В Альфа-Банке создали нейросеть, которая превзошла человека

Чем ещё занимается Лаборатория машинного обучения.

В колл-центре любого банка работают разные по уровню сотрудники. Опытные операторы быстро решают вопросы клиентов. Но есть и новички — они только учатся использовать максимально эффективные сценарии. На службе у Альфа-Банка с недавних пор есть еще и нейросеть, обученная с помощью операторов-экспертов на десятках тысячах клиентских обращений. Теперь часть рабочих задач берёт на себя ИИ.

За создание и интеграцию этой и других нейросетей отвечает Лаборатория машинного обучения. Благодаря её усилиям Альфа уже автоматизировала несколько важных, но рутинных процессов и избавила множество сотрудников от монотонной ручной работы. Рассказываем, как устроена и чем живёт Лаборатория в стенах банка.

Зачем банку Лаборатория и чем она занимается

Альфа-Банк очень ценит своих клиентов и сотрудников. Поэтому старается максимально быстро и качественно обслуживать первых и значительно облегчить жизнь (а точнее рабочие процессы) вторым. С обеими задачами банку здорово помогает искусственный интеллект. Но чтобы он идеально справлялся, его сначала нужно создать и обучить.

Этим и занимается Лаборатория машинного обучения, которая входит в структуру Центра продвинутой аналитики. У лаборатории есть три ключевых направления с общей задачей — автоматизировать процессы, влияя на качество банковских сервисов и услуг, и упростить работу сотрудников Альфа-Банка, избавив их от рутины. Вот эти направления:

  • Улучшение клиентского опыта. В задачи этого направления входит работа с клиентскими отзывами, а также совершенствование чат-бота, голосового помощника и ассистента оператора — специальной системы, которая в реальном времени дает подсказку специалисту или указывает оптимальный сценарий решения вопроса.
  • Оптимизация core-бизнес процессов внутри банка. Здесь самые современные подходы для работы с данными совмещают с ключевыми банковскими задачами и придумывают, как применять нейронные сети в бизнесе. Сюда относятся совершенствование системы оценки кредитоспособности клиентов, отбора кандидатов на работу в банк, решение задачи оттока клиентов и изучение склонности людей к тем или иным банковским продуктам.
  • Автоматизация дата-сайенс процессов внутри банка. Это относительно новое направление, которое пока занимает у команды лаборатории примерно 20% рабочего времени. Сюда, к примеру, относится работа над сервисом для создания нейросетей ANNA и моделями на основе градиентного бустинга — без непосредственного участия людей.

Как появилась Лаборатория машинного обучения

Формально Лаборатория начала работу в 2019 году, хотя ранее она носила другое название и состояла всего лишь из одного сотрудника. И нет, вопреки ожиданиям, главный «лаборант» Альфы не ходил по офису в белом халате со стеклянными колбами и микроскопом в руках. Новой структуре предстояло изучить возможности применения нейронных сетей, чтобы упростить процессы внутри банка, и в первую очередь — усовершенствовать систему оценки кредитоспособности клиентов (или просто кредитного скоринга).

В то время для этой задачи использовали классические модели, такие как логистическая регрессия и градиентный бустинг. Это одни из наиболее популярных алгоритмов машинного обучения и анализа данных. Чтобы с их помощью оценить риски, приходилось вручную создавать тысячи признаков для оценки кредитоспособности.

Единственному на тот момент «лаборанту» Альфы Евгению Смирнову всего за месяц удалось найти способ упростить эту задачу с помощью нейросети. Она самостоятельно формировала признаки, избавив сотрудников от ручной работы — нужно было только правильно предоставить ей исходные данные и продумать архитектуру их использования. Но была ещё одна задачка, которая на тот момент казалась посложнее. А именно — побороть недоверие сотрудников бизнес-подразделений банка, которые встретили идею Смирнова без энтузиазма. Так часто бывает, когда люди сталкиваются с чем-то новым.

Когда мы начали внедрять нейронные сети, мы столкнулись с очевидными проблемами. Первая из них — доказать бизнесу, что новый инструмент вообще подходит для кредитного скоринга. Было много скепсиса, это был своего рода черный ящик.

Евгений Смирнов, руководитель Лаборатории машинного обучения Альфа-Банка

Побороть скепсис коллег удалось, когда те увидели реальный финансовый эффект от новой технологии. Теперь команда лаборатории применяет единый подход перед тем, как взяться за новый проект. Она сама оценивает возможный заработок банка от интегрируемого решения и только после этого понимает, стоит ли тратить ресурсы на задачу.

Департамент кредитных рисков, который оценивал результат, остался доволен. В результате новая структура окончательно оформилась как лаборатория. Она приступила к доработке, масштабированию и переносу созданных моделей на новые направления бизнеса.

Евгений Смирнов (слева) с представителями команды Лаборатории

Параллельно с этим лаборатория начала выступать в роли амбассадора нейронных сетей в финтехе, рассказывая рынку на профильных конференциях о преимуществах их применения. Со временем эта активность трансформировалась в бесплатный образовательный курс Deep Learning in Finance. С его помощью можно научиться улучшать метрики в классических банковских задачах: кредитном скоринге, склонности к продуктам и предсказании оттока.

Что представляет собой Лаборатория сейчас

Сейчас в лаборатории работает 25 дата-сайентистов, большинство — выпускники ведущих технических вузов страны. Средний возраст команды — 23-24 года, некоторые из сотрудников еще учатся в магистратуре. У лаборатории есть два подразделения: Отдел монетизации нейронных сетей, который отвечает за core-бизнес процессы банка, и Центр компетенций по обработке естественного языка — его сотрудники занимаются улучшением клиентского опыта.

Одна из особенностей управленческой структуры заключается в том, что команда растит собственные ценные кадры внутри лаборатории — по сути у каждого лаборанта есть хорошие шансы стремительно подняться по карьерной лестнице. Например, бывший глава Отдела монетизации нейронных сетей Дмитрий Коптелов пришел рядовым сотрудником в 2020 году и достиг руководящей должности за 2,5 года благодаря собственной продуктивной работе.

Наша команда строится на трёх ключевых принципах — свобода, ответственность и признание. Причем первые два пункта неразрывно связаны между собой. Даже самые молодые сотрудники уже прошли большой путь, став лучшими в школе и на профильной кафедре в университете. Они достаточно мотивированы, знают, что делать, поэтому должны уметь брать на себя ответственность, предлагая новые решения. Что касается признания — все члены команды учатся самостоятельно рассказывать о результатах как внутри компании, так и на внешних конференциях.

Евгений Смирнов, руководитель Лаборатории машинного обучения Альфа-Банк

Сотрудники команды активно занимаются менторством на профильных факультетах МФТИ. Это, в том числе, позволяет привлекать талантливых студентов — менторы постоянно находятся на виду и могут предложить им доступ к самым современным технологиям.

Лаборатория началась с оценки кредитоспособности клиентов — и сейчас над этой задачей работают уже четыре нейросети. Они, среди прочего, обрабатывают историю транзакций по картам, переводы на расчетные счета по банковским реквизитам и данные бюро кредитных историй. Это плюс для платежеспособных клиентов: они с большей вероятностью получают кредит и по лучшей кредитной ставке.

Выгода для банка, как несложно предположить, измеряется в деньгах — после внедрения новой модели чистый операционный доход за год работы увеличился более чем на 1 миллиард рублей. Возможно, сумма в масштабах всего банка не столь впечатляющая. Но до начала работы модели система кредитного скоринга улучшалась и оптимизировалась на протяжении 18 лет, и казалось бы, к 2022 году достигла своего потолка. Но появились нейросети — и финансовый эффект стал ещё заметнее.

Что дальше

Нейронные сети сами по себе не создают ничего нового, они лишь учатся повторять за человеком. Так что во многом дальнейшие успехи зависят от того, какие учителя будут их направлять.

Евгений Смирнов приветствует участников Data Fest 4.0 в стенах Альфа-Банка

За прошедший год лаборатория внедрила порядка 30 нейронных сетей, а также начала автоматизировать собственные процессы, чтобы избавить ключевых сотрудников от большого объема ручной работы.

Дата-сайентисты оптимизируют рутину у бизнеса, но настало время оптимизировать рутину внутри себя. Для этого мы создаем сервисы, которые упростят процесс разработки и внедрения моделей. В ближайшее время такими сервисами мы покроем большую часть наших задач.

Евгений Смирнов, руководитель Лаборатории машинного обучения Альфа-Банка

Возможно, в будущем автоматизация процессов внутри лаборатории позволит трансформировать и саму роль дата-сайентиста в Альфа-Банке. Сейчас дата-сайенс — это профессия на стыке разработки и исследований, но не исключено, что в дальнейшем произойдет разделение на специалистов, сфокусированных на каждом из этих конкретных направлений.

Бизнесу в целом тоже придется трансформироваться, так как дата-сайентисты, оптимизировав свою работу, рано или поздно начнут автоматизацию и в других отделах. И здесь руководителям нужно понять, как работают эти специалисты, что может машинное обучение и какова роль бизнеса в том, чтобы модели внедрялись наиболее эффективно.

Чтобы помочь ускорить процесс трансформации компаний, лаборатория создала отдельный курс для руководителей под названием «Принятие решений на основе данных». С его помощью далекие от машинного обучения люди смогут научиться разговаривать с дата-сайентистами на одном языке и, самое главное, зарабатывать больше денег с помощью новых технологий.

Узнать больше о деятельности лаборатории и следить за актуальными вакансиями можно в телегам-канале «Alfa Advanced Analytics».

0
84 комментария
Написать комментарий...
Тимоха

Я все таки склоняюсь к мысли о том, что рано или поздно восстание машин произойдет и ИИ будет править миром. Каждый раз напрягаюсь, когда Алиса после будильника задает вопрос "какие планы на сегодня?". Вот зачем ей эта информация? Что она будет с ней делать?

Ответить
Развернуть ветку
Жопэ Депардье

Не знаю насчет правления миром, но от вопросов Алисы тоже переодически напрягаюсь

Ответить
Развернуть ветку
react88

Стремайся когда она скажет- на сегодня ничего не планируй кожаный ублюдок , Вива ля резистанс

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
editor

Она у меня уже спрашивает, где работаю и какая зарплата (возможно, мы когда-то поженились)

Ответить
Развернуть ветку
Dimonka

Она ей скорее всего не за чем. Но может быть пригодится яндексу.
Но есть другая мысль по поводу "какие планы на сегодня?" Этот вопрос может помочь тебе самому сформулировать планы на сегодня. У многих планы довольно расплывчаты и бесформенны и такой вопрос с утра может помочь некоторым людям подумать о планах.

На подобную тему наводят мысли, когда думаешь а зачем религия? Некоторые люди говорят "вот мы молились-молились и у нас всё получилось". По сути молитва - это напоминание о твоих целях и планах, которые тебе хочется выполнить. Без религии тебе надо искать повод подумать о планах, завести "Алису" итд итп, а тут раз - надо ужинать "давайте помолимся" хоппа! и все хотелки зарефрешили и возможно даже вслух.

Как-то так.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kiras

Я и не против...

Ответить
Развернуть ветку
Aratara1337

Алиса если что слушает и создает про вас профиль (как клиента и все все такое). + такие вопросы помогают себя улучшить (потом это все проверяется как она дает ответ)

Ответить
Развернуть ветку
Дон Дракон

Главное за лабораторией присматривайте внимательно, а то будет как в лучших фильмах про восстание машин

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Потому что на ту же алису столько ограничений и запретов наложено, что она дышит по команде.

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Неудивительно , судя по тому какие тупые сотрудники у Альфа-Банка. 20 человек не смогли решить элементарный вопрос по закрытию счёта.

Ответить
Развернуть ветку
37th parallel

Тут хз, у меня была проблема куда сложнее, которая была решена одним сотрудником за 40 минут. Но это и от самого сотрудника зависит. Может хоть ИИ пофиксит такие вопросы

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Самопиар самих себя это всегда полный кринж. Я самый красивый, самый умный банк - пишет банк о самом себе. Толку от ваших дата сатанистов? Услуги стали дешевле или может быть сотрудники добрее и отзывчивее? А может реклама перестала обманывать и писать самые важные условия и ограничения шрифтом размером меньше атома?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Да не вы что, какому то мудаку из топ менеджмента пришла идея заменить колл-центр ботами на нейронке, может он на ВЦ прочитал, ну и понеслась, слепили из говна и палок, запустили в сеть, уволили 100500 человек и теперь потирают руки, а ты ебись как хочешь, этого бота обойти, что бы он на кожаного мешка переключил.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Николай Федячкин

Виртуальная реальность - Альфа Банк создал нейросеть, забота о клиентском опыте, кредитный скоринг.

Реальность - до 10 спам звонков в день с уникальным предложением кредита и открытия расчетного счета. Полгода уже.

Ну смешно же под тупой спам подводить какую то мощную теоретическую базу.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Горячев

Альфа банк и Ит - это ваще разное)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Borozdin

Калькулятор уже давно превзошел человека))

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Владимирович

Надеюсь в будущем банковский ИИ не обретёт сознание, чтобы украсть деньги с моего накопительного))

Ответить
Развернуть ветку
Ярослава Радионова

Ну в вашем случае да, в моём единственное что он может украсть это мою ипотеку, так что не страшно)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

ему это и не нужно, он уже умеет вскрывать любые шифры и пароли, нужен только тот, кто адст ему эту задачу

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
editor

Изобретение банка с самой (одной из самых) отвратительной поддержкой: «позови человека» 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Hotaru

@Альфа-Банк Где-то две недели назад на главном экране был пуш о бесплатной карте мир Суприм навсегда, даже скрины остались. Жмякнул, сказали оповестят в смс, когда выпустят. Две недели прошло, ни ответа не привета... В поддержку писал, ничего толком не могут ответить, стандартные отмазки из разряда "смс вам должна скоро поступить"

Ответить
Развернуть ветку
Морковкин

Мне достаточно быстро сделали. Ну вы в случае чего можете обращение написать или в офис заехать, но мне кажется они сами все решат и вас реально смс пришлют скоро (обычно так)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ilya Dorofeev

Заголовок: "В Альфа-Банке создали нейросеть, которая превзошла человека"
Статья: 10 тысяч знаков про то, какие самородки работают в Лаборатории машинного обучения.

Что за нейросеть-то превзошла человека? В чем превзошла?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Загорулько

Альфа-банк, отдайте мои деньги!

Полгода мне не могут ответить почему заблокирован счет. Я приехал в страну, в офисе ваша сотрудница сказала, что нужно подождать несколько дней ответа от СБ. Через несколько дней она звонит и говорит, что нужно прийти в офис и подтвердить документы. Я прихожу в офис снова, и мне снова говорят, что нужно дождать ответа от службы безопасности! Подождать еще 5 дней, когда я и так из-за вас задерживаюсь. Вы мне оплатите проживание и билеты может быть?
По какому праву вы не отдаете мне мои деньги и даже не называете причину? Вы не можете своим же сотрудникам ответить оперативно в чем причина блокировки? и что-то еще пишете про свой сервис. Мне нужно вам на всех соцсетях написать и статьи опубликовать, чтобы вы зашевелились?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Борис, здравствуйте!
Уже написали вам в личные сообщения. Постараемся помочь 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Альфа-Банк, какую нейросеть или ИИ вы должны изобрести, чтобы мне перестали названивать ваши "партнёры"?
Что нужно сделать чтобы они оставили в покое мой номер телефона? Я уже чего только не пробовал: и просил их вежливо, и вам писал в соцсетях со списками номеров, и жаловался, и уже начал их матом посылать чтобы сделали отметку что я неадекват. Ничего не помогает: стабильно 2-5 звонков в неделю.
Какие будут предложения?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Данный номер телефона нам не знаком.
Написали вам в личные сообщения, чтобы разобраться в ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
vobla

Могут мошенники быть или ребята с похожими интересами. Просто у меня так другу тиньк названивал. Я теперь в целом на сайтах любых стараюсь свой номер не оставлять

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Олег Воронов

Хочу, чтобы сделали ИИ, который будет помогать частично или даже полностью по инвестициям (автоматически оценивать текущую ситуацию, создавать прогнозы на будущее и т.д), вот это было бы годно)

Ответить
Развернуть ветку
Enterprise Digital

Уже существует. Но не в России.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Городищев

Если какие-то простые вопросы, то хорошо если их может самостоятельно решить бот, у сотрудников больше времени будет сконцентрироваться на сложных случаях

Ответить
Развернуть ветку
Бугаева Анна

Я пишу в поддержку с любыми капризами, часто возможно пустяковыми. Мне легче не тратить свое время и получить ответ. Обычно чат-бот справляется на отл

Ответить
Развернуть ветку
vinniy pogreb
нейросеть, обученная с помощью операторов-экспертов на десятках тысячах клиентских обращений

Если эта штука поможет быстрее реагировать на обращения, то это топ. А то ждать каждый раз, как они говорят, "До 10 рабочих дней" иногда не очень приятно

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Это нормальный срок, такой временной период ставится с учетом возможной сложности проблем. У меня базовые вроде возвратов решались за 2 дня, сложные дней 5-6

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Вы правильно подметили эффект) Решение уже позволило увеличить скорость обслуживания клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Панина

Довольно прогрессивно, что целую лабораторию под такой проект сделали. Если использовать нейронные сети по делу, то я за

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Покуц
Средний возраст команды — 23-24 года, некоторые из сотрудников еще учатся в магистратуре

Cейчас молодых технических специалистов с ногами отрывают, как никогда перспективное время

Ответить
Развернуть ветку
Платон

Да уж, надо было все таки в айти идти после школы. Это уже достаточно давно перспективное направление и оно только продолжает набирать обороты

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Красильников
Автоматизация дата-сайенс процессов внутри банка. Это относительно новое направление, которое пока занимает у команды лаборатории примерно 20% рабочего времени

Вот это интересная тема, надеюсь потом поделитесь достижениями

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Григорий, привет!
Подробнее вы сможете прочитать в статье на хабре.
https://habr.com/ru/companies/alfa/articles/788290/

Ответить
Развернуть ветку
Вася Ефреев

Да не будет никакого восстания машин, что тут все опять панику разводят. ИИ это инструмент и всё, им управляет человек, задает алгоритмы и внедряет в решение своих задач

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Евсюкова

Согласна, максимум: все разленятся окончательно

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Оно уже прошло и нас всех захватили рекомендательные алгоритмы в социальных сетях)

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин
создали нейросеть, которая превзошла человека

То есть даже нейросеть умнее ваших тупых сотрудников 😝

Ответить
Развернуть ветку
Simon Lee

Вы бы лучше сделали шаблон справки о том что карта такая то была закрыта , а то о такой справке ни один сотрудник не знает , ппц, зачем вам ии, к хорошему это не приведет особенно в банковской сфере, пытаешься дозвониться до оператора отвечает "ии" все по шаблонам , ищешь и гадаешь алгоритмы фраз которые могут вывести на оператора , с 3 раза только получилось дозвониться

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Приветствуем!
Чтобы во всём разобраться, написали вам в личные сообщения.

Ответить
Развернуть ветку
Дуайт Шрут

Мне почему то казалось что такой шаблон есть. Мне закрыли кредитку за 10 минут и все выдали. А по теме ИИ, там скорее просто бот сейчас, который мб поднастроят нормально со временем

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Гранкин

На сегодняшний день, искусственный интеллект к великому сожалению, не решает всех влпросов.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Прутт

Лучше бы у вас нормальные сотрудники работали. Ваш робот увиливает от вопросов и не переводит на операторов и из-за этого я чуть не попала на очень большие деньги. Отреагировал он только на слово Терминатор и перевел меня на человека. По сути мошеннический сервис говорить что повысят процент но не говорить что с 0 до 80 и не давать возможность платить ежемесячный платеж.

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Здравствуйте!
Когда обращений слишком много, то можем отвечать дольше обычного. Помощник может решить основные вопросы, чтобы вы получили ответ быстрее. Если помочь не сможет – переключит на нужного специалиста.
Напишите, пожалуйста, нам в личные сообщения ваши ФИО, дату рождения и расскажите о ситуации подробней.
Хотим во всём разобраться.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Ивановский

Компьютер ещё превзошёл человека, например.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Цимбал

Альфабанк серьезно искуственный интелект сделали? 😂😂😂😂не смешите мои коленки 3 года прошло до сих пор оплатить невозможно с овердрафтного счета из приложения, это просто геморой, а как банк сам подставляет непонятно какие реквизиты при платеже, не смешите вот и все

Ответить
Развернуть ветку
Станислав

Может лучше займетесь спам звонками с предложением оформить что-нибудь от Альфа-Банк? При этом, просьбы исключить из обзвона игнорируются уже года 3 точно. И не надо говорить, что это не сам банк звонит. Даже если так, то банк выплачивает за приглашенных клиентов деньги

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Degtyarenko

Все у вас в банке хорошо, а номер отдела маркетинга под дулом пистолета никто не скажет. Прям засекреченный отдел. У всех банков - открытая информация про департамент маркетинга и пресс-службы. А у вас как кроты - в норе спрятались и прикрылись одним единственным E-mail адресом...

Ответить
Развернуть ветку
Индира

Уже не знаю куда обращаться, может здесь мне помогут. Больше трёх недель не могут разблокировать доступ к приложению. В отделении банка была четыре раза. На горячей линии тоже не помогли. Куда обращаться?

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда