{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Иллюзия выбора в «Яндекс.Еде»: нашёл в сервисе клоны ресторанов с одинаковыми адресами, ИП и блюдами

Все началось с двух подозрительных ресторанов, которые я заметил полгода назад. Меню у них были одинаковые, ИП и адрес тоже. Я бы на них и не обратил внимания, если бы не тот факт, что один из этих ресторанов, из которых я сделал заказ, вез заказ 2,5 часа(!) вместо обещанных 30 минут в карточке товара.

Обратился тогда в поддержку, описал свои подозрения да и забыл потом про это. Кстати говоря, те оба ресторана так и продолжили висеть в списке ресторанов. Только вот у одного из этих ресторанов сменился ИП и адрес. Странно: )

И вот, в ночь с 16-ого на 17-ое февраля, захотелось мне попробовать чего-нибудь нового и я полез искать рестораны, из которых я хочу заказать себе поесть.

После «серфинга» по меню разных ресторанов, я начал обращать внимания на позиции товаров и фото, которые уж очень подозрительно были похожи.

Самое запоминающиеся позиции:

И это далеко не все! Таких позиций почти 90% всего меню. Эти мне больше всего запомнились и по ним стало легко определять клонов. Ох уж это многострадальная котлета и утиная ножка…

Сначала я нашел одинаковое меню в 4 ресторанах. Да-да, 2 из 4 ресторанов это те же самые рестораны, на которые я обратил внимание полгода назад.

Созвонился с поддержкой, сказали, что глянут, после нескольких минут ожидания — сказали, что если рестораны под одним ИП, при этом готовят разную кухню — нарушений нет. Да, кухня у ресторанов указана разная, НО меню-то идентичное! Вроде как заявку куда-то отправили, но сказали что еще нужно продублировать на почту. Ладно, подумал я, придется писать на почту и ждать ответа несколько дней. Тут мне в голову пришла интересная мысль. А что если таких ресторанов далеко не 4? Сколько их? Если в ночное время по моему адресу доступно более 40(!) ресторанов.

И вот тут мы подходим к очень интересному повороту событий.

Нет смысла таить интригу, ведь если бы таких ресторанов было всего 4, то и статью не было бы смысла писать, верно?

Я нашел 45 ресторанов, которые по моему скромному мнению являются клонами! 45 ресторанов!

Я просто не мог поверить в это. Модерация ресторанов вообще существует или нет? Как можно было такое допустить?

И я на 100% уверен, что 45 ресторанов — это не потолок! Таких ресторанов однозначно больше и намного больше. В «новинках» почти каждый ресторан — клон! Я решил составить табличку из тех ресторанов, которые на мой взгляд показались подозрительными.

Вот что получилось:

Первая часть документа
Вторая часть

По моему мнению, количество реальных ресторанов из этой таблицы — примерно 3 или 4.

Так же хочу напомнить, что вся информация взять из открытых источников. Большая часть информации взята из карточек ресторанов в Яндекс.Еде.

Пойдем по порядку.

ИП Шамановский Владимир Васильевич, ООО селена, ООО СИВИ, ООО журавли — эти все один(или два) ресторана. Подчеркну, что это по моему мнению, так как совпадения уж слишком подозрительны.

Сразу привлекает внимания два адреса — Невский проспек, 88 и Невский проспект 106.

Знаете, что находится по этим адресам? Гуглим.

Находится там ресторан «Мама На Даче».

Интересно, думаешь ты.

Хорошо, а посмотрим меню.

Ох уж эта утиная ножка, на которой другая цветокоррекция. Подчеркну, что это не только две позиции совпадают, а гораздо больше. Чтобы статья не состояла из одних скриншотов, в примерах буду приводить более частые случаи.

Я так же сделал PDF-ки всех 45 этих ресторанов(PDF-ки были сделаны в ночь с 16-ого на 17-ое декабря. Вес их почти 1ГБ). Для всех неравнодушных — пишите на почту [email protected], я предоставлю оригинальные PDF-файлы и оригинальную таблицу из статьи выше.

Так вот, в таблице видны два адреса — один из карточки товара, а другой из URL-страницы. Видите, что у некоторых ресторанов они отличаются? Мне кажется, что в URL сохранился оригинальный адрес ресторана, который заполнялся при регистрации, а потом его изменили.

Хотите еще интересный факт, доказывающий связь ресторанов?

В моей таблице самый последний ресторанов Viva Italia. Таблицу я составлял ночью, а на момент написания статьи решил перейти на страницу ресторана по ссылке и проверить еще раз меню.

Переходим.

Генацвале №1, стоп! ЧТО?!

Смотрим на название ресторана и на URL (за день ресторан сменил название зачем-то, при этом ИП и адрес остался тот же.)

Внимательный читатель заметит, что такое необычное название уже встречалось в таблице и окажется прав.

Такой ресторан уже был в 13-ой строке таблицы. ООО «журавли» и адрес Невский проспект 104.

Кстати говоря, на момент написания статьи (вечер 17-ого февраля) — 21 ресторан из таблицы перестали существовать в Яндекс.еде или прекратили доставлять по моему адресу. А ночью они еще были на месте: )

То ли после моего ночного звонка в поддержку они начали проверку ресторанов, то ли еще что. Я так же час назад направил письмо в поддержку Яндекса по поводу этой ситуации.

Надеюсь на оперативный ответ и на такое же оперативное решение этой проблемы.

Думаю, что пропажа 21-ого ресторана это знак того, что Яндекс начал бороться с этим.

Эти все рестораны привлекаются внимание еще тем, что доставка у всех «примерно 30 минут», платная доставка(обычно 250₽ от опр.суммы) и доставка не курьерами Яндекса, а собственными курьерами «ресторанов».

Так вот, есть еще второй ИП — Доделов Александр Александрович. И на его ИП 4 ресторана. Рекорд все равно пока за Шамановским Владимиром — на его имя 12 ресторанов и еще СИВИ, СЕЛЕНА и ЖУРАВЛИ, таким образом сумма 17+12 и всего 29 ресторанов, которые скорее всего являются клонами ресторана «Мама На Даче» и возят еду именно оттуда.

Вот так и выходит, что ты хочешь кушать, ищешь откуда заказать, смотришь разные рестораны, а выходит так, что заказываешь все равно из одного места. Зато какой выбор ресторанов в списке! Больше 50!

Для чего я пишу эту статью? Я хочу привлечь внимание к этой проблеме.

Хочу, чтобы не было клонирования ресторанов в Яндекс.Еде.

И конечно же, чтобы Яндекс принял во внимание такую проблему и начал более тщательную модерацию ресторанов.

Эти 45 ресторанов далеко не все, я на 100% в этом уверен. Но, к сожалению, у меня нет столько сил и времени, чтобы проверить абсолютно каждый ресторан, который доставляет по моему адресу и нет возможности детально сравнить каждое меню.

Кстати говоря, для статьи я хотел соединить все менюшки 45-ти ресторанов, но, у меня крашнулся фотошоп(так как размер файла вышел больше 15гб.т.к. все менюшки в высоком разрешении) и работа была утеряна, к сожалению.

А тебя, дорогой читатель, призываю быть более внимательным и незамедлительно сообщать о клонах в поддержку Яндекса.

Это ситуация не норма!

И да, еще раз повторюсь, те малочисленные примеры одинаковых блюд, которые я привел здесь в статье — это не потолок. Меню совпадает более чем на 70-80%, если не на все 100%. Обычно названия блюд другие, фото либо такое же, либо обрезанное, либо с другим цветокорром, либо какое-то другое фото. Это не может быть простым совпадением.

0
296 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Соколов

@Яндекс возьмите этого человека на работу(хотя бы промокод дайте на хавчик, а то человек такую колоссальную работу сделал) 

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kastov
Автор

В поддержке, когда ночью звонил им во второй раз старший специалист выписал промо на скидку 20%)))

Ответить
Развернуть ветку
Shukhrat Makhsudov

Что называется: поработал "за еду"

Ответить
Развернуть ветку
Хинкальная CITY

Ваш анализ бесценен! Выписываем АВТОРУ 5к! В прямом смысле этого слова. 
Даём вам 5000 бонусных рублей, просто хочется вас поблагодарить!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Yuryev

Прорывы и открытия только нудные люди и делают. Для эмоций (которые никак эволюционно не передаются в поколения) существуют клоуны и прочие весельчаки.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Автор ТРИЗ прямо и заявляет, что изобретения — это про нудных, упорных/упоротых чуваков.

Ответить
Развернуть ветку
Чипиров Заур

Тоже об этом подумал 😅

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Такой народ бояться при заказе. Они выедают мозги черпаком и до последней капли.)) Но несут свою пользу.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

20% мало за такую работу.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Чернов

Пусть промо на год дадут))

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

Поздравляю с такой замечательной сделкой в плане купона! Если на 500р закажешь это ж целых 100р экономия! От своей душноты мало того что накатал жалобу на нормальных людей, да и ещё и огласке придал, чтобы лучше зашло. 

Если уж такой умный и любишь разоблачения на публику выносить, то надо иметь хотя бы базовые знания об этом рынке. Агрегаторы забирают всю маржу с продаж у этих доставок. Игнорировать их невозможно поскольку они переломали рынок своими акциями и скидками. Что им остаётся? Они подстраиваются как могут. В чём они тебя обманули? Ну один и тот же ИП, но и что с того если блюда разные?   

Посмотрел бы я с каким усердием ты грёб на галере, если бы между тобой и работодателем было приложение, которое забирало бы 80% твоего заработка, а работодатель хотел бы только через него работать. Ну вот так: работаешь 5 дней, получаешь как за 1. И уволиться не можешь - здорово бы было, правда? Да, ты бы наверное принял это как данность и не пытался ничего с этим сделать!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kurilov
Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Parkhomenko

Поясните, пожалуйста, каким образом создание множества клонов помогает бороться с агрегатором и его маржой? Тут больше похоже на не совсем честную борьбу с конкурентами и введение в заблуждение пользователей. Это как если бы в приводимой вами ситуации с галерой, гребец не решал бы свои проблемы с хозяином галеры, а начал бы воровать еду и прочие ништяки у других гребцов.

Ответить
Развернуть ветку
MKL13666

Рыбак оправдывает рыбака. Эх, классика... 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

Рыбак, во всяком случае, понимает в рыбалке в сравнении с теми кто с берега делает "великие" открытия )
Хорошая маржинальность этих бизнесов 14-15%. Простой пример: при заказе на 1000р чистая прибыль с этого заказа +-150р. Куда деть комиссию агрегатора если заказ пришёл оттуда? Получается, что нужно либо снизить качество, либо вес уменьшить, либо цену увеличить, либо скорость доставки снизить.  Поэтому, имея этот набор из плохих вариантов на руках, владельцы таких бизнесов крутятся как могут. В т.ч. размещают несколько контор в агрегаторах, чтобы добрать объёмом продаж. Они не от хорошей жизни это делают и не чтобы автора обмануть, а потому что как раз такие как автор заказывают через агрегаторы оставляя норм заведения с копеечным заработком. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ковалев

Это проблема самих заведений, но никак не клиента. Если заведения решают проблему только таким путем( обманывая платформу), то должны быть готовы нести за это наказание.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

Проблемой клиента это становится когда некогда хорошее и проверенное заведение привезёт вместо вкусного блюда нечто отдалённо напоминающее еду. Потому что управляющий подсчитает и решит, что выгоднее теперь доставлять говно вместо качества. И вот лично ты, Андрей Ковалёв, будешь жаловаться как потерпевший в этот момент, писать отзывы и 0 звёздочек ставить, но наказание в виде испорченного ужина понесёшь ты ) Рыночек так порешает, ничего не поделаешь....   

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ковалев

Нет, плохая еда - это проблема ресторана. Я то поставлю 0 баллов(заслужено кстати) и закажу в другом месте. А заведение с гавеной едой разориться на фоне конкуренции. И да если для управленца ресторана, вместо ребрендинга или работы над рецептурой единственный способ сэкономить - кидать платформу и кормить гавном клиентов то я только рад что яндекс таких банит

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

В упор игнорируешь то, что если любое заведение не будет зарабатывать, то везде будет говёная еда (ну либо они просто альтруисты и хотят бесплатно работать). Нет таких управляющих или собственников, кто при нормальном ценнике, быстрой доставке, хорошем качестве и комиссиях агрегаторов будет прибыль показывать.  А зарабатывают с агрегаторами как раз говноделы с чёрных кухонь, рентабельностью блюда в 40% благодаря самым дешёвым ингредиентам, и с акциями на первой странице. Да, один раз закажешь и больше не будешь, их заминусуют, но разово покупать у них всё равно будут из-за акций. Яндекс или DC не забанит т.к. если доставляют, то нарушений нет. Если считаешь, что это нормальная ситуация и так рыночек порешал, то это твоё право, всё равно мне не переубедить тебя.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ростовский

Не разорится, или разорится, но не поэтому, а другое заведение в этих условиях сделает также. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ростовский

Проблема ресторана очень легко превращается а проблему клиента, поскольку клиент он маленький, а агрегатор большой. И всем насрать на отзывы, статьи и разоблачения клиента. 

Ответить
Развернуть ветку
MKL13666

Один ресторан делает клоны с тем же меню для того, чтобы занять информ. пространство. Т.е. пытается бороться за клиентов экстенсимными методами, а не интенсивными - улучшением качества продукции, сервиса. Так уж вышло, что, очевидно, на мультоводство есть запрет в правилах размещения агрегатора. "Закон суров, но это закон", так ведь говорят. Нельзя оправдывать нарушение законов, правил для кого-то, потому что он бедный и несчастный. Почитай про теорию разбитых окон.
И с позиции клиента это выглядит как чистейшее жульничество: допустим мне не понравилось, как готовят говяжьи анycы в одном ресторане. Я хочу попробовать заказать их в другом, благо выбор позволяет. Но что по факту я получу? 
Кстати, это же касается и Яндекс Директа - если обнаружится, что ты рекламируешь свою компанию в виде двух разных сайтов по общим ключам, то там произведут т.н. "склейку доменов" и в рекламной выдаче оставят только один (я сам лично 2 раза писал жалобы). 
Скажешь, это свободный рынок и каждый воротит как может? Все так и есть: Яндекс заботится о престиже своего агрегатора и не хочет, чтобы его превращали в помойку.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ковалев

Господин ресторатор, не бомбите. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Frolov

А кто мешает работать через другого агрегатора или вообще через свой сайт?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

На рынке агрегаторов олигополия. Есть 1 и 2. В другом тоже самое только с боку.  Мешает то, что они устраивают ценовой демпинг. Никто не будет покупать через мой, твой, их, чей угодно сайт когда агрегатор шлёт купоны -20% -30% и привязывает людей к себе в т.ч. через подписки. То есть, работать через себя ты можешь, будешь даже продавать кому-то... Это требует вложений (сайт, директ, SEO, фото), а обороты через свой сайт при этом снижаются потому что идут в агрегаторы. И когда агрегаторы твоих же клиентов будут пропускать через себя, то ты ничего не сможешь противопоставить кроме как пытаться хакнуть систему в т.ч. способом приведённым в статье.  

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Frolov

Если кухня достойная и узнаваемая, на агрегаторах не выставлена, то клиенты будут покупать на сайте

Ответить
Развернуть ветку
Arsenii Kirsanov

Это миф, которым болеют в тч много ресторанов, думаю что они посидят на агрегаторе, потом уведут себе клиентов. На практике после ухода их клиентская база почти полностью растекается по остальным оставшимся. Так отчасти справедливо разве что для единичных топовых брендов, которых по пальцам одной руки. Большинство клиентов приходит не в конкретный ресторан, а в сервис и инфраструктуру, по аналогии с торговыми центрами. Про случаи когда у ресторана нет своей доставки и говорить нечего. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Коля Пивоваров

Может ещё к награде представить,вместе с Юркиссом?

Ответить
Развернуть ветку
293 комментария
Раскрывать всегда