{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

«МегаФон» потребовал копию паспорта под угрозой блокировки услуг связи

Сегодня 19 декабря 2020 Мегафон посредством смс-сообщения и в личном кабинете сообщил, что мои персональные данные не прошли автоматическую проверку. В связи с чем, Мегафон требует под угрозой приостановки услуг связи представить корректные паспортные данные, согласно закону «О связи» до 18.01.2021.

Одним из способов, которым предлагается предоставить сведения, является заполнение формы в личном кабинете на сайте Мегафона

Форма для предоставления данных

Как видно, предлагается, помимо заполнения данных, приложить копию паспорта в виде изображения. При чем, помимо ручного заполнения формы, есть возможность дать доступ Мегафону к необходимым данным на портале Госуслуг. Казалось бы, в этом случае не нужно прилагать копию паспорта. Но нет - интеграция с Госуслугами просто не работает - Мегафон после получения доступа сообщает, что произошла ошибка при обмене данными и предлагает все ту же форму с безальтернативным требованием предоставить копию паспорта.

Как утверждается все это делается в связи с изменениями внесенными в закон "О связи". Но ни в законе "О связи", ни Гражданском кодексе, который регулирует договорное право, нет требования к абоненту предоставить оператору копию паспорта. Предоставить паспортные данные - да. Копию паспорта - нет!

Угроза блокировки связи и безапелляционная наглость, с которой Мегафон, пытается заставить абонентов делиться информацией, которая априорно является избыточной и с точки зрения закона, и с точки зрения договора, наводит на мысль о попытке Мегафона использовать эти данные с целях не имеющих ничего общего с оказанием услуг связи.

Представители Мегафона, прокомментируйте, на каком основании вы требуете копию паспорта?

Update: Кто не верит в утечку копий паспортов из Мегафона предлагаю проследовать на оф.сайт и открыть документ под названием "Политика конфеденциальности". Утечки законны и с согласия абонента. Для экономии времени процитирую нужный абзац политики:

Пользуясь Сайтом, в том числе при заполнении веб-форм на Сайте, Посетитель Сайта соглашается на получение рекламы, а также использование сведений о нем в целях продвижения товаров работ услуг Оператора и третьих лиц, в том числе путем осуществления прямых контактов с Абонентом с помощью средств связи.

Копию паспорта само собой предлагается загрузить через такую веб-форму.

Update2: Функционал подтверждения через Госуслуги заработал. Копия паспорта при таком подтверждении не требуется. Интересно, что после разрешения Мегафону доступа к персональным данным на Госуслугах, запрос о подтверждении данных пропал из личных кабинетов всех моих мегафоновских симкарт. Т.е. вероятно при входе в ЛК Мегафон автоматом пытается сделать запрос на Госуслуги и если разрешения для Мегафона там нет, рисует плашку о том что дескать ваши данные не прошли автоматическую проверку.

Скорее всего, после успешного подтверждения, следующий запрос на Госуслуги от Мегафона будет через пару-тройку месяцев.

0
155 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Баскус

Вставлю свои 5 копеек. По роду своей деятельности компания является корпоративным клиентом всех операторов РФ, в портфеле около 6 тысяч номеров. В месяц примерно 2-3% текучка номеров - блокируются и подключаются новые.
Естественно, ввод персональных данных конечных пользователей тоже нас касается.
Операторы предусмотрели массовую загрузку данных. Но отнюдь, это такой огромный геморрой - вести постоянный актуальный учёт ПД сотрудников. В интерфейсе ЛК всегда висят сообщения - обновите, актуализируйте и т.д.
Теперь 2 важных момента:
1. Со стороны абонента. Вот представьте себе, что будет если номер или лицевой счёт заблокируют, если не ввели ПД абонента? Оператор будет взъебучен по полной программе и скорей всего с дальнейшей портацией номеров в конкуренту. Да, они спамят, да, постоянно напоминают, но НИ ОДИН оператор НЕ ЗАБЛОКИРУЕТ услуги. Вы ввели ПД при заключении договора, этого достаточно.
2. Со стороны оператора. Мы постоянно тесно общаемся с операторами. Ни один не блокирует услуги, если на то нет причины. Причина может быть только одна - запрос или проверка МВД. В этом случае, со слов оператора, придет дополнительное уведомление, что чувак, надо заполнить ПД.
Вывод к топикстартеру на размышление:
- либо по вашему номеру был запрос МВД, и Вам лучше бы занести ПД, самому ввести, через госуслуги, копия, оригинал, в офис приехать - не важно
- либо это актуализация со стороны оператора. Это можно смело игнорить. Но здесь Вы испытываете судьбу, т.к. Вы явно не узнаете причину такого запроса. Но заблокируют, внесёте данные - разблокируют. Они же тоже это не по своей воле делают

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет
Автор

Вопрос не в том, почему требуют. Вопрос в том, КАК требуют и КАК РАСПРЕДЯТСЯ вашими данными после получения.
Кстати, вы вот описываете ситуацию как работодатель. А вы получили у сотрудников разрешение на обработку их данных и передачу их третьим лицам? Хотя конечно это формальность, сотрудники - люди подневольные, но все-таки есть такое разрешение?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Баскус

Согласно абз.6 п.1 ст.44 ФЗ «О связи» оператор может проверить данные одним из следующих способов:
- при предъявлении паспорта
- используя «Единую систему идентификации и аутентификации...»
- используя усиленную квалифицированную электронную подпись
- используя Единый портал госулуг и иные инфомационные системы, доступные в порядке межведомственного взаимодействия (при наличии подключения к ним)

По поводу сбора ПД, да, мы получаем согласие от сотрудников.

Вы живёте в стране, где за каждый чих нужно показать паспорт, не говоря уже о косвенной идентификации гражданина.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет
Автор

Вот и я о том - в законе «О связи» нет требования к абоненту передать оператору копию паспорта.

Ответить
Развернуть ветку
152 комментария
Раскрывать всегда