{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Мой судебный опыт борьбы с овербукингом на рейсах «Аэрофлота»

8 января 2019 года «Аэрофлот» отказался посадить меня и еще нескольких человек на рейс из Гаваны в Москву, объяснив это недостатком мест на борту.

Представитель компании на Кубе упорно отказывался называть ситуацию «овербукингом» и в доказательство показывал телеграмму, направленную из Москвы за два дня до этого. В ней говорилось о замене самолета на менее вместительный. Причин, из-за которых борт меняют, в тексте не было.

Через семь часов меня отправили в Москву рейсом Air France с пересадкой в Париже. Я подал судебный иск против «Аэрофлота», но по итогу процесса, длившегося в общей сложности год, мне удалось добиться выплаты менее 3000 рублей, из которых 1000 составила моральная компенсация, а оставшееся — штрафы, предусмотренные законом, и компенсация расходов на еду.

Правда, еще «Аэрофлот» компенсирует мои расходы на юриста, что не может не радовать. (Текст судебного решения Мосгорсуда в конце материала.)

Суд отказался признавать телеграмму «Аэрофлота» доказательством обоснованной замены борта на менее вместительный. В связи с этим суд назначил «Аэрофлоту» штраф за несвоевременную доставку меня в Москву в размере, внимание, 225 рублей.

Если проанализировать, как были устроены полеты «Аэрофлота» из Москвы в Гавану и обратно в 2017‑2018 году, можно увидеть, что компания просто не могла не прибегать к регулярной замене бортов.

По данным трекинг-сайта Flightradar24, все рейсы «Аэрофлота» в Гавану выполнялись пятью самолетами одинаковой модели: Airbus 330-200. Но особенность заключается в том, что компоновка у этих самолетов разная: только два из них имеют большое количество кресел (34 в бизнесе и 207 в экономе), а в трех самолетах на 12 кресел меньше (30 в бизнесе и 199 в экономе).

Каждый самолет в среднем летал в тот момент по 9–11 направлениям из Москвы. При этом 60% рейсов в Гавану в течение октября-января выполнялись бортами с меньшей компоновкой и лишь 40% — с большим количеством кресел.

Моя знакомая, работавшая в одной из российских авиакомпаний, говорит, что при разной компоновке бортов и таком количестве направлений невозможно спрогнозировать на несколько месяцев вперед, в какой компоновке будет выполняться тот или иной рейс в конкретный день.

При это свои билеты я покупал более чем за полгода до рейса и уже в момент покупки «Аэрофлот» предлагал выбрать места на борту.

Автор одного из самых популярных телеграм-каналов по гражданской авиации в России подтвердил мне, что российские авиакомпании в случае, когда на рейсе есть два типа компоновки, продают количество билетов на все рейсы исходя из максимально возможного количества кресел и «тем и живут».

Если на момент вылета рейсом в меньшей компоновке не все билеты распроданы или кто-то не явился, то мест хватит всем, а если возникает овербукинг, лишних пассажиров сажают на свободные места на рейсах компаний-партнеров.

Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.

Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают пять пассажиров, каждый из которых отдал за билеты $1000, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Я призываю всех подавать в суд на «Аэрофлот» в случае необоснованного отказа в посадке на рейс и привлекать максимальное общественное внимание к ситуации.

Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы. Для этого необходимо как изменение российского законодательства, так и большее внимание СМИ и пассажиров к данной проблеме.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
3216q114

1. Как авиакомпания зарабатывает на овербукинге ?
2. 21 век на дворе, овербукинг это стандарт, и любые попытки его запретить только делают отечественный компании менее конкурентными. (тут можно вспомнить, что секса в ссср нету, а также отличное высказывание майор Говарда Колвина про запрет на распития алкоголя)
3. Овербукинг надо легализовать, чтобы он был с человеческим лицом, а не запрещать.
4. Вы конечно вправе и дальше бороться с ветреными мельницами, но пользы это никому не принесет.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

1. Как авиакомпания зарабатывает на овербукинге ?
Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают 5 пассажиров, каждый из которых отдал за билеты тысячу долларов, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

Вы бы сразу написали, что вы хотите денег. Тогда надо не в суд призывать подавать на аэрофлот, а достучаться до тех кто у нас законодательством занимается, чтобы легализовали и установили четкие правила.  

Ответить
Развернуть ветку
Evgeni Nabokov

Хотеть денег — это не преступление.

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

Я этого и не утверждал. Лично у меня после прочтения статьи сложилось мнение, что автор против овербукинга. А не что он хочет компенсации. Также он не озвучил на какую суммы был иск. Может он миллион хотел.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

Ещё раз прочитайте мою публикацию. В ней четко написано, чего я хочу. И не надо желаемое выдавать за действительное.

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

1000$ пассажира в карман авиакомпании не падает, они также несут расходы на ваш перелёт.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

Да это уже другой вопрос, сколько ей падает после вычета расходов, налогов и тд. У меня нет ни цифр, ни желания это считать. Проблема в том, что вся 1000 долларов - это деньги пассажира.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

$1000 придумать почему-то не лень было, а когда спросили откуда цифра и почему не взяли расходы уже лень.

Так и скажите что 1к придумали, вопросов больше не будет

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Nacharov
Автор

1000 долларов - это стоимость конкретно моего билета. Одна пассажирка, которую со мной не посадили на тот рейс из Гаваны, только за билет в одну сторону заплатила больше 100к рублей. Не нужно выдавать желаемое за действительное. Надеюсь, вы понимаете, что я не бухгалтер «Аэрофлота» и использую те данные, которые есть?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

А Air France аэрофлоту бесплатно достался?

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.
Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

ну т.е. охуенный бизнес-план:
1. Открываем авиакомпанию
2. Сажаем всех пассажиров на рейсы компаний-партнеров
3. ...
4. Profit!

Вы реально считаете что бесплатно на 500к баксов в месяц можно выехать за счет других?

Ответить
Развернуть ветку
Vardan Balayan

Партнёр по альянсу skyteam

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ганьков

Насчет взаиморассчета с французами это ерунда, билет обычный коммерческий выкупается, фича в том что овербукинг на каждый рейс, а не только когда замена борта. Ибо по каждому направлению есть стата сколько в среднем не доходит людей на каждый рейс, соот. выхлоп флота в данном случае не один билет, а среднее кол-во паксов не дошедших до борта по разным причинам, из них пару человек самых кричащих отправят чужим бортом, некоторых в гостинку закинут, перед кем то просто извинятся)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Ну так все равно же пассажира отправляют другим рейсом. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

И пассажиру должно быть легче от этого? А если следующий рейс с местами через неделю будет? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

А если самолет упадет? Будет ли пассажиру легко в аду?
Это самолет, тут разное бывает. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko
  Будет ли пассажиру легко в аду?

Смотря как он славил Сатану

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда