{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Любая война кончает одинаково. Что почитать из fiction в августе 2022

Сегодня рецензирую психологическую драму на фоне махинаций с айтишным стартапом, жуткую историю про потерю рассудка во время войны, а также «Новый декамерон» — сборник разношерстных рассказов эпохи ковида.

Вы также можете почитать мои предыдущие обзоры на книжные новинки 2022 года:

Оуэн Майклз — техлид в инфобезном стартапе. Компания пилит приложение, которое способно изменять цифровой след человека: например, корректировать текущую онлайн-историю, удалять упоминания о нем и т.д. Но вдруг Оуэн пропадает, оставив своей семье — жене Ханне и дочери от первого брака Бейли — только набитую деньгами сумку и пару малозначимых записок. А вскоре выясняется, что за стартапом стоит огромная афера. Софт Оуэна оказался не готов к дате релиза, которая была привязана к выходу компании на IPO. Поэтому чтобы торги не провалились, финансовые отчеты были подделаны. Теперь акции рухнули до 13 центов, а общие убытки составили полмиллиарда долларов.

Когда Ханну начинают посещать следователи, она решает докопаться до правды, потому что осознает, сколь много белых пятен вдруг оказалось в биографии мужа и какие нестыковки в ней всплыли. И именно эта правда, как она надеется, сможет помочь им выпутаться. Но оказалось, что никакого Оуэна Майклза не существует…

Если не брать в расчёт некоторые неоднозначные детали (к примеру, ничего не сказано о том, как вообще такое приложение легализовано с юридической точки зрения) то перед нами очень необычная сюжетная конструкция. Представьте, как будто в клубок замотали матрёшку, и когда герои по ниточке заканчивают разматывать чужую прошлую жизнь и ты ощущаешь, что разгадка вот-вот воссияет, то оказывается, что впереди ждёт следующая серия головоломок.

Более того, два этих сюжетных рисунка удачно соединяются и красиво переходят один в другой. А читатель не просто следит за изысканиями Ханны и Бейли, а вместе с ними проделывает серьёзную интеллектуальную работу, вспоминая, какие намеки и полунамеки звучали в их общении с Оуэном вплоть до самых последних минут перед его исчезновением, и что из них можно почерпнуть.

Обычно я низко оцениваю книги без полноценной морали, однако книга Лоры Дейв хороша другим. «Последнее, что он сказал мне» показывает нам потенциал глубины самопожертвования. Причём такого самопожертвования, которое было совершено в самых тяжёлых для этого обстоятельствах.

Автор медленно погружает нас в эту психологическую Мариинскую впадину — начиная с того момента, когда ты знаешь только часть правды, заканчивая тем, когда вдруг узнал всё. Безо всякой банальщины и тривиальщины типа «как жить, когда вся твоя жизнь оказалась обманом» или «всё к лучшему».

Когда сенегальский солдат Альфа Ндие трижды отказался прикончить своего смертельно раненого друга Мадембу Диопа, произошло необратимое. Размышляя прав ли он был, что последовал строгим законам предков и не внял мольбам своего «больше чем брата», Альфа повредился в рассудке и предался мести. Теперь он каждую ночь проникает во вражеские окопы и убивает по одному врагу, внешне похожего на убийцу Мадембы; причём убивает их так же, как умер Диоп — выпустив кишки наружу — и отрезая вдобавок руку.

После четвёртого «трофея» Альфу стали бояться даже свои — те, кто только что дарил лучшие куски харча и носил воду, помогая ему отмываться от крови и запаха смерти. А после седьмой отрезанной руки героя отправили во внеочередной отпуск в тыл, где с ним происходит последняя, фатальная метаморфоза…

Маленькая (всего 160 страниц) книжица содержит глубочайший урок, который размывается в иных многотомных военных эпопеях. Если на войне не думать и не пытаться осмысливать происходящее, то можно кончить как Диоп. Но даже если не жить лишь от приказа до приказа, а проводить какую-то интеллектуальную работу, то можно кончить как Ндие: горе не просто вытеснит твою личность, а ещё и вынудит тронуться умом…

Да, не каждый воин докатится до того, до чего докатился Альфа Ндие, который в итоге убил и изнасиловал дочь своего лечащего врача, а затем впустил в свой рассудок голос убитого Мадембы (и читателю остаётся самому догадываться, по какой именно причине последнее случилось: то ли героя сильно приложили, застукав за преступлением, то ли провели трепанацию, то ли накачали медикаментами, то ли он просто не пережил горе от ума).

Но автор показывает нам общий вектор: как ночью вся кровь чёрная, так и любая война кончает одинаково.

Бесценное напоминание в наше время…

Здесь обойдусь без предварительной аннотации, поскольку нейминг говорит сам за себя. И при этом…жестоко обманывает.

Я привычно ждал от выбранной книги сложного опыта за чужой счет. Ждал, что чтение заставит переосмыслить своё место в мире. Ждал, что литература , образно выражаясь, преобразует давешнее кошмарное извержение во впечатляющий фейерверк. Короче ждал многого. Однако то, что прямо в названии именуется новеллами времен пандемии, по сути представляет собой бессвязный перечень крохотных рассказов обо всём подряд, который по итогу трудно назвать иначе как набором графоманской дичи.

Перед нами ни что иное как попытка редакции и издательства New York Times, которые и спродюсировали эту книгу, выдоить баксы из ковидного воздуха.

Когда после первой пары десятков страниц мои глаза полезли на лоб, а шестерёнки в голове заскрипели, я решил сменить тактику. Сначала попробовал читать рассказы через один. Потом отбирал только истории про ковид. Наконец решил потратить время только на избранных авторов. Увы, ни один из этих подходов так и не позволил мне понять «Новый Декамерон».

Здесь совсем немного про давешнюю пандемию (даже если принять во внимание несколько рассказов с аллюзиями на нее), но даже то, что связано с вирусом, представляется полной бессмыслицей. На страницах минимум про те проблемы, которые принесла эпидемия — про пережитые утраты, про преодолённые сложности; и в особенности мало про личное, в том числе про такие очевидные вещи как тяготы отношений на локдауне. Как будто в тот год никто не переживал ничего интереснее прогулок.

Я как-то в одной из рецензий в СМИ критиковал Юрия Беккера и его «Свидетелей изоляции» за чрезмерную вылизанность и абсолютную нереалистичность. Но по сравнению с куда более именитыми авторами (Этвуд, Рейчел Кушнер, Лиз Мур, Дэвид Митчелл, Томми Ориндж) даже сказочные выдумки Беккера смотрятся выгоднее и являются более цельными. Не говоря уже, например, о блестящем Питере Мэе, который в своем «Локдауне» вообще предсказал всё 15 лет назад.

Здесь же три десятка текстовых обрывков и лоскутов, из которых ничего не сшивается и не склеивается; которые можно только нанизывать друг на друга с последующей отправкой в утиль, словно чеки в отделах советских магазинов. Только зачем?!

Пока всё.

Хорошего всем завершения лета :)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда