«МегаФон» потребовал копию паспорта под угрозой блокировки услуг связи
Сегодня 19 декабря 2020 Мегафон посредством смс-сообщения и в личном кабинете сообщил, что мои персональные данные не прошли автоматическую проверку. В связи с чем, Мегафон требует под угрозой приостановки услуг связи представить корректные паспортные данные, согласно закону «О связи» до 18.01.2021.
Одним из способов, которым предлагается предоставить сведения, является заполнение формы в личном кабинете на сайте Мегафона
Как видно, предлагается, помимо заполнения данных, приложить копию паспорта в виде изображения. При чем, помимо ручного заполнения формы, есть возможность дать доступ Мегафону к необходимым данным на портале Госуслуг. Казалось бы, в этом случае не нужно прилагать копию паспорта. Но нет - интеграция с Госуслугами просто не работает - Мегафон после получения доступа сообщает, что произошла ошибка при обмене данными и предлагает все ту же форму с безальтернативным требованием предоставить копию паспорта.
Как утверждается все это делается в связи с изменениями внесенными в закон "О связи". Но ни в законе "О связи", ни Гражданском кодексе, который регулирует договорное право, нет требования к абоненту предоставить оператору копию паспорта. Предоставить паспортные данные - да. Копию паспорта - нет!
Угроза блокировки связи и безапелляционная наглость, с которой Мегафон, пытается заставить абонентов делиться информацией, которая априорно является избыточной и с точки зрения закона, и с точки зрения договора, наводит на мысль о попытке Мегафона использовать эти данные с целях не имеющих ничего общего с оказанием услуг связи.
Представители Мегафона, прокомментируйте, на каком основании вы требуете копию паспорта?
Update: Кто не верит в утечку копий паспортов из Мегафона предлагаю проследовать на оф.сайт и открыть документ под названием "Политика конфеденциальности". Утечки законны и с согласия абонента. Для экономии времени процитирую нужный абзац политики:
Пользуясь Сайтом, в том числе при заполнении веб-форм на Сайте, Посетитель Сайта соглашается на получение рекламы, а также использование сведений о нем в целях продвижения товаров работ услуг Оператора и третьих лиц, в том числе путем осуществления прямых контактов с Абонентом с помощью средств связи.
Копию паспорта само собой предлагается загрузить через такую веб-форму.
Update2: Функционал подтверждения через Госуслуги заработал. Копия паспорта при таком подтверждении не требуется. Интересно, что после разрешения Мегафону доступа к персональным данным на Госуслугах, запрос о подтверждении данных пропал из личных кабинетов всех моих мегафоновских симкарт. Т.е. вероятно при входе в ЛК Мегафон автоматом пытается сделать запрос на Госуслуги и если разрешения для Мегафона там нет, рисует плашку о том что дескать ваши данные не прошли автоматическую проверку.
Скорее всего, после успешного подтверждения, следующий запрос на Госуслуги от Мегафона будет через пару-тройку месяцев.
Вставлю свои 5 копеек. По роду своей деятельности компания является корпоративным клиентом всех операторов РФ, в портфеле около 6 тысяч номеров. В месяц примерно 2-3% текучка номеров - блокируются и подключаются новые.
Естественно, ввод персональных данных конечных пользователей тоже нас касается.
Операторы предусмотрели массовую загрузку данных. Но отнюдь, это такой огромный геморрой - вести постоянный актуальный учёт ПД сотрудников. В интерфейсе ЛК всегда висят сообщения - обновите, актуализируйте и т.д.
Теперь 2 важных момента:
1. Со стороны абонента. Вот представьте себе, что будет если номер или лицевой счёт заблокируют, если не ввели ПД абонента? Оператор будет взъебучен по полной программе и скорей всего с дальнейшей портацией номеров в конкуренту. Да, они спамят, да, постоянно напоминают, но НИ ОДИН оператор НЕ ЗАБЛОКИРУЕТ услуги. Вы ввели ПД при заключении договора, этого достаточно.
2. Со стороны оператора. Мы постоянно тесно общаемся с операторами. Ни один не блокирует услуги, если на то нет причины. Причина может быть только одна - запрос или проверка МВД. В этом случае, со слов оператора, придет дополнительное уведомление, что чувак, надо заполнить ПД.
Вывод к топикстартеру на размышление:
- либо по вашему номеру был запрос МВД, и Вам лучше бы занести ПД, самому ввести, через госуслуги, копия, оригинал, в офис приехать - не важно
- либо это актуализация со стороны оператора. Это можно смело игнорить. Но здесь Вы испытываете судьбу, т.к. Вы явно не узнаете причину такого запроса. Но заблокируют, внесёте данные - разблокируют. Они же тоже это не по своей воле делают
Вопрос не в том, почему требуют. Вопрос в том, КАК требуют и КАК РАСПРЕДЯТСЯ вашими данными после получения.
Кстати, вы вот описываете ситуацию как работодатель. А вы получили у сотрудников разрешение на обработку их данных и передачу их третьим лицам? Хотя конечно это формальность, сотрудники - люди подневольные, но все-таки есть такое разрешение?
Согласно абз.6 п.1 ст.44 ФЗ «О связи» оператор может проверить данные одним из следующих способов:
- при предъявлении паспорта
- используя «Единую систему идентификации и аутентификации...»
- используя усиленную квалифицированную электронную подпись
- используя Единый портал госулуг и иные инфомационные системы, доступные в порядке межведомственного взаимодействия (при наличии подключения к ним)
По поводу сбора ПД, да, мы получаем согласие от сотрудников.
Вы живёте в стране, где за каждый чих нужно показать паспорт, не говоря уже о косвенной идентификации гражданина.
Вот и я о том - в законе «О связи» нет требования к абоненту передать оператору копию паспорта.