Kupibilet и рейса нет: проблема возврата денег за отменённые рейсы
Эта фраза встречает вас на главной странице сайта kupibilet.ru, внушая уверенность в том, что сервис позволит вам без проблем долететь из точки А в точку Б. Но проблемы случаются.
Заранее прошу прощения за обилие цитат вначале, но они хорошо раскрывают суть дела, описанную ниже.
8 октября, чтобы вылететь в Москву из Самары по делам, я отправился покупать авиабилет на сайт aviasales.ru, агрегатор подобных предложений. В процессе подбора билетов туда и обратно Aviasales перенаправил меня на Kupibilet. Там я совершил покупку, получил подтверждение и успокоился. Но 9 октября российская авиакомпания Nordwind Airlines, «дочка» туроператора «Пегас Туристик», написала мне письмо:
Местом покупки билета был сайт kupibilet.ru. Я обратился в службу поддержки по почте privet.kupibilet.ru с формальной просьбой вернуть средства с единственной целью — чтобы моё обращение зафиксировали, и машина документооборота заработала:
11 октября (что не очень хорошо, потому что прошло два дня, а это авиабилеты, у которых есть некоторый срок актуальности) я получил ответ от Kupibilet:
Понимая, куда идёт разговор, я решил уточнить обоснование сервисного сбора:
На что получил ожидаемое обоснование, которое, тем не менее, оставило у меня вопрос о том, насколько обоснованы сам факт наличия такого сбора и право на него у Kupibipet:
Суть проблемы
Светлана была вежлива и обходительна. Она предоставила мне всё, что я попросил. И получилось, что я, по невнимательности, предоставил Kupibilet карт-бланш на удержание с меня сервисного сбора. Это приходится признать, потому что длинная оферта компании гласит:
Как вы можете заметить, оферта раскрывает обширный список сервисных сборов, которые дают компании заработать на том, что она держала ваши деньги в течение минут, часов, дней. В моём случае, я должен заплатить за хранение своих денег тысячу рублей за два дня. За те же деньги я могу на месяц арендовать банковскую ячейку в одном из крупных банков России.
Мне не была оказана услуга, а за возврат средств из-за её неоказания я, в данном случае, должен заплатить тысячу рублей, не считая сбора платёжной системы. На мой взгляд, данная оферта предоставляет сервису Kupibilet свободу реализации схемы, в которой, при сговоре авиакомпании и сервиса, вы можете купить билет, после чего авиакомпания отменит рейс, а сервис и, возможно, авиакомпания, заработают на воздухе между фактом оплаты и возврата средств на ваш счёт.
Стоит оценить иронию сочетания воздуха и денег в этой ситуации.
Способ решения
Я не захотел платить Kupibilet сервисный сбор — это моё право и мнение. Вместо этого, поняв бесперспективность обращения с такой позицией к сервису, а также к Aviasales как агрегатору и сразу открестившейся от меня авиакомпании, я написал заявление на возвратный платёж или чарджбек в Сбер, со счёта которого осуществил оплату билетов. Пришлось полчаса бороться с робоконсультантом и перезванивать из-за сброшенного звонка, но вежливый консультант помог. А в приложении банка поступило сообщение:
Чарджбэк (англ. chargeback) — это процесс оспаривания банком операции по карте, произведённой держателем в торговой точке (например, интернет-магазине).
В иной формулировке, это вид императивной гражданской ответственности банков и других финансовых организаций за факт поставки, которая возлагается на них международными платежными системами. Процедура опротестования транзакции банком-эмитентом (в целях защиты прав плательщика), при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя (банка-эквайера) и возвращается плательщику, после чего обязанность доказательства истинности транзакции возлагается на получателя.
На момент публикации статьи я не успел получить ответ от Сбера по применимости чарджбека. Но сообщу о результатах в комментарии.
Для чего мне эта статья
Этой статьёй я хочу предостеречь пользователей Kupibilet и подобных сервисов от беззаботного приобретения авиабилетов. Мне, как и многим моим друзьям, среди обилия интернет сервисов с офертами, на которые, при вдумчивом чтении, надо тратить часы в день, свойственно принимать их с пониженным вниманием. И это проблема утопающих.
Но сервисы должны учитывать, что в результате даже легальных действий они могут стать фигурантами таких статей или юридических разбирательств, связанных с обоснованностью принимаемых ими решений по монетизации.
Мне также хотелось бы предложить людям с похожими проблемами решение в виде чарджбэка, который я протестирую на себе, сообщив о результатах в комментарии.
Буду признателен, если юристы, представители Kupibilet или другие квалифицированные люди в комментариях предоставят обоснованную критику моей и любой другой позиции упомянутых в статье лиц. Я обязательно разберусь в ситуации — и не исключено, что заплачу ставший предметом разногласий сбор, если иное не предусматривают политики компаний или законы России.
А вы, уважаемые читатели, будьте внимательны и отстаивайте свои права.
Дополнение по результатам чарджбэка
Финал истории поможет вам сэкономить время и нервы.
Сотрудник Сбербанка в срок, 2 декабря, вышел со мной на связь по телефону и сообщил о результатах обращения банка по чарджбэку в банк-эквайер Тинькофф, который, очевидно, провёл проверку Kupibilet.
В результате мне не вернули комиссию, но вернули остальные деньги за её вычетом. Проверка, по словам специалиста Сбербанка, выявила, что я сам согласился на условия заказа.
Действительно: как я пояснил выше, я этого не отрицаю. Я отрицаю лишь справедливость наличия в условиях Kupibilet такой комиссии и подозреваю сговор Kupibilet с авиакомпанией Nordwind Airlines, которая самоустранилась из решения вопроса в первом же письме об отмене рейса.
Предлагаю вам три вывода:
- Читайте условия использования сервисов
- Имейте в виду всё вышеописанное, если решили обратиться в Kupibilet или Nordwind Airlines. Вас может ждать неожиданная комиссия
- Не ждите возврата комиссии по чарджбэку, но делайте его, потому что каждый такой случай является прецедентом для банков и проблемой для Kupibilet, которая не собирается упускать возможность заработать без оказания услуг
- Сумму за вычетом комиссии вам всё-таки вернут
Вновь приглашаю к диалогу юристов, которые могут дать правовую оценку комиссии и действий Kupibilet — в том числе для судебной претензии.
Я также благодарен десяткам людей, которые в комментариях и личных сообщениях выразили солидарность со мной в данном вопросе, попав в аналогичные ситуации.
Не могли бы вы скинуть образец заявления на чарджбек, потому что действительно, не к чему придраться. Тоже попался на удочку купибилет.
Мы же не просим обратно деньги за визовый сбор, когда нам отказывают в не предоставлении, здесь так же, услуга не произошла, сбор не возвратен.
Нет никакого образца заявления, каждый банк составляет по своему.
"Мы же не просим обратно деньги за визовый сбор..."
Вы сейчас путаете теплое с мягким. Непредоставление визы - это отношения между вами и консульством, вы на них прямо влияете (не принесли документы, не правильно оформили и прочее). Вам не отказывают в визе США, потому что в Сиднее идет дождь.
Кроме того. В соответствии с Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 отмена рейса признается вынужденным отказом пассажира от перевозки. А в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. N 155 в случае вынужденного отказа от перевозки пассажиру возвращается вся сумма.
@Купибилет как агенты обязаны выполнять эти Приказы, и они прекрасно понимают, что их оферта составлена довольно.... коряво (скажем так), поэтому требуют с клиента свои сборы вперед, а только потом возвращают всю сумму за билет.
Отказ в визе очень часто происходит без объяснения причин, мне кажется это схожая ситуация.С ваших слов я могу сделать вывод, что в отличии от Консульства, «Купибилет» создали свой договор оферты противоречащий Приказу Правительства.
Вообще не схожая. Похожие ситуации:
1. Купили в Пятерочке колбасу за 1000 рублей, пришли домой, а она тухлая. Принесли обратно, а в Пятере говорят - хм, да, действительно, поставщик гавно прислал, вот вам обратно 300 рублей, а 700 рублей - это на зарплату нашему кассиру и грузчику.
2. В мебельном магазине купили диван за 50000 рублей. А фабрика сгорела. Вам звонят из магаза и говорят - диванов больше нет и не будет. Вот вам вам 35000 обратно, а остальное ушло на аренду квартиры нашему директору в Амстердаме.
Чувствуете разницу?