[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 61, "likes": 26, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "24989" }
Редакция vc.ru
7 556

Создать вирусный ролик для соцсетей — опыт «Изюма» и «Дружко шоу»

Команда медиапродакшна «Изюм» об особенностях подготовки, съемок и монтажа видео.

Поделиться

В избранное

В избранном

Сегодня издания меняют формат контента с текстового на видео, чтобы доносить информацию до аудитории соцсетей. И в большинстве случаев к производству видео приступают журналисты, которые пока не знают базовых тонкостей видеопродакшена. Поскольку мы в «Изюме» занимаемся производством видеороликов уже полгода, то постараемся рассказать о том, чему научились сами.

Предпродакшн

Ануш Манасян продюсер

​Это стадия подготовки перед съемкой — идея, написание сценария, выбор локаций и техники. Большая часть успеха зависит от того, насколько тщательно составлен сценарий. Он содержит логлайн — описание идеи в двух предложениях, синопсис — подробное описание, сцены — кто что сказал, куда повернул голову, и раскадровки — картинки, нарисованные от руки. И остальное: какова цель ролика, что должен получить зритель, какой хронометраж, формат, жанр, сроки, время, локации, что снимается в определенный день. Вот здесь можно посмотреть примерный образец сценария.

По этому сценарию будет работать продюсер, режиссер, оператор, монтажер и дизайнер (если есть такой штат). Малейшее отклонение от сценария во время съемки или монтажа может начисто разрушить первоначальную задумку.

Важно: сценарий пишется, когда в голове есть совершенно четкое представление о том, как будет выглядеть ролик от начала до конца.

Съемка

Митя Щеглов оператор

​Перед съемкой нужно вместе с оператором осмотреть все локации: пространство, где можно выставить камеры и свет, подходит ли интерьер и экстерьер под задачу, расположение окон, освещение. Главным образом это нужно оператору, чтобы он понимал, какую выбрать технику для съемки. Здесь важный момент: если во время съемки будет недостаточно света, то цветокоррекция вряд ли спасет «картинку». Если съемка срочная (например, интервью), то достаточно запросить фотографии локации.

Если по сценарию задуманы сцены в замедленном действии, то просите оператора снимать хотя бы 50 кадров в секунду, а не 25 (есть и 1000 кадров в секунду, с помощью которых можно замедлить движение пули). Тогда замедленные кадры будут смотреться плавно.

Оператор должен слушать звук во время съемки, если он пишется на камеру, чтобы не было брака (шуршаний, посторонних шумов). Если звук пишется на отдельное устройство, то необходимо синхронизировать видео и аудио по хлопку.

Человек в кадре

Александр Кьеза продюсер

Не важно, что вы снимаете: интервью, влог, социальный ролик, документальный фильм — речь человека в кадре должна быть заранее продумана, прописана, выучена и отрепетирована. Многие просто читают с бумажки или по памяти, и это сильно ухудшает качество продукта.

В обычной жизни человек может быть эмоциональным и разговорчивым, но когда на него наведена камера, он стыдится показывать эмоции, начинает сбиваться и в итоге более или менее пристойный кадр записывается с 20-го дубля. Малейшая пауза в речи или невнятно произнесённое слово — и внимание зрителя потеряно. И желательно между предложениями делать паузы для удобства работы монтажера.

О том, чтобы спикер был тщательно подготовлен, должен позаботиться продюсер. Нужно всегда делать по два дубля на каждое сказанное предложение, даже если кажется, что с первого раза было идеально.

Если съемка ведется на хромакее — специальном зеленом фоне, на который можно наложить любую графику и цвет, — то нужно подумать о свете, чтобы на лице не отражался зеленый цвет.

Важно: текст, который люди читают на сайте, и текст, который люди слушают в видеоролике, нужно подавать по-разному. В видео формулировки и сочетание слов должны быть приятны на слух, а текст должен быть более ёмким и коротким.

Монтаж

Эльдар Мусин режиссер монтажа

​Вот материал отснят. Теперь продюсер должен отсмотреть его и выбрать таймкоды (например, человек повернул голову влево, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте». Файл 1765, таймкод 0:30 – 0:42). Из этих таймкодов монтажер нарезает «колбасу» (или «рыбу», как вам угодно), подбирает музыку, подгоняет под нее перебивки — смену кадра и обстановки, чтобы удержать внимание зрителя разнообразием, синхроны — куски интервью, лайвы — импровизированные действия героя в кадре, которые соответствуют теме, пишет титры, делает цветокоррекцию.

Кстати о титрах: для Facebook они нужны обязательно, потому что на этой площадке люди привыкли воспринимать контент без звука, и если они видят ролик с титрами, то шансы, что ролик будет досмотрен, сильно возрастут.

Если вы имеете дело с рядовым монтажером, который только склеивает кадры, то лучше сидеть рядом и раздражать его своим видом уже на стадии сборки. Каждые пять минут вы будете поправлять недочеты и добавлять гениальную идею, которая только что пришла в голову. Правда, из-за этого продюсеров часто хотят убить.

Режиссер монтажа может посмотреть на материал без таймкодов и сценария и предложить несколько вариантов реализации проекта. Часто операторы и продюсеры перекладывают ответственность за продукт на монтажера. Почти у каждого в голове было: «А, ладно, на монтаже поправят, добавят, нарежут, сведут». Так вот, монтажер строго ограничен рамками того материала, который ему приносит продюсер.

Почти в любом ролике находятся кадры, которые невозможно свести вместе, потому что человек при важном моменте кашлянул или сделал большую паузу и отодвинул руку, что при нарезке будет «рвано» смотреться.

Поэтому еще на стадии написания сценария сложных сцен, когда движения героев часто перемежаются или одновременно происходит много разных действий, следует отрисовать раскадровки. Это нужно, чтобы оператор понимал и контролировал композицию, а переходы с одного кадра на другой смотрелись на экране максимально органично.

Что, куда и для кого

Когда идея готова, надо сразу определить формат для соцсети. Мы все примерно понимаем, кто где сидит, но есть нюансы: в Facebook важна идея, в YouTube — формат, во «ВКонтакте» — зрелищность, в Instagram — стиль. Пример ролика для Facebook:

Что делает ролики вирусными

Максим Никольский креативный продюсер

​Невозможно точно спрогнозировать вирусность (иначе мы бы в этих роликах утонули), но есть несколько составляющих, которые могут существенно увеличить шансы.

Важный критерий — «привлекательность» видео. Например, в Facebook люди репостят и распространяют только тот контент, который характеризует их перед аудиторией с выигрышной стороны. Именно поэтому перед тем, как приступить к съемкам, стоит трижды подумать: почему твой зритель должен сделать репост этого ролика? Подчеркнет ли ролик его остроумие, эрудицию или широту мышления? Если нет — видео вряд ли станет популярным.

Тем не менее, привлекательности мало для того, чтобы видео стало вирусным. Крайне важно попасть в эмоциональный диапазон аудитории, для которой производится контент.

Как пример: у ролика с Чейзом Винтерсом — чернокожим американцем, который пел песню Летова «Всё идет по плану» в Бруклине, — шансы на успех были практически стопроцентные, потому что он играл на одном из самых сильных эмоциональных крючков для русскоязычной аудитории — гордости за свою культуру.

Россияне всегда с огромным (без преувеличения) интересом воспринимают то, что думают за границей о нас и нашей культуре. По этому принципу построены многочисленные форматы в стиле «Иностранцы пробуют…» на YouTube. Это же сыграло и с Чейзом.

Роман Манусаджян соавтор проекта «Дружко шоу»

Сейчас я скажу банальную мысль, которую знают все, но мало у кого получается её применить: надо узнавать потребности конкретной аудитории, для которой вы делаете видеоконтент. Что для них жизненно и чего им не хватает — именно это вызывает в людях эмоции. Безотказно «заходит» самоирония и ирония над трендами, а также «мемасность». Но все это работает только в связке с качественным производством.

Что касается «Дружко шоу», то оно срабатывает сразу на несколько возрастных категорий аудитории: подростки — им нравятся мемы Дружко и новости интернета, поколение 30-летних — они переживают ностальгию по детству: старые программы, Windows-98 и популярные в прошлом сайты, — и возрастная аудитория, которую привлекает формат передачи.

Однако лучше не «размывать» аудиторию, потому что вероятность попасть одновременно в несколько сегментов минимальна.

Александр Лучкин соавтор «Дружко шоу»

Есть несколько пунктов, которые определяют потенциал вирусности контента, ​в частности, для Youtube. Первый: узнаваемое лицо в кадре (в случае с Дружко это человек, который был широко известен). Второй: формат для незанятой ниши. Например, ток-шоу: в России из альтернатив Дружко есть только Big russian boss.

Третий: рекламодатели. Нужно на начальном этапе определить, кто будет готов платить за ваш контент. Например, если вы делаете контент на футбольную тематику, то вам нужно целиться в букмекерские конторы и бренды, которые сотрудничают с футбольными организациями. Если вы делаете контент для детей, например, как у «Кликклак», то материться в роликах нельзя, иначе рекламодатели не захотят интегрировать в ваши ролики свою продукцию.

Четвертый: целевая аудитория. Если вы говорите на взрослые темы в роликах для детей, то это не будет интересно ни тем, ни другим. Важно понимать, кто будет смотреть ваши ролики. Например, для подростков популярны челенджи, лайфхаки, бьюти-блогеры (Марьяна Ро, Халберы, Эни Мей). Аудитория 30+ только сейчас приходит на YouTube, и у этой возрастной категории нет большого выбора. В основном они смотрят «вДудь», «Версус», «Дружко шоу», Badcomedian и еще несколько каналов по интересам.

Пятое: качество. Сейчас на YouTube приходят крупные продакшены, из-за которых студии вынуждены вкладывать деньги в качественную «картинку» и нанимать целые команды. Если раньше можно было поставить перед собой веб-камеру или телефон, то сейчас этого уже недостаточно.

Если вы дочитали до этого места, то справедливо возникнет вопрос: «Зачем так усложнять, когда видео, снятые вертикально на iPhone, набирают десятки миллионов просмотров в Facebook?».

Дело в том, что в этих роликах нет цели донести структурированную информацию. Это просто смешные или трогательные жизненные ситуации без внятного посыла. Не пытайтесь повторить: концепция «чем проще, тем круче» в постановочном продакшене не сработает.

Единственное, что закономерно и в производстве видеоконтента, и в написании текстов — чем тщательнее вы готовите материал и больше вкладываетесь в него, тем выше отклик аудитории.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления