Al как наставник и учитель: экономим на курсах по питону и репетиторах английского
Продолжаю серию статей про кейсы использования ChatGPT в жизни и работе. Если в первой части я рассказывал о простых ежедневных задачах, то сегодня поделюсь более подробными сценариями использования GPT для организации системы своего обучения.
Мне нравится концепция непрерывного обучения (lifelong learning) и жидкого мира (liquidworld). Не буду больше писать про изменения в мире, появление новых технологий, AI — расскажу только как GPT помогает мне выстраивать хоть какие-то планы вокруг этого всего и адаптироваться.
Как только я начал трогать ChatGPT-3.5 в декабре 2022, я загорелся мыслями о грядущей революции в сфере образования. И сегодня я наблюдаю за двумя сферами:
- Как меняется система образование и университеты. В этой области я некомпетентен, но в конце статьи с удовольствием делюсь источниками, которые читаю на эту тему.
- Как GPT помогает в индивидуальном обучении и самообразовании. Про это и будет моя статья и я, например, уже писал про работу со знаниями и подключение AI к базе знаний. Цель этой статьи, как всегда, вдохновить попробовать GPT в разных сферах жизни.
Итак, кейсы использования GPT в учёбе и получении новых навыков:
🤖 Быстро разобраться в новой для меня области
Мы в книжном клубе сейчас разбираем «Учебник логики» Челпанова. Логика для меня — совершенно новая область: сложно, много терминов и не понятно как применить в своей жизни.
GPT — постоянный участник нашего книжного клуба. Спрашиваем его по каждому вопросу и просим придумать примеры, если у самих не получается.
Здесь же — использую разные GPTs для практики: они помогают проверить тексты, предложения и мысли на логику. Найти пробелы в аргументах, например. Вообще GPT, кажется, бог логики.
Как бонус: GPT при наличии настроенных кастомных инструкций выдает релевантные для меня примеры (как применить логику в менеджменте и написании статей?). А это помогает совершенно новые знания приземлить на текущий опыт.
Вообще, за последнее время я вкатывался в несколько новых сфер и всегда держал GPT открытым:
- Понимание Kanban и внедрение в процессах.
- Проходил курс по OKR (Objectives and Key Results) и активно консультировался с GPT
- Выполнял продуктовые кейсы для конкурсов и проверял результаты с GPT (занял неплохое место, кстати)
- Погружался в понимание работы тревожных расстройств, задавал кучу неудобных вопросов в GPT
Во всех случаях GPT играл не ключевую роль, но очень поддерживающую и развивающую :) Ключевую роль по прежнему играли книги, люди, курсы.
🤖 Изучение и практика английского языка
Дойти до человека-репетитора я не всегда успеваю (да и каждый день созваниваться с репетитором сложно) — но на ежедневной основе я поддерживаю свой уровень языка с GPT. Вообще, репетитор говорит, что мой английский за последний год сильно прокачался. А всё благодаря:
- Преднастроенной инструкции в GPT «отвечай мне всегда на английском» (много читаю на английском, а с GPT — ещё больше и нативно встроено в повседневную жизнь)
- Я люблю задавать вопросы голосом в приложении ChatGPT. Писать на английском не так люблю, но тоже бывает.
- Прошу GPT оценивать мои навыки. Конечно, speaking он не оценит, но вполне неплохо знает о стандартных ошибках и может оценить словарный запас. Помогает делать регулярную сверку и видеть прогресс в знаниях.
- Раз в полгода сажусь с ним ставить цели на английский. В этом квартале мы придумали больше времени уделять разговорному английскому и искать возможности говорить: монологом в GPT, чаще думать на английском и искать людей для диалогов (GPT для этих целей пока кажется искуственным).
- Но главное — после любых диалогов (даже если обсудил книгу или какой-то личный вопрос) прошу отправить частотные ошибки и дать по ним задания (которые я, конечно, ни разу не выполнял, но ошибки свои знаю и обращаю на них внимание):
🤖 Разработка для неразработчика
У меня нет бэкграунда разработки, но в работе у меня постоянно возникают глупые вопросы: а как тут вывести список самых тяжелых таблиц в базе данных? почему такая ошибка упала? почему не открывается дашборд? о чём говорят разработчики? как быстро оценить и проверить резюме разработчика, какие вопросы стоит задать?
Тут мой главный принцип — изначально я все технические вопросы задаю в GPT. Вообще, кажется, что это сегодня становится главным навыком менеджера. Сначала попробовать разобраться с GPT, а потом идти подготовленным к человеку.
Про языки программирования
Тут я начинаю блок, в котором некомпетентен и решаю только свои личные задачи. Примерно каждый пять лет я начинаю активно учить языки программирования, но меня хватает на пару недель максимум, не хватает усидчивости чтобы выучить синтаксис и переписывать код чтобы он наконец-то начал работать.
Полгода назад я за вечер без особых навыков написал с ChatGPT личного телеграм-бота, который каждый день задаёт мне три главных вопроса и сверяет моё состояние. Просто, но сработало!
Но я не понимал ни архитектуры, ни работы этого бота изнутри. Чтобы закрыть этот вопрос, недавно решил проходить бесплатный курс по питону, а по каждому возникающему вопросу спрашиваю у GPT.
Всё, что я спрашивал бы у реального ментора, пишу в GPT:
Сработало очень хорошо. Начальный курс прошёл с огромным удовольствием из-за того, что почти полностью делегировал на GPT то, что меня бесило в программировании.
Я и раньше думал, что каждому человеку неплохо было бы знать хотя бы базу программирования, а сегодня, когда научиться основам становится всё проще, убеждаюсь ещё сильнее. Программирование с GPT — новый Excel :)
А вообще, продолжаю верить Сэму в том, что когда-нибудь смогу полностью взаимодействовать с разработкой на естественном языке. А пока I Have No Idea What I’m Doing:
🤖 Чтение книг
Мой тезис: сервисы чтения книг должны меняться и интегрировать в себя LLM.
Это мой любимый блок, потому что книги я люблю и читаю много. Выше я уже писал про учебник логики, но логика — сложный материал, требующей глубокой работы и погружения. При чтении нон-фикшн и художки у меня другие задачи к GPT:
- Нон-фикшн книги на 90% состоят из воды. Но иногда эти 10% полезной информации, поданной в нужный момент, могут неплохо выручить и сэкономить время на ошибках. Перед тем, как начать читать книгу, я прорабатываю её с GPT, совместно отвечаю на вопросы: что это за книга? что я уже знаю по теме? что еще хочу узнать? каким образом информация в книге может оказаться полезной?
На первый и последний вопрос GPT классно помогает ответить. Часто случается так, что книга мне просто не релевантна и уходит обратно на полку. => время на чтение сэкономлено :)
- По ходу чтения возникают куча вопросов. Раньше я помечал их на полях, в заметках и больше никогда не возвращался. Сейчас все эти вопросы я сразу задаю в ChatGPT и сразу получаю ответ. Примеры вопросов: про что пишет автор? что это значит? можешь привести примеры из моей жизни? как бы автор ответил на мой вопрос? какие еще идеи есть у автора? позови другого автора и представь, что они дискутируют на эту тему [моё любимое — сцеплять в диалогах Камю и Достоевского]
В общем, у каждой книги появляется как бы надстройка в виде GPT, в которой я могу «написать» автору и задать вопрос по почти любой книге.
- Саммаризация глав, которые кажутся неактуальными. Я сторонник подхода беглого чтения (скимминг — это когда внимательнее всего остального читаем первое и последнее предложение абзаца, начало главы, конец главы). Chat GPT классно помогает саммаризировать сразу несколько страниц, так и FOMO нет, и ничего важного точно не пропускаю из книги.
- Быстро вспомнить давно прочитанные книги и «поговорить» с автором. У меня есть кейс вспоминания основных идей из книги «Атомные привычки». Когда читал книгу — заметки вести ещё не умел, поэтому никаких конспектов не осталось. Мне хотелось углубить своё понимание механизма выработки привычек и я обратился в GPT с вопросом "Когда переставать трекать привычки? Дай мне ответ из книги "Атомные привычки», что думает автор?” . После этого я вообще периодически обращаюсь в GPT-ролям ("что бы ответил Джордан Петерсон? а Скотт Адамс? а Лев Толстой?).
Короче, я всё жду когда появится какая-нибудь интерактивная GPT-книга, где примеры будут генерироваться под контекст жизни читателя, а автору можно будет задать вопросы в цифрового двойника.
🤖 Вопросы к ментору/наставнику
И моё любимое — блок «всё остальное». Если коротко, я представляю, что в GPT у меня сидит целый офис сотрудников: менторы-эксперты почти по любой области жизни и работы, которые могут ответить на вопрос буквально за пару минут.
Просто перечислю списком кейсы последних нескольких месяцев:
- Проверь документ аренды квартиры на риски [роль риэлтора]
- Проверь мой текст на смыслы и ошибки [роль редактора]
- Как выстроить обучение основам продуктовой аналитики? [роль продуктового аналитика]
- Какая история фреймворка JTBD? [роль продуктового исследователя]
- Составь мне личный мини-курс по метал-музыке [роль учителя музыки? ]
- Как мне тут выстроить свой карьерный трек? [роль карьерного консультанта]
- Помоги мне поставить цели на год [роль коуча — про это будет отдельный большой следующий пост]
Тут сложно чем-то ограничить список. Просто рекомендую отправлять любой вопрос в GPT и смотреть что получится. И, конечно, не забывать давать в GPT как можно больше контекста о себе, о задаче.
Вывод?
Не хочется здесь много философствовать. Я часто слышу про то, что GPT не заменит учителей, а лишь даст ученикам новые возможности… Но для себя я принял непопулярное мнение: GPT действительно заменит учителей (менторов, наставников).
Просто не всех и точечно.
Например, если я понял, что знание сегодня программирование для меня just for fun — зачем мучить живого человека и покупать какие-то курсы? Дешевле и эффективнее спросить консультацию у AI, составить с ним небольшой план обучения и пройти вместе. А если уж захочу углубляться и делать это частью своей жизни — идти подготовленным к живому эксперту.
Там уже, конечно, важна энергия, эмоциональная поддержка, магия человеческого взаимодействия и всё такое. :)
Приглашаю присоединиться к обсуждению в комментариях: используете GPT в обучении? Что думаете про будущее системы образования? В каких EdTech сервисах уже классно встроили LLM?
Что почитать?
Я продолжаю верить в революцию в сфере образования с AI. Если вам также интересна сфера EdTech, рекомендую несколько каналов и авторов на тему образования и AI:
- д*ИИ*зайн Образования — мой первый канал про внедрение ИИ в сферу образования. У автора есть интересные выступления на ютубе.
- Образование, которое мы заслужили — это мой основной источник новостей про EdTech
- Канал Байрама Аннакова — у Байрама есть классный бот-цифровой двойник на основе постов, статей, лекций Байрама. Можно на практике попробовать цифрового ментора/учителя/наставника :)
- Ethat Molick - много статей про AI в образовании, но на английском.
А если вам интересно читать про управление знаниями и собой — я веду телеграм-канал. Буду рад вас там видеть.
Мои посты на тему:
Никита, спасибо! Хочется потом от тебя статью, как использовать AI для английского, прямо подробно и с инструкциями)
Кстати, пока я буду тянуть с такими статьями, рекомендую прям у GPT часто спрашивать "Как ты можешь мне ещё помочь"? Это - мой главный источник инструкций, лучше любых подборок промптов.
Присоединюсь к запросу!
да, нейросети можно использовать как репетитора просто капец как удобно, всегда свой личный советник
Какая щедрая статья! Спасибо огромное.
"Интерактивная GPT-книга, где примеры будут генерироваться под контекст жизни читателя" - это прям гениально!
А вообще все забрала и вдохновленная пошла думать про свои проекты с шайтан интеллектом.
Вопрос (возможно глупый): ИИ знает содержание всех книг чтоли?
Я думаю, авторские права не позволяют Open AI в него вгрузить содержание всех книг, но, с другой стороны - есть куча открытых обзоров книг, ссылок на книги, статей по книгам, на которых GPT учится. Поэтому в целом получить нормальный обзор на книгу можно и я этим пользуюсь :)
Я правильно понимаю, что можно даже не давать ему ссылку на подобный обзор, достаточно вбить название и автора книги?
Да, вполне. Но тут важно проверять чтобы особо не галлюцинировал: просить источники, проверять несколько раз. Я скорее использую как общий обзор и потом ухожу смотреть детали в саму книгу + авторы книг часто ходят на интервью, пишут блоги, в которых идеи из книг дублируются
по логике да, должны были загрузить по максиму, но поставить ограничения на использованеи некоторых, потому как этот чат - одни сплошные ограничения
На самом деле это известный факт, что никогда обучение с одним учителем на 25 человек, не сможет стать лучше и эффективнее чем персонализированное обучение 1 на 1 с преподавателем. Проблема в том как предоставить возможность персонализированного обучения как можно большему числу учеников. "Проблема двух сигм" это называется. Уверен, что нейросети наконец-то ее решат.
https://en.wikipedia.org/wiki/Bloom%27s_2_sigma_problem
Bloom's 2 sigma problem refers to the educational phenomenon that the average student tutored one-to-one using mastery learning techniques performed two standard deviations better than students educated in a classroom environmentХочется увидеть дискуссию Камю и Достоевского :)
Чего вы ходите вокруг да около?
Сразу спрашивайте у ИИ: где сейчас лежит мой миллион долларов стодолларовыми купюрами?
Что время то зря терять..
😂
Очень интересно) а ты когда спрашиваешь у chat про книгу, ты в него кидаешь этой книгой, или считается, что он в курсе, что там? Спасибо 🤗
Спасибо :) И так, и так. Для простых ответов на вопросы (дать обзор на книгу, понять, нужна она мне или нет, вспомнить какие-то тезисы) просто спрашиваю.
По сложным кейсам я прям прикрепляю pdf и прошу отвечать на вопросы из книги - тоже работает хорошо, получаю довольно точное саммари идей из книги
Никита, спасибо! Статья огонь как всегда! 👏👏👏
Я сам многое узнал благодаря онлайн-курсам, но эта идея использовать GPT для доп. поддержки вроде прикольная, можно и попробовать
Для меня GPT-4 оказался очень полезным помощником в изучении английского - но только после того, как я нашла хорошего преподавателя. Фидбек на одно и то же эссе у препода-человека и GPT-4 иногда довольно сильно отличается. GPT хорош для проверки грамматики и пунктуации, но он не очень полезен в плане проверки стилистики и структуры. Препод-человек тебе может сказать, что все правильно, но что ты звучишь неловко, неубедительно, неструктурировано. Почему-то даже структурированность ответа сетки считывают плохо.
Именно поэтому writing в международных тестах типа TOEFL до сих проверяется людьми, хотя они активно используют image recognition для детекции жульничества по видео.
Личный ИИ... Это мы уже в сайфае получается?