мы понимаем, что человек уже немного устал, в тот самый момент, когда он проходит мимо булочной и чувствует запах свежего хлеба, мы рассказываем ему, что именно здесь придворные закупали хлеб для императорского двора, а основатель пекарни, пра-пра-пра-дед нынешнего владельца, был удостоен чести быть лично представленным Людовику.

Ну как тут не зайти?

Рынок локальной рекламы огромен. По консервативным оценкам он составляет €50 млрд в год. И мы верим, что локальная аудиореклама займет его значительную часть. Это и есть наша исходная цель, вокруг неё и выстроена вся стратегия развития, она же просчитана в бизнес-плане. Как видите, у нас есть и четкая стратегия и бизнес видение, просто они гораздо более глобальны и амбициозны, чем кажется на первый взгляд.

Однако рынка сверх локальной аудиорекламы пока не существует и чтобы он сформировался необходимо огромное количество контента (чтобы было в чём «растворять» рекламу) и такое же огромное количество пользователей.

Теперь становится понятно, почему все предыдущие годы и миллионы евро мы тратили не столько на себя, сколько на формирование экосистемы рынка сторителлинга, на раскрутку маховика, когда тысячи бизнесов и десятки тысяч профессионалов начинают работать над созданием и распространением аудиогидов.

Самое главное о бизнес-модели и стратегии: мы будем возвращать инвестиции за счет локальной аудиорекламы. Но чтобы это стало возможным, сначала нужны огромное количество контента и огромное количество пользователей. Как мы решаем первую задачу описано во всех разделах выше. Как вторую – ниже.

С чего мы вообще взяли, что люди будут массово ходить и слушать аудио

Действительно, с чего? Ведь на этом смелом допущении базируется весь наш бизнес. Давайте рассмотрим несколько сильных трендов последних лет:

  • ​Apple, Google, Microsoft, Amazon, Facebook – все они активно развивают голосовых ассистентов. И всё большая часть нашего взаимодействия со смартфоном будет происходить через речь. Уже сейчас Google рапортует, что до 20% всех поисковых запросов идут через голос, а в автомобилях – все 50%. Очевидно, что голосовое общение со смартфоном будет радикально увеличиваться в ближайшие годы. И очевидно, что эти компании будут монетизировать этот канал.
  • Путешественники по всему миру всё чаще ищут возможность посещать не всем известные достопримечательности, а открывать неизведанные, «локальные» места. В частности, этому сильно способствует концепция Airbnb путешествий «like a local». Сделанные местными профессионалами и любителями аудиогиды здесь найдут большой спрос. Кстати, неспроста осенью 2016 года Airbnb включил в приложение раздел Audio Walks.

  • Facebook, YouTube, Instagram и другие социальные платформы сформировали у людей потребность самовыражения и всеобщего признания. Люди снимают видео, пишут посты, делают фотографии, чтобы собрать как можно больше лайков, прославиться, удивить остальных. Но ведь именно рассказывание историй – заложенный природой и самый естественный способ самовыражения. И возможность делиться историями найдет спрос у людей по всему миру и запустит волну краудсорсинга. Кстати, вот и Facebook уже ведет работу над стримингом аудио.

  •  Все крупнейшие авто-производители начинают выпуск машин с автопилотом, что высвобождает внимание водителя. Автомобили становятся огромными гаджетами, также борющимися на внимание пользователя. И в машине это будет именно аудио, а не видео, потому что большинство людей укачивает при чтении и просмотре видео в машине. Вы скажете радио? На это я отвечу чуть ниже.

  • Игры вроде Ingress и PockemonGo наглядно доказали важность и востребованность взаимодействия виртуального контента с реальным миром. Нашим детям снова интересно играть на улице, пусть и в другие игры.

А теперь ещё одно очень важное наблюдение. Нашу повседневную жизнь можно грубо разделить на две фазы:

  • ​фазу, когда мы находимся в статическом положении (дома на диване, на работе за компьютером, стоя в метро и прочих). В это время мы можем воспринимать визуальную информацию.
  • фазу, когда мы находимся в движении: идём куда-то, ведем машину, едем на велосипеде, бегаем и так далее. В это время наши глаза заняты и не могут смотреть на экран.

И если фаза статики сейчас адресована всеми возможными способами современной высокоэффективной и таргетированной рекламы (Facebook, Google, YouTube, Instagram и других) и там идёт война сервисов и приложений за внимание пользователя, то в активной фазе нашей жизни бал до сих пор правит радио и музыка. И никакой особой борьбы нет.

При этом традиционное радио не умеет таргетировать рекламу, оно не имеет координатной привязки, оно ничего не знает о слушателе. 

Вы думаете рекламные монстры вроде Google и Facebook оставят эти пару часов в день без своего внимания? Конечно нет. Просто до сих пор они были поглощены борьбой за более жирный кусок пирога – более продолжительную часть жизни человека, когда мы «залипаем» в экране. Но все они уже разворачиваются в сторону аудио и сверх локальной рекламы.

Наконец, мы подошли к истинной задумке Izi.travel – это не аудиогид, и даже не просто платформа для гео-привязанного аудио. Izi.travel – новое медиа. Такое же как ТВ, газеты или интернет. На первый взгляд это медиа похоже на радио, но есть несколько ключевых особенностей:

  • Весь контент в Izi.travel имеет координатную привязку и позволяет проигрывать нужную историю в нужном месте и в нужное время, а также использовать объекты реального мира для дополнения контекста истории (а не снимать для этого видео как для теле-репортажей).
  • Основной акцент – аудио. То есть новое медиа наилучшим образом подходит для активной фазы жизни человека, когда его глаза заняты чем-то другим.

  • Высокая тартегированность: мы знаем профиль человека, контекст того, что он слушает, его интересы, откуда и, возможно, куда он идет и многое другое. Всё это позволяет проигрывать ему только релевантный контент, соответствующий его языку, интересам, месту и времени.

Главный результат: пять лет назад мы предсказали тренд на растущий интерес к аудиоконтенту и локальной рекламе и сделали на это ставку. И все эти годы мы, по сути, готовили авторов для нового медиа. Авторов, которые изначально создают свой контент, учитывая вышеперечисленные особенности этого медиа.

То, что локальной аудиорекламе быть, за нас уже решили Facebook, Google, Apple и другие. Но реклама не может существовать в вакууме, её надо растворять в интересном и, таком же, аудио и локально привязанном контенте. И за это врем мы создали самую большую и самую быстро растущую платформу для такого контента в мире.

Это всё в будущем, а сейчас – партнерства

Как мы решаем вопрос роста базы контента, подробно описано выше. Но для запуска любых рекламных моделей нужно большое количество пользователей. И речь далеко не о тех трех миллионах установок приложения Izi.travel. Нужны цифры в сотни раз больше. Как?

Здесь мы снова возвращаемся к исходной модели разделения цепочки поставок на рынке сторителлинга и к идее, что контент должен проигрываться не только в приложении Izi.travel, но и в сотнях других через программный API.

Какие сервисы заинтересованы в этом? Мы выделили 30 типов партнеров, кому это может быть интересно. Не буду останавливаться на всех, разберу лишь несколько самых очевидных примеров.

Сервисы бронирования

Существует огромное количество сервисов бронирования туров, отелей, билетов, машин и прочего. Раз их много, то между ними есть огромная конкуренция. Должно быть что-то, что отличает тебя от конкурента. И аудиогиды здесь отлично подходят. Согласитесь, что человеку проще и приятнее купить тур в Париж и 20 бесплатных аудиопрогулок по городу, чем просто тур в Париж за те же деньги? Более того, принимая решение о путешествии, человеку эмоционально проще на него решиться, когда он сразу может увидеть, почитать, послушать, как там будет интересно.

А как сильно может поднять лояльность клиента письмо: «Дорогой пользователь. Спасибо за выбор нашего сервиса. Чтобы Ваша поездка в Лондон была ещё более увлекательной, мы подготовили для вас 15 бесплатных аудиогидов. Один из них начинается прямо около Вашего отеля. Можете заранее скачать их, чтобы не тратиться на роуминг.». Развитие booking.com и Airbnb подтверждают, что это работает – первый предлагает после бронирования скачать офлайн-гид по городу, а второй уже предлагает экспириенсы и аудиогиды.

Карты и навигаторы

Как сказано в прошлой статье на vc.ru, изначально идея Izi.trave родилась именно во время автомобильного путешествия. Есть огромное количество картографических приложений и навигаторов. Но почему, когда я еду по магистрали или стою в пробке в городе, мой навигатор 95% времени молчит? Ведь он мог бы рассказать мне столько всего интересного об объектах вокруг. Вот тут можно посмотреть пример, как это работает уже сейчас. И это не специально созданный автомобильный тур (которые тоже есть), а набор историй для пеших прогулок.

Приложения-аудиогиды

Есть сотни приложений с аудиогидами. Как локальные и небольшие, вроде Mob.travel, так и достаточно крупные и глобальные, такие как PocketGuide и Tourpal. У каждого своя модель монетизации, свои подходы и взгляды на развитие. Но в любом случае, 5,5 тысяч дополнительных аудиогидов (столько нет ни у кого) могут помочь любой бизнес-модели. Например, Tourpal уже интегрировал нашу API и вскоре начнет показывать гиды Izi.travel. С PocketGuide ведутся активные переговоры.

И если у Izi.travel всего три миллиона установок, то, например, у Yandex.Navigator – десятки миллионов, у Google Maps, booking.com, Airbnb – сотни миллионов у каждого. И именно через такие партнерства мы собираемся добиться роста количества пользователей не в разы, а на порядки.

Зачем это нужно партнерам? Помимо того, что это улучшает их собственный сервис, мы, конечно же, будем делиться частью дохода от будущей рекламы с приложениями, через которые реклама проигрывается. Равно как и с авторами контента, чтобы мотивировать их создавать больше и лучшего контента. Опять же, прослеживается аналогия с YouTube.

Главный результат: развитие партнерств позволит достичь аудитории в сотни миллионов пользователей, а revenueshare-модель дохода от рекламы сделает такое сотрудничество более устойчивым.

Вывод

Если вы не осилили весь предыдущий текст, то здесь кратко будет изложено, на что же ушли 20 млн инвестиций, много это или мало, какая стратегия и бизнес-модель.

Итак: Izi.travel – не просто приложение-аудиогид. Это – бесплатная и открытая платформа для создания аудиогидов. С помощью Izi.travel любой желающий, будь то крупный музей или просто увлеченный человек, может создавать свои аудиогиды как по улицам городов, так и по музейным экспозициям. А все созданные экскурсии доступны путешественникам через бесплатное мобильное приложение для iOS, Android, WindowsPhone, а также сторонним сервисам через API и виджеты.

По сути, izi.TRAVEL – это как YouTube для видео или Instagram для фото, только для гео-привязанных аудиоисторий. И также как у этих сервисов, модель монетизации Izi.travel основана на рекламе. Причем не на визуальной рекламе, а на сверх-локальной аудиорекламе, когда рассказ о кафе или магазине проигрывается человеку именно в тот момент, когда он проходит мимо и может зайти внутрь.

Функционирование подобной рекламной модели возможно только при огромном количестве контента и при огромном количестве пользователей. Также, кстати, как модель монетизации YouTube оправдывается только при сотнях миллионов пользователей и видео роликов.

Создать и поддерживать столько контента за свои деньги – безыдейно и никогда не окупится. Значит, нужно вовлекать в создание контента других людей.

Огромное количество сил, денег и времени было потрачено не на софт и не на контент, как многие думают, а на развитие экосистемы – раскручивание маховика по самостоятельному созданию контента музеями и библиотеками, туристическими офисами и археологическими раскопками, министерствами культуры, университетами, парками, блогерами, всевозможными локальными и глобальными бизнесами и, в конце концов, обычными людьми.

Нам пришлось обучить тысячи людей не только нашей платформе и тому, как использовать её в своих интересах, но и самому сторителлингу, чтобы повышать качество контента. Мы провели сотни мастер-классов, посетили сотни выставок, в индивидуальном режиме помогли тысячам контент-провайдеров довести свой контент до стадии публикации. Мы учили авторов контента анонсировать и продвигать его среди своих пользователей, мы помогли создать десяток самостоятельных сторонних бизнесов, зарабатывающих на оказании профессиональных услуг по созданию контента.

Мы запустили механизмы получения грантовых денег из государственных и частных фондов на создание интересных историй об объектах культурного наследия.

Мы объединяли многочисленных стейкхолдеров туристического бизнеса в рамках целых городов и даже регионов на базе нашей платформы, показывая им синергию кооперации для достижения одной цели – удовлетворения информационного голода путешественника.

Всё это мы делали для одной цели – развития инфраструктуры рынка сторителлинга (потому что нам нужно очень много контента), а это всегда долго и дорого. Но оборотная сторона такого подхода – рассчитанные в бизнес-плане показатели прибыли не в десятки или сотни тысяч, а в сотни миллионов евро в год.

Эффективно ли были потрачены эти деньги? Многие ошибочно заключают: 20 млн потрачено, прибыли нет, значит деньги просто ушли в трубу. Но результат инвестиций далеко не всегда выражается в деньгах. Ну вот решили вы построить офисное здание. Это долго и дорого. В течении пары лет вы вкладываете деньги и не получаете никакой прибыли вообще. Разве это означает, что вложения неэффективны? Конечно нет, потому что в каждый момент времени ваше недостроенное здание стоит больше, чем вы в него вложили. И чем дальше, тем больше эта разница. То же самое и с нашим проектом.

Каков же результат этих вложений?

Наша система живёт и развивается сама. Уже сейчас у нас более 11 тысяч авторов. Каждый месяц, даже во время банкротства, мы получали по 500 новых авторов и по 200 новых аудиогидов в месяц. Сколько бы мы заплатили денег за создание этих 200 аудиогидов своими силами? А следующих 20 тысяч?

С нами в партнерстве работают 1400 музеев мира. За пять лет мы стали партнерами с большим количеством музеев, чем монстры вроде Antenna International, оказывающие музеям сервис прокатных аудиогидов, за 30-50 лет. Причём, в отличии от неё же, контент для аудиогидов сделали не мы, а сами музеи. Они же его и обновляют, добавляют новые выставки и уличные прогулки. Музеи же помогают привлекать на платформу новые музеи, потому что понимают, зачем им это надо.

На нашей платформе запускаются интересные проекты, реализуемые, опять таки, не нами, а пользователями нашей платформы. Например, проект с подмосковными электричками, где пассажирам предлагается послушать экскурсии во время поездки, сделан Центральной пригородной пассажирской компанией. И сам проект, и его активное продвижение в электричках сделан силами и за деньги ЦППК. 

Они продвигают вовсе не наше приложение, а концепцию, что электричка это не только промежуточный пункт между работой и домом, а ещё и отличный способ ближних путешествий. 

Отмечу, что к написанию гидов и их озвучке ЦППК привлекло лучших тревел-журналистов страны, включая главных редакторов и журналистов National Georgaphic Traveller или «Аэрофлота». Посмотреть можно здесь

Вся наша платформа наполняется за счет таких вот впечатляющих проектов, потому что люди с любовью делают их для своих целей и в интересах своего бизнеса.

Буквально на прошлой неделе министерство устойчивого развития Черногории презентовало свой проект на нашей платформе на выставке ITB в Берлине. 

А пока я писал этот материал, пришло несколько писем от регионального министерства культуры Сицилии о публикации очередной серии путеводителей. И такие события во всем мире происходят каждый день. Без нашего непосредственного участия, просто благодаря тому, что мы создали экосистему, обучили тысячи людей и партнеров, разработали устойчивые модели развития для разных типов компаний с использованием нашей платформы.

Университеты и школы в России, Европе и Америке используют нашу платформу в образовательном процессе. Не только и не столько, чтобы изучать готовые материалы, сколько чтобы создавать новые. Потому что им нравятся открытые платформы, потому что юные авторы могут получить живой отклик от реальных слушателей, потому что намного интереснее создать что-то и сделать это доступным всему миру, чем написать работу и убрать учителю в стол.

И все эти партнеры работают не на нас, они работают на себя и для себя. Но благодаря им у нас каждый день появляются тысячи новых пользователи, а каждые семь минут – новая история.

Хотите ещё несколько примеров сервисов, которые длительное время были (а часть остается до сих пор) абсолютно убыточными, придерживаясь той же стратегии завоевания рынка? Компании, которые получали всё это время миллионы таких же скептических комментариев: Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, SnapChat, WhatsApp... И вы знаете хоть одну из таких платформ, которая бы стоила меньше миллиарда? 

Наши амбиции именно таковы. Мы хотим стать (и мы есть) платформой №1 в мире сторителлинга. Потому что в мире платформ №2 не получает почти ничего.

Что же дальше? А дальше мы начинаем активно подключать новых партнеров, но уже не по созданию, а по использованию контента. Тысячи сервисов и мобильных приложений по всему миру могут бесплатно получить доступ ко всей базе контента через API и использовать их для улучшения и расширения своих сервисов. Для тех, кому сложно использовать API, есть виджеты для веб-сайта. 

Мы общаемся с картографическими и навигационными приложениями, сервисами бронирования отелей и билетов, туристическими порталами и сайтами для того, чтобы предоставить авторам как можно более широкое распространение их контента.

Широкая аудитория, в свою очередь, мотивирует авторов создавать больше и более качественного контента. Когда мы подключим локальную аудиорекламу (пилотные проекты мы уже ведем), мы будем делиться доходом от нее с авторами контента и партнерами, проигрывающими его. Опять таки, как и в YouTube.

Именно эта обратная связь, позволяющая автору качественного контента зарабатывать на нём, убережет платформу от огромного количества мусора. Посмотрите на YouTube: популярные блогеры и каналы уже снимают видео такого качества, что позавидуют иные телестудии.

Дальше, в определенный момент, наши аудиоистории начнут проигрываться в Yandex.Navigator и в Google Maps, появятся в приложении Airbnb, а booking.com начнет рекомендовать их скачать после бронирования отеля. Почему? 

Потому что это позволит им монетизировать то время, когда человек находится в движении (гуляет по городу, едет на машине или велосипеде, занимается спортом и прочим) за счет локальной аудиорекламы. А такую рекламу надо «растворять» в качественном аудиоконтенте. А самая большая и самая быстро растущая база такого контента в мире – Izi.travel.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления